Контрольно-счётная палата 12 ноября

КСП Забайкалья о плюсах и минусах бюджета-2022

По оценке Контрольно-счетной палаты Забайкалья, базовый вариант прогноза социально-экономического развития края, взятый за основу проекта бюджета, более оптимистичен, чем консервативный. Однако он не учитывает новой волны коронавирусной пандемии, что может отрицательно повлиять на параметры краевого бюджета.

 

Как отмечается в заключении Контрольно-счетной палаты края, поступившем на площадку Законодательного Собрания, ведомство в целом поддерживает законопроект о бюджете, но есть моменты, на которые необходимо обратить внимание при принятии документа.

В частности, за основу формирования проекта бюджета взят базовый вариант прогноза социально-экономического развития края на предстоящие три года. Он более оптимистичен, чем консервативный, но как считают аудиторы, не учитывает новой волны коронавирусной пандемии, что резко снижает его вероятность и может отрицательно повлиять на параметры краевого бюджета.

В заключении отмечено, что в последние годы наблюдается общая тенденция внесения поправок в показатель сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон о бюджете края. По мнению КСП, на практике такой подход приводит к необоснованному изменению целевого назначения утвержденных законом средств.

Бюджет края по доходам сформирован в следующих объемах: 88,3 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые поступления 51,5 млрд, безвозмездные – 36,8 млрд рублей. КСП подтверждает прогнозируемые поступления по налоговым и неналоговым поступлениям, их рост оценивается в 6,4%. При этом специалистами отмечается существенное снижение недоимки по налоговым доходам. 

Расходы предусмотрены в размере 90,9 млрд рублей. Резервы финансовых ресурсов на 2022 год запланированы в размере 4,6 млрд рублей (5% от общего объема расходов). Их планируется направить на обеспечение выплат заработной платы работникам бюджетной сферы, на инвестиции в объекты инфраструктуры, на софинансирование для участия в госпрограммах, на формирование резервных фондов края и т.д. Как подчеркивается аудиторами, резервирование такого количества средств свидетельствует о низком качестве  бюджетного планирования и приводит к снижению прозрачности и непредсказуемости расходов бюджета. Вместе с тем, как соглашаются специалисты, в сложившихся условиях данные резервы позволят более оперативно решать возникающие перед краем непростые задачи, особенно в условиях пандемии.

На реализацию мероприятий 29 госпрограмм запланировано 91,8 % от общего объема расходов. По мнению надзорного органа, это говорит о формальном отношении к принципам составления бюджета на основании госпрограмм – паспортная потребность программ не соответствует объему предусмотренных бюджетных ассигнований, а это недопустимо, подчеркивают аудиторы.  

В качестве положительных моментов проекта бюджета ведомство отмечает тот факт, что ряд рекомендаций КСП в документе учтены. Так, впервые предусмотрены расходы на выплату региональной доли районного коэффициента работникам госучреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, в сумме 1,3 млрд рублей. Кроме того, приняты меры по сокращению дефицита территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, объем ее финансирования увеличен на 14,6%. Также предусмотрена индексация социальных выплат в размере 4% не с 1 июля, а  с начала года.

Вместе с тем, в проекте бюджета не учтены предложения КСП об увеличении объема бюджетных ассигнований, направленных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Как отмечают в ведомстве, предусмотренные на 2022 год средства позволят обеспечить жильем лишь 282 человека, а это всего 4% от текущей потребности.

Кроме того, проектом закона не обеспечено финансирование плана спортивных мероприятий на 2022 год в объеме 178,9 млн рублей, не предусмотрены расходы на услуги скорой помощи во время проведения соревнований, а также на единовременное денежное вознаграждение членов сборных команд края за высокие спортивные результаты.

Как отмечается в заключении, на бюджетные инвестиции в объекты капстроительства  в 2022 году законопроектом предусмотрено 4,5 млрд рублей. При этом проект закона о бюджете и проект краевой адресной инвестиционной программы согласованы не в полной мере, сформированы без учета ряда переходящих объектов образования и здравоохранения, объектов дорожного хозяйства, не предусматривают вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства. Дополнительная потребность на переходящие объекты на 2022 год составляет 2,3 млрд рублей. Также в проекте бюджета не учтена дополнительная потребность в связи с удорожанием стоимости строительства и планируемыми изменениями в стоимости контрактов.

Кроме того, по оценке аудиторов, имеются риски перехода расходных обязательств  2021 года на следующий год в связи с низкой степенью технической готовности  объектов, подлежащих завершению в этом году. Так, на первое октября исполнение по  бюджетным инвестициям составило 33,9%. То есть, на самые холодные месяцы  остается почти 70% объемов работ.

С полным вариантом заключения Контрольно-счетной палаты Забайкалья можно ознакомиться на сайте Законодательного Собрания в разделе «Новое в документах – Заключения КСП».

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37