Экология 15 февраля
Элина Акулова: «На чаше весов – экономика и экология. Наша задача – найти точки соприкосновения»
Суждено ли левобережью среднего течения реки Онон в ближайшее время обрести статус заказника «Дульдургинский» - этот вопрос выясняли депутаты парламентского комитета по аграрной политике и потребительскому рынку. Точку, как оказалось, ставить пока рано.
Напомним, впервые депутаты обсуждали вопрос создания заказника на одном из декабрьских заседаний комитета. На нем, в частности, было рассмотрено обращение представителей Агинского Бурятского округа с просьбой взять под особый контроль вопрос создания природного заказника «Дульдургинский». Тревогу авторов письма вызывал тот факт, что «ЦентрСибнедра» (департамент по недропользованию по Центральному Сибирскому округу) отказался согласовать этот заказник, ссылаясь на прогнозные запасы полезных ископаемых, в том числе золота и сурьмы. Озабоченность агинчан разделил и министр природных ресурсов края Александр Волков, назвав отказ Департамента необоснованным, поскольку указанные прогнозные ресурсы ничтожно малы. Депутаты поддержали авторов обращения и решили более детально изучить причины, по которым ЦентрСибнедра отвечает отказом. Они, как оказалось, довольно весомые.
Как рассказал представитель Центрсибнедра в Забайкалье Андрей Иванов, еще в 2014 году экс-губернатор края Константин Ильковский обратился в Роснедра с просьбой провести работы по переоценке ресурсной базы сурьмяных руд на территории края с целью создания сурьмяной провинции Забайкалья. Ведомство рассмотрело наиболее перспективные участки по выявлению подобных объектов. Основная их часть – Зуткулейский золото-сурьмяный рудный узел, Тыргетуй-Жипкошинская металлогеническая зона – попадают в площадь проектируемого заказника. В его границах выявлены перспективы сурьмы кварц-золото-антимонитового, жильного, джаспероидного типа в количестве 150 тысяч тонн. Кроме того, там имеются прогнозные ресурсы россыпного золота, триоксида вольфрама и других ископаемых.
- В середине позапрошлого и прошлого веков в Забайкалье разрабатывалось огромное количество мелких месторождений ручным и слабомеханизированным способом. В советское время экономические возможности существенно возросли, поэтому стали разрабатываться только крупные месторождения – Балейское, Вершино-Дарасунское. Мелкие объекты были просто зафиксированы, - напомнил Андрей Иванов. - В настоящее время у нас восемь тысяч карточек учета подобных проявлений различных месторождений. Сейчас, начиная проводить их переоценку, мы выявляем достаточно крупные месторождения, которые в будущем составят основную базу для горнодобывающего сектора Забайкальского края. В том числе и на территории Дульдургинского заказника.
Кроме того, в программу работ на 2019 год за счет средств федерального бюджета включен объект «Поисковые работы на сурьмяное оруденение в центральной части Тыргетуй-Жипкошинской металлогенической зоны». На 2020-2021 годы планируется включение работ по изучению Зуткулейского рудного узла и известных проявлений сурьмы и золота на площади планируемого заказника и прилегающих территорий.
Надо сказать, депутаты были немало удивлены тем фактом, что включение изыскательных работ в федеральную программу было инициировано Правительством края. Министр природных ресурсов Александр Волков подтвердил, что в 2014-2015 годах действительно было обращение провести геологические изыскания, но на протяжении нескольких лет никакой работы в этом направлении не велось. С идеей создания заказника, как подчеркнул Волков, министерство вышло только в прошлом году, проведя исследование о наличии редких видов животных и растений. «Прежде всего, это тарбаган, именно там ключевое место его обитания, потому что в соседних районах он истреблен, и дрофа - это 70% популяции, проживающей в России. В данном случае мы стоим перед дилеммой: с одной стороны - редкие исчезающие виды животных, которые надо сохранить, а с другой – перспективные месторождения. Есть у нас другие месторождения сурьмы и золота? Есть. А другие места обитания дрофы и тарбагана? Нет», - резюмировал министр.
Андрей Иванов пояснил, что федеральная программа составляется на трехлетний период, в предыдущие годы ее финансирование из-за кризиса было урезано. «Были проведены все мероприятия, чтобы именно наш объект попал в эту программу. Мы его пробили, протолкали с потом и кровью. Но если эти объекты попали в программу, из обоймы они уже не выпадут никогда. Как только появятся деньги на ее реализацию, она будет выполнена», - заверил представитель ведомства.
С учетом новых обстоятельств депутаты не стали торопиться с принятием решения. После продолжительной дискуссии глава комитета Элина Акулова попросила минприроды в ближайшее время направить в адрес парламента окончательную официальную позицию ведомства по поводу создания заказника, поскольку идея создания программы геологоразведочных работ все-таки принадлежала Правительству края.
- С учетом официальной позиции ведомства мы примем окончательное решение – либо ждем проведения изыскательских работ, которые уже вошли в федеральную программу, либо все-таки поддерживаем коллег из Агинского округа и обращаемся в федеральное министерство природы по вопросу создания заказника. В вашем ответе нам нужны взвешенные доводы. На чаше весов – экономика и экология. Надо найти точки соприкосновения и принять адекватное решение, - подчеркнула Элина Акулова.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37