Материалы СМИ 20 мая
Юрий Кон: «Добро всегда возвращается»
12 мая исполнился ровно год, как Юрий Кон стал председателем Законодательного Собрания Забайкальского края. Именно в этот день он встретился с журналистами «Забайкальского рабочего», чтобы за чашкой чая рассказать о том, что значимого было сделано за этот период, поделиться рассуждениями о нашем непростом времени и планами на будущее.
«Начинать спецоперацию нужно было раньше»
— Юрий Михайлович, Вам довелось возглавить краевой парламент в очень непростой период — разгар пандемии, выборы в Госдуму РФ, спецоперация. А что лично Вы считаете для Вас наиболее жесткими вызовами?
— Пожалуй, самым сложным вызовом лично для меня стала пандемия коронавирусной инфекции, поскольку я ощутил ее влияние на себе — сам тяжело переболел. Поэтому, когда нужно было принимать решение о том, смогу ли я стать председателем Законодательного Собрания, главное сомнение заключалось в том, а выдержит ли такую работу мое здоровье. Кроме того, опасная болезнь унесла жизни многих друзей и знакомых.
— И всё же хотелось бы узнать Ваше мнение и по поводу специальной военной операции на Украине.
— Мне кажется, что начинать спецоперацию нужно было раньше. Нацисты уже давно забыли о простом народе Украины. Они только говорят о том, что думают о людях, а на самом деле решают свои частные вопросы. Причем ведут себя порой, как дети маленькие: придумали проводить переговоры — мы серьезно относимся к этим встречам, а украинская сторона использует их, чтобы потянуть время и получить новое вооружение и финансирование Запада.
Думаю, когда всё закончится, украинский народ будет судить нацистов, и это будет самая большая кара. Поскольку даже жители Западной Украины начинают понимать, что происходит. У меня там немало друзей. Когда я созванивался с ними еще до событий 24 февраля, двое из десяти обвиняли во всем нашу страну. А недавно сказали мне, что я был прав, потому что увидели — для нацистов нет никаких преград, они ведут пропаганду против России в детских садах и школах. Потом еще выяснилось, что они готовили к запуску бактериологические лаборатории, для которых подопытными должны были стать обычные украинцы.
Признаю, что поначалу даже депутаты Заксобрания были в шоковом состоянии — возможно ли, чтобы русские пошли на украинцев. Сейчас мы все понимаем значение этих событий, поэтому я рекомендую депутатам, особенно одномандатникам, выезжать на места и рассказывать своим избирателям о целях и задачах спецоперации. Сейчас нам всем трудно, но эти трудности должны объединить нас.
— Вы всегда были и остаетесь человеком, который поддерживает предпринимателей. Как бизнесу выжить в условиях санкций?
— Предприниматели ощутили, что такое санкции Запада, но я считаю, что они должны воспользоваться этим периодом для своего развития. Многие сейчас освобождаются от бизнеса, который больше неактуален. Они приходят ко мне за советом, спрашивают, чем им заняться. Кто-то хочет опять, как в 90-е годы, возить товар из Китая. Этим можно заниматься максимум полгода, но в серьезном бизнесе нужно идти к другим целям.
Поэтому я попросил крупных промышленников региона собраться и обсудить, как можно привлечь малый и средний бизнес для их совместной работы по импортозамещению. Данный вопрос я также намерен обсудить на предстоящей встрече с губернатором Забайкальского края Александром Осиповым.
Считаю, что важно поддерживать предпринимателей, которые готовы заниматься импортозамещением.
Отбор кандидатов будет жёстким
— Одним из преобразований структуры Заксобрания стало формирование нового парламентского комитета. Почему это было необходимо, каких результатов Вы ожидаете от работы комитета?
— Когда я пришел на должность спикера, то предложил создать седьмой комитет — по промышленной политике. В условиях импортозамещения важно уделять внимание производству, поэтому сейчас создание такого комитета актуально. В крае есть крупные заводы, которые могли бы послужить оборонной промышленности страны.
Кроме того, в регион пришли крупнейшие горнодобывающие компании «Норильский никель» и «Удоканская медь», поэтому промышленность нужно развивать, причем не просто добывать сырье, а идти к конечной продукции. На очередной сессии 24 мая новый комитет будет окончательно сформирован, а уже в июне можно выбирать его председателя. Отмечу также, что для нас такие шаги — это подготовка к выборному 2023 году.
Важно, чтобы парламент четвертого созыва не тратил время на формирование своей структуры — мы оформим и «обкатаем» на практике ее сейчас.
— А сами Вы намерены участвовать в следующих выборах?
— На одной из встреч с гражданами в администрации Ингодинского района Читы меня спросил об этом же один из присутствующих. Тогда я задал ответный вопрос: «А вы будете меня поддерживать?». Собравшиеся сказали, что обязательно будут. Поэтому я принял решение участвовать в избирательной кампании.
— Будете вновь претендовать на должность спикера?
— Это не от меня зависит, поскольку кандидатуры могут выдвигать все фракции, также любой депутат может заявить о своем желании возглавить парламент в качестве самовыдвиженца. И все же для регионального отделения партии «Единая Россия» важно вернуть себе лидирующие позиции. Если в предыдущем созыве по Чите мы имели из семи мест в Заксобрании шесть, то после выборов 2018 года от города в парламент вошли только два депутата-единоросса — это я и Виктория Бессонова. Пять мест мы потеряли, поэтому сейчас на будущие выборы ведем очень жесткий отбор кандидатов. Я являюсь заместителем секретаря партии по кадрам и как раз занимаюсь подбором кандидатов. На каждый округ у нас уже есть по 2-3 человека, которые будут участвовать в предварительном голосовании. Знаем мы и о намерениях участвовать в выборах некоторых из действующих депутатов, однако кандидатуры порядка 40% из них партия не будет рекомендовать к участию в избирательной кампании.
— Как Вы относитесь к тому, что трое депутатов Заксобрания за год Вашей работы в должности спикера были осуждены?
— Мы должны быть объективными: преступление есть преступление, и не важно экономическое оно или уголовное. Если парламентарий заслужил наказание, значит, должен оставить мандат. Если же рассмотреть каждый случай отдельно, то Сергей Белоногов все заплатил и кассацию выиграл. Он хотел сохранить возглавляемый им завод горного оборудования в Дарасуне, но ведь суду такие вещи не объяснишь. Алексей Кужиков, который был также осужден за налоговые преступления, загнал себя сам — ему дали возможность заплатить ущерб. В ситуации Марины Кирилловой (оштрафована за сокрытие налогов — прим. ред.) на таких должностях в нашем дотационном регионе порой приходится терять и возвращать деньги. На это приходится идти вынужденно, а не из корыстных побуждений, и некоторые на таких вещах попадаются.
Не случайно губернатор Забайкалья Александр Осипов говорил о том, что большая часть глав районов может пойти под суд за преступления, которые не совершали. Но как депутат могу сказать лишь одно — закон нарушать нельзя.
«Если человек обратился — он нам ещё верит»
— Вы совершили несколько выездов в районы края. С чем обращались к Вам забайкальцы в первую очередь?
— Часто мне задавали вопросы, связанные с нехваткой кадров. Бюджет региона вырос почти в два раза, но вот осваивать эти деньги некому. Нет специалистов ни в органах муниципальной власти, ни в здравоохранении, ни в образовании. Председатель комитета образования Нерчинского района просил меня прислать к ним физиков из Читы. Они готовы даже жилье предоставить. Я спросил, кто преподает этот предмет у них сейчас. Оказывается, трудовик или читинские педагоги в режиме онлайн. Разве сдадут выпускники этих школ ЕГЭ? Вот они с плохими знаниями и будут поступать в забайкальские вузы, а лучших ребят мы всегда отдаем в другие регионы. Поэтому я считаю, что нужно вернуться к распределению специалистов. Если уж молодой человек получил образование за счет государства, то должен отработать какое-то время в районе.
— Часто ли Вы бываете в своем избирательном округе? Что удалось сделать?
— Я городской депутат. Мой округ состоит из половин Ингодинского и Железнодорожного районов Читы. В Ингодинском районе я провожу прием граждан по вторникам, а в Железнодорожном — по пятницам. Даже в разгар пандемии я старался встречаться с избирателями — на улице на скамейке, в масках и на расстоянии полутора метров друг от друга. У меня десять помощников, между которыми я распределил круг обязанностей. Если я куда-то уезжаю, то прием проводят они. Мне удобно проводить приемы в администрациях районов, потому что там я могу вызвать на разговор ответственных специалистов и узнать, почему после обращения человека решение вопроса не сдвинулось с места. Обычно через неделю проблема решается. Наверное, в этом и есть весь секрет, почему люди доверяют мне и избирают уже пятый созыв — я не откладываю их вопросы в долгий ящик. В каких-то случаях могу дать свои деньги, например, на покупку дров для семьи из частного сектора. Могу обратиться к моим выпускникам, так как за долгие годы работы в ЗабГУ дал дорогу в жизнь семи тысячам специалистов. Все крупные строители Читы — мои ученики, они не могут отказать мне в просьбе помочь кому-то.
Также тесное взаимодействие у меня сохраняется и с предпринимателями, поскольку я возглавлял их общественную организацию «Опора России». На реализацию каких-либо проектов я сначала прошу деньги у представителей бизнеса, а затем отправляюсь в Минфин края, говоря, что уже нашел часть средств. В таких случаях министерству трудно отказать мне в софинансировании. Я хочу, чтобы предприниматель был еще и меценатом. Если есть чем помочь, помоги, ведь добро всегда возвращается.
Когда я переболел COVID-19 с поражением легких 92 %, то думал, что это те, кому я когда-то помог, дали мне возможность выжить.
— В вашем округе расположен значимый для жителей края маршрут — дорога на Молоковку. Но читатели жалуются на то, что дорожное покрытие в ужасном состоянии, много ям. Можете ли Вы повлиять на решение данного вопроса?
— В 1999 году при моем участии был проведен ремонт этой дороги. За 20 лет дорожное полотно пришло в негодность. Мне эта проблема известна, и я намерен ее решать.
— Насколько успешно работает региональная общественная приемная председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева в Забайкалье?
— Скажу честно, что качество работы приемной следует улучшить. Если гражданин ставит вопрос, то ему нельзя отвечать отпиской. Я и в Заксобрании возвращаю на доработку ответные письма, в которых сказано, что это не наши полномочия. Если человек к нам обратился, значит, он нам еще верит. А если в обращении перечислены ведомства, в которых он уже побывал, то мы для него — последняя инстанция. Поэтому я заставляю прорабатывать вопросы, дозваниваться до ответственных лиц.
Если проблему невозможно решить на краевом уровне, то человеку нужно сказать об этом и уверить, что обращение будет направлено выше. В приемной председателя партии есть возможность написать самому Дмитрию Медведеву, и не нужно бояться этого, полагая, что все просьбы вернут для разбирательства на местах.
«С природой надо советоваться»
— Ученые прогнозируют в Забайкалье ухудшение ситуации с паводками. Режим ЧС уже ввели в шести районах края из-за выхода грунтовых вод. Контролируете ли Вы деятельность депутатов в округах, где произошли ЧС? Как оцениваете их работу?
— Важно, что депутаты-одномандатники не бросают в беде своих избирателей. Активно проблему выхода грунтовых вод в Нерчинском и Шилкинском районах решал депутат Алексей Бутыльский, который привлекал к устранению последствий ЧС золотарей. При наводнении неоднократно оказывал помощь жителям Сретенского района Иван Нагель. Активно работал в Приаргунском районе Михаил Якимов. Помогал забайкальцам сильный депутат-одномандатник Сергей Сутурин. Считаю, что в целом нужно менять подход к парламентской работе. Депутаты, которые прошли в Заксобрание по спискам, тоже должны активно работать на территориях Забайкалья.
— Давно ведется речь о том, что газификация спасет регион в экономическом и экологическом плане. Вы в это верите?
— Я доверяю сенатору РФ Баиру Жамсуеву, который решительно взялся за проработку вопроса по газификации края. Мы, депутаты, плотно этой темой не занимаемся, тут нужны знания специалистов. Даже парламентариев возмутило то, что труба, идущая в Китай, обошла Забайкалье стороной. Но Баир Баясхаланович объяснил мне, что мы смотрели на этот вопрос с точки зрения гражданского населения, но со стороны военных есть свои нюансы. Считаю, что газификация будет. Вопрос в том — хватит ли нам на это ресурсов, поскольку софинансирование из краевого бюджета нам не потянуть, здесь нужны только федеральные средства. Если труба потянется из Бурятии, то нужно начать газификацию не всего региона сразу, а с Красночикойского, Петровск-Забайкальского, Улётовского районов. Тогда люди увидят, что началось какое-то движение. При этом важно понимать, что газификация нас не спасет, нужно продвигать и другие виды топлива. При этом, какие бы меры ни принимались, экология должна быть на первом месте — с природой надо советоваться.
— В День российского парламентаризма по Вашей инициативе прошел первый весенний благотворительный бал, встретивший немало критики. Выполнило ли это мероприятие свою главную задачу, станет ли оно традиционным?
— Когда я задумал провести бал, то долго сомневался, но все же решил воплотить эту идею. Когда человек в сложных условиях замыкается в себе, это хуже всего — эмоции нужно выплескивать. Поэтому главный результат благотворительного бала в том, что люди получили положительные эмоции.
Примечательно, что спикерам из других субъектов ДФО наша идея понравилась, они хотят приехать к нам за опытом. Я намерен пригласить их на бал-маскарад, который мы планируем провести в октябре этого года, приурочив к открытию после реконструкции здания краевого драматического театра. Надеемся, что наше приглашение примет и глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, которая болела душой за наш театр.
Записала Юлия Болтаевская, в беседе принимали участие Андрей Белокопытов и Александра Леонтьева.
Фото Евгения Епанчинцева
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37