Материалы СМИ 05 декабря

Честь имею! И готов это доказать

Честь имею! И готов это доказать

Совет Федерации взялся за разработку этического кодекса сенатора. Одним из авторов непростого документа выступает забайкальский сенатор Константин Сурков.

Несколько лет назад в Бельгии случился конфуз: депутат парламента во время заседания вышел в магазин. После этого он без долгих дискуссий был лишён мандата, так как поведение парламентария было признано его коллегами неэтичным.

Пять лет назад тему канонов парламентской этики подняли и в Совете Федерации, но процесс споткнулся на рекомендациях о «необходимости формирования этических норм». И только в минувшем году был образован подкомитет, курирующий вопросы парламентской этики. Его глава и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Константин Сурков на днях представил проект этического кодекса члена Совета Федерации.

Надо сказать, что отношение к документу изначально сложилось неоднозначное. По словам разработчиков, почти половина сенаторов высказалась против его введения, так как, по их мнению, все нормы кодекса можно изложить в рамках Регламента Совета Федерации. Однако вторая половина поддержала инициативу. Своевременность и необходимость выработки самостоятельного кодекса пояснил Константин Сурков: «Мы озаботились проблемой после принятия пакета антикоррупционных законов, один из которых ввёл известные ограничения и запреты для законодателей и членов их семей. С другой стороны, появился ряд резонансных публикаций в СМИ, касающихся сенаторов и депутатов, которые нарушили если не закон, то этические нормы взаимоотношений».

Когда проект кодекса вышел в свет, число сторонников документа среди сенаторов возросло. Вместе с тем уже первое его пуб­личное обсуждение на круглом столе выявило ряд серьёзных вопросов. Первый: насколько полно можно полагаться на зарубежный опыт? Да почти во всех ведущих мировых державах или приняты правила поведения законодателей, или действуют специальные парламентские комиссии по этике. Но могут ли парламентарии сами себя оценивать? Насколько это этично?

Претензии есть и к содержательной части. Критики обратили внимание на то, что слово «коррупция» в проекте кодекса употребляется лишь два раза, а слова «скромность» нет вообще. Правда, прописана некая формула: быть честным, справедливым, вежливым. Одним из пунктов проекта является недопустимость употребления оскорбительных выражений. Но не совсем ясно, что именно под это определение будет подпадать. Вопрос совсем не праздный и настолько тонкий, что в Индии, к примеру, в правилах поведения парламентариев чётко прописаны все (!) выражения и слова, употребление которых считается оскорблением. Вряд ли в России с её «великим и могучим» это возможно – перечень может занять несколько томов.

Нет пока единого мнения в том, как сенаторы должны подтвердить свою причастность к этическому кодексу. Взгляды самые противоположные – от того, чтобы зачитывать его краткий текст, как присягу, до того, чтобы подтверждать факт ознакомления с кодексом электронным письмом.

Самой жаркой темой предсказуемо стала тема наказания за нарушение норм этики. В проекте кодекса прописано лишь три меры воздействия. Во-первых, лишение права выступать на одном или нескольких заседаниях палаты. Второе – побуждение сенатора к публичному извинению, которое, впрочем, может быть сделано только добровольно. Если же законодатель отказывается от этого, в силу вступает третий пункт – подкомитет или комиссия по парламентской этике имеют право сами опубликовать информацию об этом в СМИ. Последний пункт Константин Сурков и разработчики этического кодекса расценивают как достаточно эффективный инструмент воздействия.

Источник: "Парламентская газета", №41. По информации издания, 14 субъектов РФ приняли «свои» кодексы этики депутата на уровне региональных законодательных собраний

 

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37