Заседание комитета 03 июня

Закон есть, а желающих его исполнять - нет

Закон есть, а желающих его исполнять - нет

            Закон о безнадзорных животных: оставить все полномочия в «двух корзинах»  или передать в «одни руки»? Ответа на этот вопрос пока нет. Депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию выясняли, как реализуется закон края, призванный решить проблему бродячей живности.

 

Напомним, с 1 января 2016 года в Забайкалье заработал закон, призванный решить проблему безнадзорных животных. Закон распределил полномочия между исполнительной властью региона и органами местного самоуправления. Первая в лице ветеринарной службы края занимается отловом и транспортировкой безнадзорных животных, вторые – их содержанием в специальных приютах. За три года из регионального бюджета было выделено более 38 млн. рублей на создание бригад при ветеринарной службе для отлова и транспортировки животных, приобретения специализированного транспорта и необходимых препаратов,  а также на предоставление субвенций одиннадцати муниципальным образованиям для создания приютов, где в течение полугода должно содержаться безнадзорное животное. В настоящее время, по словам замминистра сельского хозяйства Андрея Лима, в крае действуют всего шесть приютов. Однако главы муниципальных районов заявляют о необходимости строительства еще 22 приютов.

Как выяснилось при обсуждении, закон продолжает оставаться весьма спорным – копьев вокруг него было сломано немало как на этапе разработки и принятия, так и спустя три года после начала его действия. Разногласия между органами местного самоуправления и ветслужбами в этом плане остаются неизменными - и та, и другая стороны предлагают передать все полномочия «в одни руки». При этом ветслужба полагает, что все полномочия должны перейти органам местного самоуправления, те, в свою очередь, предлагают сосредоточить эту работу на ветеринарной службе. Свои аргументы на заседании комитета высказала каждая из сторон.

Министерство сельского хозяйства предлагает все полномочия в этой части передать муниципалитетам, чтобы они могли заключать контракты со специализированными предприятиями. Для убедительности ведомство изучило опыт других регионов. В настоящее время, по данным Андрея Лима, из 85 субъектов только в пяти функцией по отлову бродячих животных занимается ветеринарная служба. В Иркутской области и Приморском крае полномочиями по отлову и содержанию наделены органы местного самоуправления, которые привлекают к этой деятельности специализированные предприятия. «Считаем, что отлов и  транспортировку безнадзорных животных должны осуществлять работники специализированных организаций, прошедшие специальную подготовку, уже имеющие спецсредства для отлова, специально оборудованный автотранспорт и помещение для содержания безнадзорных животных, а не ветеринарные работники», - убежден Лим. В адрес Минсельхоза, по его словам, поступают предложения от организаций, готовых этим заниматься.

Однако, как уверен глава Нерчинского района Роман Сенотрусов, для них такой вариант не приемлем. Основной причиной нежелания районов исполнять закон  он назвал   недостаток финансирования. «У нас территория очень большая. Чтобы отловить собаку, нужно проезжать большие расстояния. Нерчинскому району в 2019 году выделено 475 тысяч рублей. Если даже один человек будет этим заниматься, ему только на заработную плату надо 300 тысяч отдать. А на что кормить и содержать этих собак? И потом, если в Чите можно найти специализированные организации, то что делать районам, в которых проживают от 5 до 30 тысяч, а плечо обслуживания составляет более 100 километров? Уповать на частный бизнес – это утопия», - отметил глава района. 

Вместе с тем, наряду с проблемой недофинансирования, на которую сетуют муниципалитеты, средства субвенции зачастую используются не в полной мере. По словам аудитора Контрольно-счетной палаты края Сергея Замешаева, финансовые нарушения не так значительны, но вопросы к освоению средств остаются. Так, за 2017 год на реализацию закона было утверждено 19,5 млн рублей, но в процессе исполнения многие муниципальные образования не смогли освоить финансовые средства, в итоге оно сократилось  до 13,6 млн рублей. Муниципалитеты, по его словам, свой отказ объясняют отсутствием желающих участвовать в закупках, в том числе из-за низкой стоимости содержания безнадзорных животных. «То есть предприниматели не видят особой коммерческой выгоды», - отметил аудитор.

При этом, как убежден начальник отдела сельского хозяйства администрации Борзинского района Михаил Нимаев, исполнить полномочие по созданию приютов муниципалитеты будут не в силах.  «Сегодня эта часть вообще не финансируется. Первый год мы не смогли участвовать в реализации закона, потому что среди предпринимателей не нашлись такие «благотворители». Потом один из предпринимателей выиграл аукцион, но строить-то приют ему пришлось на свои деньги. Причем, это был не приют, а просто вольеры. Два года он содержал собак, в этом году отказался этим заниматься, потому что невыгодно», - рассказал представитель района.

Между тем, вопросы от муниципалитетов  по созданию приютов далеко не беспочвенны. По словам аудитора КСП Сергея Замешаева, в этой ситуации повезло только тем муниципальным образованиям, где есть исправительные колонии, которые этим занимаются, остальным организовать приют будет сложнее. Тем более, новый федеральный закон об ответственном и гуманном отношении к животным предъявляет особые требования к приютам – животное должно стерилизоваться, а это подразумевает наличие операционной, теплого помещения, водоснабжения, послеоперационной реабилитации животного, особенно в зимний период. Строительство таких приютов выльется в весьма круглые суммы.

К единому мнению участники дискуссии так и не пришли. Многие убеждены, что с ветслужбы полномочие по отлову и транспортировке необходимо снять – специалисты должны заниматься своими непосредственными задачами. Вместе с тем, остаются сомнения, что при передаче всех полномочий в одни руки заниматься этой проблемой вообще никто не будет. Замминистра сельского хозяйства Андрей Лим выход из ситуации видит в подготовке соответствующих расчетов, которые позволят заинтересовать бизнес в этой сфере услуг. «Мы готовы взять на себя подготовку основной нормативной базы, расчетов нормативов по отлову, но этот вопрос надо решать. Если оставим в двух корзинах – закон работать не будет. Нужно создать действенный механизм, возможно, за счет увеличения финансирования».

Позицию своего заместителя поддерживает и министр Денис Бочкарев. «Есть три компании, которые изъявили желание этим заниматься. Надо четко все просчитать, пригласить их представителей, выяснить стоимость услуг, сравнить с соседними регионами. Сразу во всех районах мы эту проблему не решим, но переходить к какому-то цивилизованному пути решения надо. Мы берем на себя обязанность подготовить финансово-экономические обоснования и выйти с конкретными предложениями», - заверил министр.

Депутаты комитета согласились с таким подходом. По мнению парламентария Вадима Фомина, готовить расчеты и предложения необходимо в составе рабочей группы с привлечением всех сторон, чтобы выработать тот вариант, который будет приемлем для всех. Глава комитета Михаил Якимов убежден, что Минсельхозу края, за которым в любом случае останется контроль за реализацией закона, необходимо проработать разные экономически и финансово обоснованные направления. «Надо изучить опыт других регионов по вопросам государственно-частного партнерства, примерить его к условиям Забайкальского края». При этом, по его мнению, работу в этом плане необходимо активизировать, поскольку отдельные положения федерального закона о гуманном отношении к животным вступают в силу уже с 1 января 2020  года. «У нас осталось всего 6 месяцев для совместной плодотворной работы», - подчеркнул глава парламентского комитета.

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37