Забайкалье в Дальневосточном федеральном округе 02 августа

А.Козлов: Сейчас от региональной власти требуется четкий контроль и доскональное выполнение обязательств

Глава Минвостокразвития РФ Александр Козлов на совещании в Чите доложил Дмитрию Медведеву об интеграции Забайкальского края в экономическое пространство ДФО. Были затронуты все направления работы: социальный и экономический блоки, авиационная доступность, подготовка кадров и др.

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания!

6 ноября 2018 года мы создали проектный офис по интеграции Забайкалья в состав Дальневосточного федерального округа. Интеграция идет по основным двум блокам: социальный и экономический.

Начну с социального блока. В рамках Государственной программы развития Дальневосточного федерального округа выделяются средства на социальное развитие центров экономического роста. Таких центров на Дальнем Востоке (уже с учётом Забайкальского края) 58 которые охватывают 81% численности населения ДФО, из них в Забайкальском крае 11 центров. В каждом были определены социальные объекты, которые нужны региону или требуют реконструкции и обновления. По Дальнему Востоку их на сегодняшний день – 431, в том числе 73 в Забайкальском крае. Все объекты и мероприятия мы согласовали с отраслевыми ФОИВами с учетом потребности региона и исходя из существующих отклонений. 14 марта этого года эти мероприятия одобрили на заседании Подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке под председательством Ю.П. Трутнева.

И уже 7 мая на заседании Правительства Российской Федерации вы утвердили выделение финансирования Забайкалью. До 2021 года из федерального бюджета выделено 9,4 миллиарда рублей (2019 год – 3,4 млрд рублей, 2020 год –3,1 млрд рублей, 2021 год – 2,9 млрд рублей). Средства в полном объеме доведены до региона. Поэтому сейчас от региональной власти требуется четкий контроль и доскональное выполнение своих обязательств: подготовки проектной документации и прохождения государственной экспертизы, а также конкурсных процедур, и далее – на этапе строительства и реконструкции объектов. Много мероприятий реализуют муниципальные органы власти – 46 мероприятий, или 63%. Необходимо оказывать всяческую помощь и контроль за реализацией.

Хочу отметить также, что перечень всех объектов и, соответственно, сумм, мы передали и в надзорные органы. Чтобы структуры сопровождали строительство или модернизацию каждого объекта, деньги не были расхищены, и программа не была дискредитирована.

Итак, что планируется на три года. В сфере здравоохранения (3 млрд рублей): - строительство и приобретение 40 фельдшерско-акушерских пунктов (в т.ч. 12 в 2019 году), - капитальный ремонт 7 больниц; - приобретение 52 автомобилей скорой медицинской помощи и 2 передвижных медицинских комплекса «ФАП» (в 2019 году приобретение всех 54 автомобилей, 38 автомобилей уже поставлены в регион); - приобретение медицинского оборудования для 32 учреждений (для 18 в 2019 году); - приобретение 203 квартир для медицинских работников (75 в 2019 году).

В сфере образования (2,1 млрд рублей): - строительство школы-детского сада в п. Могзон на 500/120 мест; - строительство школы в с. Баляга на 400 мест; - строительство 2-х детских садов в г. Чита на 312 мест. В 2019 году должны быть завершены: - капитальный ремонт 11 школ и 3 детских садов; - обустройство туалетных комнат в 37 общеобразовательных организациях в соответствии с санитарными требованиями; - модернизация материально-технической базы 7 учреждений среднего специального образования по стандартам Ворлдскиллс.

В сфере культуры (403 млн рублей): - строительство 7 сельских культурно-досуговых центров. В 2019 году должны быть завершены: - капитальный ремонт 3 учреждений культуры; - строительство библиотеки.

В сфере спорта (642 млн рублей): - строительство 2 спортивных комплексов; - строительство 60 универсальных спортивных площадок (в т.ч. 20 в 2019 году); - установка 100 уличных тренажерных комплексов (в т.ч. 34 в 2019 году); - капитальный ремонт 9 спортивных учреждений в 2019 году.

В сфере социальной защиты (18,8 млн рублей): - открытие 4 групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья (2 из них в 2019 году).

В сфере благоустройства (418 млн рублей). Все мероприятия должны быть завершены в 2019 году: - установка 325 детских площадок; - установка 200 спортивных площадок; - благоустройство общественных территорий в 171 населенном пункте.

В сфере транспорта (2,8 млрд рублей): - строительство автодороги по ул. Нагорная в г. Чита (980 метров); - приведение в нормативное состояние центральных улиц (всего 177,6 км, в 2019 году – 31 населенный пункт, 33,9 км.); - ремонт в 2019 году улично-дорожной сети г. Чита (21,8 км); - приобретение 77 автобусов средней и большой вместимости для организации транспортного обслуживания в Чите (42 единицы в 2019 году).

Кроме того, финансирование в объеме 149,4 млн руб. выделено на разработку проектно-сметной документации для строительства 9 объектов: - краевая детская клиническая больница (2019 г. – 60,5 млн руб.). Мы с Вами сегодня были в существующей больнице, увидели, что требуется строительство новой. - Туберкулезная больница в Чите; - 3 ФОКа в г. Хилок, пгт. Чернышевск, г. Могоча; - лыжно-биатлонный комплекс; - центр единоборств; - центр стрельбы из лука; - реконструкция театра национальных культур «Забайкальские узоры».

Подготовленная документация позволит региону получить дополнительное финансирование в рамках реализации Государственных программ. Для Забайкальского края — это внушительный перечень. Охват населения, который в будущем будет пользоваться отремонтированными и новыми объектами, исчисляется десятками тысяч.

Ещё одно направление социального блока интеграции — это авиационная доступность. В целом, хочу отметить, что по субсидируемым авиаперевозкам изменения в хорошую сторону наметились во всем Дальневосточном федеральном округе. А именно, увеличилось финансирование в 3 раза. На 2019 год это 8,2 миллиарда рублей на магистральные перевозки. Помимо этого, программа стала круглогодичной, увеличилась сеть маршрутов до 134, а право купить льготный билет получили многодетные семьи. К слову, их на Дальнем Востоке 125 тысяч.

Благодаря принимаемым мерам, в 2019 году с/на Дальний Восток смогут «долететь» больше 1 млн 200 тысяч пассажиров. В рамках этих цифр – по магистральным направлениям – 50 тысяч забайкальцев смогут воспользоваться льготными авиабилетами и улететь в такие города, как Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Симферополь. Но на рейс в Симферополь пока не заявилась ни одна авиакомпания, в чем проблема? Недостаточный размер субсидии или потребности всё же нет? Губернатору совместно с Росавиацией и авиакомпаниями нужно разбираться.

В части доступности субсидируемых региональных воздушных перевозок Забайкалью выделено 177 миллионов рублей. Это возможность перевезти 18 тысяч пассажиров. Рост по сравнению с прошлым годом – почти в два раза. А в перечень субсидируемых региональных авиамаршрутов вошли четыре: в Иркутск, Якутск, Красноярск и Екатеринбург.

Работаем сейчас и над возобновлением программы «плоских тарифов», которую реализует «Аэрофлот». В 2015 году компания приостановила полеты в Читу из-за нерентабельности рейсов в зимнее расписание. Последние 4 года в Читу летает только «Сибирь» и «Уральские авиалинии», и уже как два года спрос стабильно превышает предложение. Мы уже получили ответ от «Аэрофлота», что в 2019 году расписание сформировано, но на 2020 год они готовы рассмотреть вопрос. Мы надеемся на положительный ответ и возобновление полетов.

На сегодняшний день остается болезненным и нерешенным вопрос субсидирования местных воздушных перевозок в Забайкальском крае. Вопрос является актуальным для всех регионов Дальнего Востока и Арктики. Сейчас субъекты занимаются этим самостоятельно, но с учетом дотационных бюджетов денег катастрофически не хватает, отсюда высокая стоимость билетов, прекращение полетов в удаленные населенные пункты, где авиационное сообщение – это единственный способ добраться до административных центров.

Предлагаем разработать программу субсидирования местных воздушных перевозок, предусмотрев софинансирование из федерального бюджета в размере 50% от общей заявленной потребности региона. Прогнозный объем бюджетных ассигнований до 2025 года составит 17,7 млрд руб. По Забайкалью потребность в федеральном финансировании составит 265 млн руб. до 25 года. Прошу Вашего поручения, Дмитрий Анатольевич, Минвостокразвитию, Минтрансу и Минфину совместно с субъектами подготовить соответствующие предложения и представить доклад в Правительство РФ.

Программа «Дальневосточный гектар» начала действовать в Забайкалье и Бурятии. Ещё одна преференция, которая существует на Дальнем Востоке, – это механизм упрощенной процедуры получения земли. И сегодня, 1 августа, программа «дальневосточный гектар» стартовала в Забайкалье.  Хочу сказать, что нам важно не просто раздать землю, а поддержать людей.

Сегодня Забайкальский край предоставляет сельскохозяйственные гранты, льготные кредиты для малого и среднего предпринимательства, существует программа льготного лизинга оборудования. Забайкальцы могут не только выбрать себе землю и быстро ее оформить, но и также получить поддержку для реализации своих идей.

Перед запуском программы «Дальневосточный гектар» ВЦИОМ провел опрос среди забайкальцев, готовых взять земельные участки. Большинство опрошенных планирует на своих гектарах построить дома. И это желание полностью схоже с общедальневосточной тенденцией: 53% участников программы взяли землю под ИЖС. Но, к сожалению, не у всех есть финансовая возможность для строительства.

Мы решили поддержать этих людей. А также молодые семьи, которые хотят жить, работать, воспитывать детей на Дальнем Востоке, но не имеют денег на собственное жильё. Поэтому сейчас Минвостокразвития разрабатывает программу льготной ипотеки под 2%. Получатели – две категории: молодые семьи до 35 лет и «гектарщики», которые будут строить дома.

 Это было коротко по социальному блоку интеграции, я с него начал, но основа – это всё же экономика.

Мы приступили к изучению инвестиционных возможностей региона по отраслевому принципу, с точки зрения будущей работы с российскими компаниями и иностранными инвесторами.  Мы видим потенциал Забайкалья – это запасы природных ресурсов (21% общероссийских запасов урана, 30% молибдена, 25% меди, 23% титана, 16% вольфрама, 13% серебра, 9% золота, 24 месторождения угля), агропромышленный и лесопромышленный комплексы (1,4 млн гектаров свободных земель сельхозназначения/возможность ежегодного освоения расчетной лесосеки в объеме 9,6 млн м3), выгодное транспортно-географическое и приграничное расположение.

Ключевыми факторами, которые сегодня сдерживают развитие этого потенциала, являются: низкая плотность транспортной и энергетической инфраструктуры на севере Забайкальского края, где сосредоточены основные запасы полезных ископаемых, ненормативное состояние приграничной инфраструктуры, низкая геологическая изученность территории края, устаревшие материалы лесоустройства и отсутствие лесных дорог, низкое качество работы региональной и муниципальных администраций с инвесторами – так, в 2019 году регион занял 84 место в рейтинге инвестиционного климата субъектов Российской Федерации.

В первую очередь мы распространяем на регион систему налоговых льгот и преференций – это территории опережающего развития, а также инфраструктурная поддержка проектов (постановление Правительства РФ № 1055 от 16 октября 2014 года). В рамках этих возможностей уже заявлены к реализации 15 проектов – это как крупный, так и малый бизнес. Суммарный объем инвестиций составит – 196,2 млрд рублей с созданием 9 210 новых рабочих мест. Планируемые налоговые отчисления в бюджеты всех уровней за 10 лет составят 31,3 млрд рублей.

В составе этих 15 проектов представлены как крупные предприятия, так и предприятия среднего и малого бизнеса. 6 малых и средних предприятий - 1,7 миллиардов рублей с созданием 551 рабочего места, в том числе проекты: по выпуску пищевой продукции, производству топливных гранул, производству фронтальных погрузчиков и прочих (завод железобетонных изделий, полигон твердых коммунальных отходов, комплекс кучного выщелачивания отходов из месторождения золота). 9 крупных предприятий – 194,5 миллиардов рублей с созданием почти 8700 рабочих мест (8659). В основном крупные проекты связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых: золоторудные месторождения, а также полиметаллическое, каменноугольное месторождения и крупнейшее месторождение меди. Эти месторождения расположены на севере Забайкальского края в труднодоступных территориях с неразвитой инфраструктурой. При этом некоторым проектам для успешной реализации необходима инфраструктурная поддержка со стороны государства.

Так, например, проект по освоению Удоканского месторождения меди (ООО «Байкальская горнорудная компания») будет реализован в районе поселка Удокан. Автомобильное сообщение этой территории с крупными городами отсутствует, время в пути до Читы на поезде составляет более 2,5 суток. Поэтому оптимальным является авиасообщение с ближайшим аэропортом Чара. В период строительства комбината (до 2022 г.) на объекте будет находиться 3,5 тысяч человек, а после запуска (после 2022 г.) – более 2 тысяч человек. Соответственно, ожидается рост авиационного пассажиропотока. Аэропорт Чара внесен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, однако в нем предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы в период 2022-2024 годы. Поэтому инвестор обратился к нам с просьбой: перенести реконструкцию ВПП на период 2020-2022 годы для синхронизации сроков завершения реконструкции полосы и запуска предприятия, а также продлить взлетную полосу до 2100 метров (сейчас в Плане она до 1800 метров). Предлагаем поддержать просьбу инвестора.

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. А по продлению полосы дополнительно проработать этот вопрос с Минтрансом и Росавиацией. Еще один проект – освоение месторождения золота «Наседкино» инвестором «Дальцветмет». Для реализации проекта необходимо построить 54 километра линии электропередач и подстанцию мощностью 110 кВ. «Наседкино» относится к месторождениям с невысоким уровнем обеспеченности запасами и средними содержанием золота в руде (2,17 г/т). Согласно представленной инвестором экономической модели, реализация проекта нерентабельна без предоставления субсидии на создание объектов электроэнергетики. Объём частных инвестиций – 12,8 млрд рублей с созданием 558 рабочих мест. Инвестору требуется государственная поддержка в объеме 762,6 млн рублей на строительство линии электропередачи и подстанции.

В рамках конкурсного отбора, проводимого Минвостокразвития, он подал заявку на предоставление субсидии на инфраструктуру. Вопрос о её предоставлении будет рассмотрен на заседании Подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке под председательством Ю.П. Трутнева в августе текущего года. После одобрения Подкомиссией нами будет внесено в Правительство РФ соответствующее распоряжение о выделении субсидии. Просьба поддержать.

Сейчас я доложил о новых предприятиях. Но мы также уделяем внимание и действующим предприятиям. Так, в моногороде Краснокаменск, втором по величине после Читы, в связи с исчерпанием запасов урана на действующих рудниках, планировалось закрытие градообразующего предприятия «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». Могли быть проведены сокращения 5 тысяч работников.

Благодаря выделению бюджетных средств на инфраструктуру начато строительство Рудника № 6, что позволило сохранить большую часть рабочих мест. Частные инвестиции в проект составляют 15,2 млрд рублей. Потребность в бюджетных инвестициях составляет 2,8 млрд рублей (строительство подъездной автодороги, электрическая подстанция и комплекс очистки шахтных вод).

Мы поддерживаем данный проект совместно с Минэкономразвития в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В прошлом году 958,6 млн рублей уже выделено. В этом году необходимо предоставить инвестору оставшиеся 1, 882 млрд рублей. Эти средства предусмотрены в федеральном бюджете.

Для доведения субсидии до инвестора необходимо внесение изменений в распоряжение Правительства РФ № 2735-р от 8 декабря 2018 года*. Соответствующий проект распоряжения Минэкономразвития внесен в Правительство РФ. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, просим его утвердить. Действующей редакцией распоряжения предусмотрено финансирование в 2018 году. Необходимо в него добавить финансирование в 2019 году (в соответствии с законом о бюджете). Все эти проекты реализуются для людей и без людей не состоятся.

По самым минимальным оценкам, в крае вскоре появится более 9 тысяч новых рабочих мест. Да, это произойдет не завтра. Но это и хорошо, это дает время подготовиться. По Забайкалью уже сейчас можно спрогнозировать, что к 2025 году будут нужны специалисты в сферах добычи полезных ископаемых и сельском хозяйстве. Наша позиция - работать должны местные! И готовить их необходимо уже сейчас.

Что уже сделано в этом направлении. В следующем году в ЗабГУ появится подразделение Московского института стали и сплавов, на кафедре будут готовить специалистов по профилю «Горное дело». В 2020-2021 годах в крае откроются 9 новых профессиональных образовательных программ. Это 175 бюджетных мест в колледжах и 55 мест в вузах ежегодно по таким направлениям, как прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело, геодезия, сельское, лесное и рыбное хозяйство, техника и технология строительства, транспорт и логистика.

Но, помимо теории, очень важно получить и практические навыки.  И учиться не на советских станках, а потом на высокотехнологичном производстве переучиваться, а сразу учиться на том оборудовании, на котором в последствии будешь работать.  В нашей программе развития центров экономического роста мы предусмотрели деньги на обновление материально-технической базы колледжей и техникумов. 7 образовательных учреждений Забайкалья получат новое оборудование на сумму, превышающую 170 миллионов рублей.

И ещё, можно не только обучать новых специалистов, но и заняться переподготовкой уже имеющихся кадров. Самое главное, я повторюсь, – это планомерно готовиться к завтрашнему дню. И гнаться не за количеством, а за качеством.

 Важна сейчас и работа по реконструкции приграничной инфраструктуры. На территории Забайкальского края расположены 2 пункта пропуска – автомобильный и железнодорожный. Оба находятся в неудовлетворительном состоянии. Порой прохождение границы составляет до трех суток. Это просто неприемлемо.

30 июля 2019 года мы собирались по этому вопросу на площадке двух вице-премьеров: Юрия Трутнева и Максима Акимова. Минтранс РФ заверил нас, что оба пункта пропуска Забайкальского края получат приоритет по срокам финансирования и реконструкции. Ожидаем исполнения взятых на себя обязательств со стороны Минтранса.

И в конце своего доклада, очень коротко о том, что благодаря вхождению края в ДФО, иностранные граждане могут приехать в Забайкалье по электронной визе. С 3 апреля этого года по электронной визе принимает аэропорт Читы Кадала. 31 июля 2019 года на заседании Правительства РФ одобрены изменения в федеральный закон, который распространит упрощенный порядок въезда в Забайкалье еще и через автомобильный пункт пропуска Забайкальск на российско-китайской границе.

Спасибо за внимание.

Источник - Минвостокразвития РФ

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37