РЕШЕНИЕ выездного заседания комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку в муниципальном районе "Шелопугинский район" по вопросу "О ходе реализации Закона Забайкальского края от 14 июля 2010 года № 398-ЗЗК "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края"
26 октября 2012 года с. Шелопугино
Заслушав и обсудив информацию первого заместителя руководителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Костенникова В.Н., заместителя руководителя Министерства экономического развития Забайкальского края Полозкова А.Г., руководителя Государственной службы занятости населения Забайкальского края Азеевой Л.В., заместителя главы администрации муниципального района "Шелопугинский район", председателя комитета экономики Балагуровой Т.Н., других выступающих, комитет по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края отмечает следующее.
В настоящее время основным источником доходов семьи в сельских населенных пунктах является личное подсобное хозяйство. В условиях реформирования экономики и резкого спада производства в сельскохозяйственных предприятиях становится все более очевидной функциональная роль домашних хозяйств. Личное подсобное хозяйство наряду с другими формами хозяйствования рассматривается как самостоятельное звено в системе многоукладной аграрной экономики, как составная часть агропромышленного комплекса.
Законом Забайкальского края от 14 июля 2010 года № 398-ЗЗК "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края" предусмотрены организационные и финансовые меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств (ЛПХ), а также обслуживающих их заготовительных организаций.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 мая 2011 года № 177 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий государственной поддержки пенсионных накоплений владельцев личных подсобных хозяйств и членов крестьянских (фермерских) хозяйств. Получателями субсидий являются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, и члены крестьянских (фермерских) хозяйств (за исключением граждан мужского пола старше 60 лет и женского пола старше 55 лет), уплатившие дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии не менее 2000 рублей после 1 января 2010 года. В Шелопугинском районе участниками данной программы являются 18 человек, сумма полученных субсидий составила 78 350 рублей.
В рамках реализации указанного Закона ЛПХ оказывается государственная поддержка на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. За 2011 и 2012 года ЛПХ муниципального района "Шелопугинский район" приобретены 72 трактора (производства Китай), в том числе 69 единиц в 2012 году. Также на возмещение части затрат на уплату процентов по определенным кредитам выделено субсидий в 2011 году – 1 045 тыс. рублей, 1 078 тыс. рублей – 2012 году. В 2011 году объем полученных кредитов владельцами ЛПХ составил 15 200 тыс. рублей, в 2012 году – 9 800,0 тыс. рублей. Общее количество получателей субсидий за 1 полугодие 2012 года составляет 137 человек.
По состоянию на 1 января 2012 года на территории муниципального района "Шелопугинский район" ЛПХ ведут 3051 семей, около 40% сельских домохозяйств содержат 6674 головы крупного рогатого скота, 945 овец и коз, 1442 свиньи. Структурный анализ показывает, что 80% поголовья крупного рогатого скота содержится в личных подсобных хозяйствах населения, 20% – у индивидуальных предпринимателей и в коллективных фермерских хозяйствах. Также ЛПХ, индивидуальные предприниматели и коллективные фермерские хозяйства занимают наибольшую долю в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства района, производство скота в живом весе – 95,9%, молока – 93,5%, яйца – 96,9%. В связи с сокращением в сельскохозяйственных предприятиях посевных площадей под картофелем и овощами, а также сокращением поголовья свиней, доля производства этих видов продукции в ЛПХ увеличилась и составляет в общем объеме производства картофеля и овощей – 99%, мяса свиней – 70%.
На территории района ветеринарное обслуживание осуществляет Шелопугинская ветеринарная станция. Из 14 штатных ветеринарных работников 11 специалистов работают в сельских поселениях района. Для повышения качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных в районе организовано искусственное осеменение сельскохозяйственных животных. На четырех ветеринарных специалистов в поселениях возложены обязанности техников - осеменаторов. В 2011 году осеменено 125 коров и телок, в 2012 году – 119 и получено соответственно 81 и 21 голов телят. Затрудняет работу ветеринарных работников плохая обеспеченность помещением и современным оборудованием.
В последние годы в районе проведена определенная работа по обеспечению доступности кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования, но отсутствие на территории района филиала ОАО "Россельхозбанка" сдерживает объем привлечения кредитов населением на развитие ЛПХ.
В настоящий период в районе успешно функционирует сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Перспектива", основанный в 2006 году, в составе которого 311 пайщиков. На потребительские нужды, в том числе и на развитие ЛПХ, выдано займов 1168 жителям района на сумму 28 720,0 тыс. рублей.
Одной из возможностей модернизации ЛПХ является поддержка Министерства экономического развития края, но отдаленность отдельных муниципальных районов края ставит их в неравные условия по возможности использования механизмов поддержки, а создание крепкого среднего класса на селе является одним из условий создания стабильной социальной среды региона.
В связи с отсутствием молоко- и мясоперерабатывающих предприятий в районе, основной объем производимой сельскохозяйственной продукции (молока, мяса крупного рогатого скота и свиней) в ЛПХ реализуется на рынке в Сретенском районе, в торговую сеть ООО "Кооператор" и заезжим перекупщикам. ЛПХ сдали ООО "Кооператор" сельскохозяйственной продукции с 2011 года по 2012 год:
Виды продукции: | 2011 год | за 9 месяцев 2012 года |
Мясо и мясопродукты, тонн | 12,8 | 10,8 |
Молоко, тонн | 3,0 | 6,6 |
Картофель , тонн | 115,0 | 373,0 |
Основными проблемами, затрудняющими развитие сельского хозяйства края, в том числе и ЛПХ, являются:
отсутствие заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции ЛПХ и других сельскохозяйственных форм хозяйствования;
низкие темпы модернизации, обновления основных производственных фондов в большинстве малых форм хозяйствования;
финансовая неустойчивость сельского хозяйства, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточный приток инвестиций на развитие отрасли;
отсутствие рыночной инфраструктуры, затрудняющее доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Комитет по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края РЕШИЛ:
1. Информацию первого заместителя руководителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Костенникова В.Н., заместителя руководителя Министерства экономического развития Забайкальского края Полозкова А.Г., руководителя Государственной службы занятости населения Забайкальского края Азеевой Л.В., заместителя главы администрации муниципального района "Шелопугинский район", председателя комитета экономики Балагуровой Т.Н., и других выступающих принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Забайкальского края:
– проводить работу по повышению эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в ЛПХ особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами и обеспечить комплексный подход в развитии ЛПХ с использованием нормативной правовой базы Забайкальского края;
– уделить особое внимание выполнению мероприятий краевой долгосрочной целевой программы "Развитие потребительской кооперации на 2012–2015 годы", в части создания предприятий по организации заготовки сельскохозяйственной продукции;
– в целях защиты здоровья жителей Забайкальского края от инфекционных болезней, передающихся через сельскохозяйственные продукты, и предоставления качественных современных ветеринарных услуг разработать и принять краевую долгосрочную целевую программу по развитию государственной ветеринарной службы Забайкальского края и укреплению материально-технической базы учреждений ветеринарии;
– рассмотреть вопрос о подготовке обращения в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации о предоставлении долгосрочных и льготных кредитов для развития ЛПХ и других сельскохозяйственных форм хозяйствования.
3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края:
– организовать на территории Забайкальского края заготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной ЛПХ и другими малыми формами хозяйствования;
– продолжить реализацию постановления Правительства Забайкальского края от 24 мая 2011 года № 177 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий государственной поддержки пенсионных накоплений владельцев личных подсобных хозяйств и членов крестьянских (фермерских) хозяйств";
– для развития сельского хозяйства и улучшения качества жизни в сельской местности разработать и утвердить трехуровневую комплексную краевую целевую программу по развитию сельского хозяйства края (поселение–район–край);
– в каждом сельском поселении обеспечить работу пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и обеспечить отдельным помещением ветеринарные участки (пункты).
4. Рекомендовать Министерству экономического развития Забайкальского края:
– продолжить работу по созданию института поддержки в муниципальных районах края путем создания филиалов Фонда поддержки малого предпринимательства Забайкальского края;
– предусмотреть государственную поддержку (предоставление грантов) индивидуальным предпринимателям, занимающимся или создающих предприятия по оказанию информационно-консалтинговой помощи малым формам хозяйствования.
5. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов:
– для дальнейшего эффективного развития ЛПХ содействовать расширению кооперационных связей с сельскохозяйственными коммерческими организациями, а также созданию обслуживающих, сервисных, кредитных кооперативов;
– взять под личный контроль деятельность рабочих групп, организованных в целях рассмотрения бизнес-планов безработных граждан на предмет необходимости и целесообразности создаваемых предприятий, исходя из социально-экономической эффективности данных предприятий на территории района и направлять для организации их работы аналитические и прогнозные материалы о потребности района в развитии малого бизнеса в разрезе отраслей;
– организовать работу по сопровождению предприятий, созданных через Государственную службу занятости населения Забайкальского края;
– создать систему льгот для предпринимателей, создающих дополнительные рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы из числа безработных;
– с целью определения производственного и трудового потенциала каждого сельского подворья провести мониторинг и утвердить муниципальную программу развития ЛПХ и малых форм хозяйствования в сфере сельского хозяйства;
– обеспечить производственным помещением ветеринарные участки (пункты) и активизировать работу по искусственному осеменению в ЛПХ;
– оказывать содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в строительстве и реконструкции ветеринарно-санитарных объектов (скотных дворов и расколов), убойных площадок и пунктов, а также в их функционировании;
– вести строгий учет поголовья сельскохозяйственных животных в целях его идентификации и сбора консолидированной информации по ЛПХ края.
Председатель комитета А.А. Ваулин