Материалы СМИ 29 марта

Энергоинвесторы, ваш выход!

Интерес к энергетике у депутатов Забайкалья не уменьшается. На недавнем заседании комитета Законодательного собрания региона представители ТГК-14 и Читаэнерго рассказали народным избранникам, как будет развиваться эта отрасль экономики. В тему вникали журналисты «Забраба».

Перспективы энергетики сегодня рассматриваются в тесной связи со стратегией развития Забайкальского края до 2030 года. Без рабочей инфраструктуры тепло- и электроснабжения о социально-экономическом благополучии говорить нельзя. Правда, сколько регион готов заплатить за это благополучие?

80 процентов

Первым от энергетиков высказался Алексей Лизунов, заместитель гендиректора ТГК-14. Как стало ясно из его доклада, объекты энергокомпании изношены на 70-90 процентов и по-хорошему требуют не ремонта, а глобальной замены. Например, Читинская  ТЭЦ-1, от которой зависит теплоснабжение ¾ города Читы. Износ ее котельного оборудования — 85%,  паровых турбин — 90%. Последняя реконструкция турбины  с заменой цилиндра высокого давления проводилась в 1994 году. Износ теплосетей свыше 70 процентов. Потребность в перекладке сетей возросла до 30 километров в год. Как отметил руководитель, тарифа для реконструкции и замены оборудования не хватает. Стоимость реконструкции котла ТЭЦ-1 с заменой барабана — 400-500 миллионов рублей, стоимость реконструкции турбины — 600-700 миллионов рублей. Объем тарифного источника на 2017 год — 180 миллионов рублей при убыточном тарифе. Что касается финансового результата, то, как сказал топ-менеджер, сумма накопленного убытка от реализации тепловой и электрической энергии за 2008-2017 годы составляет 2,7 миллиарда рублей. Величина займа по кредитам у компании достигла максимума. Нетарифных источников инвестиций у ТГК-14 нет.

— Для стимулирования инвестиций в энергетику необходимо внести изменения в законодательство с целью создания действенного механизма замещения генерирующих объектов с учетом потребности в тепловой энергии, — обратился к депутатам Алексей Лизунов. — Сегодня постановлением правительства РФ  № 738 от 2005 года утвержден порядок формирования источника средств на оплату резерва электрических мощностей. Но Забайкальский край самодостаточен по электричеству и иногда даже избыточен. В регионе есть потребность в тепловой мощности. 

Второй способ привлечения средств — финансирование строительства и реконструкции муниципальных сетей и котельных из бюджетов всех уровней. И, наконец, анализ тарифных решений на предмет угрозы надежности энергообъектов. «Зажимая тарифные источники, мы увеличиваем риск для надежности», — сказал энергетик давно знакомую всем потребителям фразу. 

Чуть позже Алексей Лизунов добавил, что ТГК-14 готова поучаствовать в стратегии развития Забайкалья, предлагать  технические  мероприятия, которые позволят оптимизировать теплоснабжение с точки зрения генерации. «Это и строительство, и замещение существующих генерирующих мощностей», — сказал он. 

Стрелки на нулях

У Читаэнерго свои проблемы с инвестпроектами. Потребители заявляются на подключение, компания тратит средства на строительство сетей, но энергия не потребляется, затраты не окупаются. Алексей Солдатенко, и.о. директора предприятия, отметил, что  программа развития компании формируется из нужд региона, в соответствии со стратегией развития. 

— Филиал ПАО «МРСК Сибири» — «Читаэнерго» отвечает за распределительные сети региона. Мы намерены строить крупные объекты, которые будут обеспечивать развитие и надежность юго-востока, где идет добыча полезных ископаемых, города Читы и пригорода, — сообщил он. —  Инвестпрограмма была серьезная, но в связи с проблемной платежной дисциплиной региона она была скорректирована. Сегодня дебиторская задолженность составляет 2,2 миллиарда рублей, это три инвестиционные программы.

По словам руководителя, число заявок на льготное технологическое присоединение растет, а вот строительство объектов, подключение и потребление энергии не осуществляется. Один из примеров — дачное товарищество Казачий хутор.

Третий факт, крупные потребители не обеспечивают заявленного потребления. Читаэнерго построило подстанции Бутунтай, Быстринская и Бугдаинская. По словам руководителя «стрелки на нулях, недропользователи не развивают своего производства, электроэнергию не потребляют».  

Похожие проблемы переживает и Оборонэнерго. Роман Красильников, руководитель забайкальского филиала, сообщил, что предприятие постоянно сталкивается с пересмотром сроков ввода присоединяемых объектов. Минобороны их не финансирует, у ведомства нет понимания, когда они будут завершены. Доходных договоров по технологическому присоединению к сетям — на 29 миллионов, сумма долга на начало 2017 года — 20 миллионов рублей. Заявители не реализуют договора на техприсоединение с 2014 года.

Камень в Энергосбыт

Далее слово взял Алексей Москаленко, бывший директор Читаэнерго, а ныне первый заместитель сити-менеджера Читы. Он попросил руководителя Региональной службы по тарифам Евгению Батуеву и Алексея Солдатенко объяснить, в чем причина неисполнения инвестпрограмы МРСК и Читаэнерго. Напомним, что Региональная служба по тарифам, признав за Читаэнерго нецелевое использование инвестиционных средств, вывела эти деньги из тарифа на электроэнергию, понизив его. Головное предприятие — МРСК пытается вернуть средства через суд.  

— Основная причина неисполнения инвестпрограмм — отсутствие средств от Читаэнергосбыта. На начало 2016-го долг был 1 миллиард 200 миллионов, за 2016 год долг прирос на 700 миллионов рублей, — объяснил Солдатенко. — Нет  живого денежного потока, идет вычитание из инвестиционных программ. Это и привело к снижению тарифа. Вопрос в другом. Те объекты, которые исключили из инвестпрограммы, региону нужны или нет?  Давайтесь дождемся итогов суда с РСТ.  Снижать нагрузку на потребителя — дело благое, но как это повлияет на энергетику?

— Видя неисполнение инвестпрограммы, власти выявили нецелевое использование денег, полученных на инвестиции, согласовали с федерацией снижение тарифа.  Да, МРСК не смирилось, требует миллиард. Но поймите, он загрузит либо бюджет, либо потребителя, хотя компания не против исключить эти средства, — ответила Евгения Батуева. — Напомню, общий объем изъятых средств — почти 2 миллиарда рублей. Данные меры помогли снизить тарифы МРСК Сибири с 1 июля 2016 года.

— Денежные средства МРСК не получило, — вступил в разговор Алексей Москаленко. — Те, кто организовал неплатежи, Читаэнергосбыт, в моем понимании, судя по тарифным решениям, деньги не потеряли, наказание  не понесли. Мы же наказали крайнего. Можно себестоимость свести к нулю, ликвидировать МРСК Сибири, посмотрим, сколько проживем...

Эти слова прозвучали как предупреждение РАО ЕЭС из энергодефицитных  90-х. Но никто не возражал, быть может, потому, что совещание длилось уже два часа и слушатели устали. Быть может, понимали, что неплатежи возникли из-за вечных должников, предприятий ЖКХ региона. Уже как чиновник города Алексей Леонидович добавил, что отношения администрации Читы с энергетиками строятся конструктивно.

Давайте без агрессии

Задавая вопросы об инвестиционных проектах, депутаты обратились к тарифной политике энергетиков. Можно нарисовать в инвестпрограмме не один десяток надежных подстанций и турбин, которые никто не сможет окупить. Почему же многие энергообъекты не обновлялись ранее, хотя тарифы росли существенно? 

Большая часть вопросов была адресована руководству ТГК-14. Сначала депутаты намекнули энергетикам о снижении негативного влияния на окружающую среду. Обращаясь к Алексею Лизунову, народные избранники сообщили, что за последние пять лет количество сажи увеличилось в два раза, мешает дышать и бензапирен. Заместитель гендиректора сообщил, что часть вины за грязный воздух надо возложить на автотранспорт. ТГК-14  пытается уменьшить вред, проводит реконструкцию для повышения КПД золоувлавливающих установок на Читинской ТЭЦ-1.  

Депутат Роман Щербаков интересовался, «почему ТГК-14 не рассматривает другие источники обновления и замены оборудования? Почему должны быть только тарифные источники, за счет населения? Почему собственные средства компании, которые были получены в качестве прибыли, ТГК-14 не вложила в обновление оборудования?» — Как я понял, ТГК-14 — убыточный объект? — спросил депутат.  

Андрей Аблязов, заместитель гендиректора компании по экономике и финансам, снова озвучил знакомое: «Нарастающим итогом с 2008 года и по сей день энергокомпания по электричеству и теплу несла убытки в почти 2,7 миллиарда рублей. Прибыль, о которой вы говорите, ее просто не существует, а средства от дополнительной эмиссии акций — 1 миллиард 601 миллион — были вложены в сети и небольшая часть — в генерацию». Алексей Лизунов добавил, что привлечение нетарифных источников должно предусматривать возврат инвестиций.

Следом министр финансов Марина Кириллова рассказала о том, что рост объема частных инвестиций является залогом получения федеральной помощи, и потому власти края будут поддерживать инвестиционные идеи энергетиков. Затем она жестко высказалась по отношению к ТГК и другим энергетикам. Руководитель министерства попросила понять сложную ситуацию с бюджетом. Энергетики вынуждают платить авансом и «понуждают заключать договора на теплоснабжение с завышением объема потребления по сравнению с фактом».  Министр рассказала об отключении объектов культуры и спорта от теплоснабжения за долги, что тоже недопустимо, ведь всегда есть вариант решить вопрос путем переговоров, без агрессии.  

Но заседание приближалось к финалу, и настала пора подводить итоги. Анатолий Романов, председатель комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Заксобрания, отметил, что инвестиционные программы энергетики важны для стратегии Забайкалья.  

— Наше внимание при реализации стратегии должно быть обращено не только на внешних инвесторов, но и на тех, кто работает на территории Забайкалья, — отметил Анатолий Романов. Также руководитель добавил о важности контроля и оценки эффективности инвестпроектов со стороны органов исполнительной власти, этого сейчас недостаточно. Еще одно предложение —  создание постоянной комиссии по рассмотрению проблем энергетики и перспектив отрасли... 

В финале заседания не обошлось без вопросов из ряда «крик души»: «Когда-нибудь мы дождемся снижения тарифов? Кто смелый?». Отвечать вызвался Роман Красильников, представлявший Оборонэнерго: «Пока не уменьшится цена топлива в себестоимости энергии, на снижение тарифа рассчитывать нельзя»...

 Автор: Виолетта ВДОВЯК

Источник: http://забрабочий.рф/article/128672/

 

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37