Депутат на округе 04 октября

Учитель Дарима Доржиева:

Учитель Дарима Доржиева: "Учёба в школе – труд, и нужны усилия, чтобы получить результаты"

Её убеждения – кремень, выбор – осознанный, продуманный, работа в школе – любимая. Интервью с депутатом краевого парламента, директором Агинской средней общеобразовательной школы № 1" Даримой Доржиевой.

…Постоянные поездки от Агинского до Читы, кажется, только добавляют этой женщине сил. Маленькой и хрупкой она кажется до тех пор, пока не начинает говорить. С первых минут нашего телефонного разговора («поймать» Дариму Доржиеву удалось только так) становится понятно, что её убеждения – кремень, и мода тут ни при чём, выбор – осознанный, продуманный, работа в школе – любимая.

— Вы учитель по профессии. Почему решили отойти от педагогики и пойти в депутаты Заксобрания Забайкальского края?

— Я не считаю, что я отошла от педагогической деятельности. Мне показалось, что нужно поучаствовать в нормотворчестве, касающемся проблем учительства, школы, всей системы образования. Исходя из таких соображений, я и исполняю обязанности депутата Законодательного собрания второго созыва на непостоянной основе и работаю в школе, тем самым содействуя развитию системы образования и учительства.

— Дарима Дагбажалсановна, если бы Вам предложили перейти на постоянную основу в региональный парламент, Вы бы согласились?

— Вопрос на засыпку… Пока подобных предложений не поступало, тем не менее если бы я пришла к выводу, что моя работа будет более результативной, то вопрос бы обсуждался. Но я всегда ощущала и ощущаю себя именно в школе. В моей биографии был момент, когда я уходила в управление образования. Несомненно, это очень большой опыт для меня. Но моё место в школе, рядом с детьми и учителями.

— Вы говорите, что вопросы, которые назревают в образовании, требуют законодательного подхода? О каких вопросах мы говорим?

— Считаю, что в этом плане очень продуктивно был отработан депутатами, членами комитета по социальной политике вопрос определения нормативов финансирования школ. Он стоял очень остро. На тот момент, а это было несколько лет назад, закон был принят очень своевременно.

На сегодня нерешённых проблем тоже много. Например, желательно закрепить правовые нормы по финансовым обязательствам и региона, и муниципалитетов, которые бы касались норм содержания школ и детских дошкольных учреждений.

Тот же пресловутый вопрос, почему собирают деньги в школы? Речь идёт о добровольных пожертвованиях родителей на нужды школы. Так это не от хорошей жизни делается. Сегодня муниципалитеты по-разному подходят к вопросам содержания своих организаций, к вопросам финансирования. Считаю, что нужно закрепить нормативы коммунальных расходов, расходов, связанных с содержанием школ и других бюджетных организаций.

Другой вопрос – финансовое наполнение муниципальных бюджетов. Краевой бюджет достаточно тяжёлый, сегодняшние реалии экономики по стране вообще очень сложные. Тем не менее, это не снимает с нас обязанности решать перечисленные проблемы.

— Какое финансирование необходимо школам, чтобы не собирать деньги с родителей на ремонт и содержание?

— Я привела этот пример, потому что это такая жареная тема, хотя, быть может, так широко школы деньги с родителей и не собирают. Что касается нормативов, то их нужно просчитывать, выверять по разным параметрам, объемным показателям, нужен кластерный подход в решении данной проблемы.

— Согласны ли Вы с утверждением, что советская система образования в школе была более целостной и глубокой, нежели сейчас?

— Эту тему любят все обсуждать. Все считают себя профессионалами, и каждый ссылается на свой опыт. Я не считаю данное сравнение корректным. Та система образования была актуальна для того периода времени. К сегодняшней системе российского образования очень много нареканий, и они оправданы тем, что у нас без конца проходят новации и реформы. Но в целом образование должно соответствовать духу того времени, в котором оно существует. Поколение детей сегодня и даже всего 10 лет назад – совершенно разные. Это другой менталитет, другое видение мира, другой подход. Сейчас главное не растерять то позитивное, что было в советском образовании и нарастить современное. В этом, наверное, мастерство педагога сегодня.

— Как директор школы, как педагог что бы Вы добавили в образовательные программы, если бы Вам дали такую возможность?

— Я бы больше давала возможностей для проектных занятий, видов и форм обучения, когда школьники самостоятельны в поиске и выборе. Они дают результаты. Ещё сегодня нужно говорить ещё и об отсутствии мотивации со стороны родителей и учащихся. Процесс учёбы в школе – труд, и нужно прикладывать усилия, чтобы получить результаты. Я наблюдаю снижение учебной мотивации. Возможно, этому есть объективные причины: занятость родителей, безнадзорность. Сегодня детки приходят в школу и считают, что процесс обучения – это лёгкая игра, а учитель должен научить. Но обучение – это сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей.

— Я сталкивалась с позицией, когда родители считают, что они отправили ребёнка в школу, а научить его – задача учителя. Как Вы думаете, как распределяются роли?

— Все мои коллеги согласятся, что проблема есть. Родительская позиция «учитель и школа обязаны» существует. Конечно, тот минимум, который установлен стандартами, профессиональными обязанностями, учитель выполнит. Но если мы говорим о качественном продвижении ученика как личности, необходимы взаимный интерес и взаимная мотивация. Мотивировать должен родитель. Сегодня школа оказывает образовательные услуги, а родитель – это заказчик услуг. Хотим мы с вами этого или нет, это нужно принимать.

— Что самое главное в работе депутата?

— Держать ответ перед своими избирателями. Сложно, когда видишь проблему, пытаешься её решить, и решить её прямо сейчас не получается.

 

Автор - журналист Юлия Скорнякова (ИА "Чита.ру", спецпроект "50 депутатов")

 

Д,Д.Доржиева родилась в селе Урдо-Ага Агинского района Читинской области 2 января 1968 года. В 1990 году окончила Благовещенский государственный педагогический институт по специальности "Учитель начальных классов"; в 2008 году – Дальневосточную академию государственной службы по специальности "Государственное и муниципальное управление". С 1990 по 2001 гг. работала воспитателем, педагогом-психологом, заместителем директора по учебной работе Кусочинской средней общеобразовательной школы. С 2001 по 2004 гг. возглавляла эту школу. В 2004 – 2005 гг. – заведующая методическим кабинетом отдела образования администрации Могойтуйского района. С 2005 года по настоящее время – директор МОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа № 1". Под руководством Д.Д.Доржиевой  школа становилась лауреатом конкурса "Школа года", Международного конгресса-выставки "Образование без границ", обладателем регионального и президентского грантов.

Избиралась депутатом Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва (2008 – 2013 гг.). Во втором созыве до ноября 2016 года работала в комитете по социальной политике; сейчас – член комитета по государственной политике. Состоит во фракции «Единая Россия».

Среди наград - знак отличия Законодательного Собрания "За вклад в развитие Забайкальского края", Почетная грамота Законодательного Собрания Забайкальского края, нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации", знак "Достояние образования" III Всероссийской педагогической ассамблеи.

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37