Новое в документах
25 ноября 2024 1629.3 Кб
25 ноября 2024 1637.24 Кб
О внесении изменений в статью 4 Закона Забайкальского края "О налоге на имущество организаций»
22 ноября 2024 3278.27 Кб
22 ноября 2024 4200.45 Кб
21 ноября 2024 4666.14 Кб
Утверждены решением Комитета
Государственной Думы по
региональной политике и проблемам
Севера и Дальнего Востока
№ 59/4 от 22 мая 2014 года
РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему «Проблемы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Дальнего Востока и Сибири (на примере Забайкальского края)»
г. Чита 25 апреля 2014 года
Участники «круглого стола» - депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти. Законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эксперты, всесторонне обсудив вопросы современного состояния и перспектив совершенствования законодательного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Дальнего Востока и Сибири (на примере Забайкальского края), отмечают следующее.
Агропромышленный комплекс - один из социально значимых и системообразующих секторов экономики Забайкальского края. В настоящее время существует проблема возникновения экономической зависимости от соседства с Китайской Народной Республикой. Так, например, рынок продовольствия, особенно овощей и фруктов, более чем на 50% формируется за счет китайского экспорта. Обувь, одежда, мебель, стройматериалы, электротовары - также преимущественно китайские. Запаздывание Российской Федерации в восточной политике ставит ее в положение защищающейся или догоняющей стороны. Это является следствием объективного процесса, ведь стоимость производства на территории Китая составляет ЗСМЮ% от себестоимости тех же товаров, производимых в России: налоги ниже, электроэнергия и рабочая сила дешевле.
Низкая конкурентоспособность регионального агропромышленного комплекса во многом обусловлена природно-климатическими условиями и географическим расположением:
земледельческая территория относится в основном к ареалу пониженной биологической активности, значительная ее часть характеризуется умеренно¬влажным и холодным климатом. Биоклиматический потенциал плодородия почв Забайкальского края значительно ниже, чем в европейской части России, соответственно для получения единицы сельскохозяйственной продукции требуется больше энергозатрат;
регион расположен в зоне рискованного земледелия, и для него характерна высокая степень зависимости результатов производства от внешних, прежде всего, погодных факторов. Так в 2008-2009 годах в сельскохозяйственных организациях в среднем за год от влияния различных неблагоприятных погодных воздействий погибло 25,7% посевов сельскохозяйственных культур. Максимальный ущерб сельскохозяйственным организациям был нанесен в период 2001-2004 годов: в 2001 году погибло 46,2% посевов, в 2003 году - 49,6%, в 2004 году - 48,0%. В 2010 году в результате стихийного бедствия погибло 55,9 тыс. га посевов яровых культур, или 26,7% от общей площади, в том числе посевов зерновых культур на площади 51,5 тыс. га; в 2011 году было списано и переведено в кормовые 33,6 тыс. га посевных площадей под зерновыми культурами и 1,3 тыс. га под рапсом. Данный фактор существенно снизил потенциальные возможности общественного сектора сельскохозяйственного производства.
Сельское хозяйство региона значительно отстает по уровню материально-технической оснащенности, так как изначально невысокий уровень инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков приводит к значительному удорожанию материально- технических ресурсов при их поставке в регион. Приграничное расположение региона также служит барьером к развитию экономики.
На территориях сельских поселений Забайкальского края в большей степени наблюдается экономическая отсталость и социальное неблагополучие. В 2000 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» отставала от средней по экономике региона в 3,5 раза, в 2010 году - в 5,4 раза, в абсолютных величинах разрыв в 2000 году составлял 1 496 рублей, в 2009 году - 4 600 рублей, в 2013 году - 4 674 рубля, что приводит к оттоку, прежде всего, квалифицированных кадров и молодежи из села.
На территориях, граничащих с Китайской Народной Республикой и Монголией, проживает 33,5% сельского населения Забайкальского края. С начала 2000 года численность сельского населения в приграничных районах сократилась на 42,9 тысяч человек, или 25,4%, что осложняет и без того проблемную демографическую ситуацию, что в конечном итоге приводит к обезлюдению сельских территорий. При этом сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики приграничных районов и сферой деятельности малого бизнеса.
Территории приграничного периметра сегодня и так экономически менее развиты. К тому же особенностью приграничной территории является наличие достаточно больших военных контингентов и казачьих поселений.
Несмотря на то, что приграничным территориям свойственна двойственность: с одной стороны, ограничение, с другой стороны, открытие значительных экономических возможностей обмена, действующая экономическая система приграничных территорий в основном ориентирована на внутренний рынок края. Одна из причин такой ориентации в том, что собственное производство сельскохозяйственной продукции не обеспечивает потребности внутреннего рынка, недостаточно развиты рыночная инфраструктура и каналы продвижения продукции.
Острой проблемой развития сельского хозяйства региона является погашение сельскохозяйственными товаропроизводителями - участниками программы финансового оздоровления реструктуризированной задолженности по налогам, сборам, страховым взносам во внебюджетные фонды и платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). По состоянию на 1 января 2014 года в программе финансового оздоровления участвуют 96 сельскохозяйственных товаропроизводителей Забайкальского края или 58,5% от заключивших соглашения о реструктуризации долгов.
Кроме того, в агропромышленном комплексе региона сложилась неблагоприятная ситуация с численностью и качеством трудовых ресурсов, необходимых для стабильного функционирования и развития отрасли.
Реализация комплекса мер за счет модернизации и увеличения производства сельскохозяйственной продукции, предусмотренных региональными программами, направленными на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия позволит предотвратить отток трудовых ресурсов и стабилизировать демографическую ситуацию, обеспечить достойный уровень жизни населения в приграничных районах Забайкальского края, и решить более глобальную проблему - обеспечение продовольственной и национальной безопасности России.
Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям».
1.2. Выработать механизм оказания дифференцированной государственной поддержки как производства сельскохозяйственной продукции, так и устойчивого развития сельских территорий в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 236-ФЭ «О развитии сельского хозяйства» на территориях с неблагоприятными природно - климатическими условиями.
1.3. Рассмотреть вопрос о выплате прямых субсидий сельхозпроизводителям до 40 процентов из федерального бюджета на приобретение техники и технологического оборудования.
1.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» в части учета природно-климатических условий субъектов Российской Федерации при расчете размера субсидий.
1.6. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 9 июля 2002 года № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в части:
предоставления возможности повторного участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственным товаропроизводителям;
полного списания пеней, штрафов по налоговым и иным
платежам.
1.7. Разработать механизм оказания государственной поддержки аграрным научным организациям и учреждениям, имеющим статус университета, института, колледжа, профессиональных технических училищ, агрошкол, их подведомственным хозяйствам, производящим сельскохозяйственную продукцию, а также рассмотреть вопрос о предоставлении льгот и субсидий по аналогии с сельскохозпроизводителями.
1.8. Рассмотреть вопрос предоставления жилищного кредита (либо жилищной субсидии) молодому специалисту, высококвалифицированному специалисту, а так же возможность возврата или списания кредита в зависимости от стажа работы. Кроме того, рассмотреть возможность осуществления единовременных компенсационных выплат для молодых специалистов, работающих на территории сельских поселений.
1.9. Рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на увеличение объема дотаций федерального бюджета в 2014- 2016 годах на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, в том числе для поддержки развития АПК и сельских территорий.
1.10. Рассмотреть вопрос о снижении доли софинансирования субъектами Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона и имеющими низкий уровень бюджетной обеспеченности, с целью снижения входного барьера для их участия в государственных программах, в том числе по развитию АПК и сельских территорий.
1.11. Рассмотреть вопрос о введении прямых субсидий за счет средств федерального бюджета на модернизацию и техническое перевооружение зернохранилищ для семеноводческих хозяйств в целях решения проблемы в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным семенным материалом.
1.12. Рассмотреть возможность ускоренного проведения газификации сельских территорий субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе и Байкальском регионе.
1.13. Рассмотреть вопрос внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О ратификации конвенции МОТ №184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1. Ускорить работу по проектам федеральных законов:
- № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках»;
- № 2372-6 «О карантине растений»;
- №256199-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в части приведения положений Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации);
- № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства);
- № 403685-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (об уточнении порядка осуществления сельскохозяйственного страхования).
2.2. Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 8 Федерального закона от 7 июля 2013 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» в части обязательного предоставления гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сведений в похозяйственные книги.
2.3. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другие законодательные акты в части исключения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов из числа некредитных финансовых организаций, регулируемых Банком России.
2.4. Рассмотреть вопрос повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и внести соответствующие изменения в пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
2.5. При разработке проекта федерального закона Российской Федерации «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» учесть положения о гарантированной государственной поддержке развития агропромышленного комплекса, в том числе личных подсобных хозяйств.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона:
3.1. Обеспечить своевременность заключения соглашений о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
3.2. Обеспечить реализацию мер по выполнению бюджетных обязательств в рамках заключаемых соглашений о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
3.3. Обеспечить контроль за своевременным доведением средств из региональных бюджетов непосредственно до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3.4. При заключении отраслевых (тарифных) соглашений установить размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников организаций агропромышленного комплекса не ниже прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации и обеспечить повышение средней заработной платы в отрасли до среднего уровня по экономике субъекта Российской Федерации.
3.5. Осуществлять опережающую подготовку (переподготовку) квалифицированных кадров, необходимых для стабильного функционирования и развития сельскохозяйственной отрасли региона.
Председатель Комитета Н.М. Харитонов
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `21
- `22
- `23
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"