Дороги, транспорт и связь 04 апреля
Дорожные деньги
Использование средств дорожного фонда в 2014-2016 годах и планах на 2017 год обсудили члены комитета по бюджетной и налоговой политике краевого Заксобрания.
Эх, дороги…
Региональный дорожный фонд был создан в 2012 году для ремонта и содержания дорог общего пользования – всех, кроме федеральных. Бюджет фонда ежегодно утверждается законом края. Доходная часть формируется из различного вида поступлений, в числе которых акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, финансовая помощь из федерального центра и другие источники. Основные траты - строительство, модернизация, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, содержание казённого учреждения «Служба единого заказчика», предоставление субсидий муниципальным бюджетам на ремонт дорог местного значения, погашение бюджетного кредита.
Протяжённость дорог, за исключением федеральных трасс, на территории Забайкалья почти 20 тысяч километров. Из них регионального и межмуниципального значения – 7,5 тысяч километров, 75% которых не соответствует нормам. Одна из причин такого состояния дорожной сети – нехватка средств на их содержание. Сейчас на поддержание 1 километра регионального дорожного полотна в среднем тратится порядка 124 тысяч рублей при нормативной стоимости 387,55 тысяч рублей, то есть в три раза меньше, чем требуется. К слову, нормативная стоимость содержания федеральных дорог на порядок выше - около 1,1 млн. рублей за километр.
В приоритете - федеральные стройки
В период 2014-2016 годов объем дорожного фонда составил почти 12,5 млрд. рублей, в том числе более 3,3 млрд. федеральных денег. Так, на ремонт и содержание дорог было израсходовано 4,6 млрд. рублей, строительство и реконструкцию – 3,8 млрд. рублей, 1,5 млрд. составили субсидии муниципальным образованиям.
В 2017 году объем дорожного фонда резко сократился. Он составляет 2,7 млрд. рублей, в том числе 300,5 млн. - средства федерального бюджета. Уменьшение вызвано изменением нормативов зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в консолидированные бюджеты субъектов и снижением субсидии из столицы. Ситуация тревожная, но ждать изменений в лучшую сторону пока не стоит.
- Планов увеличивать субсидии у Российской Федерации нет. Предполагаю, что деньги нужны на крупные федеральные стройки, - считает замминистра территориального развития Константин Суздальницкий.
К субсидии – через конкурс
Одной из существенных статей расходов дорожного фонда является помощь районам края и городским округам. Максимальная помощь оказывается краевой столице – ежегодно Чите перечисляется около 27% от общей суммы средств, запланированных для помощи муниципалитетам. За три года это более 410 млн. рублей. Также весомую поддержку получают Краснокаменский, Нерчинский, Сретенский, Хилокский, Читинский и Шилкинский районы. Но есть и те, кто за несколько лет ни разу не просил о материальной поддержке - Кыринский, Калганский, Тунгиро-Олекминский районы и г. Петровск-Забайкальский. Депутаты поинтересовались, «откуда такая диспропорция»?
- Распределение субсидии осуществляется по определённой методике, которая предполагает, в том числе, наличие прямых поручений губернатора, Правительства Забайкальского края, – пояснил Константин Суздальницкий. – Однако, в этом году мы эту методику пересмотрели, так как некоторые районы получают помощь ежегодно, а какие-то не получают вообще.
Предполагается, что отныне муниципалитету, претендующему на субсидию, необходимо будет пройти конкурсный отбор и набрать определенное количество баллов. Как плюс будет рассматриваться наличие и выполнение программ по переселению из ветхого и аварийного жилья. По замыслу авторов методики, ежегодно получать краевые деньги будут 7 муниципальных образований. Каждый год они будут чередоваться, и, таким образом, за пять лет удастся охватить все районы и городские округа. Члены комитета усомнились в том, что муниципальных дорожных фондов хватит на поддержание дорог в нормальном состоянии в течение пяти лет.
- Если мы будем ежегодно распределять всю сумму субсидии между 35 муниципальными образованиями, каждому достанется менее 8 млн. рублей, - привел аргумент в пользу предлагаемой методики Константин Суздальницкий. - Этого не хватит на решение каких-то застарелых проблем, строительство и реконструкцию. Для того, чтобы эффективно использовать средства, сумма должна быть большей.
Окончательно убедить парламентариев не удалось, к методике распределения решили вернуться позднее, во время рабочих встреч со специалистами минтерразвития Забайкалья. К обсуждению депутаты планируют пригласить и представителей районов.
Вернуть долги
Самая же актуальная проблема, по мнению депутатов – неиспользованные средства. По информации министра финансов Марины Кирилловой, ежегодно фиксируется неисполнение по освоению средств. За все время существования фонда накопилась существенная сумма неиспользованного остатка, приближающаяся к 1,7 млрд. рублей. Согласно действующему законодательству те средства, израсходовать которые в текущий бюджетный период не удалось, должны быть перенесены в фонд на следующий год. Тем не менее, Правительством края меры по устранению нарушения не принимались. Это подтверждает и информация Контрольно-счетной палаты региона. В связи с этим, члены комитета по бюджетной и налоговой политике краевого парламента рекомендовали исполнительной власти Забайкалья внести изменения в бюджет в части увеличения объема дорожного фонда на 2017 на сумму неиспользованного остатка средств с прошлого года. А также подготовить график восстановления в бюджет фонда денег, не освоенных в 2012-2015 годах.
- Мы понимаем, что за один год такую сложную проблему, формировавшуюся годами, особенно учитывая проблемы нашего бюджета, мы не решим, - подвел итог заседания председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Владимир Хорохордин. - Тем не менее, понимание того, как решать эту проблему у Правительства и Законодательного Собрания быть должно.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37