Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Решение выездного заседания комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края по вопросу: "О состоянии и перспективах развития государственных природных заказников, расположенных на территории Забайкальского края" (на примере Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения)
22 мая 2014 года
муниципальный район "Читинский район"
с. Беклемишево
На территории края существует 97 особо охраняемых природных территорий разных категорий, включающих 8 особо охраняемых природных территорий федерального значения: биосферные заповедники "Даурский" и "Сохондинский", национальные парки "Алханай", "Чикой", заказники "Цасучейский Бор" и "Долина дзерена", памятник природы "Ледники Кодара". Остальные особо охраняемые природные территории имеют региональный статус. Кроме того, существует более 600 объектов геологического наследия: стратиграфических, палеонтологических, минералогических. Особо охраняемые природные территории занимают 5,4% от общей площади региона, что не соответствует современным представлениям о доле охраняемых природных площадей. Большую часть земель под ООПТ в регионе занимают заказники.
В настоящее время к наиболее посещаемым рекреационным объектам, требующим государственной поддержки, относится Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения (Читинский район) и туристско-рекреационный комплекс "Алханай" (Дульдургинский район).
Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения создан 25 мая 1995 года в соответствии с решением Читинской областной Думы и Администрации Читинской области "Об Ивано-Арахлейском государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения". Создан он путем преобразования Государственного природного заказника местного значения в бассейне Ивано-Арахлейских озер, начало которому положило решение малого Совета Читинского областного Совета народных депутатов от 25 мая 1993 года № 99 "О государственном природном заказнике местного значения в бассейне Ивано-Арахлейских озер". Заказник создан в целях экологически безопасного освоения, сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов, ведения экологического мониторинга, изучения антропогенного влияния на природные комплексы, оздоровления экологической обстановки на периферии Байкальского бассейна. Задачи и особенности режима особой охраны Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника определены положением о нем, которое утверждено постановлением Правительства Забайкальского края от 22.10.2013 № 449 "О некоторых вопросах Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения".
Охрана заказника осуществляется Министерством природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края во взаимодействии с ГКУ "Администрация Ивано-Арахлейского заказника".
Площадь заказника составляет 210 тыс. га. Основу территории заказника составляют Ивано-Арахлейские озера, которые расположены в тектонической впадине – Беклемишевской котловине. Земли хозяйства "Беклемишевское" составляют 41229 га (19,6% от площади заказника), при этом на сельскохозяйственные угодья приходится 30103 га (73% от общей площади земель хозяйства и 14,3 % от площади заказника). Площадь лесного фонда составляет 142 424 га.
В систему Ивано-Арахлейских озер, которые размещаются на территории заказника, входят 6 крупных водоемов: оз. Арахлей (площадь водного зеркала 59,0 км2 – 2,77% от площади заказника), оз. Шакшинское (51,8 км2 – 2,5% от площади заказника), оз. Иргень (33,2 км2 – 1,58% от площади заказника), оз. Иван (15,2 км2 – 0,72% от площади заказника), оз. Тасей (14,5 км2 – 0,69% от площади заказника), оз. Большой Ундугун (11,6 км2 – 0,55% от площади заказника) и ряд более мелких.
Лесопользование на данной территории осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом Беклемишевского лесничества, при этом рубки лесных насаждений для заготовки древесины должны осуществляться в виде выборочных рубок. На территории заказника с 1 марта 2014 года производство всех видов охоты, кроме установленных случаев, запрещается.
На территории Ивано-Арахлейского заказника в настоящее время размещаются 173 базы отдыха и 5 детских спортивных лагерей площадью 314,9 га. За год Ивано-Арахлейские озера посещают более 500 тыс. человек. В последнее время в культурно-оздоровительных целях используются леса, непосредственно примыкающие к Ивано-Арахлейской системе озер. Эта территория служит местом отдыха населения г. Читы и прилегающих населенных пунктов, в связи с чем испытывает на себе значительную рекреационную нагрузку. Пиковые нагрузки приходятся на летний сезон, приблизительно с середины июня до середины августа. Рыбохозяйственный потенциал использования озер Ивано-Арахлейской системы достаточно высокий. В настоящее время промысловый лов рыбы не осуществляется, в то время как любительский лов, по оценкам специалистов, колеблется в разные годы от 120 до 200 тонн в год. По данным экспертов, повысить рыбопродуктивность озер можно только за счет реконструкции ихтиофауны и четко организованной охраны рыбных запасов.
Экологическое состояние территории стремительно ухудшается, что выражается в периодически возникающих заморах рыбы, ухудшении качества вод, снижении уровня озер, пересыхании водотоков, изменении породного состава лесных и лесостепных сообществ, почвенной эрозии, оскудении биологического разнообразия и других негативных явлениях.
Анализ проблем, имеющихся у заказника, свидетельствует о том, что проблемы накапливаются и практически не решаются уже много лет.
До настоящего времени не налажен должный учет собственников, владельцев и пользователей земель на территории заказника, в том числе туристических баз. Отсутствует достоверная информация по границам, категориям и площадям земель, расположенных в границах заказника.
Не выполнено межевание границ заказника. Требуется проведение лесоустройства.
До настоящего времени не разработан менеджмент-план развития территории заказника.
Требует государственного решения вопрос расширения перечня полномочий, повышения уровня социальной защиты и материального обеспечения должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правового режима особой охраны на территориях.
Уровень финансирования особо охраняемых природных территорий крайне низок. Так общая сумма выделенных финансовых средств из краевого бюджета в 2014 году составила 3,5 млн. рублей, почти 75% из которых занимает заработная плата. Таким образом, заказник поставлен на грань выживания. При таких условиях трудно говорить о развитии научной и научно-исследовательской деятельности, которые традиционно являются одной из основных задач природоохранных учреждений. Недостаток средств не позволяет оснастить работников службы охраны государственного природного заказника эффективными средствами связи, приборами дистанционного наблюдения, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением.
Особую озабоченность вызывают стихийно возникающие несанкционированные свалки, слив жидких отходов в лесной зоне, непринятие мер по заключению договоров на вывоз мусора.
Как наиболее посещаемый и испытывающий на себе значительную антропогенную нагрузку, Ивано-Арахлейский заказник требует повышенного внимания государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих структур, а также всей общественности края.
Выходом из сложившейся ситуации может быть только комплекс последовательных и системных действий.
Заслушав и обсудив представленную информацию комитет решил:
Рекомендовать:
I. Правительству Забайкальского края:
1. Предусмотреть с 2015 года в бюджете Забайкальского края увеличение финансирования ГКУ "Администрация Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения", в том числе на выполнение работ по межеванию границ Ивано-Арахлейского заказника и проведение лесоустроительных работ в границах заказника.
2. Провести натурные обследования для уточнения границ и режима охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения с определением лесозащитных, биотехнических, научных, просветительских и иных природоохранных работ, обеспечивающих выполнение особо охраняемыми природными территориями своих функций.
3. Рассмотреть возможность увеличения штатной численности государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае.
4. Разработать региональную стратегию (план действий), направленную на содействие развитию малого бизнеса в сфере предоставления рекреационных услуг высокого качества.
5. Рассмотреть возможность предоставления льгот, кредитов и прочих форм государственной и муниципальной поддержки, которые способствовали бы развитию рекреационного бизнеса на данной территории.
6. Создать Совет по взаимодействию заинтересованных структур при решении вопросов развития Ивано-Арахлейского заказника.
7. Рассмотреть вопрос расширения границ Ивано-Арахлейского природного парка с включением в его территорию памятника природы "Двор-цы".
II. Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края:
1. Совместно с ГКУ "Администрация Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения" разработать менеджмент-план развития территории заказника.
2. Совместно с муниципальным районом "Читинский район", ГКУ "Администрация Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения" задействовать механизм государственно-частного партнерства в целях:
а) увеличения финансирования на мероприятия по развитию заказника;
б) контроля за сбором и переработкой твердых бытовых отходов;
в) разработки мероприятий по привлечению общественности для контроля за состоянием окружающей среды и взаимодействию с органами местного самоуправления и дирекцией заказника.
3. Обеспечить целевую планомерную образовательную деятельность по экологическому просвещению с привлечением СМИ, общественных организаций, образовательных организаций.
III. Министерству территориального развития Забайкальского края:
Совместно с Министерством природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края предусмотреть в государственной программе "О развитии транспортной системы Забайкальского края" организацию мероприятий по развитию дорожной инфраструктуры особо охраняемых природных территорий.
IV. Законодательному Собранию Забайкальского края:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о наделении государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий регионального значения полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
2. Проводить мониторинг законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий.
3. Подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательную инициативу по созданию Экологического фонда.
V. Муниципальному району "Читинский район":
1. Подготовить генеральный план района.
2. Провести инвентаризацию земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на территории заказника, с дальнейшим принятием решения по каждому объекту.
3. Провести оформление земельной и иной правоустанавливающей документации особо охраняемых природных территорий со статусом определенного значения.
4. Совместно с прокуратурой Забайкальского края принять соответствующие меры относительно выявленных нарушений.
5. Совместно с ГКУ "Администрация Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения" провести инвентаризацию организаций, находящихся на территории Ивано-Арахлейского заказника, и совместно с указанными организациями разработать план мероприятий по сохранению и улучшению экологической ситуации на территории Ивано-Арахлейского заказника.
VI. УМВД России по Забайкальскому краю:
Обратить внимание на необходимость разработки эффективной системы охраны общественного порядка на особо охраняемых природных территориях.
VII. Читинскому природоохранному межрайонному прокурору:
Рассмотреть возможность усиления контроля за использованием ресурсов территорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `21
- `22
- `23
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"