Новое в документах
21 ноября 2024 4666.14 Кб
20 ноября 2024 368.35 Кб
20 ноября 2024 2151.5 Кб
20 ноября 2024 2017.1 Кб
19 ноября 2024 282.73 Кб
Материалы СМИ 20 апреля
Кто поедет в Тмутаракань?
В 2022 году 18 педагогов отправятся на работу в районы Забайкалья по федеральной программе «Земский учитель». Из них только трое – учителя из нашего региона, остальные – приезжие. Способно ли такое усиление решить кадровую проблему в крае и что сегодня происходит в сельских школах? Об этом и не только - интервью ИА Чита.ру с депутатом Законодательного Собрания Даримой Доржиевой.
Наша справка. Дарима Доржиева до того, как перейти на постоянную работу в Заксобрание края, прошла путь от педагога и директора школы в небольшом селе Кусочи Могойтуйского района до директора огромной Агинской средней общеобразовательной школы №1, которую возглавляла с 2005 по 2020 год. Кроме того, в 2004—2005 годах работала заведующей методическим кабинетом отдела образования администрации Могойтуйского района, получив возможность взглянуть на работу системы образования и глазами чиновника. Депутатскую деятельность она сегодня связывает именно с вопросами образования.
– По опыту работы и в маленькой сельской школе, и в очень крупной поселковой скажите, разница между учителями и там, и там ощутимая? На селе ещё остаются работать профессионалы?
– Нельзя не замечать тенденции, когда состоявшиеся педагоги самого зрелого и продуктивного возраста (это 30-40 лет) стремятся уехать из села за лучшей жизнью. Но я думаю, это не связано именно с профессиональной деятельностью, люди просто выбирают лучшую среду для самореализации. Хороший же учитель что в селе, что в городе – он одинаковый. И сейчас в крае можно без труда найти очень сильных педагогов в небольших населённых пунктах. На них, по сути, и держится сельское образование, точнее то, что от него осталось. А родители знают о таких учителях и стремятся, чтобы дети учились именно у них.
Например, есть Урда-агинская средняя школа. Это 17 километров по трассе на Дульдургу от Агинского. В своё время там учились дети животноводов, жили в интернате, который удалось сохранить и по сей день. Сегодня здесь учатся дети не только из Агинского бурятского округа, но и из-за его пределов, приезжают школьники даже из Забайкальска. А всё потому, что пусть и в сельской школе, но ребята могут получить нормальное математическое образование и, что немаловажно, нормальное воспитание. И родители выбирают такой вариант, понимая, как важно сегодня качественное образование.
Можно ли миллионами завлечь учителя в село?
– Федеральная программа «Земский учитель» работает в России с 2020 года. Каков её принцип, расскажите на примере Забайкалья?
– Условия по программе во всех регионах почти одинаковые. Нужно отработать не менее 5 лет в школе любого населённого пункта, где живёт не более 50 тысяч человек. За это педагог получает разовую выплату – в Забайкальском крае (который теперь входит в состав Дальневосточного федерального округа) это 2 миллиона рублей. Деньги на карту зачисляются сразу, как человек приступает к работе. Отчитываться о том, куда их потратил, не нужно. Но если договор будет расторгнут до истечения 5 лет, все деньги придётся вернуть. К слову, отпуск по уходу за ребёнком в зачёт этого срока не идёт. Исполнение контракта как бы ставится на паузу.
Хоть программа и федеральные, но некоторые регионы добавляют свои условия. Например, ставят для соискателей ограничение по возрасту. В Крыму и Краснодарском крае, скажем, земский учитель не должен быть старше 30 лет. Такие регионы могут себе подобное позволить, конкурс там большой. У нас в Забайкалье единственное ограничение – человек не должен выбирать школу в том же районе, где уже работает. Должен ехать в другой район.
– Какова процедура отбора соискателей на участие в программе?
– Краевое министерство образования формирует реестр школ. Последний раз там было представлено около 180 вакансий. Самые разные предметы: начиная от учителей начальных классов и заканчивая физиками, химиками. Реестр находится в открытом доступе, как и вся нормативная база, положение о программе. Все соискатели, заявившиеся на текущий год, проходят отбор через специальную комиссию, которая составляет собственный рейтинг (с учётом квалификации, категории, стажа педагога). Право на участие в программе получают только лучшие (от первого места и вниз), но в рамках квоты, которую выделило государство тому или иному региону.
– Получается, учитель может выбрать любую школу, где есть вакансии, будь то школа в маленьком селе или в том же Агинском, где школы большие, но также меньше 50 тысяч жителей?
– Так и есть. Причём смотрите, какой интересный момент. Когда программа запускалась, я ещё работала директором. И мне очень хотелось любым способом заполучить математика. И единственный для меня нюанс как директора заключался в том, что не школа выбирает учителя. Соискатель априори выбирает из доступных вакансий только одну. И, если прошёл отбор и попал в число счастливчиков, поедет именно туда, куда выбрал.
Выходит, даже если школа заявила места для земского учителя, не факт, что она гарантированно получит специалиста. А теперь сами ответьте на вопрос – каков шанс, что из всех представленных вакансий соискатели будут выбирать школы в самых отдалённых сёлах? Ответ очевиден. Мало кто хочет ехать в Тмутаракань. По отношению к маленьким сёлам, я считаю, программа не до конца справедлива.
– Значит, чтобы закрыть всю потребность и обеспечить специалистами даже маленькие сельские школы, отдалённые от райцентров, нужно чтобы квота от государства равнялась числу открытых в рамках программы вакансий. Это пока нереально?
– Судите сами. В 2020 году по программе «Земский учитель» в Забайкалье одобрение получили 22 человека. В 2021 году – 20, в 2022-м – уже 18. На 2022-23 годы квота планируется повыше – 38 и 53 места соответственно. В этом году отбор уже завершён. Мы знаем, откуда к нам приедут педагоги и в какие районы поедут работать. Но пока не видим фамилии. Известно, что из 18 учителей только трое из Забайкалья, а география приезжих специалистов год от года расширяется. Например, в 2020 году педагогов из других регионов среди тех, кто прошёл отбор, было меньше половины.
– Чем привлекает наш край приезжающих по программе учителей?
– Во-первых, это 2 миллиона рублей, а не 1 миллион, что получают участники программы «Земский учитель» в других федеральных округах. Во-вторых, среди так называемых приезжих на самом деле есть и местные. Смотрите, у нас в своё время очень много педагогов уехали в Хабаровский край, Магадан, где в своё время уже действовали мощные местные программы для учителей. Плюс стоимость 18 часов (средняя нагрузка на учителя в неделю – А.С.) там была несравнимо выше.
Переток высококвалифицированных специалистов, казалось, не остановить. Мы кричали, чтобы подобную региональную программу сделали и у нас. И вот только сейчас, после вступления региона в ДФО и старта «Земского учителя», мы нашли способ привлечь кадры. Поэтому подозреваю, а по этому году точно знаю, что некоторые наши забайкальцы, которые в своё время уехали и уже исполнили контракты, возвращаются домой.
Школа не терпит «таксебешных» учителей
– Понятно, что программа «Земский учитель» далеко не решает проблему нехватки кадров, но помогает хотя бы минимально наполнять ими сельские и поселковые школы. В целом же вопрос дефицита педагогов в Забайкалье это не закроет даже и за 10 лет, вам так не кажется?
– Перед нашим с вами разговором я запросила данные в министерстве образования края. По состоянию на февраль 2022 года, в регионе не хватало порядка 500 учителей. И из года в год эта цифра растёт. Увеличивается постоянно и количество возрастных педагогов. Значит, отрицательная динамика продолжит идти по нарастающей. Поэтому в прошлом году на отчёте минобразования я ставила вопрос о принятии краевой программы поддержки кадров.
Во время учебного года 2019-20 количество открытых вакансий для учителей в Забайкалье равнялось 300. В следующем учебном году их стало 338. В текущем – 495. В школах края, по состоянию на февраль 2022 года, работают 10 278 учителей. Наибольшее количество из них в возрасте от 45 до 55 лет – 2 639 специалистов.
– Чем могла бы привлечь такая программа?
– Например, увеличенной ставкой за 18 часов для сельских школ. Также должны быть бонусные вещи для учителей, которые готовы переезжать в маленькие сёла. Проект программы уже лежит в краевом министерстве образования. Но он пока не поддержан. Разработанная программа, в частности, предусматривает бонусы для педагогов, отправляющихся в сельскую местность, в виде муниципальных квартир и подъёмных. Причём предлагается жильё давать в собственность. Если бы такая программа заработала, мы бы, может, и нуждались в приезжих кадрах. А наоборот сохранили бы в регионе своих, дали бы стимулы для выпускников.
На уровне заксобрания мы с коллегами обсуждали эту проблему. Решили, что проект региональной программы нужно поднять, доработать и предложить правительству края к утверждению. Для этого создана рабочая группа, которая должна будет до осени 2022 года эти вопросы решить, просчитать финансово. Чтобы можно было программу поэтапно внедрить.
– Сегодня из вузов выпускаются достойные ребята?
– Вот как это работает. Если я директор школы, выпускнику вуза я должна дать класс и минимум за 2-3 месяца выпестовать из него если не хорошего, то хотя бы более или менее работающего учителя. Школа – это такое место, которое не терпит таксебешного отношения. И на самом деле в течение месяца они сразу решают – остаются либо уходят.
– И что, остаются?
– Не все, но остаются, вот с ними уже и работаем. Но приходят всё меньше, а самая сложная ситуация с узкими предметниками – это химия, физика, информатика. Вы поймите, проблема вот как интересно увязана. Если нет профессиональных кадров, то и выпускники получаются несостоятельные, неготовые конкурировать в дальнейшем. И что мы получаем в итоге? Полуграмотных специалистов, которые затем не смогут достойно передать свои знания следующему поколению.
Мы кучу реформ и модернизаций пережили, но, мне кажется, именно сейчас должно государство прийти к осознанию того, что именно в учителей нужно вкладываться максимально. С патриотизмом мы как-то определились, теперь пора вплотную заняться образованием. Повторюсь, слабый учитель, который к тому же не очень серьёзно относится к своей работе, не выпустит хорошего ученика. А потенциально хороший выпускник обречён быть средненьким, так как не будет правильно раскрыт. Вот почему родители выбирают очень мощные школы и ради этого даже готовы менять место жительства.
Надежда всегда остаётся, и я всё-таки надеюсь, что ситуация изменится в корне. И та сеть сельских школ, которая есть, учителя, которые держат её, всё-таки сохранятся, и всё будет хорошо.
Подготовил АРТЕМ САЗОНОВ
Читать в источнике
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `19
- `20
- `21
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"