Материалы СМИ 09 августа

Д.Тюрюханов: Стараемся больше работать

Д.Тюрюханов: Стараемся больше работать "в полях", общаться с людьми

Первый вице-спикер Законодательного Собрания края Дмитрий Тюрюханов рассказал о некоторых итогах и особенностях первого парламентского сезона депутатов нового созыва. Его интервью опубликовано в газете "Экстра Медиа".

- Позади первый год работы третьего созыва краевого парламента. Давайте подведем итоги - каким он был  для депутатов и для вас лично, как первого заместителя руководителя. С чего все начиналось?

- Началось все с того, что 8 сентября 2018 года прошли выборы депутатов в Законодательное Собрание Забайкальского края. На тот момент политическая ситуация в регионе сильно отличалась от обстановки, которая была накануне выборов предыдущих созывов краевого парламента.  Ни у одной из партий не было большинства, а это предполагало, что все будет интересней. На первом установочном заседании, которое прошло 28 сентября, были выбраны руководители Законодательного Собрания, комитетов, сформирован персональный и количественный состав комитетов и комиссий. То есть было сделано все, чтобы Законодательное Собрание приступило в кратчайшие сроки к выполнению своих функций.  Напоминаю, что мы избраны на пятилетний временной отрезок - до 2023 года, когда пройдут выборы 4-го созыва краевого парламента.

Прошедший год был очень насыщенным, произошел целый ряд интересных событий. Во-первых, по причине того, что состав Собрания обновился на две трети, и большая часть депутатов была избрана впервые. А надо отметить, что на депутатов у нас нигде не учат, поэтому надо самому быть готовым к получению новых знаний, чтобы как можно скорее влиться в законотворческую деятельность. У нас были некоторые шероховатости, пока притирались и настраивали работу комитетов. Можно уже доложить, что нам это удалось, при этом не упуская из виду свои основные функции - законотворческие. Помимо этого, у нас произошли очень серьезные перемены: сменилось высшее должностное лицо региона, а сам Забайкальский край, наряду с Республикой Бурятия, вошел в состав Дальневосточного федерального округа. Округ увеличился количественно - на два новых субъекта, а это более 2,5 миллионов человек. При этом мы никуда не переехали, как были географически югом Восточной Сибири, так и остались. Только исключительно по административно-территориальному признаку были присоединены к Дальневосточному федеральному округу. Надо отметить, что в составе ДФО субъекты пользуются особыми преференциями и механизмами, которые сейчас нам предстоит активно внедрять, в том числе и на законодательном уровне. Одним из таких механизмов, очень интересных, является программа "Дальневосточный гектар".

- Дмитрий Николаевич, вы сказали, что состав Законодательного Собрания обновился более чем наполовину, при этом для многих народных избранников это первый опыт  законотворческой деятельности.  Также вы отметили, что на депутатов нигде не учат - каждому приходится учиться самостоятельно. Но насколько я знаю, в этом направлении тоже произошли изменения. Вы выезжаете в районы, где обучаете депутатов районных советов. Кто выступает в качестве наставников -  опытные депутаты или специально приглашенные специалисты - политологи, социологи, экономисты?

- Депутаты у нас проходят двухуровневую систему обучения. Инициатором первых семинаров был я, так как в мои обязанности, как первого заместителя председателя Собрания, входит организация работы профильных комитетов и взаимодействие с депутатами. Один из первых семинаров был посвящен общению с представителями средств массовой информации, который проводили забайкальские журналисты.  И это не случайно, ведь депутат - это публичное лицо. Ранее мы неоднократно сталкивались с тем, что журналистам очень тяжело было вывести народных избранников на разговор, потому что у них не было опыта такого общения. Но депутат не должен быть закрытым, поскольку избиратели имеют право знать о его работе, о том, насколько активно он отстаивает их интересы. Поэтому одним из важнейших качеств депутата, помимо таких как ум, образованность, подкованность во всех вопросах, умение обучаться, это, конечно же, и способность излагать свои мысли и не бояться средств массовой информации. Особенно это касается телевидения. И вот в рамках первых семинаров их этому учили. Сейчас по прошествии года я могу с удовлетворением сказать, что депутаты не бегают от камер, и где бы их не остановили журналисты, охотно высказывают свою позицию. В первую очередь это,  конечно, зависит от того, насколько человек находится в теме.  Я всегда советую "погружаться" в суть закона. Когда депутат знает все нюансы документа, знает, как он разрабатывался, то он сможет ответить на любой вопрос. Его, что называется, врасплох не застанешь.

Следующий цикл семинаров у нас касался непосредственной деятельности депутата - что он может в рамках своего положения, каковы его полномочия, как он может инициировать тот или иной законопроект, какие стадии разработки любая законотворческая инициатива должна пройти, прежде чем стать законом, способным регулировать жизнь забайкальцев. После обучения у депутатов теперь есть четкое представление по всем этим вопросам. Еще один момент, который мы не могли обойти стороной во время обучающих семинаров, - это предоставление деклараций о доходах и расходах. К сожалению, они в последнее время стали камнем преткновения для многих депутатов не только в нашем регионе, но и по всей стране. Некоторые депутаты наплевательски относились к обязанности подачи деклараций, указывали не все имущество, причем не потому, что хотели скрыть что-то, а в силу небрежного отношения к заполнению документов.

- Дмитрий Николаевич, если уж мы заговорили о декларациях, на ваш взгляд, должны ли депутаты, работающие на непостоянной основе, отчитываться о своих доходах и расходах - они же ведь не чиновники?

-    Я считаю, что административное давление в этом вопросе излишнее. Но это касается депутатов районных Советов, депутатов, работающих на непостоянной основе. Но если человека избрали, он работает на постоянной профессиональной основе, а его зарплата как депутата является основным источником дохода, то в этом случае он должен отчитываться о своих доходах.  Сегодня предусмотрены некоторые послабления  для депутатов сельских советов и районных поселений - они вступят в силу с 1 января 2020 года. То есть данной категории народных избранников надо будет предоставлять декларации только в том случае, если они совершили покупку на сумму, превышающую их суммарный доход за три года. На мой взгляд, эти нормы должны распространяться и на  депутатов Законодательного Собрания.

- Как-то в разговоре вы сказали, что настольной книгой для вас является регламент работы Законодательного Собрания.

- Да, действительно, я его называю иногда нашей настольной библией. Он лежит у каждого депутата на столе, и в случае возникновения каких-то спорных моментов, недопонимания мы всегда обращаемся к этому документу.

- В связи с этим хочу задать вопрос - какой из комитетов парламента работал наиболее активно, показал наибольший эффект деятельности?

- Выделить один из комитетов очень сложно. И я считаю, что это очень хорошо. Объясню почему. В Законодательном собрании наработана большая практика в части создания комитетов, организации их работы. Есть регламент, определяющий их функции. В его рамках мы сформулировали их так, чтобы комитеты были загружены равномерно, без перекосов. И нельзя сказать, что один комитет работает больше другого или выполняет какую-то номинальную функцию. И это правильно, это делает парламент более работоспособным.  Кстати, этим нынешнее Собрание отличается от парламента первого созыва, где я работал депутатом на непостоянной основе. Сейчас все комитеты работают в равных условиях и при равной загруженности.

- Насколько важно, чтобы каждое решение, принятое депутатами, было взвешенным, обоснованным?

-   Трудно недооценить значимость каждого принятого решения. И оно даже более важно, чем представляют это себе некоторые депутаты. Ведь от любого из них зависит жизнь и благополучие забайкальцев. Во многом от нас зависит, насколько жителям региона будет комфортно, удобно и спокойно жить в Забайкалье, будут ли увеличиваться доходы людей и улучшаться благосостояние. К сожалению, в своей работе  мы ограничены не только рамками ситуации в стране, которая складывается на сегодняшний день, но и  спецификой нашего региона. Мы со своей стороны прилагаем все усилия, опыт и знания для принятия взвешенных решений. Мы просчитываем, как отразится то или иное решение на обстановке в регионе, насколько эффективно оно будет работать. Все это называется "оценкой регулирующего воздействия".

- В комитете по экономической политике и предпринимательству возникла конфликтная ситуация, часть депутатов бойкотировала заседания и требовала сменить руководство комитета. В чем причина конфликта и удалось ли его разрешить?

-  Действительно, часть депутатов высказывала претензии о том, что комитет по экономической политике не справляется с возложенными на него функциями. Однако по факту эти депутаты, принадлежащие к одной фракции, просто хотели во главе комитета поставить своего человека, при этом не совсем парламентским способом. Они не приходили на заседания комитета или уходили с них, когда им это было нужно, также, пользуясь большинством, срывали их. Такая ситуация была у нас. Мы приняли все меры, чтобы ее урегулировать, ведь через данный комитет проходят очень важные законопроекты, рассмотрение которых нельзя откладывать. Например, мы должны были рассмотреть на данном комитете вопрос о выделении земли забайкальцам, чье жилье и имущество весной этого года было уничтожено в результате пожаров. Чтобы люди могли в короткие строки начать строить новые дома, законопроектом предлагалось выделять земельные участки без проведения аукционов.  Необходимо было принять этот документ очень оперативно, чтобы люди в зиму вошли, имея крышу над головой. И возникший конфликт мог помешать решению данного вопроса. Для нас, для руководства парламента, очень важно, чтобы права граждан, и так пострадавших в результате стихии и потерявших все нажитое имущество, не были нарушены, чтобы они получили гарантированную помощь от государства. В связи с этим мы приняли решение передать рассмотрение данного законопроекта другому комитету - по аграрной политике, члены которого оказались более ответственными в этот сложный момент. Депутаты оперативно провели заседание, и в течение буквально двух часов законопроект с учетом поправок был одобрен. То есть забайкальцы никак не пострадали. Однако оставить конфликт без внимания мы не могли. Один из депутатов комитета по экономической политике принял решение перейти в комитет по аграрной политике, в котором освободилось место. На него претендовали два человека - Бахтиозин и Виноградский, в результате чего Виноградский перешел в другой комитет. Это стало переломным моментом в возникшем конфликте.  Больше срывов в работе не было и не будет, остальные депутаты оказались более благоразумными, пропусков заседаний не допускают.

- Вы были депутатом первого созыва, сейчас работаете первым заместителем председателя Собрания. Работа, безусловно, стала сложнее. В чем вы видите свою роль как руководителя?

- Да, я был депутатом с 2008 по 2013 год, работающим на непостоянной, как еще говорят,  на не освобожденной основе. Принимал участие только в заседаниях комитетов, комиссий или каких-то мероприятиях либо по поручению председателя комитета, в котором состоял, либо по поручению председателя Законодательного Собрания. Основное место работы у меня было на производстве. Можно сказать, что депутатской работой я занимался от случая к случаю. Но тем не менее, я все равно постоянно держал в голове, что я депутат, подмечал какие-то несовершенства в работе парламента, думал, как можно их исправить. Сейчас же в Законодательном Собрании 3-го созыва я работаю на постоянной профессиональной основе. Кроме организации работы комитетов, в мои обязанности входит оказание помощи депутатам при осуществлении их деятельности, а также в отсутствие спикера собрания во время командировок или на время отпуска исполняю его обязанности. Естественно, работы стало кратно больше, это занимает все мое время, включая иногда и выходные, порой приходится жертвовать отпуском. Я погружен полностью в работу Законодательного собрания.

- Будучи депутатом, вы много выезжали в районы в составе так называемых "депутатских десантов". Сейчас это больше кабинетная работа или удается бывать в командировках?

- В начале работы сегодняшнего созыва Заксобрания мы договорились, что будем больше внимания уделять районам Забайкалья. Следуя этим договоренностям, мы стараемся чаще выезжать к избирателям. Либо проводим выездные заседания комитетов парламента, либо выездные Советы Законодательного собрания.  Стараемся больше работать, скажем так, в полях, общаться с людьми. Так и должно быть. Я помню, когда первый раз стал депутатом, работа строилась немного по-другому: приходили запросы, мы их изучали, анализировали, принимали решения. Но это было однобоко. Сейчас мы выезжаем на места, смотрим на ситуацию с разных позиций, обсуждаем проблему и уже тогда принимаем решение с учетом того, как оно отразится на разных категориях граждан.

- Дмитрий Николаевич, основная деятельность Собрания - формирование эффективной  законодательной базы региона. Какие наиболее важные законопроекты были рассмотрены в течение прошедшего года?

- За неполный год было рассмотрено более трехсот законопроектов, каждый из которых прошел через профильные комитеты и пленарные заседания. Безусловно, самым важным для любого созыва краевого парламента является закон о бюджете региона, который принимается  раз в год. Например, бюджет Забайкальского края на 2019 год принимался очень напряженно. Публичные слушания по данному законопроекту тоже проходили сложно, эмоционально. Процедура принятия проекта бюджета, в отличие от других законопроектов, предусматривает три чтения. И это не случайно, ведь деньги - это кровь нашей экономики, кровь региона.  От того, насколько грамотно они будут распределены по статьям, зависит будущее всего края, функционирование всех отраслей.  

Также важно отметить законопроекты, связанные с вхождением Забайкалья в состав ДФО. Самые последние, принятые на внеочередной сессии, касались "дальневосточного гектара". Вслед за федеральным законом, который распространил эту государственную программу на Забайкалье и Бурятию, мы узаконили на территории края зоны, которые должны остаться неприкосновенными, а также определили ценовой максимум на проведение кадастровых работ при оформлении земельных участков. Без этих законодательных решений госпрограмма стартовать не могла.

Беседовала Мила КРАСИНА

A PHP Error was encountered

Severity: Notice

Message: Undefined variable: news_audio

Filename: views/news.php

Line Number: 37