Образование 20 августа
Путь Бородина
Социально-образовательный комплекс, созданный Николаем Бородиным, стал градообразующим центром целого района. Об этом уникальном для России опыте в 2002 году писала "Учительская газета".
... В январе нынешнего года состоялось знаменательное событие: директор Красночикойского лицея Николай Семенович Бородин защитил кандидатскую диссертацию на весьма сложную тему: "Становление и развитие многоуровневого социально-образовательного комплекса непрерывного образования в условиях Забайкалья". Зачем такая тема понадобилась директору? Затем, что проблемы непрерывного образования в социально-образовательном комплексе типа "детский сад - школа - учреждение начального профессионального образования - среднее специальное учебное заведение - высшее учебное заведение", основанном на базе сельского УНПО, до него не были разработаны. Вполне вероятно, Николая Семеновича беспокоило то, что в Забайкальском регионе не выстроена целостная система непрерывного образования, в том числе и профессионального, охватывающего все звенья формального образования - от дошкольного до высшего - и дополнительного. Тревожило и то, что нет разработанных механизмов социального партнерства и программ становления, развития системы непрерывного профессионального образования в конкретных условиях сельского Забайкалья, что разобщены работодатели, органы образования и службы занятости. Наконец, что нет должного нормативно-правового и нормативно-договорного обеспечения, системы стимулирующего налогообложения. Беспокоило все это Бородина, вот и решил он эти прорехи ликвидировать.
Начал свою работу Николай Семенович аж в 1990 году. Три года ушло на изучение литературы, практических наработок НПО, СПО и вузов, образовательных, общекультурных, профессиональных потребностей учащихся и педагогов, наконец, на разработку собственной авторской концепции непрерывного профессионального образования в Красночикойском агролицее (ныне профлицее N 22) и программ ее реализации.
Что же предлагает Бородин? Он дает конкретные рекомендации, как создавать преемственность учебных планов и образовательных программ для подготовки специалистов для сельского Забайкалья, как вырабатывать условия для социального партнерства, как реализовывать многоканальное и многоуровневое финансирование, получать доходы от собственной внебюджетной деятельности подразделений комплекса. Наконец, очень важным результатом работы стала разработка нормативно-правовой базы обеспечивающей и организацию непрерывного образования и реальную социальную защиту значительной части населения района.
Выводы диссертации Бородина стали открытием для многих: оказывается, в условиях сельского региона, где нет развитой промышленности и транспортной инфраструктуры, социально-образовательный комплекс непрерывного образования может стать градообразующим центром целого района. Такие выводы интересны, потому что начинался эксперимент с работы в Красночикойском ПТУ, затем к нему присоединились детский сад, школа, сельхозтехникумы. В детском саду ребенок проходил период становления, в начальной школе развивался как личность, в основной школе самоутверждался, на уровне НПО получал рабочую профессию (оператор ЭВМ, хозяйка усадьбы, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, слесарь, водитель категории "В" и "С", электросварщик, плодоовощевод, швея, повар, мастер лесного хозяйства). На уровне СПО мог стать бухгалтером, техником-механиком, зоотехником, агрономом, мастером производственного обучения, учителем начальных классов с дополнительной подготовкой. Сегодня в сотрудничество вступили Бурятская сельхозакадемия, Красночикойский филиал Петровск-Забайкальского педучилища, Забайкальский госпедуниверситет. Все работают по сопряженным учебным планам, а это значит, что у обучающихся практически нет психологических барьеров при переходе с одной ступени образования на другую, зато есть мотивация к продолжению обучения и возможность существенного сокращения его сроков. Но самое главное, выпускники не просто находят работу в регионе, они открывают свое дело, педагоги побеждают в конкурсах на вакантные места руководителей сельской и районной администраций. А это значит, что у грамотных людей появляется возможность влиять на принятие решений в самых различных областях во благо не только тех, кто учится и учит, но и тех, кто в этом регионе проживает.
Автор публикации - Виктория Николаева, с. Красный Чикой
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37