Заседание комитета 15 ноября

Когда опт выше розницы

Когда опт выше розницы

Как избежать монополии и создать условия для здоровой конкуренции на топливном рынке края и как удержать цены после срока действия индикативных цен на бензин? – в трудных поисках ответов на эти вопросы профильный парламентский комитет решил-таки подготовить обращение к Президенту страны.

Ответы на «бензиновые» вопросы депутаты комитета по экономической политике и предпринимательству искали совместно с представителями исполнительной власти, контролирующих органов и участников рынка ГСМ на расширенном заседании, которое прошло в краевом парламенте 14 ноября.

Как известно, российское Правительство сделало очередной шаг к введению госрегулирования цен на топливо – для каждого региона введена индикативная цена, которая будет действовать до конца марта 2019 года. Искусственная стабилизация цен, по мнению специалистов и участников топливного рынка, мера временная и неэффективная. К примеру, руководитель краевого УФАС Евгений Минашкин считает, что жители региона не почувствовали заморозки цен на топливо, так как на рынке края нет АЗС, принадлежащих крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК).

- 10 вертикально интегрированных компаний страны подписали правительственное соглашение о заморозке цен на топливо. В Забайкалье всего один ВИНК и то даже не полноценное дочернее предприятие, а лишь седьмой филиал, всего шесть заправок этой крупной госкорпорации работает в регионе. Где-то ВИНКи преобладают, живой пример - Бурятия, там цена уменьшилась. В Забайкалье же рынок на 65-70% принадлежит независимым АЗС, в юридическом смысле заставить их торговать по установленной индикативной цене практически невозможно, нет рычагов, - объяснил Евгений Минашкин.

Владельцы заправок, в свою очередь, заявили, что снижать цены до уровня "Роснефти" нереально. Парадокс, но оптовая цена, несмотря на заморозку, на порядок выше розничной. Продавать ниже себестоимости бессмысленно, - приводили доводы представители независимых АЗС.

- Средняя накрутка на топливо сегодня  составляет примерно 10%. Сюда вложены затраты на содержание заправок, зарплату сотрудникам и другие административные нужды. У нас и без того рентабельность небольшая, прибыль от бизнеса - всего 3-4%, - констатировал председатель Ассоциации независимых автозаправочных станций Павел Сорокин. По его оценке, увеличение точек присутствия в регионе «Роснефти», о чем собравшихся проинформировал первый зампред краевого правительства Александр Кулаков, может выдавить с рынка независимые АЗС.

Кроме того, предприниматели уверены, что повышать долю ВИНКа на территории края можно лишь создав равные рыночные условия. В противном случае заниматься этим бизнесом просто не имеет смысла. Снижение цены на ГСМ возможно при увеличении объема продаж топлива на бирже. Но сегодня, по словам владельцев АЗС, там можно закупить топливо не только не каждый день, но  и не в том количестве, которое необходимо. По мнению Геннадия Тимофеева, решить этот вопрос можно, открыв топливный  резерв, который, в том числе, есть и на краевом уровне.

Комментируя заявления и предложения владельцев автозаправок, первый заместитель председателя краевого правительства Александр Кулаков  отметил:

- Независимые сети сегодня, действительно, испытывают дефицит в приобретении топлива по индикативной цене. Правительство этот вопрос отработает с Минэнерго и Роснефтью.  Дефицита самого топлива  нет, использовать госрезерв – крайняя мера и абсолютно на данный момент невостребованная. Наша нефтепереработка способна насытить рынок в достаточно короткое время, - считает первый вице-премьер.

Говоря о разнице в цене на бензин между Читой и районами края, он адресовал участникам топливного рынка просьбу пересмотреть ценообразование. «По моим подсчетам, в районах разница должна составлять 1,5-2 рубля, учитывая логистику, но не 5-6, - подчеркнул в этой связи Александр Кулаков.

В расширении же присутствия в Забайкалье "Роснефти" первый вице-премьер никаких угроз не усматривает, скорее, наоборот.

 – В крае недостаточно АЗС,  много белых пятен на карте, их необходимо заполнить. Край огромный, населенные пункты достаточно отдалены друг от друга, порой человеку, чтобы заправить машину, нужно потратить значительное количество топлива. Несколько лет назад правительство края предлагало независимым АЗС зайти в районы и открыть там больше своих заправок - власти даже готовы были дать им преференции. Но инициативу никто не поддержал.  Не вижу препятствий для развития сети заправок других участников рынка, в частности "Роснефти", - отметил Кулаков.

В финальной части заседания депутаты вернулись к вопросу об обращении к Президенту РФ с просьбой детально разобраться в ситуации, сложившейся на топливном рынке края. Члены фракции КПРФ Сергей Белоногов и Юрий Гайдук вновь высказали аргументы «за» подготовку такого обращения, и на этот раз коллеги по парламентскому комитету с ними согласились.

Свои предложения по стабилизации цен на рынке ГСМ депутаты предложили внести всем заинтересованным сторонам. Ожидается, что в окончательной редакции текст обращения будет рассмотрен 21 ноября на пленарном заседании краевого парламента.

Наша справка: Публичное акционерное общество «НК «Роснефть» — российская нефтегазовая компания, контрольный пакет акций которой принадлежит государственному АО «Роснефтегаз». В 2013 году стала крупнейшей в мире компанией-производителем нефти. По данным журнала "Эксперт", в 2017 году занимала третье место среди российских компаний по объёмам выручки

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37