Материалы СМИ 13 сентября
Юрий КОН: «Мы переживаем период революций»
Жизнь председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного Собрания края Юрия Кона полна круглых чисел: 40 лет он проработал деканом строительного факультета Читинского политехнического института, 20 лет отстаивает интересы избирателей в краевом парламенте, а сегодня отмечает 70-летие.
Человек, в судьбе которого много удивительных виражей и невероятных поворотов рассказал о своем жизненном пути и поделился размышлениями по поводу ситуации в Забайкалье в беседе с журналистами газеты «Забайкальский рабочий» в канун своего большого праздника.
— Юрий Михайлович, расскажите, с чего начинался Ваш жизненный путь. Как он привел Вас в Забайкалье?
— Я родился в Сахалинской области в портовом городе Макаров, названном в честь адмирала Степана Макарова, в семье рабочих — мама работала штукатуром-маляром, а отец — водителем-дальнобойщиком. У моего отца наша семья — вторая. Он жил в Сеуле в Южной Корее, приехал на заработки на остров Сахалин, который в то время был японской колонией. Грянула война, и отец не смог вернуться домой. Моя мама по национальности японка. Нас в семье четверо детей — я самый старший.
В 60-е годы, когда я учился в старших классах, корейцам было непросто получить советский паспорт, для этого требовалось соблюсти немало условий. По этой причине корейская молодежь, живущая на острове, не могла выезжать в другие города страны, чтобы получить высшее образование. Но такой шанс предоставлялся тем ребятам, которые занимали призовые места в областных олимпиадах, заканчивали школу с медалями. Отец сказал, что я как самый старший непременно должен получить советский паспорт, поэтому в восьмом классе я всерьез взялся за учебу, участвовал в олимпиадах по математике, физике, химии. Мне удавалось не раз занимать призовые месте, а в олимпиаде по химии я и вовсе завоевал первое место по Сахалинской области. За эту победу мне дали направление на факультет химии в Ленинградский педагогический институт им А.И. Герцена. И школу, к слову, я окончил с серебряной медалью. Мои заслуги дали мне право получить заветный паспорт. Забрав документ, я увидел ошибку в дате рождения — родился я 13 октября, а в паспорте значилось 13 сентября. Но нужно было выезжать в Ленинград, поэтому переделывать паспорт не стали. С тех пор я отмечаю свой день рождения дважды!
По пути в Ленинград я оказался в Иркутске, где меня ожидала очередная пересадка на самолет. Но из-за сильных дождей вылет задержали на целых три дня. В это же время в Иркутск прибыли поступать два моих одноклассника, которые убедили меня, что мне не зачем ехать одному в Ленинград, а лучше остаться в Иркутске с ними. Мы отправились подавать документы в Иркутский политехнический институт. Я хотел поступить на химико-технологический факультет. Пока ждал в коридоре сотрудниц приемной комиссии, ко мне подошел солидный высокий мужчина и спросил, что я тут делаю. Узнав, что я собираюсь подавать документы на химико-технологический факультет, он сказал: «Зачем тебе это? Там же одни девчонки». Посмотрел мой аттестат, медаль и заявил: «Будешь инженером-строителем! А не понравится у нас — через год переведу тебя на химико-технологический». Позже я узнал, что этот мужчина — декан строительного факультета. Подумав, что сам декан взял меня под опеку, я решил подать документы на строительный факультет. Друзья мои экзамены завалили — в итоге в Иркутске я остался один, а они вернулись домой.
По окончанию института я намеревался поехать строить город Набережные Челны. Но в последний момент узнал, что не попал в десятку отобранных для этого молодых специалистов. Тогда декан общетехнического факультета Юрий Вениаминович Кулагин, который стоял у истоков создания политехнического института в Чите, предложил мне поехать в столицу Забайкалья. В 1972 году я приехал в Читу. Через два года меня назначили заместителем декана строительного факультета нового читинского вуза, а в 1978 году я стал деканом.
— 40 лет работы в должности декана — это рекорд! Чем Вам особенно запомнились эти годы?
— В том ритме, в каком мне приходилось работать, я даже не заметил этих 40 лет. Моя жена часто возмущалась: «Рабочий день закончился. Почему все преподаватели домой идут, а ты со своими студентами занимаешься общественной работой?» Я приучил к активной деятельности себя и студентов, поэтому время пролетело очень быстро. В советские годы я участвовал в отправке студентов в стройотряды — для них это была и хорошая практика и возможность заработать деньги.
Ежегодно осенью к моему фактическому дню рождения — к 13 октября, — мы проводили на факультете конкурс красоты и мужества. Десять девушек и десять юношей демонстрировали свои таланты. За полтора месяца ребята готовили очень интересные выступления. Родители тоже относились к конкурсу с энтузиазмом. Проводили мы его с размахом в Забайкальском краевом драматическом театре. На других факультетах пытались организовать подобный конкурс, но сложность была в отсутствии финансов. Нам помогали читинские предприниматели, с которыми у меня сложились крепкие деловые и приятельские отношения. Мы приглашали читинских бизнесменов в жюри, а они давали хороший спонсорский пакет.
— Полагаю, что укреплению этих отношений послужило то, что Вы стояли у истоков создания ряда общественных организаций в сфере бизнеса? Но откуда у педагога такой высокий интерес к предпринимательству?
— В 90-е годы я впервые поехал за границу — в Сеул к моему сводному брату — сыну моего отца от первого брака, с которым мы, наконец, нашли друг друга. Брат мой в то время был сенатором южнокорейского парламента. Я посмотрел, как в Южной Корее работают предприниматели, и решил полностью уйти в бизнес. Но брат тогда сказал: «Если ты бросишь вуз, ко мне больше не приезжай. Ты — прирожденный преподаватель, воспитатель. Ты с нуля начинал это дело и оно твое». Институт я не оставил, и брат мне очень помог в предпринимательской деятельности — благодаря ему, мне удалось выстроить деловые отношения с корейскими бизнесменами и открыть с ними совместные предприятия в Чите.
Когда в 1998 году грянул дефолт, мы все погорели. Тогда в предпринимательской среде возникла идея, что нам нужно создать общественную организацию, сплотиться и вместе двигаться дальше, отстаивая наши права. Тогда появился первый профсоюз предпринимателей Читинской области. Мы решили создать именно профсоюз, потому что других моделей организаций на тот момент не было. Наш устав мы написали по образцу областной профсоюзной организации. С тех пор представители бизнеса сплотились. Мы и сейчас помогаем друг другу, обсуждаем общие проблемы.
— При этом еще и совместно оказываете помощь забайкальцам.
— Мы создали Читинский Ротари-клуб, в который вошли порядка 30 бизнесменов, легких на подъем, готовых предлагать и реализовывать интересные идеи. Устраивали благотворительные игры в боулинг, концерты, на которых за два-три часа собирали по 300 тысяч рублей. Вот и представьте, что за десять мероприятий в год можно собрать три миллиона рублей и купить на них, например, автобус.
Благотворительность хороша, когда она продумана. Ведь бывает так, что ты помогаешь людям, а потом не можешь им помочь либо потому, что сам оказался в кризисной ситуации, либо потому, что нуждающихся в помощи стало гораздо больше, и всех их охватить невозможно. Еще Иосиф Давыдович Кобзон говорил, что не надо дразнить людей, и сам он постоянно помогал только двум детским домам. Вот и мы взяли под шефство Центр восстановительного лечения для детей «Феникс».
— Ваш депутатский стаж насчитывает уже 20 лет, но сейчас хотелось бы вернуться к самому началу. Почему тогда Вы решили сразу выйти на уровень областного парламента, а не попробовать свои силы в читинской Думе?
— Наверное, я по характеру максималист. Мне предлагали пойти в гордуму, но я тогда рассуждал: зачем мне это, если мои студенты живут по всей области. Я посчитал, что на тот момент выпустил с факультета порядка восьми тысяч студентов. Своей рукой я написал около пяти тысяч писем нашим выпускникам с просьбой поддержать меня в ответственном решении стать депутатом Читинской областной Думы. Финансовые ресурсы вложили в избирательную кампанию друзья-предприниматели. Поверили мне жители Ингодинского и Железнодорожного районов Читы, которые входят в мой избирательный округ. В итоге мне удалось пройти в областную Думу с первого раза.
— Напомните, в каких профильных комитетах Вы работали? В каком из них решались, на Ваш взгляд, наиболее сложные вопросы?
— За эти годы мне довелось работать в комитетах по государственной политике, по социальной политике, по экономической и инвестиционной политике. Подчеркну, что в каждом созыве комитеты были разные. На сегодняшний день я уже год отработал в должности председателя комитета по экономической политике и предпринимательству, и это мой первый опыт работы на профессиональной постоянной основе. Это новое для меня направление дает мне возможность глубже разбираться в проблемах. С одной стороны, профессиональная постоянная основа — это свобода, но за свободой кроется большая ответственность перед людьми.
— Обозначьте наиболее острые вопросы, которые депутаты возглавляемого Вами комитета держат на контроле?
— Сейчас в связи с реализацией национальных проектов наш комитет отвечает за 8 нацпроектов из 12. Особый упор сделан на экономику в части развития производства, малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест. В настоящее время 27 процентов забайкальцев заняты в малом и среднем бизнесе, а цель ставится, чтобы в эту деятельность были вовлечены 60 процентов. Радует, что сейчас в бизнесе намечается положительная тенденция, когда предприниматели, к примеру, уехавшие в Крым, возвращаются к законсервированному в Забайкалье бизнесу, увидев, что в край стали активно вливаться федеральные средства. Поэтому нам как законодателям необходимо провести ревизию законов, касающихся бизнеса, выяснить, какие из них работают, а какие не работают и почему, какие в них необходимо внести изменения. Мы уже подключили к этой оценке Торгово-промышленную палату региона, региональное отделение «Опоры России», которое я возглавлял десять лет.
Подобную работу следует провести в строительной отрасли. Не даром же говорят, если строительные краны работают, значит, регион жив. А у нас в строительстве нужно наводить порядок. На мой взгляд, эффективной мерой было бы выстраивание государственно-частного партнерства в данной отрасли. Сейчас все строительные организации находятся в частных руках. Участвуя в аукционах, они часто сталкиваются с тем, что сумма контракта после завершения аукциона снижается на половину. Например, заявлено десять миллионов, а, выиграв аукцион, строительная организация получает всего пять миллионов, хотя уже имеет проект, в котором стоимость работ исчисляется десятью миллионами. В этой ситуации предприниматель начинает экономить на строительных материалах, элементах отделки, что снижает качество возводимых объектов. Если мы не переработаем законодательство, которое регулирует этот процесс, то ситуация не изменится.
— Будучи заместителем председателя комиссии по вопросам Регламента и депутатской этики, как Вы относитесь к тому, что нередко некоторые важнейшие законопроекты, например, изменения в бюджет, вносятся едва ли не в последний момент перед заседанием парламента?
— Я тоже долгое время ратовал за строгое соблюдение Регламента. Но сейчас вижу, что мы переживаем период революций. Если мы хотим превратить край из спального района в промышленный центр, то малой кровью здесь не обойтись. Поэтому нужно понимать, что принятые законы — не на всю жизнь. Когда все вокруг меняется, следует вносить изменения и в законодательство. И нельзя отрицать, что депутаты тоже ошибаются, и если принятый ими закон не работает, то нужны корректировки. К сожалению, в 70 процентах случаев мы занимаемся приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным. В идеале было бы, если бы каждый депутат или группа депутатов за пять лет парламентской деятельности смогли разработать и привести к принятию совершенно новый закон, который бы работал. Вот тогда можно было бы говорить, что парламентский созыв служил людям достойно.
— В ходе одной из недавних встреч президента России Владимира Путина с главой Забайкалья Александром Осиповым говорилось о том, что у забайкальского населения высокий уровень ожиданий в связи с включением края в состав Дальневосточного федерального округа. А какие в связи с этим ожидания у депутатов и лично у Вас?
— В составе нашего комитета работают депутаты разных фракций, поэтому подходы к решению тех или иных вопросов – тоже разные. К примеру, при решении проблемы высоких цен на бензин часть депутатов были убеждены, что надо напрямую обращаться к первому лицу государства. Приходилось доказывать, что, прежде чем писать президенту, необходимо разобраться в ситуации внутри региона. Писать письмо президенту мы не стали, но при этом обратились к полномочному представителю президента России в ДФО Юрию Трутневу. Такое решение поддержал глава региона Александр Осипов. Лично разобравшись в этом вопросе, Александр Михайлович в итоге сам обратился к Владимиру Путину с просьбой убедить руководство крупного оптового поставщика топлива ПАО «НК «Роснефть» продавать горючее еще и в розницу и открыть как можно больше заправок не только вдоль федеральной трассы, но и в забайкальской глубинке. При этом на забайкальский рынок ГСМ необходимо завести еще одного крупного поставщика топлива. Если два конкурирующих предприятия зайдут в край, то они будут ронять цену. Рынок ГСМ — это прекрасная почва для привлечения инвесторов. Если мы хотим войти в 30 регионов по уровню развития и стать самодостаточным субъектом, то сейчас нам нужно создавать для этого почву. И, конечно, нужны законы, которые бы также готовили эту почву.
— Юрий Михайлович, 70 лет — солидная дата. Ощущаете ли Вы свой возраст?
— Если я скажу, что не ощущаю, то, наверное, обману. Но снижение моей активности я не замечаю. Разве только чувствую, что опыта у меня становится все больше, поэтому если раньше я тратил на какое-то дело пять часов, то теперь на это уходит три часа. Появилось свободное время, благодаря чему я стал уделять внимание здоровью. Но это совсем другая история.
Записала Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.
Наша справка. Кон Ен Хва (Юрий Михайлович) родился 13 сентября 1949 года в городе Макаров Сахалинской области.
В 1972 году окончил Иркутский политехнический институт, строительный факультет по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
В 1972 – 1978 годы являлся ассистентом кафедры технологии и организации строительного производства, старшим преподавателем кафедры сопротивления материалов и строительной механики Читинского филиала Иркутского политехнического института.
В 1978 – 1999 годах — декан строительного факультета Читинского политехнического института. С 1999 по 2011 год — директор Института строительства и экологии Читинского государственного университета. 2012 – 2018 годы — декан факультета строительства и экологии Забайкальского государственного университета.
Избирался депутатом Читинской областной Думы III созыва (2000 – 2004 годы), IV созыва (2004 – 2008 годы), Законодательного Собрания Забайкальского края I созыва (2008 – 2013 годы), II созыва (2013 – 2018 годы).
В Законодательном Собрании Забайкальского края III созыва является заместителем Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края — председателем комитета по экономической политике и предпринимательству (на профессиональной постоянной основе), а также заместителем председателя комиссии по Регламенту и вопросам депутатской этики.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За заслуги перед Читинской областью», медалью Законодательного Собрания Забайкальского края «Знак Почета», медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», орденом «Звезда Почета» Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Имеет нагрудные знаки «За отличные успехи в работе высшего образования СССР», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Признан Почетным гражданином города Читы.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37