Парламент 27 мая

Николай Сыроватка: «Я счастлив!»

Николай Сыроватка: «Я счастлив!»

27 мая своё шестидесятилетие отмечает депутат краевого Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета по бюджетной и налоговой политике, художественный руководитель Государственного театра национальных культур «Забайкальские узоры», заслуженный артист России Николай Сыроватка. О жизни, о творчестве,  о сделанном и о задуманном - в интервью с юбиляром.

- Существует мнение, что у каждого человека один возраст - кто-то всю жизнь ребенок, а кто-то с детства старик, вот Вы себя ощущаете на сколько лет?
-  Я – реалист, и, конечно,  отдаю отчет в том, что мне 60. Но бесконечно думать об этом, зацикливаться на возрасте, честно говоря, некогда. Да, я счастливый человек – семья состоялась, дети выросли, театр успешно развивается. Но вся суть именно в этом слове – «развивается», «развитие». На месте стоять не приходится: чем больше сделано, тем больше появляется перспектив и возможностей сделать что-то еще. 60 лет – это просто рубеж, лишний повод задуматься, что я уже успел претворить в жизнь, а что еще только в процессе реализации, или вообще пока на стадии задумки. И каждый день приносит столько дел, забот, трудностей разных, препятствий, что нужно очень много сил, и физических, и духовных, чтобы двигаться дальше. Жизнь ведь, если дает какое-то дело, то она же и испытывает, справишься или нет. Я так это воспринимаю: как ежедневный экзамен, проверку на мою личную состоятельность. Если раз спасовать – дальше дороги не будет. Значит, в любой ситуации, нужно собираться с силами и преодолевать все преграды, идти к своей цели. В моей жизни было много испытаний, и это хорошо – значит, и побед было ровно столько же. А результаты… - результаты, конечно, оценивать людям. Все в моей жизни на виду – и творчество, и театр, и депутатская деятельность.
Физические силы помогает поддерживать спорт – я с юности занимался боевыми искусствами, каратэ, на соревнования ездил даже всероссийского уровня, и побеждал. И уже лет 25 ежедневно холодной водой обливаюсь, это закалка для организма.
А что касается сил духовных – тут помогают творчество и общение. Каждый день я в театре, среди молодежи, в самой гуще различных проектов – тут и концерты, и спектакли, и фестивали, детские конкурсы, гастрольные поездки. Все это требует сил, но и дает большую эмоциональную отдачу. Каждый выход на сцену, общение со зрителями напитывают энергией. И, конечно, удовлетворение приносит результат. Когда видишь полный зрительный зал, когда люди на наших концертах и плачут, и смеются, и подпевают, и танцевать выходят с артистами, и хлопают от души, со сцены подолгу не отпускают, подходят сфотографироваться на память, то не важно, большой это концертный холл или маленький сельский клуб - одинаково чувствуешь, что все прожитое, пройденное было не зря, не напрасно.

- Николай Васильевич, помимо своей творческой деятельности, Вы ещё и депутат краевого парламента, в этом созыве работаете на постоянной основе в должности заместителя председателя комитета по бюджетной и налоговой политике. Какие задачи ставите перед собой на этом поприще?
- Я хочу и могу людям помочь. В чём? Депутат – это своеобразный мостик между властью и народом, которые, зачастую, существуют рядом, но - как две параллельные прямые, что все никак не могут пересечься, найти точки соприкосновения.  Вот я стараюсь таким мостиком быть - и в искусстве, и в законодательной деятельности. Моя депутатская приемная работает каждый день, двери открыты для всех, любой человек может обратиться. Есть у меня помощники-добровольцы, и наша с ними задача – сделать максимум возможного, а иногда и невозможного, в решении конкретных проблем, которые существуют на нашем депутатском участке, да и не только на нем.  В общем, мы уже привыкли и даже не спрашиваем обращающихся за помощью людей, наши это, КСК-овские, или нет. Есть человек, есть проблема – нужно выстраивать диалог с властными структурами, в чьей компетенции находится решение данной проблемы и так, шаг за шагом добиваться взаимодействия. Бывает, удается разрешить несложный вопрос за день, бывает - годами бьемся над чем-нибудь (та же проблема благоустройства дворов или транспортного сообщения КСК с центром города). Но, руки не опускаем, боремся. Для меня добиваться чего-либо – привычное жизненное состояние, кредо, можно сказать.
Когда я занимал пост начальника городского управления культуры, удалось восстановить ряд культурно-досуговых центров – «Мир», «Спутник», «Родина». Еще до этого детский центр «Орешки» открыли. Единственное, мы тогда не смогли поднять – ДК «Текстильщик» в поселке КСК. Это больная тема была: 50 тысяч населения, а культурно-досуговый центр – лежит в руинах. Став депутатом, я решил, что обязательно добьюсь его восстановления. Кстати, единомышленников в этом вопросе у меня было немного, большинство склонялось к тому, чтобы снести полуразрушенное здание. В результате: из образа разрухи получился символ возрождения. Именно депутатство мне помогло лоббировать этот вопрос, неимоверно трудно было. Но удалось убедить губернатора Равиля Фаритовича Гениатулина, что проект, хоть и затратный, но не «местечкового», а краевого значения. В вопросах финансирования мы дошли до Президента РФ. В общем, как оказалось, главное – не сдаваться, а когда цель достигнута – не останавливаться. Сейчас в планах - развитие ледового дворца «Чароит», и надо уже думать о строительстве бассейна на КСК…

- Нередко от представителей старшего поколения можно услышать, что молодежь в наше время стала бездуховной,  преемственности поколений нет, культура иссякает, как пересыхающий родник. А ваше мнение об этом? В театре «Забайкальские узоры» под вашим началом трудится и растет профессионально много молодых артистов. Вы с ними  находитесь в постоянном общении. Какое это поколение? Неужели на самом деле, такое время пришло, что Интернет, компьютер и телефон – те три составляющих, которые огранивают круг интересов современных молодых людей? Или это не так?
- То время, иное время – это лишь слова. Времена всегда одинаковы. Почитайте литературу прошлого века, позапрошлого – конфликт отцов и детей существовал всегда. Мы становимся взрослыми, пережив опыт собственных ошибок, и хотим уберечь от них молодых, порой забывая, что им тоже нужно пройти свои собственные пути и набраться опыта. Я никогда не скажу, что сегодняшнее поколение юных – бездуховное, равнодушное, зацикленное на современных технологиях. Да, они более «продвинутые» в техническом плане, чем были мы когда-то, у них сейчас возможностей больше – мир для них существенно «раздвинул границы». Может быть, они меньше читают, но видели они несравненно больше, чем мы в их возрасте. Вот наши молодые артисты, несмотря на юный возраст, уже где только не выступали – Европу проехали, Азию, в Африке мы были. Следующие наши гастроли на американском континенте пройдут. Буквально в июне мы вылетаем с коллективом в Канаду, будем выступать в городе на побережье Атлантики. Это ли не расширяет кругозор? Своими глазами увидеть мир, жизнь и быт  других народов – это и интеллект развивает, и душу напитывает. И что касается духовности, разве смогли бы наши ребята так доносить до зрителей всю глубину народной культуры, если бы сами оставались к ней равнодушны? Нет, конечно, черствый бездуховный человек нести другим культуру не в состоянии. А наша молодежь это делает, и очень успешно. Вы посмотрите, какие мы проекты развиваем: есть у нас фестиваль «Святая к Родине любовь», и в рамках этого фестиваля мы показываем спектакли «БАМовский вальс», «Старые фотографии рассказывают». Они у нас частенько проходят, как классные часы для школьников Читы и края. И равнодушных зрителей на этих спектаклях я ни разу не видел. Дети смотрят, затаив дыхание, глаза горят. Спектакль на тему военных лет «Старые фотографии рассказывают» у нас на сцене уже девять лет идет, и всегда – аншлаг. А в определенные моменты, например, когда солдатская вдова выходит, слезы не могут сдержать ни зрители, ни сами артисты. Вот сколько играем – столько и плачут.
Так что молодежь, я считаю, крепнет духом. Гораздо печальнее, что в школах стало меньше внимания уделяться урокам истории.  Ту же историю БАМа со сцены рассказываем, порой, как откровение. Дети и не знают зачастую, что Байкало-Амурская магистраль через наш край проходит. А мы им это рассказываем, и наглядно показываем – так, что не забудется, отложится в памяти.
Есть еще у нас ежегодный проект – конкурс школьных сочинений на тему «Мой дедушка – герой!». Чтобы написать такое сочинение, нужно историю своей семьи узнать, бабушек-дедушек расспросить об их героическом фронтовом прошлом, или родителей попросить рассказать. В каждой семье ведь есть свои семейные истории, свои герои войны или труженики тыла. И дети с удивлением узнают, что тоже причастны через семью к истории страны. Так начинается патриотическое воспитание. Так что, прежде чем пенять на молодежь, их надо просто воспитывать, много рассказывать об истории, о традициях, откуда кто пошел, от каких корней. Так сохраняется культура народа, это и есть преемственность. А когда преемственность есть, то так называемые «конфликты поколений» сами себя исчерпают. 

- Какие у Вас самые яркие воспоминания из детства?
- Я вырос в деревне, вернее, в рабочем поселке на Дальнем Востоке. И дом наш, отцовский дом, стоит над самым речным простором, над Амуром. Одно из самых ярких воспоминаний - отец мне, еще ребенку, купил маленькую литовку, и я с ним косил траву. До сих пор, стоит закрыть глаза, и все эти детские впечатления возвращаются – прозрачный воздух раннего летнего утра, запах свежескошенной травы. Так остро и ярко чувствуешь только в детстве.
А ещё рядом с домом была конюшня. И, конечно, когда подрос, я научился обращаться с лошадьми. Обычные такие, тягловые, рабочие лошадки. А для меня они были самые лучшие, теплые, добрые, чистые существа. Так что, любовь к лошадям – это из детства. А я ведь и родился в год лошади (смеется).

- Почему, когда встал вопрос о профессии, то выбор пал именно на такой не слишком уж модный инструмент – балалайку? Мальчишки в те годы мечтали стать космонавтами, подвиги непременно совершать, а тут – музыка, да еще народная.
- Космонавтом я тоже хотел стать, лет в семь. На луну смотрел и мечтал, как туда полечу. Постарше стал, врачом захотел быть, но время внесло свои коррективы… Поселок наш – небольшой, населения - около двух тысяч человек. И так дружно все жили! Время было послевоенное, особого разделения на богатых или бедных не было, жили все примерно одинаково, трудились много. Но, если уж какой праздник или событие, свадьба, например, то гуляли не только родней или скажем своей улицей, а всем поселком. Как люди умели радоваться жизни! Фронтовики, без всякого музыкального образования, ах как наворачивали на баяне! Как пели от души, да ещё и на несколько голосов! И знаете, я ведь в то время ощутил и почувствовал самое главное в жизни – вот этот дух настоящего творчества, душу своего народа. Поэтому выбор профессии случился сам собой. Поначалу это был баян - я его взял в руки, будучи ещё совсем маленьким. Потом уже освоил другие музыкальные инструменты, учился играть профессионально, затем сам стал педагогом, преподавал в училище культуры, и по сей день еще молодежь учу – в театре, например. Но начиналось все с того самого первого баяна.

- Что вы можете назвать "проектом всей жизни" - тем, что вы всегда хотели сделать и вот оно к вашим 60 годам или воплотилось?
- Если вы думаете, что я сейчас скажу, что это театр – то нет. Театр никогда не был самоцелью. Театральный коллектив – это замечательный, практически никогда не дающий сбоев… инструмент. Главное же в моей, в нашей профессии – не дать зачерстветь человеческой душе. Создать культурное пространство, привести человека в духовный мир можно только с помощью искусства. А искусство народа – это мощнейшее средство воздействия на души человеческие. Почему мы театр национальных культур? Да потому что мы идем в своем творчестве от корневых культур разных народов, от того, что каждым из нас впитано с молоком матери, что заложено в генах. Это только нужно пробудить в людях. Отчего на наших концертах мы так легко находим отклик у зрителей? Потому что мы не привносим в наше творчество ничего чужеродного, противного человеческой душе. Понятно, что у нас театр, и мы редко выносим на сцену «чистый» этнический фольклор – в основном, это народная музыка, народные танцы, обработанные так, чтобы быть понятными современному зрителю. Но здесь очень важно пройти по этой тонкой грани, где «шаг влево, шаг вправо», и народная тема перерабатывается в абсолютно «попсовый» субпродукт, и от богатейшей смысловой насыщенности остаются невнятные обрывки.   К сожалению, не секрет, что некоторые очень даже популярные коллективы и исполнители, «выхолащивают», т.е. обрабатывают народные песни так, что от них просто ничего не остается. Уходит жизненная мудрость. И звучит с телеэкрана или из радиоприемника осовремененная ритмом и электронным звучанием некогда прекрасная песня, которую в новом исполнении можно назвать только некрасивым иноязычным словом «шлягер». Вот этого «Забайкальские узоры» в своем творчестве допустить не могут. Мы не плодим «шлягеры». У нас есть свой стиль исполнения, свой творческий почерк, есть некая полиэтничность в силу особенностей региона, в котором мы живем, и есть неизменное бережное отношение к народному творчеству.
И каждую нашу концертную программу, каждый спектакль мы стараемся выстраивать так, чтобы зрителям, придя в театр, было о чем подумать.  Искусство народа при всей кажущейся простоте, несет глубокие смыслы, философию, если хотите, особую энергетику. И вот именно этой глубиной своей, задевая струны души, преобразует человека, делает его личностью. Поэтому я особенно рад видеть на наших концертах детей, молодежь.
Многие не правильно позиционируют искусство, как способ развлечения. А у искусства совсем другие задачи – формировать культуру, да так, чтобы она пронизала все сферы жизни общества. Чтоб начинаясь с театральной сцены, вот эта волна духовности распространялась повсеместно, чтобы культура царила и на улицах, и в домах. Вот это – цель. А театр на самом деле – инструмент. Хотя и любимый!

- У Григория Лепса есть песня: «самый лучший день заходил вчера…», а какой день или событие в Вашей жизни лучшее или главное?
- Был такой день, вернее, разговор – с моим педагогом. Я тогда окончил Хабаровский институт культуры, был мне всего двадцать один год, надо было выбирать, «куда дальше». И среди прочих вариантов по распределению, был один такой - дальний… Привлекло меня то, что пригласили именно преподавать, заниматься педагогической деятельностью. Сложил я немногочисленные пожитки свои в деревянный чемоданчик и через несколько часов лёта сошел с трапа самолета в Чите. Здесь в училище культуры требовался педагог по народным инструментам. Мне это было интересно. Теперь-то я понимаю, каким поворотным стало это решение в моей жизни. Так много было разных дорог, по которым я мог пройти, но выбрал я именно эту. И не жалею. Здесь я познакомился с Галиной Петровной. Она, кстати, была еще студенткой – пришлось несколько лет ждать, прежде чем смогли пожениться. Зато теперь я богатый человек – сейчас у нас уже взрослые дети Маша и Саша, и  внуки любимые радуют – Аня и Дима.
Так вот, возвращаясь к тому дню, когда я по распределению выбрал поехать именно в Читу. Институт в Хабаровске тогда только открыли и из Москвы и других городов «на прорыв» направили самых лучших преподавателей. Помню, один из них, композитор Борис Напреев, напутствовал меня и посоветовал: «В Чите военный музыкальный коллектив есть, а народного - нет. Вот ты и создай его». Что я через несколько лет и сделал…

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37