Материалы СМИ 20 апреля
Кто поедет в Тмутаракань?
В 2022 году 18 педагогов отправятся на работу в районы Забайкалья по федеральной программе «Земский учитель». Из них только трое – учителя из нашего региона, остальные – приезжие. Способно ли такое усиление решить кадровую проблему в крае и что сегодня происходит в сельских школах? Об этом и не только - интервью ИА Чита.ру с депутатом Законодательного Собрания Даримой Доржиевой.
Наша справка. Дарима Доржиева до того, как перейти на постоянную работу в Заксобрание края, прошла путь от педагога и директора школы в небольшом селе Кусочи Могойтуйского района до директора огромной Агинской средней общеобразовательной школы №1, которую возглавляла с 2005 по 2020 год. Кроме того, в 2004—2005 годах работала заведующей методическим кабинетом отдела образования администрации Могойтуйского района, получив возможность взглянуть на работу системы образования и глазами чиновника. Депутатскую деятельность она сегодня связывает именно с вопросами образования.
– По опыту работы и в маленькой сельской школе, и в очень крупной поселковой скажите, разница между учителями и там, и там ощутимая? На селе ещё остаются работать профессионалы?
– Нельзя не замечать тенденции, когда состоявшиеся педагоги самого зрелого и продуктивного возраста (это 30-40 лет) стремятся уехать из села за лучшей жизнью. Но я думаю, это не связано именно с профессиональной деятельностью, люди просто выбирают лучшую среду для самореализации. Хороший же учитель что в селе, что в городе – он одинаковый. И сейчас в крае можно без труда найти очень сильных педагогов в небольших населённых пунктах. На них, по сути, и держится сельское образование, точнее то, что от него осталось. А родители знают о таких учителях и стремятся, чтобы дети учились именно у них.
Например, есть Урда-агинская средняя школа. Это 17 километров по трассе на Дульдургу от Агинского. В своё время там учились дети животноводов, жили в интернате, который удалось сохранить и по сей день. Сегодня здесь учатся дети не только из Агинского бурятского округа, но и из-за его пределов, приезжают школьники даже из Забайкальска. А всё потому, что пусть и в сельской школе, но ребята могут получить нормальное математическое образование и, что немаловажно, нормальное воспитание. И родители выбирают такой вариант, понимая, как важно сегодня качественное образование.
Можно ли миллионами завлечь учителя в село?
– Федеральная программа «Земский учитель» работает в России с 2020 года. Каков её принцип, расскажите на примере Забайкалья?
– Условия по программе во всех регионах почти одинаковые. Нужно отработать не менее 5 лет в школе любого населённого пункта, где живёт не более 50 тысяч человек. За это педагог получает разовую выплату – в Забайкальском крае (который теперь входит в состав Дальневосточного федерального округа) это 2 миллиона рублей. Деньги на карту зачисляются сразу, как человек приступает к работе. Отчитываться о том, куда их потратил, не нужно. Но если договор будет расторгнут до истечения 5 лет, все деньги придётся вернуть. К слову, отпуск по уходу за ребёнком в зачёт этого срока не идёт. Исполнение контракта как бы ставится на паузу.
Хоть программа и федеральные, но некоторые регионы добавляют свои условия. Например, ставят для соискателей ограничение по возрасту. В Крыму и Краснодарском крае, скажем, земский учитель не должен быть старше 30 лет. Такие регионы могут себе подобное позволить, конкурс там большой. У нас в Забайкалье единственное ограничение – человек не должен выбирать школу в том же районе, где уже работает. Должен ехать в другой район.
– Какова процедура отбора соискателей на участие в программе?
– Краевое министерство образования формирует реестр школ. Последний раз там было представлено около 180 вакансий. Самые разные предметы: начиная от учителей начальных классов и заканчивая физиками, химиками. Реестр находится в открытом доступе, как и вся нормативная база, положение о программе. Все соискатели, заявившиеся на текущий год, проходят отбор через специальную комиссию, которая составляет собственный рейтинг (с учётом квалификации, категории, стажа педагога). Право на участие в программе получают только лучшие (от первого места и вниз), но в рамках квоты, которую выделило государство тому или иному региону.
– Получается, учитель может выбрать любую школу, где есть вакансии, будь то школа в маленьком селе или в том же Агинском, где школы большие, но также меньше 50 тысяч жителей?
– Так и есть. Причём смотрите, какой интересный момент. Когда программа запускалась, я ещё работала директором. И мне очень хотелось любым способом заполучить математика. И единственный для меня нюанс как директора заключался в том, что не школа выбирает учителя. Соискатель априори выбирает из доступных вакансий только одну. И, если прошёл отбор и попал в число счастливчиков, поедет именно туда, куда выбрал.
Выходит, даже если школа заявила места для земского учителя, не факт, что она гарантированно получит специалиста. А теперь сами ответьте на вопрос – каков шанс, что из всех представленных вакансий соискатели будут выбирать школы в самых отдалённых сёлах? Ответ очевиден. Мало кто хочет ехать в Тмутаракань. По отношению к маленьким сёлам, я считаю, программа не до конца справедлива.
– Значит, чтобы закрыть всю потребность и обеспечить специалистами даже маленькие сельские школы, отдалённые от райцентров, нужно чтобы квота от государства равнялась числу открытых в рамках программы вакансий. Это пока нереально?
– Судите сами. В 2020 году по программе «Земский учитель» в Забайкалье одобрение получили 22 человека. В 2021 году – 20, в 2022-м – уже 18. На 2022-23 годы квота планируется повыше – 38 и 53 места соответственно. В этом году отбор уже завершён. Мы знаем, откуда к нам приедут педагоги и в какие районы поедут работать. Но пока не видим фамилии. Известно, что из 18 учителей только трое из Забайкалья, а география приезжих специалистов год от года расширяется. Например, в 2020 году педагогов из других регионов среди тех, кто прошёл отбор, было меньше половины.
– Чем привлекает наш край приезжающих по программе учителей?
– Во-первых, это 2 миллиона рублей, а не 1 миллион, что получают участники программы «Земский учитель» в других федеральных округах. Во-вторых, среди так называемых приезжих на самом деле есть и местные. Смотрите, у нас в своё время очень много педагогов уехали в Хабаровский край, Магадан, где в своё время уже действовали мощные местные программы для учителей. Плюс стоимость 18 часов (средняя нагрузка на учителя в неделю – А.С.) там была несравнимо выше.
Переток высококвалифицированных специалистов, казалось, не остановить. Мы кричали, чтобы подобную региональную программу сделали и у нас. И вот только сейчас, после вступления региона в ДФО и старта «Земского учителя», мы нашли способ привлечь кадры. Поэтому подозреваю, а по этому году точно знаю, что некоторые наши забайкальцы, которые в своё время уехали и уже исполнили контракты, возвращаются домой.
Школа не терпит «таксебешных» учителей
– Понятно, что программа «Земский учитель» далеко не решает проблему нехватки кадров, но помогает хотя бы минимально наполнять ими сельские и поселковые школы. В целом же вопрос дефицита педагогов в Забайкалье это не закроет даже и за 10 лет, вам так не кажется?
– Перед нашим с вами разговором я запросила данные в министерстве образования края. По состоянию на февраль 2022 года, в регионе не хватало порядка 500 учителей. И из года в год эта цифра растёт. Увеличивается постоянно и количество возрастных педагогов. Значит, отрицательная динамика продолжит идти по нарастающей. Поэтому в прошлом году на отчёте минобразования я ставила вопрос о принятии краевой программы поддержки кадров.
Во время учебного года 2019-20 количество открытых вакансий для учителей в Забайкалье равнялось 300. В следующем учебном году их стало 338. В текущем – 495. В школах края, по состоянию на февраль 2022 года, работают 10 278 учителей. Наибольшее количество из них в возрасте от 45 до 55 лет – 2 639 специалистов.
– Чем могла бы привлечь такая программа?
– Например, увеличенной ставкой за 18 часов для сельских школ. Также должны быть бонусные вещи для учителей, которые готовы переезжать в маленькие сёла. Проект программы уже лежит в краевом министерстве образования. Но он пока не поддержан. Разработанная программа, в частности, предусматривает бонусы для педагогов, отправляющихся в сельскую местность, в виде муниципальных квартир и подъёмных. Причём предлагается жильё давать в собственность. Если бы такая программа заработала, мы бы, может, и нуждались в приезжих кадрах. А наоборот сохранили бы в регионе своих, дали бы стимулы для выпускников.
На уровне заксобрания мы с коллегами обсуждали эту проблему. Решили, что проект региональной программы нужно поднять, доработать и предложить правительству края к утверждению. Для этого создана рабочая группа, которая должна будет до осени 2022 года эти вопросы решить, просчитать финансово. Чтобы можно было программу поэтапно внедрить.
– Сегодня из вузов выпускаются достойные ребята?
– Вот как это работает. Если я директор школы, выпускнику вуза я должна дать класс и минимум за 2-3 месяца выпестовать из него если не хорошего, то хотя бы более или менее работающего учителя. Школа – это такое место, которое не терпит таксебешного отношения. И на самом деле в течение месяца они сразу решают – остаются либо уходят.
– И что, остаются?
– Не все, но остаются, вот с ними уже и работаем. Но приходят всё меньше, а самая сложная ситуация с узкими предметниками – это химия, физика, информатика. Вы поймите, проблема вот как интересно увязана. Если нет профессиональных кадров, то и выпускники получаются несостоятельные, неготовые конкурировать в дальнейшем. И что мы получаем в итоге? Полуграмотных специалистов, которые затем не смогут достойно передать свои знания следующему поколению.
Мы кучу реформ и модернизаций пережили, но, мне кажется, именно сейчас должно государство прийти к осознанию того, что именно в учителей нужно вкладываться максимально. С патриотизмом мы как-то определились, теперь пора вплотную заняться образованием. Повторюсь, слабый учитель, который к тому же не очень серьёзно относится к своей работе, не выпустит хорошего ученика. А потенциально хороший выпускник обречён быть средненьким, так как не будет правильно раскрыт. Вот почему родители выбирают очень мощные школы и ради этого даже готовы менять место жительства.
Надежда всегда остаётся, и я всё-таки надеюсь, что ситуация изменится в корне. И та сеть сельских школ, которая есть, учителя, которые держат её, всё-таки сохранятся, и всё будет хорошо.
Подготовил АРТЕМ САЗОНОВ
Читать в источнике
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37