Парламент 10 апреля

Сергей Белоногов: Чем больше инициативы, тем качественнее жизнь

Сергей Белоногов: Чем больше инициативы, тем качественнее жизнь

Почти все законодательные (представительные) органы субъектов федерации отмечают в этом году 20-летие со дня основания. Забайкальский край не является исключением. В канун праздника – интервью с Сергеем Белоноговым, чей депутатский стаж только на краевом уровне насчитывает 10 лет. 

- Сергей Анатольевич, первый созыв, в котором вы работали – чем запомнился?

- В Читинскую областную думу я избирался в 2000 году, до этого был депутатом районной думы. По тогдашней системе от каждого района был один депутат, который представлял интересы его населения. Не было же партий-то.  Поэтому Дума, в которой я работал свой первый созыв – а это была Читинская областная Дума 3 созыва, она самая интересная была , на мой взгляд. У нас пленарные заседания проходили не один день, мы в один день не успевали, поскольку к каждому вопросу относились очень внимательно, разбирали его по косточкам. Тогда  на пленарном заседании депутатов других комитетов надо было в чем-то убеждать, отвечать на вопросы. Всем всё было интересно, каждый депутат представлял один район, и было очень интересно ездить, принимать участие, отстаивать интересы именно своего района. 

Сегодня несколько другая ситуация: помимо комитетов есть партийные фракции, с мнением которых тоже нужно согласование. Я уверен на то оно и Законодательное собрание – место для дискуссий. В каждом вопросе надо разбираться депутату, причем по полной программе. 

- Был ли у вас за годы депутатского стажа вопрос, который стоил вам наибольшей крови или наиболее сильно помнился?

- Их было два. Это закон о промышленной политике Читинской области и закон о градообразующих предприятиях, где были прописаны в том числе меры поддержки для таких предприятий, от которых зависят целые поселки, города. С сожалением могу констатировать, что законы эти хотя и есть – они не работают, поскольку в каждом законе ведь предусмотрена часть, касающаяся финансирования, а денег нет.  И еще – мы были инициаторами законопроекта, ужесточающего в принципе продажу вино-водочных изделий. Сейчас все делают упор на контрафакт, нелегальную торговлю. Да, это проблема. Но разве не проблема то, что сегодня кругом такая красота, столько бутылок всевозможных? Молодые люди заходят в магазин как на праздник. Так что мы – а это был комитет по социальной политике в первом созыве Законодательного Собрания – предлагали передать полномочия на места, чтобы там могли решать: хотят – пусть вообще запретят эту торговлю, хотят – пусть час в день продают. Примут решение, что это на окраине только торговля, а не рядом с детским садом, больницей или домом культуры  - значит, так и будет. Но, к сожалению, нас большинство не поддержало. Сказали, что будем, мол, ждать федерального закона. Сегодня он да, дал органам местным власти возможность расстояния определять – но этим не пользуются нигде. В любом райцентре рядом с больницами, садиками есть точки, где торгуют вино-водочными изделиями. 

- Вы являетесь председателем  комиссии по регламенту. В чем вы видите свою основную задачу в этом статусе?

- В неукоснительном соблюдении регламента, конечно! Вот смотрите: районные советы  у нас очень слабые, не инициативные. И мы сами неправильно поступаем: я всегда ставлю вопрос о том,  что проекты законов должны вноситься согласно регламенту, а не за день до сессии. Внесли законопроект – мы должны муниципальные образования информировать об этом. Надо приучить муниципалов, чтоб они документы смотрели, мнение высказали. Если это не делать, я считаю, что никогда мы не поднимем местное самоуправление. А когда приняли закон в первом чтении,  нам предлагают сразу же во втором – ну, это тоже нарушение с последствиями. Мы не даем возможности субъектам права законодательной инициативы внести свои предложения. Это самая большая проблема с несоблюдением регламента. 

- Как вы оцениваете нынешний статус депутата в глазах населения? 

- Тут многое, конечно, зависит от депутата. Но надо понимать, что, конечно, большинство вопросов, с которыми приходят люди – так или иначе касается денег. Вот во многих регионах в бюджетах выделяются суммы каждому депутату на исполнение своих обязанностей по его избирательному округу. И  если сход граждан обращается к депутату с просьбой отремонтировать дом культуры или школу, детскую площадку построить, то у него есть возможность помочь. Конечно, он один эти решения не принимает, но тем не менее. А когда обращаются, а он сделать ничего не может – ну, что тут скажешь. 

Разумеется, кто может, делает что-то на свои деньги.  Я не на постоянной основе депутат, у меня предприятие, причем градообразующее, и  конечно, мы помогаем, когда это нужно, по всем вопросам – от рождения до смерти.  И я знаю, что многие коллеги делают то же самое. 

- Сегодня избирательное законодательство страны серьезно изменилось – например, на муниципальных выборах не будет партийных списков, то есть по сути вновь возвращается система, когда в советах на местах – только одномандатники.  Как вы относитесь к этим изменениям?

- А это плохо. То есть – не плохо, что одномандатники. Плохо – когда к каждым выборам меняется законодательство. Все время меняется логика. Сейчас мы говорим – давайте, пусть будет больше одномандатников, они точно будут защищать интересы народа. А в прошлые выборы говорили – только партии готовы взять на себя ответственность за все, что в стране происходит. Конечно, у одномандатников ответственность больше перед населением. Но я против самого явления, когда все время меняются правила игры. Избирательное законодательство должно быть стабильным, чтобы люди знали, как и что делать. А то будем мэра избирать – не будем мэра избирать, будем выбирать  губернатора – не будем выбирать губернатора… Неудивительно, что явка на избирательные участки от выборов к выборам падает и падает. У нас в курорте Дарасун явка по последним выборам была 8%. О чем говорить?

- Так может, внести еще поправку в закон тогда уж – прописать ответственность для тех, кто на выборы не ходит?

- Да, и я только за! Вот ты гражданин страны. В Конституции должно быть записано, что это твоя обязанность как гражданина – участвовать в выборах. Как ты там проголосуешь – твое дело, но участвовать ты обязан. И графу «против всех» я бы оставил. Пусть люди выбирают: никто не нравится,  ну вот так. А избирательное законодательство при этом все же должно быть постоянной величиной.  

- Что бы вы пожелали своим коллегам – депутатам всех уровне и, может быть, себе в день юбилея парламентаризма в Забайкалье?

- Неравнодушия.  Когда я стал депутатом третьего созыва – мы работали на том, что уже было создано нашими предшественниками, а им приходилось очень нелегко. Все создавалось с нуля. Они писали первый Устав региона. Они писали первые законы.  Нам – было уже легче работать. И я хочу сказать, что чем больше хорошей инициативы будет от всех депутатов, тем качественнее будет жизнь.

Справка: Забайкальский парламентаризм набирал опыт через деятельность Читинской городской Думы, Советы, Учредительное Собрание. Его новый этап начался в 1994 году, когда состоялись выборы в областную Думу первого созыва. За 20 лет работы, по словам людей, стоявших у истоков Забайкальского парламентаризма, заложены необходимые фундаментальные основы правовой системы нашего региона: разработан и принят Устав, утверждены принципы формирования органов государственной власти и местного самоуправления, организации и взаимоотношения представительного законодательного и исполнительного органов власти. Серьезный законотворческий опыт наработан у агинчан. С 1994 года Агинская Бурятская окружная Дума избиралась 4 раза. В связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа впервые в октябре 2008 года прошли выборы в Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва. 

 

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37