Утверждены решением Комитета

Государственной Думы по

региональной политике и проблемам

Севера и Дальнего Востока

№ 59/4 от 22 мая 2014 года

 

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему «Проблемы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Дальнего Востока и Сибири (на примере Забайкальского края)»

г. Чита                                                                           25 апреля 2014 года


Участники «круглого стола» - депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти. Законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эксперты, всесторонне обсудив вопросы современного состояния и перспектив совершенствования законодательного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Дальнего Востока и Сибири (на примере Забайкальского края), отмечают следующее.
Агропромышленный комплекс - один из социально значимых и системообразующих секторов экономики Забайкальского края. В настоящее время существует проблема возникновения экономической зависимости от соседства с Китайской Народной Республикой. Так, например, рынок продовольствия, особенно овощей и фруктов, более чем на 50% формируется за счет китайского экспорта. Обувь, одежда, мебель, стройматериалы, электротовары - также преимущественно китайские. Запаздывание Российской Федерации в восточной политике ставит ее в положение защищающейся или догоняющей стороны. Это является следствием объективного процесса, ведь стоимость производства на территории Китая составляет ЗСМЮ% от себестоимости тех же товаров, производимых в России: налоги ниже, электроэнергия и рабочая сила дешевле.
Низкая конкурентоспособность регионального агропромышленного комплекса во многом обусловлена природно-климатическими условиями и географическим расположением:
земледельческая территория относится в основном к ареалу пониженной биологической активности, значительная ее часть характеризуется умеренно¬влажным и холодным климатом. Биоклиматический потенциал плодородия почв Забайкальского края значительно ниже, чем в европейской части России, соответственно для получения единицы сельскохозяйственной продукции требуется больше энергозатрат;
регион расположен в зоне рискованного земледелия, и для него характерна высокая степень зависимости результатов производства от внешних, прежде всего, погодных факторов. Так в 2008-2009 годах в сельскохозяйственных организациях в среднем за год от влияния различных неблагоприятных погодных воздействий погибло 25,7% посевов сельскохозяйственных культур. Максимальный ущерб сельскохозяйственным организациям был нанесен в период 2001-2004 годов: в 2001 году погибло 46,2% посевов, в 2003 году - 49,6%, в 2004 году - 48,0%. В 2010 году в результате стихийного бедствия погибло 55,9 тыс. га посевов яровых культур, или 26,7% от общей площади, в том числе посевов зерновых культур на площади 51,5 тыс. га; в 2011 году было списано и переведено в кормовые 33,6 тыс. га посевных площадей под зерновыми культурами и 1,3 тыс. га под рапсом. Данный фактор существенно снизил потенциальные возможности общественного сектора сельскохозяйственного производства.
Сельское хозяйство региона значительно отстает по уровню материально-технической оснащенности, так как изначально невысокий уровень инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, транспортная удаленность от развитых регионов страны и мировых рынков приводит к значительному удорожанию материально- технических ресурсов при их поставке в регион. Приграничное расположение региона также служит барьером к развитию экономики.
На территориях сельских поселений Забайкальского края в большей степени наблюдается экономическая отсталость и социальное неблагополучие. В 2000 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» отставала от средней по экономике региона в 3,5 раза, в 2010 году - в 5,4 раза, в абсолютных величинах разрыв в 2000 году составлял 1 496 рублей, в 2009 году - 4 600 рублей, в 2013 году - 4 674 рубля, что приводит к оттоку, прежде всего, квалифицированных кадров и молодежи из села.
На территориях, граничащих с Китайской Народной Республикой и Монголией, проживает 33,5% сельского населения Забайкальского края. С начала 2000 года численность сельского населения в приграничных районах сократилась на 42,9 тысяч человек, или 25,4%, что осложняет и без того проблемную демографическую ситуацию, что в конечном итоге приводит к обезлюдению сельских территорий. При этом сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики приграничных районов и сферой деятельности малого бизнеса.
Территории приграничного периметра сегодня и так экономически менее развиты. К тому же особенностью приграничной территории является наличие достаточно больших военных контингентов и казачьих поселений.
Несмотря на то, что приграничным территориям свойственна двойственность: с одной стороны, ограничение, с другой стороны, открытие значительных экономических возможностей обмена, действующая экономическая система приграничных территорий в основном ориентирована на внутренний рынок края. Одна из причин такой ориентации в том, что собственное производство сельскохозяйственной продукции не обеспечивает потребности внутреннего рынка, недостаточно развиты рыночная инфраструктура и каналы продвижения продукции.
Острой проблемой развития сельского хозяйства региона является погашение сельскохозяйственными товаропроизводителями - участниками программы финансового оздоровления реструктуризированной задолженности по налогам, сборам, страховым взносам во внебюджетные фонды и платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). По состоянию на 1 января 2014 года в программе финансового оздоровления участвуют 96 сельскохозяйственных товаропроизводителей Забайкальского края или 58,5% от заключивших соглашения о реструктуризации долгов.
Кроме того, в агропромышленном комплексе региона сложилась неблагоприятная ситуация с численностью и качеством трудовых ресурсов, необходимых для стабильного функционирования и развития отрасли.
Реализация комплекса мер за счет модернизации и увеличения производства сельскохозяйственной продукции, предусмотренных региональными программами, направленными на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия позволит предотвратить отток трудовых ресурсов и стабилизировать демографическую ситуацию, обеспечить достойный уровень жизни населения в приграничных районах Забайкальского края, и решить более глобальную проблему - обеспечение продовольственной и национальной безопасности России.
Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1.    Правительству Российской Федерации:
1.1.    Ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям».
1.2.    Выработать механизм оказания дифференцированной государственной поддержки как производства сельскохозяйственной продукции, так и устойчивого развития сельских территорий в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 236-ФЭ «О развитии сельского хозяйства» на территориях с неблагоприятными природно - климатическими условиями.
1.3.    Рассмотреть вопрос о выплате прямых субсидий сельхозпроизводителям до 40 процентов из федерального бюджета на приобретение техники и технологического оборудования.
1.4.    Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» в части учета природно-климатических условий субъектов Российской Федерации при расчете размера субсидий.
1.6.    Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 9 июля 2002 года № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в части:
предоставления возможности повторного участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственным товаропроизводителям;
полного списания пеней, штрафов по налоговым и иным
платежам.
1.7.    Разработать механизм оказания государственной поддержки аграрным научным организациям и учреждениям, имеющим статус университета, института, колледжа, профессиональных технических училищ, агрошкол, их подведомственным хозяйствам, производящим сельскохозяйственную продукцию, а также рассмотреть вопрос о предоставлении льгот и субсидий по аналогии с сельскохозпроизводителями.
1.8.    Рассмотреть вопрос предоставления жилищного кредита (либо жилищной субсидии) молодому специалисту, высококвалифицированному специалисту, а так же возможность возврата или списания кредита в зависимости от стажа работы. Кроме того, рассмотреть возможность осуществления единовременных компенсационных выплат для молодых специалистов, работающих на территории сельских поселений.
1.9.    Рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на увеличение объема дотаций федерального бюджета в 2014- 2016 годах на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, в том числе для поддержки развития АПК и сельских территорий.
1.10.    Рассмотреть вопрос о снижении доли софинансирования субъектами Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона и имеющими низкий уровень бюджетной обеспеченности, с целью снижения входного барьера для их участия в государственных программах, в том числе по развитию АПК и сельских территорий.
1.11.    Рассмотреть вопрос о введении прямых субсидий за счет средств федерального бюджета на модернизацию и техническое перевооружение зернохранилищ для семеноводческих хозяйств в целях решения проблемы в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным семенным материалом.
1.12.    Рассмотреть возможность ускоренного проведения газификации сельских территорий субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе и Байкальском регионе.
1.13.    Рассмотреть вопрос внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О ратификации конвенции МОТ №184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве».

2.    Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1.    Ускорить работу по проектам федеральных законов:
-    № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках»;
-    № 2372-6 «О карантине растений»;
-    №256199-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в части приведения положений Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации);
-    № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части введения нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства);
-    № 403685-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (об уточнении порядка осуществления сельскохозяйственного страхования).
2.2.    Рассмотреть возможность внесения изменений в статью 8 Федерального закона от 7 июля 2013 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» в части обязательного предоставления гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сведений в похозяйственные книги.
2.3.    Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другие законодательные акты в части исключения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов из числа некредитных финансовых организаций, регулируемых Банком России.
2.4.    Рассмотреть вопрос повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и внести соответствующие изменения в пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
2.5.    При разработке проекта федерального закона Российской Федерации «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» учесть положения о гарантированной государственной поддержке развития агропромышленного комплекса, в том числе личных подсобных хозяйств.

3.    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона:
3.1.    Обеспечить своевременность заключения соглашений о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
3.2.    Обеспечить реализацию мер по выполнению бюджетных обязательств в рамках заключаемых соглашений о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
3.3.    Обеспечить контроль за своевременным доведением средств из региональных бюджетов непосредственно до сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3.4.    При заключении отраслевых (тарифных) соглашений установить размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников организаций агропромышленного комплекса не ниже прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации и обеспечить повышение средней заработной платы в отрасли до среднего уровня по экономике субъекта Российской Федерации.
3.5.    Осуществлять опережающую подготовку (переподготовку) квалифицированных кадров, необходимых для стабильного функционирования и развития сельскохозяйственной отрасли региона.

 
Председатель Комитета                                                       Н.М. Харитонов

 

скачать Рекомендации....