Выездное заседание 03 марта
ТГК-14: взгляд изнутри
Делегация Законодательного Собрания края во главе с Игорем Лихановым побывала с ознакомительной экскурсией на Читинской ТЭЦ-1 – предприятии, коллектив которого обеспечивает теплом 80% жилого сектора столицы Забайкалья и отвечает за электроснабжение краевого центра. По итогам рабочей встречи с управленцами ПАО "ТГК-14" и Читинской генерации мы попросили депутатов поделиться впечатлениями о состоявшейся поездке.
«Попытаться привлечь федеральные источники финансирования»
Игорь Лиханов, председатель краевого парламента:
- Практика посещения крупных предприятий региона в Законодательном Собрании существует не один год. Прежде мы побывали на Забайкальской железной дороге, в Приаргунском производственном горно-химическом объединении в Краснокаменске, в краевой клинической больнице. Эти поездки позволяют депутатам глубоко погрузиться в проблемы отрасли, сопоставить их с экономикой всего Забайкалья.
Мы благодарны руководству компании ТГК-14 за предоставленную депутатам возможность познакомиться с работой главного цеха по производству тепловой и электрической энергии в городе Чите. Здесь мы увидели всю технологическую цепочку производственного процесса на ТЭЦ-1. Депутаты задавали самые разные вопросы – от технологии, безопасности производства и до эффективности инвестиционных проектов. Не на все из них, к сожалению, удалось получить ответы.
Станция, конечно же, нуждается в модернизации. Надо отдать должное, что оборудование, запущенное еще в 1966 году, сохраняется в нормальном состоянии, бережно эксплуатируется, благодаря чему станция исправно работает. Но время неумолимо поджимает, ТЭЦ нуждается в замене оборудования. А это дорогостоящие и сложные процессы. Пока не побываешь внутри, трудно понять, насколько сложен весь технологический процесс, насколько важны подготовленные кадры. Мы понимаем, что это очень важный объект, без которого не может существовать город Чита. Заслуживает большого уважения труд тех людей, которые здесь работают.
Тем не менее, главный вопрос, который всех волнует – тарифообразование. Для того, чтобы попытаться повлиять на тарифную политику, надо хорошо понимать составляющие ее формирования. Хотелось бы, чтобы в этом направлении работа была более прозрачной и понятной. Для этой цели при прокуратуре края создана рабочая группа, в которой принимают участие и депутаты Законодательного Собрания.
Мы сегодня лично убедились, что предприятие нуждается в финансовых средствах для модернизации производства. Для этих целей надо привлекать инвестиции. Возможно, и депутатскому корпусу надо подключиться к этому вопросу. Почему бы, например, не попытаться привлечь федеральные источники финансирования? Тема стоящая, но, похоже, никто пока не занимался ею основательно. Убежден, и исполнительной, и законодательной власти стоит над проблемой озадачиться.
И конечно, когда мы принимаем бюджет края, нам хотелось бы понимать, за что Забайкальский край должен платить энергетикам, где мы должны находить деньги, чтобы система тепло- и энергообеспечения региона была надежной и имела запас прочности. Поэтому будем продолжать работу в этом направлении.
«Взвешенные и конструктивные предложения ТГК-14 должна взять на вооружение»
Сергей Михайлов, первый вице-спикер регионального парламента:
- Для меня опыт посещения ТЭЦ-1 был очень полезный. По образованию я гуманитарий, поэтому увидеть в работе крупное техническое сооружение, которое обеспечивает теплом и электроэнергией добрую половину Забайкалья – важно и познавательно. Несмотря на то, что посещение предприятия носило ознакомительный характер, дискуссия получилась непростой.
К примеру, очень серьезно ставится вопрос об инвестиционной составляющей в развитии теплоэнергетики Забайкальского края. Пока мы получили ответы не на все свои вопросы. Нам говорят, что инвестиционная программа 2010 - 2012 годов выполнена, но мы пока не увидели ее эффективности. К чему она привела? К стабильности тарифов? Нет. Тогда к чему? К экономии затрат, когда высвободившиеся средства вкладываются в дальнейшую модернизацию производственного процесса? Тоже не ясно.
Важным остается и вопрос взаимодействия. Когда мы говорим о стоимости угля, то видим, что большую роль в ценообразовании играют затраты на его транспортировку. Но ведь владельцем ТГК-14 является РАО «РЖД». Получается, они сами себе накручивают тарифы на перевозку угля, то есть собственник себе самому продает поставку угля. Здесь тоже, на мой взгляд, можно было бы поискать резервы.
Кроме того, меня, например, очень встревожил кредитный портфель предприятия. Насколько я понимаю, кредиты в производстве берутся на модернизацию – это главная задача. Но когда их берут на покрытие долгов, то есть на «проедание», это всегда приводит к кризису.
Многие вопросы для нас остались не до конца раскрыты. Тем не менее, я считаю, что мы идем по правильному пути, мы намерены до конца выяснить, каким образом инвестиции привлекаются и используются. Поэтому профильный комитет Законодательного Собрания будет над этим работать, в том числе и в рамках созданной рабочей группы. Думаю, в течение марта мы все-таки должны получить ответы на наши вопросы. Итогом этой работы станут взвешенные и конструктивные предложения, которые ТКГ-14 должна взять на вооружение.
Кроме того, сегодня нам задавались встречные предложения по инициированию корректировок федерального законодательства. Мы готовы работать над этим вопросом. Знаем, что и правительство региона сейчас предпринимает шаги в этом направлении. Регион у нас непростой, зима - холодная и длинная. Разумеется, предприятие крайне важно для Забайкалья, но оно должно быть эффективным, работать с пользой для населения, чтобы люди несли меньше затрат на первоочередные нужды. Бесконечно повышать тарифы – это неправильный подход. Во главу угла должна ставиться эффективность работы, качество продукции, то есть тепла и света, разумный и обоснованный тариф.
«Все должно быть на условиях взаимной выгоды»
Николай Мерзликин, председатель комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности Законодательного Собрания Забайкальского края:
- Мы посетили производство и обменялись мнениями с руководством ТГК-14 по поводу дальнейшего развития предприятия. В ходе разговора я высказал позицию нашей фракции – КПРФ, которая заключается в следующем: мы понимаем роль и значение для Забайкальского края и ТГК-14, и ТЭЦ-1, и уважаем труд энергетиков, рабочих, инженерно-технического персонала этого большого и важнейшего предприятия.
Мы хотим работать и сотрудничать с этой компанией на основе открытости, прозрачности, честности и взаимной выгоды. По моим оценкам, этого пока не получается. Не первый год возникает эта тема. Обострилась она в прошлом году в связи с ростом тарифов на тепло. Я ознакомился с годовой отчетностью ТГК-14, которая опубликована у них на сайте, результатами аудиторской проверки. И что я там увидел? 2015 год – 10 млн. прибыли, 2016 год – 400 млн. рублей чистой прибыли. За счет чего? Я считаю, большей частью как раз за счет увеличения тарифа на 35%. Я посмотрел их затраты, выручку. Это самый живой пример непрозрачности, некорректности и нечестности.
Кроме того, меня интересовал и вопрос о новой программе развития ТГК-14. Но давайте вспомним, в 2010 году уже принималась программа развития. До 2014 года она должна была окупиться и дать колоссальные результаты. Такие, что можно было подключить 800 домов, там так написано. Что такое 800 домов? Это 4-5 млн. квадратных метров жилья. А мы в год вводим по 100 тысяч и даже меньше. Это на 50 лет программа! Возникает вопрос - как использованы инвестиции? Где эти результаты? Теперь же мы заявляем о новой программе. Более того, руководитель ТГК-14 в своем интервью «Забайкальскому рабочему» говорит, что предприятие подписало с администрацией края соглашение. Какое соглашение, я спрашиваю? На что мне отвечают: вы нам – тариф, а мы вам потом опять золотые горы, опять инвестиции. Потом! То есть «рассчитаемся с вами потом… половину… может быть…». Вот так все это выглядит.
Подписанное соглашение касается бюджета края. Специалисты ТГК-14 должны были сначала Устав прочитать и увидеть, что есть соглашения Забайкальского края, которые утверждаются краевыми законами. При этом, соглашение никто не видел! В чью оно вообще пользу – Забайкалья или энергетиков? Если уж на то пошло, то первый пункт там должен быть такой - раз край идет навстречу ТГК-14, то они должны прекратить все судебные тяжбы по поводу выпадающих доходов.
Так просто мы не этот вопрос не оставим. Мы сделаем запрос, постараемся получить это соглашение и будем оценивать этот документ с точки зрения законности и целесообразности, а также, в чьих интересах оно подписано. Еще раз повторю: все должно быть на условиях взаимной выгоды, чтобы и станция и сети развивались, и чтобы не страдали при этом ни люди, ни бизнес в Забайкальском крае.
Вот такой состоялся разговор, и он будет иметь продолжение.
«Надо оценить степень риска»
Александр Большаков, главный инженер Забайкальской железной дороги, депутат комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания края:
- Честно скажу, впечатление тяжелое. Я никак не ожидал, что настолько все плохо. Да, предполагал, что есть проблемы, но тому, что все так плохо, лично я неприятно удивлен. Считаю, что уровень тревоги надо поднимать до необходимого административного уровня. Молчать нельзя, это самое главное. Как это сделать? – на мой взгляд, должна быть создана группа экспертов-профессионалов, которая сможет оценить степень риска и после этого, может быть, даже ударить в набат.
«Монополисты вышли из-под контроля государства»
Александр Филонич, депутат комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания края:
- Что касается трудового коллектива, очень радует, что коллектив ТГК-14 стабилен, и весь персонал – от рядового сварщика до инженерно-технической службы - справляется со своими обязанностями: у нас в Чите тепло.
Другая сторона медали – тарифы, которые уже достигли своего предела. Но это – вопрос совместной работы нашего депутатского корпуса с управленцами. Как сдержать тарифы? Я думаю, руководство компании уже само видит, что повышать их больше нельзя. Почему тариф высокий – нужно раскручивать всю цепочку с самого начала. Сегодня нам конкретно сказали: в стоимости угля лежит 28 процентов стоимости транспортных расходов железнодорожников. Это – гигантские цифры. Получается, что одни монополисты породили других монополистов и все вышли из-под контроля государства. По этой причине тарифы неподъемные. Будем искать решения и, надеюсь, мы их найдем. Возможно, надо привлекать Правительство Российской Федерации. Самое главное, эта работа началась.
Депутаты посетили ТЭЦ-1. 3 марта 2017 год
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37