Заседание комитета 16 апреля

Новая система оплаты обеспечит финансовую прозрачность пассажирских перевозок

Новая система оплаты обеспечит финансовую прозрачность пассажирских перевозок

С 1 июня 2019 года льготники будут рассчитываться в троллейбусах Читы только по безналичному расчёту. Об этом на заседании комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Заксобрания края сообщил заместитель министра территориального развития Константин Суздальницкий, представляя депутатам изменения в действующий закон о льготных перевозках пассажиров.

Самая большая доля выпадающих расходов на перевозку льготных пассажиров приходится на троллейбусное управление. Ежегодно край компенсирует перевозчику до 45 млн. рублей. Для прозрачности каждого бюджетного рубля в троллейбусах Читы уже внедрена система безналичного расчёта, - информировал Константин Суздальницкий.

По его словам, в прошлом году совместно с администрацией Читы был решен сложный технический вопрос по внедрению системы расчета за проезд в троллейбусах с помощью банковских карт. Для Забайкалья разработана специальная программа, она отличается от других аналогов в стране. Оплачивать проезд теперь можно обыкновенной банковской картой, причем вся операция проходит за секунды. При этом в случае отсутствия на карте средств, ее владелец попадает в «черный список».  И если спустя промежуток времени необходимая сумма появляется на карте, то она списывается в пользу троллейбусного управления, - пояснил замминистра.

Кроме того, по мнению Суздальницкого, помимо удобства для граждан новый вариант расчета заставит перевозчиков работать «в белую», избавит от «серых» схем при перевозке льготников и позволит отслеживать объективные данные за выпадающими расходами транспортных предприятий.

- Сегодня никому не понятно, какой оборот денег происходит в  транспортном бизнесе. Это самый темный и закрытый бизнес, его, по сути, можно даже назвать «теневым». Нынешняя система оплаты проезда не обеспечивает финансовой прозрачности, а также не защищает от использования поддельных проездных билетов. Новая схема позволит аккумулировать все данные об оплате в одном хранилище, чтобы в дальнейшем использовать информацию для взаиморасчетов между участниками системы.

По замыслу минтерразвития, полный переход льготных категорий граждан на безналичный расчет должен произойти с 1 июня 2019 года. После апробирования пилотного проекта на троллейбусах, ведомство планирует распространить эту практику на автобусы, в том числе частные. По словам Константина Суздальницкого, по договоренности с перевозчиком первой «ласточкой» в системе безналичных расчетов станет льготный автобусный маршрут №112 (Вокзал – Засопка).

Депутаты профильного комитета согласились с тем, что внедрение системы безналичного расчёта на городском транспорте станет первым шагом к обеспечению прозрачности расходования средств бюджета Забайкальского края, выделяемых на компенсацию за проезд льготным пассажирам. Однако вопросов в связи с нововведением у законодателей возникло немало.

В частности, председатель комитета Анатолий Романов поинтересовался, как будет работать закон на практике, все ли риски предусмотрены? Насколько к моменту запуска системы в полную силу будут готовы пользователи этих льгот и предусмотрен ли какой-то переходный период?

- Нам нужен ровно год на то, чтобы разработать порядок, сделать широкую огласку, чтобы люди уже начинали пользоваться безналичным расчетом, - ответил Константин Суздальницкий. – Отделения МФЦ есть в каждом районе, зарегистрировать карту, чтобы попасть в базу данных по льготе можно на портале госуслуг, в информировании населения помогать будет Пенсионный фонд. Также будет запущена информационная кампания во всех средствах массовой информации, - пояснил замминистра дальнейший алгоритм действий по реализации обсуждаемого законопроекта.

Депутаты профильного комитета единогласно поддержали законопроект. По просьбе разработчиков они будут рекомендовать его к принятию в двух чтениях на одном заседании.

Наша справка: В Забайкалье порядка 300 тысяч льготников, которые пользуются  50% скидкой на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте. Среди них,  инвалиды и участники ВОВ, узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда, ветераны боевых действий, инвалиды 1,2,3 групп, дети-инвалиды, ветераны труда и пенсионеры по старости.