Депутатские мнения 23 января
Лакома нажива, да востер крючок
Жители приграничных районов бьют тревогу – из-за ужесточения законодательства рыбалка для местного населения стала невыносимой.
Задерживают, досматривают, штрафуют
С многочисленными письмами и обращениями по этой проблеме к депутатам Законодательного Собрания края Михаилу Якимову и Анатолию Вершинину обратились жители Приаргунского, Кыринского и других районов края, расположенных преимущественно в приграничной зоне в пойме крупных рек Аргуни и Онона.
Так уж повелось, что рыболовство на Аргуни с давних времен было традиционным видом деятельности. Бывалые рыбаки помнят богатые уловы на забайкальских реках, чего не скажешь о нынешних временах. Тем не менее, для многих и сейчас рыбалка – основа существования, возможность накормить семью. Однако правила и нормы в этой сфере стали чрезмерно строги. Они, по большому счету, загоняют людей в безвыходную ситуацию, искусственно вынуждая их к браконьерству.
Причем в роли надзорных органов, как правило, выступают сотрудники пограничной службы, которые теперь наделены такими полномочиями. Вероятность конфронтации между ними и местным населением высока. Жителей, по их же словам, постоянно гоняют на катерах, вертолетах, задерживают, досматривают, штрафуют. Местные рыбаки, добывающие рыбу исключительно для еды, при таком внимании чувствуют себя чуть ли не злостными браконьерами, занимающимися массовым промыслом.
На выездном заседании комитета по аграрной политике и природопользованию в Приаргунске о непростых отношениях с пограничниками депутатам поведал старейший педагог района Юрий Старновский, 45 лет проработавший директором школы.
- Пограничники создали специальную службу, у них есть катера, вертолеты. С вертолета увидят рыбака, спустятся, сети все уничтожат, штраф выпишут и летят дальше. Мы всю жизнь здесь прожили, проработали, всегда с большим уважением относились к пограничникам, поддерживали тесные отношения, создавали отряды юных друзей пограничников в школах. Для нас это было святое дело. А теперь они враги, оказывается? Я две сети поставил, в них четыре чебака поймал. А меня на две тысячи оштрафовали, четыре часа продержали на заставе, чтобы составить протокол, - рассказал ветеран.
Для председателя парламентского комитета Михаила Якимова поднятые земляками проблемы слышать не впервой – вопросы по рыбной ловле от населения к нему сыплются как из рога изобилия. И озабоченность земляков депутат разделяет полностью. «Сегодня много разного рода ограничений, которые людям должным образом не разъясняются. За последние четыре года из Приаргунского района уехали 23% населения. Почему? Да потому что охота запрещена, рыбалка запрещена, сельским хозяйством в связи с заболеваниями и запретом на вывоз мяса заниматься проблематично. Плавать теперь наши дети, выросшие на Аргуни, не умеют, потому что надо кучу пропусков выписать, чтобы на речку попасть. Кроме того, сейчас на федеральном уровне ставят вопрос о том, чтобы животноводство было удалено от границы на 50 км. А чем тогда будут заниматься местные жители? Отток населения при таком отношении неизбежен», - уверен депутат.
Из любителей - в «промышленники»?
С накопившимися вопросами Михаил Якимов и Анатолий Вершинин отправились в Забайкальский территориальный отдел контроля, надзора и рыбоохраны, который подчиняется Ангаро-Байкальскому управлению Федерального агентства по рыболовству.
В разговоре с начальником отдела Игорем Стафеевым Михаил Якимов озвучил обиду местного населения на жесткие действия пограничников, и в целом на правила рыболовства. Они, по его словам, должны в обязательном порядке учитывать интересы местного населения. «Такая ситуация не должна быть односторонней. Раньше ловля была более насыщенной. А сейчас, когда китайцы полностью перегораживают реку «хапами», россиянам вообще ничего не достается. В итоге в этих местах скапливаются горы льда и рыбы, включая мальков. Краснокнижной рыбы в реке совсем не осталось, только сорная. На мой взгляд, вред наносит, прежде всего, сопредельная сторона, которая таким образом массово уничтожает рыбу. В это же время нашим гражданам ловля запрещена. Это неправильно. Река-то одна. Нам надо с вами как-то сообща работать», - убежден парламентарий.
Как пояснил начальник Забайкальского отдела контроля, надзора и рыбоохраны Игорь Стафеев, любительское рыболовство на водоемах рыбохозяйственного значения на территории всей России разрешено бесплатно и свободно, но с соблюдением правил для конкретного региона. Правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом министерства сельского хозяйства России. Поскольку Забайкалье находится на территории трех бассейнов, правила рыболовства для разных рек немного разнятся.
Во время нереста можно рыбачить только удочкой не более двух крючков, только с кромки льда или с берега без использования лодок. В это же самое время любое промышленное рыболовство запрещено. При этом сети использовать в качестве любительского и спортивного рыболовства в Забайкалье категорически запрещено. И, как оказалось, именно по этому поводу особо сокрушаются местные рыбаки.
Как же любителям поставить сети? Такая возможность, по словам Игоря Стафеева, у рыбаков есть. Поскольку сети можно использовать только в целях промышленного рыболовства и научного исследования, рыбаки могут получить разрешение на промышленное рыболовство. Претендовать на такое разрешение может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, если в уставе организации прописан такой вид деятельности, как рыболовство. «В частности, в 2017 году организация «Ремстройпрофиль» заключила договор с Министерством природных ресурсов края и получила квоту на вылов определенного количества рыбы на реке Аргунь. На основе этих документов мы выдали им разрешение, хотя рыболовство - это не основной вид деятельности организации», - говорит Стафеев.
Всего же в 2017 году Рыбнадзором в Забайкалье было выдано 92 разрешения на промышленное рыболовство. При этом, как признает начальник отдела, из них 70-80% - это вовсе и не промышленники в полном смысле этого слова, а обычные рыбаки-любители. В 2018 году такая практика прекратилась, потому что федеральный закон предписывает выдачу разрешения не только на основе договора с Минприроды о выделении квоты, но и договора о закреплении рыбопромыслового участка. Но для того, чтобы закрепить соответствующий участок, его должен обсудить и утвердить рыбохозяйственный совет. Только после этого проводится конкурсная процедура. А это очень длительный и затратный процесс. Поэтому в 2018 году рыбопромысловые участки сроком на пять лет были закреплены только на двух водных объектах – на озерах Бургень и Шакша.
Поскольку с 2020 года в России вступает в силу новый закон о любительском рыболовстве, правила, по словам Игоря Стафеева, будут снова переработаны. Право определять порядок выдачи разрешений на основе одного или двух договоров отдано на откуп регионам. Иркутская область, например, решила не отказываться от рыбопромысловых участков, а Бурятия отказалась.
«Мы только контролируем исполнение закона, сами правила не разрабатываем. Со своей стороны, всегда идем людям навстречу, в первую очередь, стараемся разъяснять, а не наказывать. Кроме того, никогда не затягиваем в выдаче разрешений, максимально облегчая путь рыбаков. Ну, ловил селянин всю жизнь сетями, а тут ему запретили. Он все равно по-тихому будет продолжать это делать, и мы возле каждого рыбака не можем инспектора поставить. Поэтому лучше, чтобы он вышел на законные рельсы, получил официальное разрешение и спокойно ловил», - говорит начальник рыбнадзора.
Новый закон – новые правила
Для этого, как убежден Михаил Якимов, надо разъяснять людям алгоритм получения разрешения. Многие просто не владеют такой информацией. И искренне недоумевают, почему запрещено ловить сетями рыбу в пойменных озерах и разливах? Ведь за зиму такие водоемы в любом случае промерзают до дна и вся рыба в них гибнет. На это специалисты дают однозначный ответ: запрет распространяется и на них.
Немало споров вызывает и вопрос установления сроков запрета во время нереста. Согласно федеральному закону, с 1 января каждый регион делает это самостоятельно. Заместитель начальника отдела Алексей Афонин согласился с доводами депутатов. «Я, как ихтиолог, могу сказать, что в одних водоемах сроки установлены правильно, в других – неправильно. Нельзя на всю территорию единые сроки распространить. Например, на севере нерест начинается позже. Даже в одном районе в разных реках эти сроки разнятся. А для того, чтобы разграничить их, нужны научные обоснования», - поясняет Афонин. Но проводятся такие исследования, разумеется, не бесплатно.
По итогам встречи депутаты убедились, что подводных камней в этой теме немало. Как говорится в пословице, лакома нажива, да востер крючок. Вопросы рыболовства, по их мнению, надо рассматривать комплексно – с участием специалистов Рыбнадзора, Минприроды, пограничной службы и общественных организаций охотников и рыболовов. Некоторые спорные моменты, по мнению Михаила Якимова, при заинтересованном диалоге возможно решить, в том числе и при непосредственном участии Законодательного Собрания края. Ряд регионов уже вышли с предложениями разрешить местному населению ловлю сетями. В Якутии, например, предусмотрели, что любительская ловля может осуществляться только сетью-одностенкой. «Надо изучить опыт других территорий и выйти с подобными предложениями. Мы будем настаивать, чтобы местное население приграничной территории такие права имело», - отметил глава комитета.
Его заместитель Анатолий Вершинин убежден, что с вступлением в силу нового федерального закона многие проблемные вопросы можно будет решить в пользу рыбаков-любителей. Из всех поправок в документе, который пролежал в Госдуме шесть лет, рыболовы с большим удовлетворением выделяют два главных для них слова: свободно и безвозмездно. С этого года на удочку, спиннинг, донку можно ловить везде, где не запрещено, и в любые сроки, когда нет специальных ограничений.
«Сейчас главное – детально изучить нормативно-правовую базу и уполномоченному органу в лице Минприроды края разработать соответствующие положения, которые максимально учитывали бы интересы местных жителей. Это касается, прежде всего, разрешенных конкретных мест для рыбалки, которые определяются каждым регионом самостоятельно. И, что немаловажно, сроков запрета на рыбалку. Их установление также отдано на откуп регионам в индивидуальном порядке в соответствии с ситуацией», - отметил депутат.
Для справки: В нерестовый период в Забайкальском крае рыбачить разрешено только одной удочкой, имеющей не более двух крючков. Для Забайкальского края запрет действует на следующих водных объектах:
— в реках Хилок, Чикой и их притоках — с 20 апреля по 30 июня;
— в реках Аргунь, Онон и их притоках — с 10 апреля по 31 мая;
— в пойменных озерах и протоках рек Аргунь и Онон — с 10 апреля по 30 июня;
— в реках Чара, Витим, Олекма и их притоках — с 1 мая по 30 июня;
— в пойменных озерах рек Чара, Витим, Олекма — с 20 мая по 30 июня;
— в реках Ингода, Шилка, их притоках и пойменных озерах, в озерах Ивано-Арахлейской группы и их притоках, а также озерах бассейна реки Амур — с 20 апреля по 20 июня;
— в озерах Большое Леприндо, Малое Леприндо, Ничатка, Амудисы бассейна реки Чина — с 15 мая по 30 июня.
Кроме того, правилами рыболовства в регионе установлен запрет на вылов хариуса с 25 апреля по 25 июня во всех водоемах в нерестовый период. Под запретом в период нереста и ленок, также до 25 июня. Таймень вообще занесен в Красную книгу Забайкалья, и его ловить нельзя. Другие виды рыб можно ловить без применения плавсредств одной удочкой не больше двух крючков. В остальной период рыбу можно ловить всеми разрешенными орудиями лова — спиннингами, удочками, переметами, закидушками, кружками, жерлицами с общим количеством крючков не более 10 штук.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37