Агропромышленный комплекс 19 марта
От худого семени не жди доброго племени
Депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию настаивают на возрождении регионального страхового фонда семян сельхозрастений. Незамедлительного восстановления, по их мнению, требует и система семеноводства в целом. Из-за ее отсутствия качество посевов на забайкальских полях неумолимо падает, специализированные семенные учреждения работают «вхолостую», а деньги на приобретение семян утекают в соседние регионы.
Было да быльём поросло
На очередном заседании профильного комитета депутаты выясняли, как реализуется принятый в 2010 году закон края «О региональном страховом фонде семян сельскохозяйственных растений».
Страховой фонд, согласно документу, должен представлять собой запасы семян для оказания помощи сельхозтоваропроизводителям в приобретении недостающих семян, в том числе в случаях неурожая, а также для обеспечения сортосмены, сортообновления. Законом предусмотрено, что в фонд заготавливаются семена исключительно элитных и репродукционных сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений. Финансирование закупок и поставок семян, их хранения и перемещения осуществляется преимущественно за счет средств бюджета края.
Закон этот действует и по сей день, но, как оказалось, только на бумаге - страхового фонда семян в Забайкалье сегодня нет. По словам начальника отдела растениеводства Минсельхоза края Романа Катникова, после принятия закона региональный страховой фонд в Забайкалье существовал и успешно работал, пополняясь средствами из краевого бюджета. Существовали специализированные семеноводческие хозяйства (спецсемхозы), которые приобретали питомники хозяйственных культур, размножали их до элиты и сортов первой репродукции, а затем через страховой фонд снабжали ими рядовые хозяйства. Но в последние годы фонд перестал финансироваться из регионального бюджета, и страховой запас семян, что называется, почил в бозе.
Сегодня поставку семян в крае осуществляет АО «Читинские семена», но только по заявкам и прямым договорам с сельхозпредприятиями. «Минсельхоз сегодня по заявкам хозяйств совместно с Россельхозцентром помогает в поиске семян в соседних регионах. Таким образом, обеспечиваем сельхозпредприятия элитой и семенами первой репродукции, в том числе для сортосмены и сортообновления»,- рассказывает Роман Катников. Что же касается в целом обеспеченности семенами, то ситуация, по его словам, в этом году не такая сложная, как в предыдущие засушливые годы. Сегодня край обеспечен собственными семенами, кроме того, в сельхозпредприятиях есть ресурсы в объеме 6,5 тысяч тонн, которые они готовы реализовать. Завоза из соседних регионов не предвидится, за исключением питомников для размножения в объеме 20-40 тонн.
Тем не менее, страховой фонд семян, по мнению главного растениевода края, должен быть возобновлен. Сейчас пока специалисты думают, как и на базе чего его реанимировать. В крае сегодня есть два аккредитованных семеноводческих предприятия - племзавод «Комсомолец» и Нерчинский конезавод. «Эти предприятия, по сути, должны сегодня обеспечивать Забайкальский край семенами элитой и сортами первой репродукции. В этом году планируем аккредитовать еще одно предприятие – «ЗабайкалАгро», которое изъявило желание заниматься семеноводством для обеспечения семенами юго-востока Забайкалья», - делится планами начальник отдела. По расчетам специалистов, в страховом фонде должно быть не менее 1,5 тысячи тонн элиты зерновых культур, чтобы «держать» долю засева элитными семенами на уровне не менее 10 %. Специалистов настораживает, что посевов элитных семян становится все меньше и меньше - только за 2018 год их доля упала до 4,2%.
В чужом саду трава зеленее
Между тем, склады АО «Читинские семена», которое когда-то выступало оператором регионального страхового фонда семян, сегодня буквально ломятся от невостребованных объемов. Здесь 370 тонн пшеницы, уже второй год лежат семена питомника овса «Метис», которые районированы для Забайкалья. Почему столь ценные объемы лежат мертвым грузом, депутатам рассказал директор предприятия Владимир Ползутко.
Страховой фонд семян, по его словам, создавался прежде всего для того, чтобы обеспечить семенами спецсельхозы, которые могли довести их в питомнике размножения до суперэлиты, а затем «раздать» товарным хозяйствам, в том числе и для сортосмены. Последней каплей в более менее выстроенной системе стал 2013 год, когда в край, по словам Ползутко, пришла большая субсидия по засухе. Одним уз условий получения компенсации для сельхозпредприятий было наличие собственных семян. «Они все к нам пришли, на 80 млн договоров назаключали. Но в итоге, когда средства субсидий получили, к нам никто не пришел, потому что сельхозпредприятиям разрешили покупать семена где угодно, централизация рухнула. С этого все началось. Раньше мы покупали семена у спецсельхозов и потом уже продавали в хозяйства. Все средства в итоге оставались в крае, а сейчас все закупают их за пределами региона. У нас же семена теперь лежат», - сокрушается директор.
Причин, по которым на предприятии сложилась такая ситуация, много. По словам представителя Минсельхоза Романа Катникова, семена ведомство заказывает через «Читинские семена» по заявкам сельхозпредприятий, но некоторые из них впоследствии просто отказываются от заказа. В прошлом году, например, по заявкам завезли 20 тонн суданской травы, 7 тонн в итоге остались невостребованными. Все соглашаются, что дисциплинировать хозяйства как-то надо, но как – непонятно. По мнению депутата и сельхозпроизводственника Ивана Нагеля, втридорога люди едут покупать семена в другие регионы не от хорошей жизни, они хотят получить достойный урожай, значит, есть вопросы к качеству местных семян. «Это рынок. Запретить мы ничего не можем. Люди хотят платить за качество. Это здоровая конкуренция», - уверен он.
По мнению экс-министра сельского хозяйства, а ныне председателя общественного совета Минсельза Любови Гарголло, региональный страховой фонд семян в Забайкалье нужен, но только в том виде, как он работал раньше – наподобие микрофинансовой организации. По ее словам, он для того и был создан, чтобы можно было прокредитовать хозяйства в период посевной с расчетом на возврат средств с реализации урожая. Покупать же сейчас, в разгар страды, посевной материал за наличку в «Читинских семенах» многим просто не по силам.
Семеноводство Забайкалья в глубочайшем кризисе
Между тем, качество семян в Забайкалье, как уверяют специалисты Минсельхоза, - неплохое. В крае используются 49 сортов, все они районированы по региону. Проблемы, как сошлись во мнении участники обсуждения, не в отдельном семенном страховом фонде или его отсутствии, а в кризисе всей отрасли семеноводства в целом. Звенья некогда слаженно работавшей цепи рассыпались.
Так, по словам руководителя Российского сельскохозяйственного центра по Забайкальскому краю Марины Овчинниковой, сейчас необходимо отработать порядок сортосмены и сортообновления, которого в крае совершенно нет. Сельхозпредприятия работают «кто на что горазд», кому что посоветовали, тот то и посеял. Упомянутые два семеноводческих хозяйства, по её мнению, могли бы обеспечить семенами весь край, но они в этом плане на все 100% не работают. «С ними надо отработать систему – в каких семенах предприятия нуждаются, разработать им структуру площадей, завести субсидирование. Нам сейчас надо четко уяснить – сколько нам надо зерна, сколько мы будем на продовольствие выращивать, на кормовые, на фураж, какие именно сорта. Мы в последние годы вкладываем деньги в элитное семеноводство, субсидируем его, а хозяйства закупают семена суперэлиты и пускают их то на фураж, то на зеленку. Бывает и такое. Если мы субсидируем элитные семена, то надо строго отслеживать, чтобы нам был понятен результат», - уверена она.
Невостребованной называют свою работу и представители филиала «Госсорткомиссии» по Забайкалью. Учреждение, как рассказал начальник филиала Владимир Долгов, проводит сравнительные испытания сортов и пород, включенных в государственный реестр селекционных достижений. В ведении филиала работают семь зерновых сортоучастков на территории семи районов края, а также Читинский овощной участок открытого грунта. Для сортоиспытания и размножения зерновых сельхозкультур используются 570 гектаров федеральных земель. «Мы не можем заставить хозяйства сеять испытанные нами сорта пшеницы, которые уже подтвердили свои преимущества в наших условиях и дают хороший урожай. Нам государство дает три года, чтобы мы испытали сорта, а наши хозяйства даже не знают, где у нас открываются двери. Мы вырастили сорт, а они поехали и в Алтае набрали или еще где-то. Причем, не районированные для Забайкалья. А мы-то районированные даем. И «Госсорткомиссия» всегда готова помочь в этом случае, каждому готовы дать рекомендации, какие сорта надо сеять», - делится наболевшим Владимир Долгов.
Об отсутствии системы семеноводства в крае и необходимости совместной работы заявила и заведующая лабораторией первичного семеноводства Забайкальского аграрного института Ольга Шубина. «Оригинаторы сортов поставляют семена в Госсорткомиссию, где они 2-3 года испытываются. Если после этого сорта рекомендованы, мы, как первичное семеноводство, размножаем их и доводим до суперэлиты, дальнейшая цепочка идет уже до спецсельхозов, потом размножение и т.д. Сейчас эти звенья разорваны, и все мы работаем параллельно. Мы, например, уже 3-4 года работаем сами по себе – ни перед кем не отчитываемся, министерство от нас ничего не требует», - рассказывает заведующая лабораторией.
О кризисе в отрасли говорят как рядовые агрономы, так и руководители хозяйств. По мнению консультанта по растениеводству ООО «ЗабайкалАгро» Владимира Федореева, к такому положению вещей привело изменение условий субсидирования и низкая рентабельность отрасли. «Я 10 лет посвятил семеноводству, но работа стала невостребованной», - говорит он. При этом, по словам агронома, если самим в крае заниматься растениеводством, то семена выходят гораздо дешевле. «Своя суперэлита стоит 20 рублей за кг, а попробуйте за такие деньги её на Алтае взять», - аргументирует специалист.
Заместитель директора «ЗабайкалАгро» Константин Наместников считает, что на рентабельности семеноводства ставит большой крест отсутствие переработки в крае. Сейчас, по его словам, вся денежная масса уходит из края производителям других регионов за то, что мы могли бы производить и здесь, в Забайкалье. Планы, как считает Константин Наместников, необходимо формировать долгосрочные – не на год или два, а на десятилетия.
О необходимости комплексного решения проблемы заявили и представители науки. Не обойтись в этом вопросе, как уверен директор Забайкальского аграрного института Игорь Борискин, без зональной системы земледелия. «Понятно, что это научные изыскания, которые, по уму, десятилетиями проводить надо. Но мы от этого все-равно не уйдем, это надо делать. Есть проблемы и по многолетним травам, и по кормопроизводству. У нас есть свой собственный потенциал, и если оттуда еще что-то можно вытянуть, это надо делать. Я имею в виду наши местные районированные семена, которые из года в год показывают себя в разных погодных условиях. Понятно, что на первых этапах мы не обойдемся без завозных семян, но то, что есть свое, надо в срочном порядке реанимировать. Науку надо с колен поднимать. Через 10 лет это даст очень хорошие плоды», - уверен Борискин.
«У нас получился огромный «раздрай». Если мы хотим жить дальше, эта система должна восстанавливаться. Страховой фонд семян нам нужен обязательно. Это хорошо, что прошлый год был благоприятным, но нам надо наши забайкальские условия учитывать - у нас иногда вообще нечем сеять», - считает зампред парламентского комитета Анатолий Вершинин.
Поддержать не только федеральным, но и региональным рублём
Как признался министр сельского хозяйства Денис Бочкарев, он пока не услышал, как страховой фонд семян поможет решить проблему семеноводства в крае. А вот поддержка за счет регионального бюджета именно семеноводческого направления – вполне возможна. «Это будет более действенный механизм. Сегодня, по сути, мы поддерживаем хозяйства только на тех условиях, которые нам диктует федеральный центр. За счет региональных мер поддержки мы можем выстроить свою систему семеноводства, в которой будут предусмотрены все наши условия – какие культуры у нас в приоритете, что нам нужно субсидировать, какую репродукцию. В этом нам необходима ваша помощь, чтобы мы не наделали ошибок, чтобы люди потом не говорили, что мы выдумали условия, которые выполнить невозможно. Мы должны открыто обсуждать эти вещи, - обратился глава ведомства за помощью к депутатам. А чтобы только разговором дело не закончилось, он предложил создать при министерстве рабочую группу и в срочном режиме разработать порядок, который уже в следующем году позволит получить какой-то результат.
Глава профильного комитета Михаил Якимов согласился с тем, что подход к определению порядков субсидирования должен быть совместным. Тем более, по пересмотру подхода к распределению субсидий есть распоряжение врио губернатора. По итогам обсуждения депутаты рекомендовали Минсельхозу в течении II квартала этого года с участием всех заинтересованных сторон разработать «дорожную карту» по развитию семеноводства в Забайкальском крае, а также рассмотреть вопрос о создании регионального страхового фонда семян.
В качестве контроля вернуться к этой теме парламентарии намерены уже в июне.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37