Бюджет и налоги 21 декабря
Бюджет-2017 принят Заксобранием в третьем чтении
Сегодня депутаты большинством голосов приняли бюджет Забайкалья на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов в окончательном чтении. Общий объем доходов краевой казны составит 44,1 млрд. рублей, расходная часть 44,4 млрд. рублей, дефицит 300 млн. рублей, объем государственного долга - 26,6 млрд. рублей. Итоги рассмотрения главного финансового документа края подвел председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Владимир Хорохордин.
- Владимир Николаевич, расскажите об особенностях формирования бюджета-2017? Чем он отличается от бюджета-2016?
В.Х.: Главная особенность формирования бюджета – условия неопределенности. У финансистов, а значит и у депутатов, во время первого чтения не было четкого понимания – на какой объем помощи из федерального центра мы можем рассчитывать в следующем году. Кроме того, законопроект рассматривался в сжатые сроки – в течение 2-х недель документ прошел процедуру первого чтения, основные его аспекты были озвучены на публичных слушаниях и 21 декабря он был одобрен депутатами. Третий момент – возвращение к трехлетнему бюджету.
Есть существенные различия и в основных параметрах между бюджетами 2016 и 2017 годов. К примеру, первоначально на 2016 год мы утвердили доходы в сумме 37,1 млрд. рублей, а на 2017 на 7 млрд. рублей больше - 44,1 млрд. рублей. Безвозмездные поступления на этот год - 12,8 млрд. рублей, на 2017 – 16,5 млрд. рублей, в том числе 11,6 млрд. рублей – безвозмездная дотация из федерального центра.
Мы попали в перечень субъектов, находящихся в сложной ситуации – с высоким уровнем госдолга, задержкой зарплат и т.д. Снизить социальную напряжённость Москва нам помогла, но надо понимать, что взамен от нас ждут серьезных и, возможно, непопулярных решений. То есть, регион должен четко следовать плану мероприятий по оздоровлению финансов Забайкальского края, к примеру, утвердить критерий нуждаемости для оказания помощи из бюджета, уменьшить зарплаты лицам, замещающим госдолжности и так далее. Несмотря на то, что уже проведена большая работа по привлечению средств из федерального центра, останавливаться на этом нельзя.
- Есть ли какие-либо отличия в подходах к бюджетному планированию между действиями предыдущего состава Правительства и команды нового Губернатора? Какие преимущества или недостатки Вы можете отметить?
В.Х.: Возможность сравнивать у нас была. Да, подходы действительно отличаются. Первое отличие – в бюджете обозначены более реальные доходы. Второе – изменились приоритеты, если в прошлом году мы принимали бюджет по первоочередным расходам на 8 месяцев, то сейчас зарплата, социальные выплаты, коммунальные платежи – в приоритете у Правительства. Недаром в бюджете на 2017 год они заложены в 100%-ом объеме. Мне кажется, забайкальцам, получающим зарплату из бюджета края, такой подход больше по душе.
- Некоторые депутаты, в том числе члены фракций КПРФ и ЛДПР, голосовали против принятия бюджета в первом чтении. Чем вообще грозит такая ситуация – непринятие бюджета? Какие могут быть последствия для региона?
В.Х.: Я не понимаю, чем руководствуются те, кто голосует против бюджета. Условно говоря, у нас есть определенная сумма, нужно ее распределить на первоочередные нужды, добавятся еще средства – они будут распределены по другим не менее важным статьям расходов. Как можно против этого голосовать?
Последствия, на самом деле, могут быть очень печальными. В случае, если парламентом не принят региональный бюджет, финансирование осуществляется по 1/12 от исполненного бюджета предыдущего периода, то есть от 2016 года. При этом выплачивается заработная плата бюджетникам, исполняются нормативно-публичные обязательства и все. Мы не входим в федеральные программы, нет софинансирования, нет поддержки реального сектора экономики.
Из года в год мы принимаем бюджет в достаточно сложных условиях. Не будет в ближайшее время такого, что у нас все гладко, и надо к этому спокойно относиться.
- Насколько реальны параметры бюджета? По Вашему мнению, какие сложности могут возникнуть при его исполнении? Есть ли проблемные вопросы, требующие решения?
В.Х.: Параметры мы оцениваем как максимально реальные. Доходы в разрезе по видам налогов обсуждались на заседании межведомственной комиссии, и были подтверждены главным администратором – краевым управлением налоговой службы. Что касается проблемных вопросов, конечно, они остались. Не хватает средств аграрному комплексу, недостаточно денег на погашение кредиторской задолженности, в более чем скромных объемах поддержана сфера здравоохранения. Нужно продолжать работу и с муниципалитетами в плане выравнивания их бюджетной обеспеченности.
- Собственные доходы в 2017 году, по прогнозу минфина, увеличатся на 3,3 млрд. рублей по сравнению с первоначальными данными бюджета-2016. За счет чего достигается рост, и есть ли еще какие-то внутренние резервы?
В.Х.: На самом деле, после многочисленных поправок к бюджету текущего года, прогноз по исполнению собственных доходов намного более оптимистичный. 28,5 млрд. рублей – ожидаемое исполнение в 2016 году по налоговым доходам, а в бюджете 2017 года стоит цифра 27,6 млрд. рублей, то есть почти на миллиард меньше. Поэтому пока в этой части иллюзии строить не надо. Тем не менее, также как и в 2016-м, в следующем году возможен рост собственных доходов. Работу нужно вести по сбору транспортного налога, для местных бюджетов резервом может стать земельный налог.
- Владимир Николаевич, несмотря на то, что принятый на следующий год бюджет выгодно отличается от того, по которому мы прожили 2016 год, к нему у депутатов, общественников и надзорных органов также возникло немало замечаний. Большая их часть отражена в специальном постановлении, которым депутаты дали своего рода «наказ» Правительству края по исполнению бюджета. Расскажите подробнее об этом документе.
В.Х.: Рекомендации Правительству условно можно разделить на четыре блока. В первый мы включили те позиции, по которым считаем сокращение расходов недопустимым. К ним отнесены такие направления, как лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, организация летнего отдыха, питание беременных женщин и кормящих матерей. Во вторую группы вошли те сферы ответственности Правительства Забайкальского края, которые нуждаются в дополнительном финансировании: погашение «кредиторки», жилье детям-сиротам, развитие сельского хозяйства.
Третий блок - это мероприятия, финансирование которых вообще не предусмотрено в 2017 году. Так, не выделены средства на реализацию программы «Земский доктор». Между тем, для Забайкалья это очень важно, существует потребность в 70 специалистах и есть желающие включиться в эту программу. Паллиативная помощь – также важная проблема. Кроме этого, постараемся вернуть средства, которые необходимы городу Чите для поддержания статуса краевой столицы.
Если появится финансовая возможность, мы будем настаивать, чтобы минфин проиндексировал социальные выплаты и зарплату бюджетникам.
Особое внимание мы обратили на проблемы муниципалитетов – это четвертая группа предложений депутатов. В первую очередь, моих коллег и меня лично беспокоит ситуация в школе селе Явленка Нерчинско-Заводского района. Это единственное общеобразовательное учреждение, которое не смогло начать работу 1 сентября из-за заключения Роспотребнадзора – школа нуждается в капитальном ремонте. Сейчас 80 учащихся вынуждены заниматься в приспособленных помещениях. Цена вопроса около 15 млн. рублей. Мы очень надеемся, что Правительству удастся решить эту проблему в следующем году. Нужно помочь и Читинскому району рассчитаться за строительство школы в селе Александровка. Также мы просим минфин внимательно отнестись к бюджетам муниципальных районов, оценить их возможности, и учесть в качестве первоочередных расходы на медосмотры педагогов.
В целом, мы постарались в проекте постановления максимально учесть замечания других профильных парламентских комитетов, рекомендации публичных слушаний, предложения Контрольно-счетной палаты и прокуратуры края.
Спасибо!
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37