Депутат без галстука 12 января

Дмитрий Тюрюханов: Когда совсем садятся батарейки, еду в Нерчинск

Дмитрий Тюрюханов: Когда совсем садятся батарейки, еду в Нерчинск

Накануне обсуждения главного финансового закона края на 2021 год, несмотря на плотный график работы, первый вице-спикер краевого парламента Дмитрий Тюрюханов принял приглашение журналистов "Забраба", став гостем редакции.

С первым заместителем председателя Законодательного Собрания Забайкальского края Дмитрием Тюрюхановым мы встретились в самую горячую пору – в разгар парламентской недели, за два дня до пленарного заседания, на котором должно было состояться рассмотрение регионального бюджета на 2021 год. Занятость у депутатов в эти дни просто запредельная, но надо отдать должное Дмитрию Николаевичу, на встречу он пришел и в течение часа обстоятельно отвечал на вопросы.

Читатели газеты находятся в выигрышном положении по сравнению с журналистами и к тому моменту, когда вы будете читать это интервью Тюрюханова, уже будет известна судьба бюджета 2021 года – приняли его или отправили на доработку. В момент же встречи с Дмитрием Николаевичем ни журналисты, ни сам вице-спикер краевого парламента ничего этого не знали и поэтому вполне естественно, что первые вопросы были посвящен бюджету 2021 года.

- Дмитрий Николаевич, уж сколько раз приходилось становиться свидетелем того как принимается бюджет края, как ломаются копья в ходе его обсуждения, но этот год, и без того особенный, изменил даже традиционную схему рассмотрения бюджета – Законодательному Собранию отведено чуть больше недели на то, чтобы принять его сразу в трех чтениях?

- Я тоже такое вижу впервые, хотя мне приходится принимать уже восьмой бюджет. Даже более старшие депутаты и те такого не припоминают, - говорит Тюрюханов. – Внесение бюджета на обсуждение должно было состояться до 1 ноября, хотя эту норму мы принимали всего на один год – пошли навстречу Наталье Николаевне Ждановой. Обычно все происходило до 15 октября. В наступающем году, я думаю, мы внесем именно эту дату как крайний срок для внесения проекта бюджета региона.

- И когда же вы, в конце концов, получили проект главного финансового закона края?

- Ждали до 4 декабря. Это пятница. Сокращенный рабочий день до 16:45,  – за счет того, что всю неделю начинаем работу в 8:45. Принесли нам  бюджет в 16:35. Более чем на месяц просрочка. А представляете, какой огромный объем работы надо проделать той же Контрольно-счетной палате? Надо отдать им должное они работали без выходных, но все равно выдали  заключение только в субботу 18 декабря.

 

От редакцииПредседатель КСП края Светлана  Доробалюк отметила ряд положительных моментов бюджета, но назвала бюджет -2021 «бюджетом выживания», поскольку далеко не все расходные обязательства, даже приоритетные, будут профинансированы в полной мере. Проблему несбалансированности бюджета глава КСП оценила как очень острую.

-  92% от бюджета на будущий год — это расходы на первоочередные потребности, тогда как по России этот показатель составляет 75%, —констатировала глава КСП. При этом запланированные по расходам 85 млрд. рублей покроют существующие потребности лишь на 88 %.

 

- С чем была связана задержка?

- Честно говоря, не знаю зачем было нужно вгонять всех в такие сжатые сроки. Бюджет города приняли, а бюджет края нет. Даже бюджет страны уже успели принять. Может быть, губернатор намеренно это делает, чтобы мы не разглядели там какие-то сакральные статьи, которые стоило бы депутатам посмотреть? – задается вопросом Тюрюханов и продолжает. – Надо понимать, что между первым и вторым время обсуждения серьезно сокращено и субъекты права не успеют подать свои предложения, мы были вынуждены их ограничить в этом. Большой пласт проблем это принесло.

Вновь приходится констатировать тот факт, что у нас в очередной раз будет «бюджет выживания». В этом я полностью согласен с главой КСП Светланой Доробалюк. «Бюджетами выживания» были у нас в 18-м, и в 19-м, и в этом году.  Я с большой завистью слушаю коллег из других дальневосточных регионов, которые говорят, что у них есть базовая часть бюджета, которая покрывает все насущные нужды региона, и есть та часть, что идет на развитие, на новые проекты.

 

От редакцииПрокуратура Забайкальского края после изучения документа предложила откорректировать законопроект, в том числе устранить противоречия законодательству. Главные претензии прокуратуры касаются социального блока. Сумма, предусмотренная на здравоохранение в 1,5 раза ниже потребности. На социально-значимые заболевания в краевой казне заложено лишь 17% от потребности, а на орфанные (редкие) заболевания – 62%.

В бюджете 2021 года кратно увеличатся расходы на приобретение жилья для детей-сирот: практически 800 млн. рублей предусмотрено на эти цели (в 2020 году – 320 млн. рублей). Потребность составляет 7 млрд. рублей. Обратила внимание прокуратура и на несоблюдение статьи Бюджетного кодекса: госпрограммами предусматривается одна сумма, а в бюджете заложена другая.

 

- Что мешает Забайкальскому краю получить бюджет развития? Начинают работать ТОРы, заходят новые инвесторы, но отдачи пока нет?

- То, что заходят инвесторы это хорошо, но стоит учитывать, что в первые годы им предоставляются налоговые льготы. Потребуется какое-то время, когда все это заработает, тогда и доходная часть бюджета вырастет. Но тут стоит учитывать тот положительный факт, что крупный бизнес всегда притягивает к себе средний и мелкий. Думаю, здесь рост поступлений мы ощутим уже очень скоро.

 Во время интервью бурная парламентская неделя постоянно о себе напоминала: менее чем за час Дмитрию Николаевичу пришлось пропустить более 20 звонков и еще на какое-то количество ответить. Все связаны с предстоящим пленарным заседанием. Теперь попробуйте умножить это количество телефонных звонков на число рабочих часов и получите примерную картину того как проходит день заместителя председателя краевого Заксобрания в дни бюджетных слушаний .

- Дмитрий Николаевич, вы были депутатом Заксобрания первого созыва? Сейчас работаете в 3-ем созыве. Сравните работу того и этого парламента?

- Тогда я был самым молодым депутатом из всего состава. Также как и в этот раз был избран по партийным спискам ЛДПР, - вспоминает Тюрюханов. - В первом созыве,  что было интересно? Только-только произошло слияние Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Образовался Забайкальский край. Нужно было формировать всю законотворческую и нормотворческую базу нового субъекта. Практически весь созыв занимались тем, что переписывали законы. Новую базу нарабатывали с нуля.

Отмечу, что являюсь одним из разработчиков Устава Забайкальского края. Большую часть времени в первом созыве работал в комитете по государственной политике. Мне было это интересно. Это было мое. По итогам работы первого созыва оказалось, что по количеству внесенных и принятых законопроектов среди депутатов, работающих не на постоянной основе, я оказался первым. Ну, а в третьем созыве на установочной сессии коллеги доверили мне пост первого заместителя председателя Законодательного Собрания.

- Как изменился краевой парламент?

- В третьем созыве половина депутатов – люди новые, которые впервые пришли и, наверное, это хорошо. Если сравнивать напряженность работы, то сейчас она не такая напряженная, как в первом созыве. Вот в будущем году нам предстоит большой объем работы в связи с принятыми изменениями в Конституцию страны. Сейчас вносятся изменения в федеральное законодательство. Затем мы свое региональное должны будем привести в соответствие. После этого уже муниципалитеты должны будут сделать тоже самое. По оценкам Совета законодателей России, изменению подлежат около 1 500 нормативно-правовых актов. В течение следующего года будем планомерно менять наше региональное законодательство и приводить его в соответствие с принятыми изменениями в Конституцию.

- Какими правилами должен руководствоваться депутат при разработке и принятии закона?

- Главное и единственное правило - законы не должны ухудшать жизнь забайкальцев. Бывают такие законы, что ухудшают жизнь. Иногда  исполнительная власть вносит их, мы отшибаем, ругаемся с ними, спорим, но не пропускаем.

- Дмитрий Николаевич, сегодня уже можно подвести некоторые итоги этого непростого года. Каким он выдался для Заксобрания, для ЛДПР, лично для вас?

- Да, год был действительно непростой. В условиях пандемии нам необходимо было принимать меры, чтобы работа Заксобрания не останавливалась. Принимая во внимание рекомендации Росздравнадзора о том, что болезни подвержены люди в возрасте, а в любом парламенте много возрастных депутатов, пришлось внести изменения в регламент, чтобы такие депутаты могли принимать участие в работе комитетов посредством видеоконференцсвязи в режиме он-лайн.

И самое неприятное изменение в работе Законодательного Собрания - это отсутствие встреч с людьми. Приоритетом нашей работы было именно общение с избирателями. Мы именно с этого и начали свою работу, проводили много выездных заседаний, проводили семинары, встречи, но коронавирусная инфекция все это сломала. Приходится работать в он-лайн в формате, но живое общение такой формат не заменит.

- Вы принимаете активное участие в работе Межпарламентской ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья? Что удалось сделать за этот год?

- Для начала, наверное, поясню, что представляет собой этот орган. В его состав входят руководители представительных органов субъектов. Забайкалье и раньше участвовало в деятельности этой ассоциации, но сейчас мы состоим в ней как полноправные участники.

Совместно мы обсуждаем, работаем над самыми актуальными проблемами. Затем обращаемся в Правительство РФ. И эффект гораздо выше. Одно дело, когда в Правительство обращается один субъект и совершенно другое, когда ту же проблему поднимают 11 регионов.

В этом году ассоциация подготовила серьезное обращение по ценам на ГСМ. Независимый топливный союз сподвиг нас на это. Во-первых, предложили снизить НДС на 10 %. Вторая мера – субсидирование железнодорожных перевозок. На все ДФО всего два нефтеперерабатывающих завода и Забайкальский край расположен на приличном расстоянии от них и ж/д тариф ложится на стоимость топлива. Мы предложили его субсидировать. Цель – цена на топливо в регионе, где есть НПЗ, не должна отличаться от цены в регионе, где такого предприятия нет. Мы обращение разработали, коллеги по ассоциации его поддержали и очень надеюсь, что это все сработает.

- Удается ли бывать в родном Нерчинске? И что получается делать для родного города?

- Ну, а как же, бываю, конечно. Мама у меня там живет. Там я сил набираюсь. Родные березки. Чистая Нерча. Когда у меня совсем батарейка садится, я туда еду. Когда приезжаю в Нерчинск, ко мне часто обращаются. Да, конечно, стараюсь помогать, но выделять как-то свой родной город я не могу. Избран-то я по общему краевому списку и зона моей ответственности гораздо шире. Если я буду лоббировать интересы только Нерчинска, то остальные меня не поймут. Это будет не справедливо. Зона моей ответственности – это весь Забайкальский край.

- В 2021 году грядут выборы в Госдуму. Выборы в предыдущий состав Госдумы и затем выборы в Законодательное собрание ЛДПР провела образцово-показательно. На какой результат рассчитываете в будущем году?

- Провести избирательную кампанию также образцово-показательно и, как минимум, удержать тот результат, который сейчас имеем – провести в Госдуму не меньше двух своих кандидатов.

- Ваши пожелания читателям, избирателям?

Забайкальский рабочий – это старейшая газета Забайкальского края. И очень хорошо, что она сохранена, коллектив сохранен. Несмотря на засилие электронных СМИ продолжает свою работу. Что очень важно для людей старшего поколения, которые любят руками ощущать печатное слово.

Пусть все плохое останется в прошлом году, а в новый чтобы все забайкальцы взяли только хорошее, только светлое. Пожелать же хочется всем счастья, семейного тепла, благополучия, достатка, здоровья, всего того в чем каждый нуждается. Чтобы все было хорошо. И пусть хлопоты будут только приятными.

Беседовал Олег ТОПОЛЕВ

 

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37