Материалы СМИ 26 октября
Элина Акулова: «Не люблю тоскливой работы»
22 октября юбилейный день рождения отметила Элина Акулова, председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного собрания Забайкальского края. Накануне праздничной даты с юбиляром встретились журналисты газеты «Земля».
Лучшие годы
– Элина Валерьевна, как известно, одни люди предпочитают менять свою жизнь каждые четыре года (вроде бы, так советуют психологи), другие, напротив, гордятся одной записью в трудовой книжке. А что ближе Вам?
– Наверное, первый вариант. Получается так, что через определённый промежуток времени я меняю если не сферу деятельности, то место работы, и каждый раз в сторону более интересной, широкой по полномочиям, полезной для меня. Человек должен развиваться, и развиваться, имея опыт, навыки в каком-то конкретно взятом направлении – это замечательно, а когда это ещё и расширяется дополнительными знаниями, приобретает масштаб – это здорово. Я начинала свою деятельность в узкой сфере племенного коневодства, мне это и было, и остаётся безумно интересно. Должность заместителя министра – это не только животноводство, это и растениеводство, и всё производство – более широко и ещё более интересно. А сейчас Законодательное собрание – это ещё одна ветвь власти, это новое, важное и для собственного развития, возможность применить уже имеющийся опыт, ну и думаю, что мне это помогает жить интересно.
– Герой одного из старых фильмов говорит: «Лучшие годы моей жизни совпали с лучшими годами моей страны». А у Вас случились уже «лучшие годы»?
– Нет, не могу так сказать. Все годы, все эти промежутки времени были хороши для меня, по-своему интересны. По чему-то в прошлом я и сейчас продолжаю скучать, каких-то моментов не хватает, а что-то, наоборот, я приобрела сейчас, не имея в прошлом.
– В чём берёте позитив?
– Я не люблю тоскливой работы. Хочется двигаться-шевелиться, ведь от этого появляется желание жить. Когда я начинаю погружаться в болото, мне становится тоскливо, а когда тоскливо – это неконструктивно, это мешает в жизни, в том числе, и в личной жизни. Становлюсь раздражительной.
– Самодисциплина?
– Не знаю, насколько применительно ко мне слово «дисциплина». Скорее желание найти что-то интересное. Это ведь может быть что угодно – научиться вышивать или изучить практику регионов в каком-либо направлении, или желание верхом проехать…
Точки соприкосновения
– Чем интересным Вы занимаетесь сейчас?
– Сейчас мы пытаемся найти точки соприкосновения с исполнительной властью по принятию закона «О государственной поддержке АПК». Такого единого закона в крае нет. Находимся на стадии дискуссии, и я считаю, что она необходима: когда законопроект появляется в кабинете и не наложен на практику, это мертворождённое дитя.
– Новый закон – это больше декларация или...?
– Разные точки зрения высказываются. Да, есть мнение, что мы всё сейчас воедино сведём и продекларируем. Я так не считаю. Изучаем практику регионов. Есть прекрасно действующий закон Красноярского края, правда, он слишком перегружен, и в моём понимании так детально всё прописывать не стоит. Есть хороший закон Липецкой области, ещё ряда регионов – их можно взять за основу. И у нас в крае есть законопроекты, возможно, мы будем дополнять их.
Но цель-то единая. Сельхозтоваропроизводитель не должен страдать от того, что меняется власть. Правила игры должны оставаться понимаемыми. Если они определены не законом, значит, их можно менять гораздо чаще. Закон изменить намного сложнее.
– Неоднократно же заявлялось, что у нас закладываются в бюджет только те мероприятия, которые диктует Москва, на условиях софинансирования. Своих направлений господдержки АПК Забайкальский край на протяжении ряда лет не принимает…
– Ну, а насколько это правильно? Сегодня федеральным центром, к примеру, поддерживаются мероприятия по выращиванию льна, по производству сахарной свёклы или винограда. В масштабах страны подход понятен, но это не актуально для Забайкалья. А есть те направления, которые интересны для нас. Мясное животноводство, например. И помимо прописанных в федеральной программе направлений, могут же быть подхвачены какие-то актуальные для нас темы?
Выскажу, может быть, крамольную мысль, но за последние годы сменилось несколько руководителей минсельхоза, и, к сожалению, шараханья из стороны в сторону имели место быть: мы делали акцент на кормопроизводство, потом акцент на растениеводство переместили, упустив животноводство – несомненный приоритет. От того, что стратегию никак не просматривали, люди и страдают. Сегодня многие проекты по молочному, по мясному животноводству в сложной ситуации находятся. Сельхозтоваропроизводители рассчитывали на одну ситуацию, а в результате того, что поменялись правила игры, обещанной поддержки нет. Пытаются выкарабкаться.
Нельзя принимать государственную программу, не имея впереди стратегии, концепции – назовите как угодно, но – тех направлений, которые мы заведомо выделяем для развития, понимая, что нам нужно. Для чего растениеводство: чтоб получать продовольственное зерно или мы всё-таки акценты сделаем на кормопроизводство? И это не должен придумывать какой-то отдельно взятый человек, пусть даже трижды министр сельского хозяйства или трижды депутат Заксобрания, это должно быть обоснованное коллегиальное решение, которое ляжет в основу всего остального, в том числе, и в основу программ. А мы в программах тоже сегодня шарахаемся. Некоторые, как, к примеру, о господдержке ЛПХ или о потребкооперации у нас просто не наполнены господдержкой.
– К вопросу поддержки ЛПХ – как госмашина должна работать в этом отношении?
– Моё чёткое убеждение: если личному подворью дать понимаемый канал сбыта собственной продукции, то ЛПХ будет развиваться. Всё, ничего другого не надо. Если я сегодня знаю, что завтра продам десять мешков картошки по известной мне цене, я выращу эту картошку. А если я не понимаю, куда её можно девать, а погреб вмещает только пять мешков, я не буду выращивать десять. Ровно также со всей другой продукцией ЛПХ.
Управленческие решения
– Как Вы относитесь к назначениям, которые сейчас прошли?
– Могу понять логику назначения министра сельского хозяйства. Мы много говорим о заготовке, переработке и сбыте. У человека, который сейчас приходит на пост министра, бизнес построен на этом. Насколько он сможет транслировать свой опыт на край, вопрос. Хотелось бы надеяться, что сможет. Думаю, что ему будет сложно: нужно будет совместить коммерческую составляющую и то, чем должно заниматься министерство, всё-таки структура государственной власти. Не работая ранее в системе, это будет не просто. Но всё зависит от того, какую команду наберёт Михаил Николаевич.
– Как Вы оцениваете последние управленческие решения, касающиеся ветеринарной службы края?
– Я видела ряд документов, подписанных министрами сельского хозяйства России Фёдоровым, а затем Ткачёвым, в которых чёрным по белому написано, что ряд регионов такие решения принимал, что министерство категорически не рекомендует этого делать и чёткие обоснования, почему. Я в начале октября была в Москве на выставке «Золотая осень». Встречалась с руководителями органов управления АПК нескольких таких регионов, они рассказали, что действительно вводили ветеринарию в состав минсельхозов и вынуждены были вернуться к нынешней структуре, то есть развести полномочия. Моё мнение: совмещать несовместимое нельзя. Два органа должны работать самостоятельно. Госветслужба – это очень широкий круг полномочий, высокая степень ответственности, оперативно нужно принимать решения по эпизоотическим мероприятиям, и я плохо себе представляю, как это совместится в одно. В Госветслужбе сегодня итак наблюдается кадровый голод по причине низких зарплат. В приграничном регионе это очень опасно.
– Элина Валерьевна, Вы уже достаточно давно, с 1998 года, занимаете руководящие должности. Какими принципами работы можете поделиться?
– Во-первых, я не приемлю, если подчинённый приходит ко мне с какими-то возражениями, критикой, но ничего не предлагает. Отвергая – предлагай. Второе, когда-то прочла, и понравилось утверждение: если подчинённый заходит к руководителю и повышает голос – он доказывает правоту; если руководитель повышает голос на подчинённого – он хамит. Я считаю, что у любого руководителя есть определённая ответственность перед людьми, над которыми его поставили. Это нужно всегда помнить.
– Есть такая фраза: «Хороший человек – не профессия», а ещё один мне знакомый руководитель говорит при принятии решений: «Я в первую очередь не начальник, я – баба, всегда пойму и прощу, даже в ущерб производству». Что выберете Вы?
– Хороший руководитель должен найти золотую середину. Профессиональные качества ни в коем случае не должны принижаться, но и чисто человеческие взаимоотношения в коллективе нельзя отметать. Мне приходилось принимать разные, порой непростые решения, и вариант «я – баба», это не про меня. А ещё меня всегда раздражает привязка к «гендерным», так сказать, признакам, да и само слово «баба» категорически не нравится.
О семье и счастье
– Вы долгое время счастливы в браке, а в чём секрет семейного долголетия?
– Да, позавчера мы отметили 29 лет совместной жизни. Не знаю, как должно быть, у каждого, наверное, свои секреты, но в моём случае супругу приходилось мириться с очень многими вещами, начиная от моих постоянных командировок, особенно на производстве – из 365 дней в году, наверное, 300 проходило в командировках; заканчивая тем, что большинство бытовых моментов были на нём, даже ужин сварить мне часто было некогда. Так что, если бы у меня не было такой подпорки, наверное, не было бы и 29 лет совместной жизни. Дети у нас уже взрослые, дочь окончила наш Нархоз по специальности «Финансы и кредит», вышла замуж. Сын учится на втором курсе военной академии в Орле.
– Советуетесь с мужем по рабочим вопросам?
– Нет. Я стараюсь не переносить работу домой, в отличие, наверное, от многих. И не сторонник обсуждать рабочие моменты мужа. За исключением форс-мажора, конечно.
– Что важнее: карьера или семья? Или, как представитель знака Зодиака Весы, Вы опять-таки будете искать баланс?
– Конечно. Если на работе будет нехорошо, то и дома плохо. Если в семье холодно, стыло, то... Хотя, наверное, будешь работать, никуда не денешься, но тыл за спиной должен быть. Семья – это важно. Но быть просто домохозяйкой, например, я бы не смогла. Когда, особенно раньше, в отпуске больше 10 дней была, то видимо, начинала слишком громко ставить кастрюли на стол, и супруг говорил: «Всё, тебе пора на работу».
– Вы считаете себя счастливым человеком?
– Да. Я много раз задавала себе этот вопрос, люди по-разному отвечают на него. В жизни всякое бывает, но я – да, я – счастливый человек.
Беседовала Мария ВЫРУПАЕВА,
«Земля», № 43 от 25.10.2016
Элина Валерьевна АКУЛОВА
Родилась в г. Улан-Удэ. В 1994 году окончила Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономист – организатор сельскохозяйственного производства»; в 2009 году – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Трудовую деятельность начала в 1983 году учеником монтажника радиоаппаратуры и приборов Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения. С 1984 по 2003 гг. – коневод, помощник наездника, начальник производственного отдела, директор ФГУ «Государственная заводская конюшня «Бурятская» с ипподромом». С 2003 по 2009 гг.– директор ГУ «Читинская государственная заводская конюшня с ипподромом им. Хакимова». С 2009 – 2013 гг. – заместитель руководителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края. С 8 сентября 2013 года – депутат, председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку Заксобрания Забайкальского края.
A PHP Error was encountered
Severity: Notice
Message: Undefined variable: news_audio
Filename: views/news.php
Line Number: 37