Сенаторы Забайкалья 13 апреля

Над бездной растущего Китая

Над бездной растущего Китая

О проблемах государственной поддержки Забайкалья и Дальнего Востока, канадских дельцах, бериллиевом кластере, краснокаменской связи и многом другом рассказал сенатор Степан Жиряков в интервью «Забайкальскому рабочему»

 Как известно, накануне 2017 года российское правительство внесло изменение в Концепцию развития приграничных территорий. Теперь меры государственной поддержки их социально-экономического развития распространяются на субъекты не только Дальневосточного федерального округа, но и Байкальского региона (Забайкальский край и Республика Бурятия).

О необходимости такого решения в беседе с корреспондентом «Забайкальского рабочего», озаглавленной «Сыны и пасынки региональной политики», еще в октябре 2016 года рассказал член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Забайкальского края, заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Степан ЖИРЯКОВ. Сегодня мы продолжаем разговор с сенатором на ту же тему.

ДОЛГОЖДАННОЕ РЕШЕНИЕ                         

- Это решение долгожданное, очень нужное и абсолютно обоснованное, ведь оно касается национальной безопасности нашей страны и охраны её границ, - сказал Степан Михайлович. – Оно призвано создать условия для устойчивого развития экономики и социальной стабильности приграничных территорий Байкальского региона, формирования и развития их конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.

Это определённый прорыв. У федерального центра появилось понимание проблем Забайкальского края и Республики Бурятия. Во всяком случае, продекларирована готовность их государственной поддержки.

Этому решению предшествовала довольно продолжительная работа руководителей субъектов Федерации с Москвой. В частности, губернатор Забайкальского края Наталья Николаевна Жданова обсуждала тему социально-экономического развития края во время встреч с Президентом

 и Председателем правительства Российской Федерации. По итогам этих встреч были даны соответствующие поручения. Проблемы Забайкальского края рассматривались и на совещаниях в Совете Федерации, в том числе на встречах губернатора с председателем верхней палаты парламента Валентиной Ивановной Матвиенко.

На совещании в Хабаровске, которое в октябре 2016-го провел Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, был сделан акцент на необходимость формирования в составе госпрограммы специальных разделов. Они должны предусматривать опережающее социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года.

Необходимо отметить, что в предыдущей версии федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» доля господдержки Забайкальского края без учёта средств на железнодорожную инфраструктуру БАМа и Транссиба составляла мизерную величину – 1,1 процента. В Иркутской области она составила 4 процента, в Республике Бурятия – 4,5 процента. В то же самое время доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляла 90,4 процента.

 В ПЛЕНУ ДИСПРОПОРЦИЙ

- Иными словами, наши земляки оказались в плену диспропорций. На их долю приходилось в шесть раз меньше средств федерального бюджета, чем на душу населения в Дальневосточном регионе. Между тем, в совокупном объёме валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона доля последнего составляет почти треть – 30 процентов…

- Такая диспропорция просматривается и при сравнении доли софинансирования ФЦП за счёт средств региональных бюджетов. В среднем по программе она составляла 5,8 процента. Величина данного показателя для Забайкальского края – 21 процент, для Республики Бурятия – 12 процентов, для Иркутской области – 37 процентов. Это значительно выше, чем для субъектов Дальневосточного региона.

Когда в августе 2016 года была утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в нее были внесены кардинальные изменения. В том числе выделены именно два макрорегиона – Дальний Восток и Байкальский регион. Отраслевым федеральным министерствам, ответственным за реализацию госпрограмм, было дано поручение включить, начиная с 2017 года, мероприятия Байкальского региона в состав специальных разделов госпрограмм и федеральных целевых программ.

Однако, на мой взгляд, не было сделано самое главное. В государственной программе в рамках новой подпрограммы «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» не было предусмотрено финансирование, не определены меры содействия инвестиционным проектам. Для сравнения: ассигнования федерального бюджета на реализацию аналогичной подпрограммы Дальневосточного федерального округа составляют 178,24 млрд. рублей.

Также в госпрограмме отсутствуют задачи по формированию в Байкальском регионе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. Хотя ранее было принято решение о создании ТОСЭР «Краснокаменск» в Забайкальском крае. При этом в Дальневосточном федеральном округе планируется создать 21 ТОСЭР при двенадцати уже имеющихся. Двадцать из них будут полностью обеспечены инженерной инфраструктурой. Таким образом, Забайкальский край не обеспечен механизмами и инструментами для развития ТОСЭР «Краснокаменск», кроме поддержки со стороны некоммерческой организации «Фонд развития моногородов».

  - Степан Михайлович, ваши земляки, конечно, надеются, что когда-нибудь все эти механизмы будут отрегулированы и заработают. Но кто будет воплощать их в жизнь?

 - Действительно, в настоящее время в Байкальском регионе катастрофическое положение с обеспечением потребности в трудовых ресурсах и закреплением населения. Миграционная убыль из трёх субъектов этого региона в 2015 году составила более 15 тысяч человек (в Дальневосточном федеральном округе, состоящем из девяти регионов, – 23,6 тысячи человек). В том же году Забайкальский край покинули 18 тысяч человек. Миграционная убыль (7,2 тысячи человек) лишь на 38 процентов была замещена естественным приростом. Ни в одном из регионов ДФО не наблюдается такой значительной убыли населения. А уезжают в основном квалифицированные специалисты и молодёжь. Несомненно, это сказывается на качестве трудовых ресурсов.

 В 2016 году миграционный отток сохранялся на уровне предыдущего года. Учитывая, что Забайкальский край является удалённым приграничным регионом, данное обстоятельство ставит под угрозу и национальную безопасность Российской Федерации. К сожалению, по-прежнему наблюдается значительная диспропорция финансирования при разработке и формировании федеральных целевых программ в части оказания государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета по отношению к трём субъектам Федерации Байкальского региона. Так, в Забайкальском крае, Республике Бурятии и Иркутской области планируется создать лишь 2,6 тысячи рабочих мест. Для сравнения: в одном только Владивостоке новых рабочих мест должно стать более 74 тысяч.

Со своей позицией по вопросам формирования федеральных целевых программ мы с сенатором Баиром Баясхалановичем Жамсуевым и Наталья Николаевна Жданова неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Однако наши предложения так и не были учтены.   

 СЫНЫ И ПАСЫНКИ

 - Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое положение?

- Я уже говорил, что в региональной политике есть сыны и пасынки. Такая ситуация сложилась потому, что в некоторых федеральных органах исполнительной власти преобладает не просто ошибочная, а крайне опасная точка зрения. Она заключается в том, что якобы неправомерно в методологическом плане соединять два макрорегиона (Дальний Восток и Байкальский) в одно целое.

В действительности же Байкальский регион, как и Дальний Восток, обладает целым набором специфических факторов. Они делают его, с одной стороны, геостратегически значимым, с другой, – геостратегически наиболее рискованным и уязвимым. Это связано, в том числе, с его приграничным окраинным положением, удалённостью от центра, сырьевой востребованностью сопредельными странами.

Забайкалье, как мост, соединяет Дальневосточный регион с остальной частью России. Дальний Восток, в свою очередь, соседствует с Азиатско-Тихоокеанским регионом – одним из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира. Основная зона непосредственного контакта с АТР – восточный участок российско-китайской границы. На Забайкалье приходится четверть (около тысячи километров) его протяжённости. По сути, наш регион обеспечивает решение задач геополитической безопасности и территориальной целостности государства. Образно выражаясь, Забайкалье – это сук, на котором дальневосточная Россия сидит над бездной растущего Китая.

Если следовать логике ранее принятых документов, то надо руководствоваться Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Её главная цель - закрепить население, сформировав развитую экономику и комфортную среду проживания. Этого можно добиться только за счёт превышения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Приведённые выше фундаментальные факторы, усложняющие жизнь забайкальца и дальневосточника, помноженные на экстремальные природно-климатические условия, требуют более высокого уровня благосостояния и социального обеспечения.  

 - К сожалению, как вам хорошо известно, до этого у нас еще далеко…

- Действительно, не самые лучшие времена… Сужу об этом на примере моей малой родины – поселка Первомайский Шилкинского района. Здесь я работал на разных должностях на Забайкальском горно-обогатительном комбинате. В советское время он входил в состав легендарного Министерства среднего машиностроения СССР. Сейчас от былого колоссального потенциала ЗабГОКа мало что осталось. Производственные мощности предприятия сведены почти к нулю. Причин тому немало: изменение конъюнктуры рынка редких металлов, череда собственников и руководителей, непонятные изменения структуры комбината, вплоть до уничтожения горного цеха, а порой и откровенное воровство.  

И в этой, казалось бы, патовой ситуации находятся дельцы, которые пытаются выжать дивиденды из неработающего с 1997 года комбината. К примеру, сейчас одна малоизвестная канадская компания заявляет о возобновлении работы предприятия и даёт людям, на мой взгляд, необоснованные надежды. У канадцев нет технико-экономического обоснования (ТЭО) разработки проекта, не проводились геологоразведочные работы и полупромышленные исследования на обогатимость рудных забалансовых отвалов. Просто есть некий меморандум, с которым, по моим сведениям, не знакомы даже власти края. Непонятно, как эта компания собирается работать? Зато на одних заявлениях о возобновлении добычи лития на ЗабГОКе она смогла в два раза повысить на бирже цены на свои акции.

 - Неужели всё до такой степени плохо?

 - Я уверен, что перспективы у горно-обогатительного комбината и поселка Первомайский есть. На мой взгляд, в отношении ЗабГОКа должен начать реализовываться социально-государственно-ответственный проект. Ведь что произошло с комбинатом? Начиная с 1994 года такие страны, как Чили, Боливия, Австралия и другие, «уронили» мировые цены на продукцию комбината – концентраты лития и других редких металлов. Закупать за границей литий стало в 4–5 раз дешевле, чем производить внутри страны.

Сегодня ситуация кардинально поменялась. Но она изменилась не в плане повышения цен на редкие металлы и их концентраты – за рубежом они по-прежнему дешевле. Но пришло понимание того, что Россия должна быть независима от поставок, к примеру, лития и бериллия, из других стран. Литий сейчас весьма востребован для производства химических источников тока, в том числе аккумуляторов для электроавтомобилей. Если мы эту позицию официально признаем стратегической линией государства по импортозамещению, а первые шаги в этом направлении уже сделаны, то ЗабГОК становится актуальным как одно из звеньев в промышленной цепочке добычи и переработки руды.

Убеждён, только в том случае, когда государство и бизнес вместе возьмут на себя ответственность за восстановление работы планово-убыточного предприятия, я имею в виду частно-государственное партнёрство, у ЗабГОКа и поселка Первомайский появится шанс на развитие. А факты пока таковы, что отсюда ежегодно уезжают на вахту полторы тысячи человек, из них триста – женщины. Люди вынуждены покидать свои семьи в поисках заработка.  

 ТОСЭР И ЗАБГОК

 - Степан Михайлович, коль вы уже затронули темы ТОСЭР и ЗабГОКа, есть смысл их продолжить. Тем более что, насколько нам известно, они могут оказаться взаимосвязаны.

 - Начну с того, что за время работы Забайкальского ГОКа здесь было добыто порядка ста тысяч тонн лития в концентрате. В советские годы, по некоторым подсчётам, примерно пять процентов лития ушло на производство оружия. Остальное сырьё использовалось в высокотехнологичных разработках двойного назначения. Например, Новосибирский завод химконцентратов выпускал химические источники тока (ХИТ) с применением нашего лития. Ими оснащали аварийные рации военных лётчиков. Сопутствующий металл – бериллий – также был широко востребован, в том числе предприятиями оборонного комплекса.

Сегодня литий и бериллий вновь активно применяют в электронной, нефтехимической, атомной, аэрокосмической и других отраслях российской промышленности. Поэтому проект создания бериллиевого производства на территории Забайкалья прорабатывают в профильных федеральных министерствах. С ними мы в Совете Федерации активно сотрудничаем.

- Не могли бы вы более подробно рассказать об этом проекте?

- Проект будет включать в себя Ермаковское месторождение, расположенное на территории Республики Бурятии. Оттуда руда, скорее всего, будет поступать на обогатительную фабрику ЗабГОКа, а затем в виде бериллиевого концентрата направляться на глубокую переработку в Краснокаменск на промышленную площадку создающейся там ТОСЭР.

По моей просьбе член экспертного совета Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Владимирович Спасенников выезжал на предприятия ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ПАО «ППГХО») для совместной работы по предварительному выбору промплощадки для размещения бериллиевого производства НПО «Редкие металлы Сибири» (НПО «РМС»). Результатом работы стало решение о пригодности размещения бериллиевого производства на базе ПАО «ППГХО». Предусмотрена дальнейшая работа с привлечением проектных организаций для оценки и обоснования выбора места размещения бериллиевого производства и необходимой инфраструктуры, а также создания рабочей группы из представителей ПАО «ППГХО», НПО «РМС» и Томского политехнического университета. Дополнительную привлекательность проекту придает то, что льготы, предоставляемые в рамках ТОСЭР, существенно снизят налоговую нагрузку на потенциальных инвесторов. Для успешной реализации «бериллиевого проекта» очень важно то, что он вошёл в подпрограмму «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

 - Какие еще промышленные направления, кроме создания бериллиевого кластера, могут, на ваш взгляд, получить прописку в рамках ТОСЭР в Краснокаменске?

 - Там можно развивать как минимум ещё два направления: мясоперерабатывающую и деревоперерабатывающую промышленности. Большой плюс этих проектов в том, что в их основе лежит возобновляемый ресурс. Посмотрите, как успешно развивается сегодня мясокомбинат «Даурский». Он вышел на серьёзные объёмы производства, развивает собственную животноводческую базу, активно работает с населением. Импонирует и то, как подошли к делу молодые руководители племзавода «Комсомолец» Чернышевского района. Они активно занимаются выращиванием и реализацией рапса, инвестируют серьёзные средства в глубокую модернизацию производства.

Что касается лесопереработки, то здесь всё намного сложней. За годы бесконечного, а порой и откровенно бездумного реформирования лесного хозяйства был во многом утрачен потенциал отрасли. У нас в Забайкалье в советское время работали мощнейшие леспромхозы. Они обеспечивали людей работой, строили посёлки и дороги, занимались восстановлением лесов. А сегодня, на мой взгляд, у леса нет хозяина. В основном там только алчные дельцы. Они просто грабительски заготавливают лес и оставляют после себя пни, выжженные деляны и груды мусора. Ситуацию усугубляют и «черные лесорубы». Можно по пальцам сосчитать регионы, где налажена грамотная, глубокая переработка древесины. То есть именно такие производства, какие необходимо создавать на площадях ТОСЭР.

Кстати сказать, в Совете Федерации на эту тему идёт много дискуссий. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Альбертович Лебедев создал рабочую группу по доработке Лесного кодекса, а где-то и по изменению «лесных» законов.

УРАН СТРАНЕ НУЖЕН

 - А каковы перспективы у градообразующего предприятия Краснокаменска -  ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»?

 - Не сомневаюсь, что у города Краснокаменска и горно-химического объединения хорошие перспективы. Сегодня на самом высоком уровне есть понимание того, что добыча редкоземельных металлов и урана критически важна для России. Причём речь идёт как о сферах высокотехнологичного производства и энергетики, так и об обеспечении обороноспособности страны, производстве новейших систем вооружения и военной техники.

Сами краснокаменские горняки связывают свои надежды с пуском рудника № 6. Я уверен, что он будет построен. Ведь у государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» очень хорошая программа строительства атомных электростанций за рубежом. Сегодня «Росатом» строит либо ведёт переговоры о начале строительства АЭС с тридцатью государствами мира. Это хороший задел на будущее и гарантия того, что уран Краснокаменска будет востребован ещё долгие годы.

Безусловно, новый импульс экономике Краснокаменска придаст и ТОСЭР. Благодаря мощным инвестиционным проектам и современному производственному комплексу планируется создать почти 3,5 тысячи рабочих мест, а общий объём инвестиций должен составить около 35 млрд. рублей. Считаю положительным и тот факт, что в прошлом году ПАО «ППГХО» вышло на безубыточное производство, доказав свою жизнеспособность и умение оперативно реагировать на изменение мировой цены на уран.

- Степан Михайлович, в Совете Федерации вы представляете законодательный орган государственной власти Забайкальского края. Знаю, что к вам неоднократно обращались депутаты краевого Законодательного Собрания из приграничных районов по поводу доступности современных видов связи. Удалось поправить положение?

- Я неоднократно поднимал этот вопрос в Совете Федерации, в профильном федеральном министерстве. Однако на все мои запросы действенных мер предпринято не было. Вынужден был обратиться за содействием к полномочному представителю Правительства РФ в Совете Федерации Андрею Владимировичу Яцкину. Последовала незамедлительная реакция. С его участием состоялись две встречи с министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николаем Анатольевичем Никифоровым.

Нам удалось убедить министра совершить рабочую поездку в Краснокаменский район. В ходе его визита в Чите состоялось совещание с губернатором Натальей Николаевной Ждановой по вопросам предоставления Забайкальскому краю современных видов связи. Надо сказать, она очень активно занимается этим вопросом на уровне причастных к нему федеральных структур. На этом совещании было решено включить нашу территорию в перечень пилотных регионов в части предоставления услуг связи с использованием технологии фемтосот (это маломощная и миниатюрная станция сотовой связи, предназначенная для обслуживания небольшой территории) и универсальных таксофонов. Также рекомендовано ФГУП «ВГТРК» включить город Краснокаменск в список вещания десяти дополнительных каналов.

Организационные и технические вопросы вновь рассматривались седьмого февраля этого года на совещании у директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи России М.В.Мысева. Осталось решить важнейший и очень сложный вопрос – финансирование всех этих мероприятий, так как есть ограничение по использованию федеральных бюджетных средств для организации доступности современных услуг связи в населенных пунктах с населением от 500 до 50 тысяч человек. Поэтому для решения этого вопроса правительству и Законодательному Собранию Забайкальского края необходимо изыскать весьма значительные средства в своем бюджете.

 НАЧАЛО СЕРЬЕЗНОЙ РАБОТЫ

 - В завершение беседы давайте вернемся к её началу - к повышению уровня социально-экономического развития субъектов Федерации Байкальского региона.

 - Безусловно, и мне, и Баиру Баясхалановичу Жамсуеву, и нашим коллегам-сенаторам, представляющим в Совете Федерации Иркутскую область и Республику Бурятия, надо ещё немало потрудиться, чтобы многие вопросы, особенно финансовые, были решены. Следует отметить, что Совет Федерации в настоящее время активно занимается совершенствованием государственной региональной политики. Валентина Ивановна Матвиенко особо подчёркивает важность этой работы для нашей палаты регионов.

С участием экспертного сообщества подготовлен аналитический доклад об основных направлениях государственной региональной политики. Он был представлен на заседании Совета безопасности. В документе подчеркнуто, что основной проблемой становится углубление диспропорций в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Это особенно опасно на фоне неослабевающего внешнеполитического давления на Россию, попыток дестабилизации обстановки в стратегически важных субъектах Федерации.

В связи с этим устранение межрегиональных диспропорций и повышение темпов развития региональных экономик приобрели стратегическое значение. Именно на это нацелены утверждённые Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в 2017 году Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Включение Забайкальского края в Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, – пока только вектор начала серьёзной и большой работы правительства и Законодательного Собрания края, сенаторов и депутатов Государственной Думы, представляющих регион в Федеральном Собрании. Концепция – фактически своеобразный протокол о намерениях, «дорожная карта» для решения наших проблем в приграничных районах края.

Чтобы решить эти проблемы в ближайшей перспективе, положения Концепции взяты за основу для соответствующих мероприятий Плана социально-экономического развития Забайкальского края. Он должен быть представлен Президенту Российской Федерации уже в этом месяце, до 1 мая  2017 года.

 Подготовил Сергей ЗАБЕЛИН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37