Новое в документах
21 ноября 2024 4666.14 Кб
20 ноября 2024 368.35 Кб
20 ноября 2024 2151.5 Кб
20 ноября 2024 2017.1 Кб
19 ноября 2024 282.73 Кб
Сенаторы Забайкалья 13 апреля
Над бездной растущего Китая
О проблемах государственной поддержки Забайкалья и Дальнего Востока, канадских дельцах, бериллиевом кластере, краснокаменской связи и многом другом рассказал сенатор Степан Жиряков в интервью «Забайкальскому рабочему»
Как известно, накануне 2017 года российское правительство внесло изменение в Концепцию развития приграничных территорий. Теперь меры государственной поддержки их социально-экономического развития распространяются на субъекты не только Дальневосточного федерального округа, но и Байкальского региона (Забайкальский край и Республика Бурятия).
О необходимости такого решения в беседе с корреспондентом «Забайкальского рабочего», озаглавленной «Сыны и пасынки региональной политики», еще в октябре 2016 года рассказал член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Забайкальского края, заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политике Степан ЖИРЯКОВ. Сегодня мы продолжаем разговор с сенатором на ту же тему.
ДОЛГОЖДАННОЕ РЕШЕНИЕ
- Это решение долгожданное, очень нужное и абсолютно обоснованное, ведь оно касается национальной безопасности нашей страны и охраны её границ, - сказал Степан Михайлович. – Оно призвано создать условия для устойчивого развития экономики и социальной стабильности приграничных территорий Байкальского региона, формирования и развития их конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.
Это определённый прорыв. У федерального центра появилось понимание проблем Забайкальского края и Республики Бурятия. Во всяком случае, продекларирована готовность их государственной поддержки.
Этому решению предшествовала довольно продолжительная работа руководителей субъектов Федерации с Москвой. В частности, губернатор Забайкальского края Наталья Николаевна Жданова обсуждала тему социально-экономического развития края во время встреч с Президентом
и Председателем правительства Российской Федерации. По итогам этих встреч были даны соответствующие поручения. Проблемы Забайкальского края рассматривались и на совещаниях в Совете Федерации, в том числе на встречах губернатора с председателем верхней палаты парламента Валентиной Ивановной Матвиенко.
На совещании в Хабаровске, которое в октябре 2016-го провел Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, был сделан акцент на необходимость формирования в составе госпрограммы специальных разделов. Они должны предусматривать опережающее социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года.
Необходимо отметить, что в предыдущей версии федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» доля господдержки Забайкальского края без учёта средств на железнодорожную инфраструктуру БАМа и Транссиба составляла мизерную величину – 1,1 процента. В Иркутской области она составила 4 процента, в Республике Бурятия – 4,5 процента. В то же самое время доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляла 90,4 процента.
В ПЛЕНУ ДИСПРОПОРЦИЙ
- Иными словами, наши земляки оказались в плену диспропорций. На их долю приходилось в шесть раз меньше средств федерального бюджета, чем на душу населения в Дальневосточном регионе. Между тем, в совокупном объёме валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона доля последнего составляет почти треть – 30 процентов…
- Такая диспропорция просматривается и при сравнении доли софинансирования ФЦП за счёт средств региональных бюджетов. В среднем по программе она составляла 5,8 процента. Величина данного показателя для Забайкальского края – 21 процент, для Республики Бурятия – 12 процентов, для Иркутской области – 37 процентов. Это значительно выше, чем для субъектов Дальневосточного региона.
Когда в августе 2016 года была утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», в нее были внесены кардинальные изменения. В том числе выделены именно два макрорегиона – Дальний Восток и Байкальский регион. Отраслевым федеральным министерствам, ответственным за реализацию госпрограмм, было дано поручение включить, начиная с 2017 года, мероприятия Байкальского региона в состав специальных разделов госпрограмм и федеральных целевых программ.
Однако, на мой взгляд, не было сделано самое главное. В государственной программе в рамках новой подпрограммы «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» не было предусмотрено финансирование, не определены меры содействия инвестиционным проектам. Для сравнения: ассигнования федерального бюджета на реализацию аналогичной подпрограммы Дальневосточного федерального округа составляют 178,24 млрд. рублей.
Также в госпрограмме отсутствуют задачи по формированию в Байкальском регионе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. Хотя ранее было принято решение о создании ТОСЭР «Краснокаменск» в Забайкальском крае. При этом в Дальневосточном федеральном округе планируется создать 21 ТОСЭР при двенадцати уже имеющихся. Двадцать из них будут полностью обеспечены инженерной инфраструктурой. Таким образом, Забайкальский край не обеспечен механизмами и инструментами для развития ТОСЭР «Краснокаменск», кроме поддержки со стороны некоммерческой организации «Фонд развития моногородов».
- Степан Михайлович, ваши земляки, конечно, надеются, что когда-нибудь все эти механизмы будут отрегулированы и заработают. Но кто будет воплощать их в жизнь?
- Действительно, в настоящее время в Байкальском регионе катастрофическое положение с обеспечением потребности в трудовых ресурсах и закреплением населения. Миграционная убыль из трёх субъектов этого региона в 2015 году составила более 15 тысяч человек (в Дальневосточном федеральном округе, состоящем из девяти регионов, – 23,6 тысячи человек). В том же году Забайкальский край покинули 18 тысяч человек. Миграционная убыль (7,2 тысячи человек) лишь на 38 процентов была замещена естественным приростом. Ни в одном из регионов ДФО не наблюдается такой значительной убыли населения. А уезжают в основном квалифицированные специалисты и молодёжь. Несомненно, это сказывается на качестве трудовых ресурсов.
В 2016 году миграционный отток сохранялся на уровне предыдущего года. Учитывая, что Забайкальский край является удалённым приграничным регионом, данное обстоятельство ставит под угрозу и национальную безопасность Российской Федерации. К сожалению, по-прежнему наблюдается значительная диспропорция финансирования при разработке и формировании федеральных целевых программ в части оказания государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета по отношению к трём субъектам Федерации Байкальского региона. Так, в Забайкальском крае, Республике Бурятии и Иркутской области планируется создать лишь 2,6 тысячи рабочих мест. Для сравнения: в одном только Владивостоке новых рабочих мест должно стать более 74 тысяч.
Со своей позицией по вопросам формирования федеральных целевых программ мы с сенатором Баиром Баясхалановичем Жамсуевым и Наталья Николаевна Жданова неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Однако наши предложения так и не были учтены.
СЫНЫ И ПАСЫНКИ
- Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое положение?
- Я уже говорил, что в региональной политике есть сыны и пасынки. Такая ситуация сложилась потому, что в некоторых федеральных органах исполнительной власти преобладает не просто ошибочная, а крайне опасная точка зрения. Она заключается в том, что якобы неправомерно в методологическом плане соединять два макрорегиона (Дальний Восток и Байкальский) в одно целое.
В действительности же Байкальский регион, как и Дальний Восток, обладает целым набором специфических факторов. Они делают его, с одной стороны, геостратегически значимым, с другой, – геостратегически наиболее рискованным и уязвимым. Это связано, в том числе, с его приграничным окраинным положением, удалённостью от центра, сырьевой востребованностью сопредельными странами.
Забайкалье, как мост, соединяет Дальневосточный регион с остальной частью России. Дальний Восток, в свою очередь, соседствует с Азиатско-Тихоокеанским регионом – одним из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира. Основная зона непосредственного контакта с АТР – восточный участок российско-китайской границы. На Забайкалье приходится четверть (около тысячи километров) его протяжённости. По сути, наш регион обеспечивает решение задач геополитической безопасности и территориальной целостности государства. Образно выражаясь, Забайкалье – это сук, на котором дальневосточная Россия сидит над бездной растущего Китая.
Если следовать логике ранее принятых документов, то надо руководствоваться Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Её главная цель - закрепить население, сформировав развитую экономику и комфортную среду проживания. Этого можно добиться только за счёт превышения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Приведённые выше фундаментальные факторы, усложняющие жизнь забайкальца и дальневосточника, помноженные на экстремальные природно-климатические условия, требуют более высокого уровня благосостояния и социального обеспечения.
- К сожалению, как вам хорошо известно, до этого у нас еще далеко…
- Действительно, не самые лучшие времена… Сужу об этом на примере моей малой родины – поселка Первомайский Шилкинского района. Здесь я работал на разных должностях на Забайкальском горно-обогатительном комбинате. В советское время он входил в состав легендарного Министерства среднего машиностроения СССР. Сейчас от былого колоссального потенциала ЗабГОКа мало что осталось. Производственные мощности предприятия сведены почти к нулю. Причин тому немало: изменение конъюнктуры рынка редких металлов, череда собственников и руководителей, непонятные изменения структуры комбината, вплоть до уничтожения горного цеха, а порой и откровенное воровство.
И в этой, казалось бы, патовой ситуации находятся дельцы, которые пытаются выжать дивиденды из неработающего с 1997 года комбината. К примеру, сейчас одна малоизвестная канадская компания заявляет о возобновлении работы предприятия и даёт людям, на мой взгляд, необоснованные надежды. У канадцев нет технико-экономического обоснования (ТЭО) разработки проекта, не проводились геологоразведочные работы и полупромышленные исследования на обогатимость рудных забалансовых отвалов. Просто есть некий меморандум, с которым, по моим сведениям, не знакомы даже власти края. Непонятно, как эта компания собирается работать? Зато на одних заявлениях о возобновлении добычи лития на ЗабГОКе она смогла в два раза повысить на бирже цены на свои акции.
- Неужели всё до такой степени плохо?
- Я уверен, что перспективы у горно-обогатительного комбината и поселка Первомайский есть. На мой взгляд, в отношении ЗабГОКа должен начать реализовываться социально-государственно-ответственный проект. Ведь что произошло с комбинатом? Начиная с 1994 года такие страны, как Чили, Боливия, Австралия и другие, «уронили» мировые цены на продукцию комбината – концентраты лития и других редких металлов. Закупать за границей литий стало в 4–5 раз дешевле, чем производить внутри страны.
Сегодня ситуация кардинально поменялась. Но она изменилась не в плане повышения цен на редкие металлы и их концентраты – за рубежом они по-прежнему дешевле. Но пришло понимание того, что Россия должна быть независима от поставок, к примеру, лития и бериллия, из других стран. Литий сейчас весьма востребован для производства химических источников тока, в том числе аккумуляторов для электроавтомобилей. Если мы эту позицию официально признаем стратегической линией государства по импортозамещению, а первые шаги в этом направлении уже сделаны, то ЗабГОК становится актуальным как одно из звеньев в промышленной цепочке добычи и переработки руды.
Убеждён, только в том случае, когда государство и бизнес вместе возьмут на себя ответственность за восстановление работы планово-убыточного предприятия, я имею в виду частно-государственное партнёрство, у ЗабГОКа и поселка Первомайский появится шанс на развитие. А факты пока таковы, что отсюда ежегодно уезжают на вахту полторы тысячи человек, из них триста – женщины. Люди вынуждены покидать свои семьи в поисках заработка.
ТОСЭР И ЗАБГОК
- Степан Михайлович, коль вы уже затронули темы ТОСЭР и ЗабГОКа, есть смысл их продолжить. Тем более что, насколько нам известно, они могут оказаться взаимосвязаны.
- Начну с того, что за время работы Забайкальского ГОКа здесь было добыто порядка ста тысяч тонн лития в концентрате. В советские годы, по некоторым подсчётам, примерно пять процентов лития ушло на производство оружия. Остальное сырьё использовалось в высокотехнологичных разработках двойного назначения. Например, Новосибирский завод химконцентратов выпускал химические источники тока (ХИТ) с применением нашего лития. Ими оснащали аварийные рации военных лётчиков. Сопутствующий металл – бериллий – также был широко востребован, в том числе предприятиями оборонного комплекса.
Сегодня литий и бериллий вновь активно применяют в электронной, нефтехимической, атомной, аэрокосмической и других отраслях российской промышленности. Поэтому проект создания бериллиевого производства на территории Забайкалья прорабатывают в профильных федеральных министерствах. С ними мы в Совете Федерации активно сотрудничаем.
- Не могли бы вы более подробно рассказать об этом проекте?
- Проект будет включать в себя Ермаковское месторождение, расположенное на территории Республики Бурятии. Оттуда руда, скорее всего, будет поступать на обогатительную фабрику ЗабГОКа, а затем в виде бериллиевого концентрата направляться на глубокую переработку в Краснокаменск на промышленную площадку создающейся там ТОСЭР.
По моей просьбе член экспертного совета Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Владимирович Спасенников выезжал на предприятия ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ПАО «ППГХО») для совместной работы по предварительному выбору промплощадки для размещения бериллиевого производства НПО «Редкие металлы Сибири» (НПО «РМС»). Результатом работы стало решение о пригодности размещения бериллиевого производства на базе ПАО «ППГХО». Предусмотрена дальнейшая работа с привлечением проектных организаций для оценки и обоснования выбора места размещения бериллиевого производства и необходимой инфраструктуры, а также создания рабочей группы из представителей ПАО «ППГХО», НПО «РМС» и Томского политехнического университета. Дополнительную привлекательность проекту придает то, что льготы, предоставляемые в рамках ТОСЭР, существенно снизят налоговую нагрузку на потенциальных инвесторов. Для успешной реализации «бериллиевого проекта» очень важно то, что он вошёл в подпрограмму «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».
- Какие еще промышленные направления, кроме создания бериллиевого кластера, могут, на ваш взгляд, получить прописку в рамках ТОСЭР в Краснокаменске?
- Там можно развивать как минимум ещё два направления: мясоперерабатывающую и деревоперерабатывающую промышленности. Большой плюс этих проектов в том, что в их основе лежит возобновляемый ресурс. Посмотрите, как успешно развивается сегодня мясокомбинат «Даурский». Он вышел на серьёзные объёмы производства, развивает собственную животноводческую базу, активно работает с населением. Импонирует и то, как подошли к делу молодые руководители племзавода «Комсомолец» Чернышевского района. Они активно занимаются выращиванием и реализацией рапса, инвестируют серьёзные средства в глубокую модернизацию производства.
Что касается лесопереработки, то здесь всё намного сложней. За годы бесконечного, а порой и откровенно бездумного реформирования лесного хозяйства был во многом утрачен потенциал отрасли. У нас в Забайкалье в советское время работали мощнейшие леспромхозы. Они обеспечивали людей работой, строили посёлки и дороги, занимались восстановлением лесов. А сегодня, на мой взгляд, у леса нет хозяина. В основном там только алчные дельцы. Они просто грабительски заготавливают лес и оставляют после себя пни, выжженные деляны и груды мусора. Ситуацию усугубляют и «черные лесорубы». Можно по пальцам сосчитать регионы, где налажена грамотная, глубокая переработка древесины. То есть именно такие производства, какие необходимо создавать на площадях ТОСЭР.
Кстати сказать, в Совете Федерации на эту тему идёт много дискуссий. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Альбертович Лебедев создал рабочую группу по доработке Лесного кодекса, а где-то и по изменению «лесных» законов.
УРАН СТРАНЕ НУЖЕН
- А каковы перспективы у градообразующего предприятия Краснокаменска - ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»?
- Не сомневаюсь, что у города Краснокаменска и горно-химического объединения хорошие перспективы. Сегодня на самом высоком уровне есть понимание того, что добыча редкоземельных металлов и урана критически важна для России. Причём речь идёт как о сферах высокотехнологичного производства и энергетики, так и об обеспечении обороноспособности страны, производстве новейших систем вооружения и военной техники.
Сами краснокаменские горняки связывают свои надежды с пуском рудника № 6. Я уверен, что он будет построен. Ведь у государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» очень хорошая программа строительства атомных электростанций за рубежом. Сегодня «Росатом» строит либо ведёт переговоры о начале строительства АЭС с тридцатью государствами мира. Это хороший задел на будущее и гарантия того, что уран Краснокаменска будет востребован ещё долгие годы.
Безусловно, новый импульс экономике Краснокаменска придаст и ТОСЭР. Благодаря мощным инвестиционным проектам и современному производственному комплексу планируется создать почти 3,5 тысячи рабочих мест, а общий объём инвестиций должен составить около 35 млрд. рублей. Считаю положительным и тот факт, что в прошлом году ПАО «ППГХО» вышло на безубыточное производство, доказав свою жизнеспособность и умение оперативно реагировать на изменение мировой цены на уран.
- Степан Михайлович, в Совете Федерации вы представляете законодательный орган государственной власти Забайкальского края. Знаю, что к вам неоднократно обращались депутаты краевого Законодательного Собрания из приграничных районов по поводу доступности современных видов связи. Удалось поправить положение?
- Я неоднократно поднимал этот вопрос в Совете Федерации, в профильном федеральном министерстве. Однако на все мои запросы действенных мер предпринято не было. Вынужден был обратиться за содействием к полномочному представителю Правительства РФ в Совете Федерации Андрею Владимировичу Яцкину. Последовала незамедлительная реакция. С его участием состоялись две встречи с министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николаем Анатольевичем Никифоровым.
Нам удалось убедить министра совершить рабочую поездку в Краснокаменский район. В ходе его визита в Чите состоялось совещание с губернатором Натальей Николаевной Ждановой по вопросам предоставления Забайкальскому краю современных видов связи. Надо сказать, она очень активно занимается этим вопросом на уровне причастных к нему федеральных структур. На этом совещании было решено включить нашу территорию в перечень пилотных регионов в части предоставления услуг связи с использованием технологии фемтосот (это маломощная и миниатюрная станция сотовой связи, предназначенная для обслуживания небольшой территории) и универсальных таксофонов. Также рекомендовано ФГУП «ВГТРК» включить город Краснокаменск в список вещания десяти дополнительных каналов.
Организационные и технические вопросы вновь рассматривались седьмого февраля этого года на совещании у директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи России М.В.Мысева. Осталось решить важнейший и очень сложный вопрос – финансирование всех этих мероприятий, так как есть ограничение по использованию федеральных бюджетных средств для организации доступности современных услуг связи в населенных пунктах с населением от 500 до 50 тысяч человек. Поэтому для решения этого вопроса правительству и Законодательному Собранию Забайкальского края необходимо изыскать весьма значительные средства в своем бюджете.
НАЧАЛО СЕРЬЕЗНОЙ РАБОТЫ
- В завершение беседы давайте вернемся к её началу - к повышению уровня социально-экономического развития субъектов Федерации Байкальского региона.
- Безусловно, и мне, и Баиру Баясхалановичу Жамсуеву, и нашим коллегам-сенаторам, представляющим в Совете Федерации Иркутскую область и Республику Бурятия, надо ещё немало потрудиться, чтобы многие вопросы, особенно финансовые, были решены. Следует отметить, что Совет Федерации в настоящее время активно занимается совершенствованием государственной региональной политики. Валентина Ивановна Матвиенко особо подчёркивает важность этой работы для нашей палаты регионов.
С участием экспертного сообщества подготовлен аналитический доклад об основных направлениях государственной региональной политики. Он был представлен на заседании Совета безопасности. В документе подчеркнуто, что основной проблемой становится углубление диспропорций в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Это особенно опасно на фоне неослабевающего внешнеполитического давления на Россию, попыток дестабилизации обстановки в стратегически важных субъектах Федерации.
В связи с этим устранение межрегиональных диспропорций и повышение темпов развития региональных экономик приобрели стратегическое значение. Именно на это нацелены утверждённые Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в 2017 году Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Включение Забайкальского края в Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, – пока только вектор начала серьёзной и большой работы правительства и Законодательного Собрания края, сенаторов и депутатов Государственной Думы, представляющих регион в Федеральном Собрании. Концепция – фактически своеобразный протокол о намерениях, «дорожная карта» для решения наших проблем в приграничных районах края.
Чтобы решить эти проблемы в ближайшей перспективе, положения Концепции взяты за основу для соответствующих мероприятий Плана социально-экономического развития Забайкальского края. Он должен быть представлен Президенту Российской Федерации уже в этом месяце, до 1 мая 2017 года.
Подготовил Сергей ЗАБЕЛИН.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `14
- `15
- `16
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"