Новое в документах

Скачать "Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края за 2014 год"

ОТЧЕТ*

о деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края

в 2014 году

30 марта 2015 года                                                                      г. Чита

 

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края (далее - Отчет) представлен в Законодательное Собрание Забайкальского края в соответствии с требованием статьи 28 Закона Забайкальского края от 2 ноября 2011 года №579-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края».

Отчет содержит обобщенную информацию об основных направлениях деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в отчетном 2014 году и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления внешнего государственного финансового контроля, а также о планируемых направлениях деятельности на 2015 год.

 

  1. Основные направления деятельности в 2014 году

Деятельность Контрольно-счетной палаты Забайкальского края (далее –Контрольно-счетная палата, КСП) осуществлялась в соответствии с полномочиями, определёнными Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом «Об общих принципах деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Забайкальского края «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края» и Законом Забайкальского края «О бюджетном процессе в Забайкальском крае».

В отчетном году работа проводилась на основании утвержденного Плана контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках предварительного и последующего контроля.

В ходе предварительного контроля осуществлялась экспертиза проектов краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, финансово-экономическая экспертиза иных нормативных правовых актов Забайкальского края в части, касающейся формирования доходов и расходных обязательств бюджета края.

Последующий контроль включал в себя проведение внешней проверки отчета об исполнении бюджета Забайкальского края за 2013 год на основе результатов внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год, а также контрольные мероприятия.

Особо необходимо отметить реализацию в отчетном году нового полномочия контрольно-счетных органов, предусмотренного законодательством, регулирующим сферу внешнего государственного (муниципального) контроля - экспертизу проектов государственных программ Забайкальского края и вносимых в них изменений и подготовку соответствующих заключений. Результаты показали наличие существенных недостатков, наиболее типичные (характерные для значительного количества разработанных государственных программ) из них касаются вопросов целеполагания, постановки корректных задач, разработки качественных целевых индикаторов (показателей), действенной системы управления рисками. По итогам проведенной работы была подготовлена и направлена Губернатору Забайкальского края соответствующая аналитическая записка с выводами и предложениями.

В отчетном году проведено 4 аудита, а именно 2 аудита эффективности использования бюджетных средств и 2 аудита в сфере закупок. В рамках указанных мероприятий не только проанализирована степень достижения запланированных результатов при определенном объеме финансовых ресурсов, но и даны рекомендации по устранению системных причин, мешающих их полному достижению.

Специалистами КСП проведено 10 проверок законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования средств бюджета края, направленных в виде бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Выявлен ряд системных проблем в данной сфере, например, значительные изменения параметров инвестиционных проектов без должных обоснований, что влечет за собой увеличение сроков и стоимости строительства, а значит и снижает эффективность бюджетных инвестиций.

В отчетном году Контрольно-счетная палата активно реализовывала новые полномочия, предусмотренные законодательством, по анализу, оценке информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности расходов на закупку товаров, работ и услуг по планируемым к заключению, заключенным и исполненным государственным контрактам в 2014 году. Аудит в сфере закупок показал существенные недоработки в сфере планирования и организации закупок, в том числе при составлении планов-графиков закупок, необоснованное применение способов закупки, завышение начальной (максимальной) цены контракта, недостаточную проработку содержательной стороны заключенных контрактов, не проведение претензионной работы с поставщиками и т.д.

В ходе проведения всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий особое внимание уделялось вопросам управления государственными финансами, в том числе повышению финансовой дисциплины главных распорядителей бюджетных средств, что является одним из важнейших факторов снижения издержек и неэффективных трат бюджетных средств.

С учетом внесенных в БК РФ изменений в части установления бюджетных полномочий главных администраторов бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, сотрудниками Контрольно-счетной палаты проанализировано исполнение соответствующего Порядка, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июня 2014 года № 371. По полученной информации, система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита организована и функционирует у 37 главных распорядителей бюджетных средств: 28 ГРБС осуществляют внутренний финансовый контроль методом самоконтроля, 19 ГРБС – методом контроля по уровню подчиненности, 14 ГРБС – методом контроля по подведомственности. Однако планы внутреннего финансового контроля на 2014 год утверждены только у 7 ГРБС, на 2015 год – у 10 ГРБС. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля, содержащие информацию о результатах контроля методами самоконтроля и по уровню подчиненности, имеют только 14 ГРБС. В 2014 году плановые проверки в рамках мероприятий по внутреннему финансовому контролю проведены 9 ГРБС, внеплановые проверки – 8 ГРБС, проверки в рамках мероприятий по внутреннему финансовому аудиту - 5 ГРБС. Подробно результаты организации и функционирования системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями бюджетных средств будут отражены в заключении Контрольно-счетной палаты по результатам проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2014 год.

В 2014 году с целью устранения рисков неэффективных бюджетных расходов в рамках заключенного соглашения продолжилось активное взаимодействие с Прокуратурой Забайкальского края, осуществлялся обмен информацией, в том числе конкретными материалами по результатам проведенных контрольных мероприятий.

В целях формирования единой системы внешнего контроля всех уровней бюджетов бюджетной системы края, повышения роли муниципального контроля в рамках созданного в конце 2013 года Совета контрольно-счетных органов Забайкальского края продолжалась работа по координации деятельности муниципальных КСО, оказанию им методической и практической помощи.

Одновременно, реализовывались мероприятия по совершенствованию методологических основ деятельности самой Контрольно-счетной палаты, повышению квалификации ее сотрудников, что позволило существенно улучшить качество проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В целом, все мероприятия, предусмотренные Планом деятельности на 2014 год, исполнены. Подробная информация о результатах по каждому мероприятию направлялась в Законодательное Собрание Забайкальского края, а также в иные государственные структуры в случае необходимости.   

Далее в отчете более подробно представлены результаты по всем направлениям деятельности Контрольно-счетной палаты в 2014 году с указанием количественных показателей, характеризующих эту деятельность.

 

 

 

  1. Основные показатели деятельности в 2014 году

В ходе выполнения Плана в отчетном периоде сотрудниками КСП проведено 282 мероприятия, из них 92 контрольных мероприятия, 2 аудита эффективности использования бюджетных средств, 2 аудита в сфере закупок и 186 экспертно-аналитических мероприятий.

Из общего количества указанных мероприятий по поручению Законодательного Собрания края проведено 6 контрольных мероприятий и подготовлено 3 аналитических записки, по поручению Счетной палаты Российской Федерации – 2 контрольных мероприятия, по поручению Прокуратуры Забайкальского края – 4 контрольных мероприятия. Совместно с муниципальными контрольно-счетными органами проведено 4 контрольных мероприятия. 

В ходе проведения контрольных мероприятий по различным направлениям деятельности проверками охвачено 70 объектов, в том числе краевые органы исполнительной власти, территориальный фонд ОМС, органы местного самоуправления, краевые и муниципальные учреждения и организации – получатели бюджетных средств, проанализировано около 300 закупок для краевых и муниципальных нужд.

Общий объем проверенных в отчетном году средств составил 103 120 836,0 тыс. рублей, в том числе:

- средств федерального бюджета – 2 269 322,7 тыс. рублей, или 2,2% от общего объема проверенных средств;

- средств бюджета края – 84 642 307,6 тыс. рублей, или 82,1%;

- средств муниципальных бюджетов – 1 221 283,9 тыс. рублей, или 1,2%;

- средств бюджета ТФОМС – 14 900 100,0 тыс. рублей, или 14,4 %;

- прочих средств (оказание платных услуг) – 87 821,8 тыс. рублей, или 0,1%.

В результате проведенных в 2014 году контрольных мероприятий объем выявленных финансовых нарушений составил 769 886,5 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета – 312 688,6 тыс. рублей, или 40,6% от общего объема выявленных нарушений, средств бюджета края – 379 968,6 тыс. рублей, или 49,4%, средств муниципальных бюджетов – 72 513,9 тыс. рублей, или 9,4%, прочих средств – 4 715,4 тыс. рублей, или 0,6%.

Структура выявленных в отчетном году финансовых нарушений выглядит следующим образом:

- нецелевое использование средств бюджета края – 18 915,0 тыс. рублей, или 2,5% от общей суммы выявленных нарушений;

- неэффективное использование средств – 202 202,7 тыс. рублей, или 26,3%, в том числе в использовании средств федерального бюджета – 44 233,1 тыс. рублей, средств краевого бюджета – 155 277,9 тыс. рублей, средств муниципального бюджета – 255,0 тыс. рублей, прочих средств – 2 436,7 тыс. рублей;

- неправомерное расходование средств – 77 708,4 тыс. рублей, или 10,1%, в том числе средств федерального бюджета – 2 111,6 тыс. рублей, средств краевого бюджета – 75 596,8 тыс. рублей;

- нарушения в использовании средств бюджета края при осуществлении государственных закупок – 4 597,2 тыс. рублей, или 0,6%;

- нарушения при ведении бухгалтерского учета, отчетности – 145 882,9 тыс. рублей, или 19,0 %, в том числе по средствам федерального бюджета – 23,7 тыс. рублей, средствам краевого бюджета – 81 574,6 тыс. рублей, муниципального бюджета – 64 284,2 тыс. рублей, прочих средств – 0,4 тыс. рублей;

- другие финансовые нарушения – 320 580,3 тыс. рублей, или 41,6%, в том числе при использовании средств федерального бюджета – 266 320,2 тыс. рублей, средств бюджета края – 44 007,0 тыс. рублей, средств муниципальных бюджетов – 7 974,7 тыс. рублей, прочих средств – 2 278,4 тыс. рублей.

Нарушения устранялись как в ходе проведения контрольных мероприятий, так и при исполнении представлений КСП, и касались, в большей степени, устранения недостатков в нормативных правовых и локальных актах, направленных на оптимизацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, и предупреждения аналогичных нарушений в дальнейшем.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в органы государственной власти, органы местного самоуправления Забайкальского края, руководителям проверенных учреждений и организаций для устранения выявленных нарушений и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, направлено:

- 46 представлений КСП, на 42 получены ответы о принятых мерах;

- 32 информационных письма с соответствующими предложениями и рекомендациями;

-  45 материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы;

- 27 отчетов о результатах проведенных контрольных мероприятий в Законодательное Собрание и 25 – Губернатору Забайкальского края.

По результатам проведенных специалистами КСП контрольных мероприятий:

- составлено 19 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых к административной ответственности привлечено 10 человек и 2 юридических лица, назначен административный штраф в общей сумме 432,0 тыс. рублей;

- привлечено к дисциплинарной ответственности 11 должностных лиц (по представленной информации).

Сравнительный анализ итогов деятельности КСП показывает, что в 2014 году количество проведенных контрольных мероприятий увеличилось на 8,2%. Учитывая, что главными распорядителями бюджетных средств принимаются меры реагирования на результаты проверок, проводимых Контрольно-счетной палатой, сумма выявленных в 2014 году финансовых нарушений снизилась на 21,5%. В то же время в разрезе нарушений следует отметить, что в 2014 году существенно вырос объем средств, использованных не по целевому назначению – с 11,1 тыс. рублей в 2013 году до 18,9 млн. рублей, значительно увеличилась сумма выявленных нарушений при ведении бухгалтерского учета и отчетности – в 3 раза, неправомерного использования средств – на 23,3%.  По сравнению с 2013 годом на 32,9% снизился объем выявленных нарушений при осуществлении государственных закупок.

Сводная информация о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2014 году в сопоставлении с аналогичными результатами 2013 года представлена в приложении №1 к настоящему отчету.

 

  1. Экспертно-аналитическая деятельность

 В 2014 году экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась в соответствии со ст. 12 и 13 Закона Забайкальского края «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края». Всего проведено 186 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе подготовлено 71 заключение по результатам внешней проверки ГАБС, 14 аналитических записок, 101 заключение по результатам экспертизы проектов законов Забайкальского края, других нормативных правовых актов Законодательного Собрания и Правительства Забайкальского края. Особое внимание специалистов КСП было уделено экспертизе проектов государственных программ Забайкальского края и внесения изменений в них, по результатам которой разработчикам было направлено 38 заключений с предложениями и рекомендациями.

По результатам проведенных по различным направлениям экспертиз Контрольно-счетной палатой подготовлено 68 заключений с замечаниями и предложениями. Законодательным Собранием и Правительством Забайкальского края по 34 направленным заключениям полностью или частично замечания и предложения учтены.

Информация о результатах экспертной деятельности Контрольно-счетной палаты в 2014 году приведена в приложении №2 к настоящему отчету.

 

  1. Контроль за формированием и исполнением бюджета Забайкальского края, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края

 

В рамках контроля за формированием и исполнением бюджета Забайкальского края и бюджета ТФОМС в отчетном периоде проводилась экспертиза годового отчета об исполнении бюджета Забайкальского края и бюджета ТФОМС, а также законопроектов об исполнении бюджета края и бюджета ТФОМС за 2013 год; о внесении изменений в законы о бюджете Забайкальского края и о бюджете ТФОМС на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов; о бюджете Забайкальского края и о бюджете ТФОМС на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

В ходе внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год подготовлено 34 заключения в отношении главных администраторов доходов бюджета, 35 заключений в отношении главных распорядителей бюджетных средств и 2 заключения в отношении главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, которые были направлены объектам проверок в установленном порядке. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 163 113,1 тыс. рублей.

Информация о выявленных нарушениях по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, проведенной в 2014 году, в сопоставлении с данными 2013 года, приведена в приложении №3 к настоящему отчету.

Также в ходе внешней проверки, исходя из возникшей необходимости, были проведены проверки отдельных вопросов исполнения бюджета за 2013 год в отношении 14 главных распорядителей бюджетных средств, по результатам которых вынесено 4 представления об устранении выявленных нарушений, составлено 6 протоколов об административном правонарушении и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 36,0 тыс. рублей.

Обращает на себя внимание то, что большинство из установленных нарушений и замечаний повторяются ежегодно, и непринятие мер по их устранению может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности исполнительной власти Забайкальского края в повышении эффективности своей деятельности.

Подробная информация о результатах внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, проведенной в 2014 году, приведена в приложении №4 к настоящему отчету.

В ходе проверки годового отчета об исполнении бюджета Забайкальского края за 2013 год, представленного Министерством финансов Забайкальского края, кроме вышеперечисленных нарушений и недостатков установлены нарушения Инструкции №191н в части составления и заполнения годовой бюджетной отчётности и отражения в ней некоторых показателей.

При экспертизе проекта закона Забайкальского края «Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2013 год» Контрольно-счетной палатой было подтверждено, что предлагаемые для утверждения показатели по исполнению бюджета края в 2013 году (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит бюджета края) соответствуют данным годового отчета об исполнении бюджета Забайкальского края в 2013 году. При этом в заключении отражены замечания в части, касающейся исполнения доходов, расходной части бюджета, в том числе формирования и использования средств резервных фондов, исполнения обязательств по бюджетным инвестициям в объекты государственной собственности, реализации мероприятий «майских» указов Президента РФ, проводимой долговой политики Забайкальского края.

В 2014 году КСП проведена экспертиза 7 проектов законов края о внесении изменений в закон о бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Основные замечания, характерные практически для всех внесенных законопроектов:  завышение оценки поступлений отдельных налоговых и неналоговых доходов,  непринятие мер по своевременной корректировке доходов в процессе исполнения бюджета исходя из анализа фактического исполнения, отсутствие обоснований по значительной части предлагаемых изменений, несоблюдения принципов прозрачности (открытости), адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленных ст. 28 БК РФ, особенно в части бюджетных инвестиций; риски неисполнения в планируемых объемах Программы государственных внутренних заимствований Забайкальского края, и, соответственно, предлагаемых к утверждению расходов бюджета края, значительный рост процентных платежей по отношению к предыдущим периодам, государственного долга Забайкальского края, а, следовательно, существенный риск снижения долговой устойчивости бюджета края в среднесрочном периоде.

В качестве одного из наиболее значимых мероприятий предварительного контроля следует отметить экспертизу проекта закона «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», по результатам которой в заключении отмечено: 

- отсутствие существенной положительной динамики в прогнозировании на новый бюджетный цикл роста доли налоговых и неналоговых доходов в объеме ВРП и прогнозируемое резкое снижение в новом бюджетном цикле доли расходов бюджета края в объеме ВРП;

- риски возможного недопоступления налоговых доходов (в том числе доходов от акцизов на нефтепродукты, связанные с изменением законодательства РФ о налогах и сборах);

- формирование с максимально допустимым бюджетным законодательством уровнем дефицита бюджета края на 2015 год и без дефицита на плановый период 2016 и 2017 годов, что являлось довольно нереалистичным в складывающихся социально-экономических условиях;

- риски не привлечения в предусмотренных объемах в составе источников финансирования бюджета края бюджетных кредитов и кредитов от кредитных организаций;

- существенное увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга края (процентные платежи);

- не отражение в Программе внутренних заимствований Забайкальского края объемов средств, направляемых на погашение государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг;

- ряд других существенных замечаний.

КСП был сделан вывод, что принятие проекта в таком формате повлечет риски в части сохранения долговой устойчивости краевого бюджета в среднесрочной перспективе. 

 

  1. Экспертиза государственных программ Забайкальского края

В течение 2014 года аудиторами Контрольно-счетной палаты подготовлено 38 заключений на государственные программы Забайкальского края, в том числе 23 заключения по экспертизе проектов государственных программ и 15 – по внесению изменений в утвержденные государственные программы, а также подготовлено сводное заключение по результатам проведенной финансово-экономической экспертизы.

Подробная информация о результатах экспертизы государственных программ Забайкальского края приведена в приложении №5 к настоящему отчету.

 

  1. Экспертиза иных нормативных правовых актов Забайкальского края

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза 48 иных нормативных правовых актов Забайкальского края, в том числе 46 проектов законов Забайкальского края, вносимых в Законодательное Собрание Забайкальского края, и 2 проекта постановлений Законодательного Собрания Забайкальского края.

Из общего количества 17 заключений подготовлено на проекты законов Забайкальского края социальной направленности, 11 – по вопросам налогообложения и предоставления налоговых льгот, 7 – на законопроекты, регулирующие бюджетный процесс и межбюджетные отношения.

По результатам проведенных экспертиз 27 заключений Контрольно-счетной палаты содержали замечания и предложения, которые были полностью или частично учтены в дальнейшей работе в отношении 10 нормативных правовых актов.

Все заключения Контрольно-счетной палаты в установленном порядке были направлены для рассмотрения в Законодательное Собрание Забайкальского края.

 

2.4. Аналитическая деятельность

В течение 2014 года Контрольно-счетной палатой подготовлено 14 тематических аналитических записок (в том числе 3 – по поручению депутатов краевого Законодательного Собрания), которые были направлены как в Законодательное Собрание Забайкальского края для сведения, так и в органы исполнительной власти края для рассмотрения и принятия мер.

Аналитической деятельностью были охвачены такие направления социально-экономического развития края, как здравоохранение, ЖКХ, воздушный транспорт, налоговые льготы, государственные программы, межбюджетные трансферты, кредиты, государственный долг, результаты исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации.

Контроль за текущим исполнением краевого бюджета осуществлялся на основе отчетов об исполнении бюджета Забайкальского края за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2014 года, утверждённых распоряжениями Правительства Забайкальского края, а также на основе анализа бюджетной, статистической и иной отчетности.

Подробная информация о результатах аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты в 2014 году приведена в приложении №6 к настоящему отчету.

 

  1. Основные итоги контрольной деятельности

В контрольной работе основное внимание было уделено вопросам, имеющим высокую общественную и социальную значимость. По направлениям деятельности «Социальная политика», «Здравоохранение», «Образование» и «Национальная экономика» проведено по 9 контрольных мероприятий, по направлению «Общегосударственные вопросы» - 16 проверок, «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» - 10 проверок, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 7 проверок, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 5 проверок, «Культура, кинематография» - 2 проверки, по вопросу поступления в бюджет края налоговых и неналоговых доходов – 1 проверка. Кроме того, в течение года проведено 5 проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов, а также 2 контрольных мероприятия по аудиту эффективности использования бюджетных средств и 2 мероприятия по аудиту в сфере закупок. Все отчеты по результатам проведенных контрольных мероприятий были рассмотрены на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты. Из 92 проведенных в 2014 году контрольных мероприятий в 39 случаях установлены финансовые нарушения на общую сумму 769 886,5 млн. рублей.

Основные результаты деятельности аудиторских направлений в 2014 году приведены в приложении №7 к настоящему отчету.

Наиболее существенные нарушения в отчетном году были выявлены в ходе проведения следующих контрольных мероприятий.

Проверка законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования бюджетных средств, выделенных в виде бюджетных инвестиций на строительство объекта «Ожоговый и кардиологический центр в г. Чите» в 2012 году – за 9 месяцев 2014 года.

Проверка проведена по обращению Прокуратуры Забайкальского края, объектами проверки являлись Министерство территориального развития Забайкальского края, ГУЗ «Городская клиническая больница №1», Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края.

В ходе контрольного мероприятия выявлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 128 135,8 тыс. рублей, а именно:

- бюджетные расходы за выполненные работы по государственному контракту с ООО «Инжек-Альянс» на сумму 29 636,0 тыс. рублей за период 2012-2013 годов произведены с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), так как не был достигнут заданный результат – ввод объекта в эксплуатацию; 

- на момент проверки поставлено медицинское оборудование и инвентарь на сумму 222 350,9 тыс. рублей, часть которого на общую сумму 98 499,8 тыс. рублей, согласно данным бухгалтерского учета учреждения, не использовалась по назначению в связи с затянувшимися сроками строительства объекта.

Проверкой также установлены следующие факты:

- сроки исполнения муниципальных контрактов по строительству и вводу объекта в эксплуатацию неоднократно переносились, в результате чего общая стоимость объекта возросла до 322 845,4 тыс. рублей. Учитывая затянувшиеся сроки строительства объекта, ввод объекта в эксплуатацию без учета требований, введенных СанПиН 2.1.3.2630-10, невозможен, что повлечет необходимость внесения определенных изменений в проект;

- в Комитете по развитию инфраструктуры администрации ГО «Город Чита» отсутствовали необходимые для проверки документы: соглашения о расторжении муниципальных контрактов, сметные расчёты, акты приёмки выполненных работ и т.п. Переданный в собственность края объект незавершённого строительства, на момент проверки фактически находился в казне Забайкальского края, не передан в оперативное управление ни одному из учреждений края, Департаментом государственного имущества Забайкальского края данный вопрос не был урегулирован, «юридическая судьба объекта не определена»;

- при передаче объекта из муниципальной собственности в полном объеме не представлена проектно-сметная документация, исполнительная документация, в результате чего КГУ «Забайкалстройзаказчик» не могло осуществлять строительный контроль на должном уровне (нарушение ст. 53 Градостроительного кодекса РФ);

- Министерством территориального развития края, как главным распорядителем бюджетных средств, не в полной мере осуществлялся финансовый контроль за подведомственными получателями бюджетных средств в части обеспечения их эффективного использования. На каждой стадии строительства исполнительными органами государственной власти края и подведомственными им учреждениями при заключении и исполнении государственных контрактов принимались неэффективные управленческие решения, не соблюдались порядки приёма-передачи объекта;

- в связи с затянувшимися сроками строительства объекта нарушены условия заключенных контрактов в части выполнения монтажных работ по установке поставленного оборудования и вводу его в эксплуатацию, а также проведению инструктажа медицинского и технического персонала, что свидетельствует о наличии рисков расторжения контрактов по вине государственного учреждения и предъявления штрафных санкций, выплата которых будет осуществляться за счёт бюджетных средств.

По представленным проверке данным затраты разных уровней бюджета на строительство и оснащение объекта составили 576 236,0 тыс. рублей, при этом строительство объекта продолжается более 10 лет. На момент проверки строительство объекта не завершено.

Материалы проверки направлены в Прокуратуру Забайкальского края и УМВД по Забайкальского краю. Согласно представленному Прокуратурой ответу Губернатору Забайкальского края внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Проверка законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Забайкальского края муниципальному району «Газимуро-Заводский район» в 2013 году – 1 полугодии 2014 года.

В ходе контрольного мероприятия в администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» установлен факт приобретения за счет субсидии, выделенной на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, здания детского сада на 20 мест с. Газимурский Завод по завышенной цене. Разница между необоснованно завышенной ценой приобретенного имущества и его рыночной стоимостью составила 6 923,0 тыс. рублей. На момент проверки в детском саду отсутствовали некоторые виды оборудования рыночной стоимостью 128,9 тыс. рублей, поставка которых была предусмотрена муниципальным контрактом.

Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение п.1.6 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) на территории муниципального района два детских дошкольных учреждения функционировали при отсутствии заключений Роспотребнадзора, подтверждающих их соответствие санитарному законодательству и санитарным правилам.

По результатам проверки главе муниципального района «Газимуро-Заводский район» направлено представление Контрольно-счетной палаты, по итогам рассмотрения которого бухгалтеру вынесено замечание. Информация о выявленном факте нарушения требований ст.226 Налогового кодекса РФ направлена в УФНС по Забайкальскому краю для принятия мер по взысканию сумм налога на доходы физических лиц. Материалы проверки также направлены в Прокуратуру Забайкальского края и в УМВД по Забайкальскому краю. Согласно представленной информации, прокурором Газимуро-Заводского района направлены в суд заявления о понуждении 2 дошкольных учреждений принять меры к получению заключений Управления Роспотребнадзора, исковые заявления рассмотрены и удовлетворены. По остальным нарушениям прокурорская проверка продолжается. Информация о фактах нарушений законодательства о размещении заказов и защите конкуренции направлена в УФАС по Забайкальскому краю. Отчет по результатам проверки направлен для сведения в Законодательное Собрание и Губернатору Забайкальского края.

Проверка законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования средств бюджета края, выделенных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в 2013 году - за 9 месяцев 2014 года.

В ходе контрольного мероприятия в Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерстве территориального развития Забайкальского края, Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края установлено финансовых нарушений на общую сумму 8 458,7 тыс. рублей, а именно:

- неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 6 332,9 тыс. рублей, в том числе:

  • наличие по состоянию на 01.01.2014 остатка неиспользованных федеральных средств в сумме 3 547,6 тыс. рублей при явной потребности в их использовании;
  • 25 случаев приобретения жилых помещений по ценам, превышающим средние розничные цены, на сумму 2 783,7 тыс. рублей;
  • наличие кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление и вывоз мусора) в сумме 1,6 тыс. рублей, которая сложилась в результате непринятия Министерством образования края своевременного решения о перераспределении жилого помещения по адресу ул. Казачья, 24 кв. 28;

- неправомерное использование средств в сумме 2 111,6 тыс. рублей в результате приобретения Департаментом государственного имущества края 26 жилых помещений с превышением установленной максимальной стоимости;

- потери бюджета Забайкальского края в сумме 14,1 тыс. рублей в результате роста цен на жилые помещения.

Кроме того, имели место отдельные недостатки в содержании нормативных актов, не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок формирования и управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и определяющие орган, осуществляющий управление специализированным жилищным фондом.

По результатам проверки в Министерстве образования, науки и молодежной политики Контрольно-счетной палатой установлено следующее:

- не представлены документы, подтверждающие выполнение функций по составлению организационно-финансового плана реализации мероприятий КДЦП «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот (2012-2015 годы)» в 2013 году и доведению в 2014 году до Министерства территориального развития Забайкальского края и Департамента госимущества Забайкальского края информации в разрезе муниципальных образований, необходимой для осуществления закупки жилых помещений и проведения работ по строительству (участию в долевом строительстве) жилых помещений;

- в форме списка детей-сирот не предусмотрено указание основания отнесения граждан, включенных в список, к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот (утрата, ограничение в родительских правах, признание безвестно отсутствующими единственного или обоих родителей и т.д.), что не способствует выявлению причин, установлению масштаба и выработке мер по предупреждению такого явления, как «социальное сиротство»;

- нарушения установленного срока принятия решений о включении заявителей в список на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями;

- искажения в отчетах об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, а также о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий.

 По результатам проведенного контрольного мероприятия в Министерство образования Забайкальского края направлено представление Контрольно-счетной палаты, в адрес Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - информационное письмо с предложением провести анализ выявленных недостатков для предотвращения их в дальнейшей работе. Материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Забайкальского края, отчет – в Законодательное Собрание и в Правительство Забайкальского края для сведения.

Проверка законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования средств бюджета края, выделенных на финансовое обеспечение исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что объем средств, предоставленный в 2013-2014 годах из бюджета края бюджетам муниципальных образований на осуществление государственного полномочия по финансовому обеспечению исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, является недостаточным (4,1% от фактической потребности в данных средствах). В результате, количество неисполненных судебных постановлений снизилось незначительно: с 766 до 741, или на 3,4%.

Кроме недостаточного финансирования проверка показала наличие проблем, связанных с ненадлежащей реализацией органами местного самоуправления переданного государственного полномочия в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что обуславливает наличие значительных рисков неэффективного использования бюджетных средств. Так, в ходе проверки установлено, что администрацией муниципального района «Читинский район» закупки жилых помещений для предоставления детям-сиротам осуществлялись с нарушениями требований закона о контрактной системе. В результате пять квартир приобретено по завышенным ценам. Общий размер неэффективно использованных бюджетных средств составил 1 255,0 тыс. рублей. В большинстве муниципальных образований допускались нарушения при определении начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам контрольного мероприятия в администрацию муниципального района «Читинский район» направлено представление КСП для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений. Информация о выявленных фактах нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок направлена в Министерство финансов Забайкальского края, о выявленных фактах нарушений законодательства РФ о защите конкуренции – в УФАС по Забайкальскому краю. Материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Забайкальского края, отчет – в Законодательное Собрание и в Правительство Забайкальского края для сведения.

Проверка законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования средств бюджета края, выделенных Государственной лесной службе Забайкальского края по подразделу «Лесное хозяйство» в 2013 - 2014 годах.

В результате проведённого в Государственной лесной службе Забайкальского края и КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» контрольного мероприятия общая сумма выявленных финансовых нарушений и недостатков составила 120 187,2 тыс. рублей, в том числе:

- не возврат в бюджет края неиспользованного в 2013 году остатка субсидии на иные цели – 31 795,9 тыс. рублей;

- недостача материальных запасов на складе учреждения – 1,615 тыс. рублей;

- излишки материальных запасов на складе учреждения – 9,719 тыс. рублей;

- в ходе инвентаризации установлено наличие на складе учреждения продуктов питания с истекшим сроком годности на сумму 188,814 тыс. рублей, что может свидетельствовать о произведенных затратах с нарушением принципа эффективности, установленного ст.34 БК РФ;

- сумма удержанных с филиалов учреждения денежных средств в результате уменьшения расценок на работы государственного задания с последующим их использованием на содержание аппарата учреждения и пожарно-химических станций составила 24 956,9 тыс. рублей;

- сумма излишнего финансирования отдельных филиалов учреждения (сверх объёмов выполненных работ, согласно представленным актам выполненных работ) составила 28 148,3 тыс. рублей при недофинансировании иных филиалов учреждения на сумму 35 086,0 тыс. рублей.

Кроме того, в ходе проверки установлены случаи нарушения законодательства РФ о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам проверки в подведомственном Службе учреждении - КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» также было установлено, что деятельность учреждения ведется с грубыми нарушениями бухгалтерского учета и финансовой дисциплины, не на должном уровне организован контроль за расходованием бюджетных средств филиалами, отсутствует взаимодействие аппарата управления учреждения и филиалов в части представления данных бухгалтерского учета.

По результатам проведенного мероприятия в КГСАУ «Забайкаллесхоз» направлено представление КСП об устранении выявленных нарушений и недостатков. Материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Забайкальского края и Управление по борьбе с экономическими преступлениями УМВД России по Забайкальскому краю, информационное письмо о результатах проверки – в Государственную лесную службу Забайкальского края, отчет - в Законодательное Собрание и в Правительство Забайкальского края для рассмотрения.

Проверка законности, обоснованности и целесообразности использования средств бюджета края, направленных на мероприятия по организации и проведению Международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» в 2014 году.

В ходе контрольного мероприятия выявлен ряд нарушений и недостатков, допущенных при подготовке к проведению Международного фестиваля и использовании бюджетных средств на эти цели:

- решение Правительства края определить Автономную некоммерческую организацию «Исполнительная дирекция Международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» (далее – Дирекция) основным исполнителем мероприятий по подготовке и проведению Фестиваля и сам порядок предоставления ей субсидий содержали существенные риски и недостатки, значительная часть которых фактически проявилась в результате реализации мероприятий по подготовке и проведению Фестиваля. Значительная сумма расходов бюджета края на обеспечение государственных нужд выведена из-под действия закона о контрактной системе закупок;

- имущество, приобретенное Дирекцией в ходе подготовки и проведения Фестиваля за счет средств бюджета края, является собственностью Дирекции и учтено на её балансе. Часть имущества передана Дирекцией краевым учреждениям и муниципалитетам на праве безвозмездного срочного пользования, Забайкальский край права собственности на имущество, приобретенное за счет средств бюджета края, не получил;

- закупка автотранспортных средств, произведена без учета их возможного дальнейшего использования. По состоянию на февраль 2015 года, т.е. спустя более полугода с момента окончания фестиваля, часть автотранспортных средств, переданных Дирекцией в безвозмездное пользование краевым и муниципальным учреждениям и организациям, не используется по причине их несоответствия установленным требованиям (отсутствие ремней безопасности, аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС);

- общая сумма выявленных финансовых нарушений, допущенных Дирекцией, составила 90 642,3 тыс. рублей, из них:

  • нецелевое использование бюджетных средств – 18 874,4 тыс. рублей;
  • неправомерное использование бюджетных средств – 62 897,4 тыс. рублей;
  • неэффективное использование бюджетных средств – 8 870,5 тыс. рублей;

- Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в нарушение установленных требований в 2014 году не осуществлялись обязательные проверки соблюдения Дирекцией условий, целей и порядка предоставления субсидий;

- в ходе проверок, проведенных в краевых учреждениях – получателях бюджетных средств на проведение фестиваля, установлены нарушения в части использования имущества и соблюдения законодательства в сфере закупок.

По фактам выявленных случаев нецелевого использования бюджетных средств (по суммам менее 1 500,0 тыс. рублей) в отношении Дирекции, как юридического лица, и её директора, как должностного лица, составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.14. КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов уполномоченным органом – Министерством финансов Забайкальского края вынесены постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа в отношении юридического лица АНО «Исполнительная дирекция Международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» на общую сумму 298,0 тыс. рублей, в отношении директора АНО М.А. Степанова на общую сумму 80,0 тыс. рублей.

По результатам проведенного мероприятия в АНО «Исполнительная дирекция Международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества», Министерство образования, науки и молодежной политики края, а также отдельным получателям бюджетных средств на проведение фестиваля направлены представления КСП об устранении выявленных нарушений и недостатков. Материалы контрольного мероприятия направлены в Прокуратуру Забайкальского края и в УМВД России по Забайкальскому краю, отчет – в Законодательное Собрание и в Правительство Забайкальского края для рассмотрения.

Анализ и оценка результатов закупки услуги по разработке информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» в Министерстве территориального развития Забайкальского края (далее – Минтерразвития) в 2012 - 2013 годах (аудит в сфере закупок).

В ходе проведенного по поручению Прокуратуры Забайкальского края аудита закупок в материалах проверки отражено следующее:

- при формальном соблюдении норм Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ Минтерразвития установлены завышенная начальная (максимальная) цена контракта, а также такие требования к услугам (сроку их выполнения), которые могли повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением ч.3.1. ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ.  По мнению КСП, действия заказчика, осуществленные в целях размещения заказа, нуждаются в оценке законности в части соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции и защите конкуренции;

- разработанный по результатам закупки интернет-портал «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» по своему содержанию не удовлетворял требованиям Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, что повлекло нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 БК РФ. Объем средств бюджета края, использованный на закупку услуги по разработке информационного программного продукта с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, составил 10 015,0 тыс. рублей.

Отчет по результатам проведенного мероприятия направлен в Законодательное Собрание и Губернатору Забайкальского края, материалы проверки в Прокуратуру Забайкальского края, а также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю, которым было вынесено решение об административном правонарушении, в настоящий момент проводится судебное разбирательство.

Аудит эффективности использования государственных средств, выделенных на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в Забайкальском крае в 2011-2014 годах.

В ходе мероприятия, проведенного в Министерстве здравоохранения Забайкальского края, ГУЗ «Городская детская клиническая поликлиника №3», ГУЗ «Городская детская поликлиника №4» и ГКУ «Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края» установлено следующее:

- за период с 2011 года расходы краевого бюджета на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, входящих в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в расчете на 1 человека сократились с 609,0 рублей в 2011 году до 194,1 рублей за 10 месяцев 2014 года, или в 3,1 раза;

- в целом объем финансовых средств, затрачиваемых на лекарственное обеспечение граждан, складывался исходя из возможностей краевого бюджета, а не в зависимости от стоимости необходимого лекарственного лечения конкретного заболевания;

- существующий в крае механизм бесплатного лекарственного обеспечения не позволяет обеспечить реализацию в полном объеме прав граждан на получение бесплатных лекарственных препаратов в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

Проверками, проведенными в подведомственных Министерству здравоохранения края учреждениях, установлены следующие нарушения:

- неэффективное использование средств в сумме 14,3 тыс. рублей в результате допущенных нарушений правил выписывания лекарственных препаратов и правил отпуска в аптечных учреждениях рецептурных препаратов, а также отсутствие учета бланков строгой отчетности на забалансовом счете;

- отдельные нарушения в части планирования закупок, организации контрактной службы, обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, допущенные ГКУ «Центр МТО».

По результатам проведенного мероприятия направлены представления главным врачам ГУЗ «Городская детская клиническая поликлиника №3» и ГУЗ «Городская детская поликлиника №4». Согласно полученной информации все нарушения устранены. Кроме того, направлены информационные письма в Министерство здравоохранения Забайкальского края, ГКУ «Центр материально-технического обслуживания медицинских организаций Забайкальского края», отчет по результатам проведенного аудита эффективности в Законодательное Собрание и Губернатору Забайкальского края.

Аудит эффективности использования средств бюджета Забайкальского края, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства.

В ходе мероприятия, проведенного в Министерстве экономического развития Забайкальского края (далее – Министерство), а также на основе обобщения и анализа данных, полученных из статистической и иной информации по всем направлениям оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории края, сделаны следующие выводы:

            - нормативная правовая база Забайкальского края, регламентирующая сферу поддержки малого и среднего предпринимательства, требует корректировки по таким вопросам, как расширение адресной поддержки сельскохозяйственной деятельности, а также уточнение перечня государственного имущества, предназначенного для передачи в аренду малому и среднему предпринимательству;

            - несмотря на то, что за период с 2010 по 2014 годы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства выделены значительные бюджетные ресурсы (уточненные бюджетные ассигнования согласно сводной бюджетной росписи составили 1 530 476,9 тыс. рублей), отмечается низкое фактическое исполнение данных расходов (1 097 351,1 тыс. рублей, или 71,7% от предусмотренного объема). При этом в разрезе годов фактическое исполнение характеризуется существенной нестабильностью: 2010 год - 68,3%; 2011 год – 97,3%; 2012 год – 93,4%; 2013 год – 46,1%; 2014 год – 67,1%;

- за анализируемый период на конец каждого отчетного года имелись остатки неиспользованных федеральных средств, что в целом за 5 лет составило 434 923,6 тыс. рублей. К субъективным причинам, влиявшим на ситуацию, можно отнести недостаточно эффективную работу главного распорядителя бюджетных средств – краевого Министерства (завышение расчетной потребности при подготовке заявок, а также недостаточно обоснованные заявки на выделение средств из федерального бюджета, низкое качество рекламно-информационной работы и др.). Так, на протяжении двух лет (2010-2011 годы) в бюджет Забайкальского края поступали средства на предоставление субсидий экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства при том, что в крае отсутствовали такие субъекты, которые могли бы получать указанные субсидии. Кроме того, имели место факты, когда бюджетные ассигнования фактически не были распределены на реализацию конкретных программных мероприятий в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, по годам эти суммы составили: в 2010 году – 12 118,0 тыс. рублей, в 2014 году – 2 322,1 тыс. рублей;

- на должном уровне не осуществлялся контроль за использованием бюджетных средств, а также за деятельностью субъектов, которым была оказана финансовая поддержка. Проверкой установлено, что после получения поддержки из бюджета Забайкальского края многие предприниматели не реализовывали бизнес - проекты и прекращали деятельность. Так, в течение 2010-2014 годов были выделены гранты в общей сумме 139 800,0 тыс. рублей начинающим 683 субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса. По состоянию на 01.02.2015 из всех субъектов предпринимательства, получивших финансовую поддержку из бюджета в виде грантов, 316 (46,3%) предпринимателей прекратили свою деятельность. Общая сумма бюджетных средств, которая была выделена в виде грантов указанным субъектам, составила 58 133,4 тыс. рублей. Данная сумма использована неэффективно. При оказании финансовой помощи микрофинансовым организациям и фондам поддержки предпринимательства Министерством не устанавливаются планы деятельности или показатели эффективности использования бюджетных средств;

- проверкой установлено, что по отдельным показателям, характеризующим сферу малого и среднего предпринимательства, наблюдается отрицательная динамика: показатель «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2014 году составил 83,9% к аналогичному показателю 2010 года; показатель «Оборот субъектов малого и среднего бизнеса (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году» также иллюстрирует спад экономической эффективности малого и среднего предпринимательства - в 2014 году значение показателя фиксируется на уровне, ниже, чем аналогичный показатель 2011 года.

По данным Министерства, налоговые поступления от субъектов предпринимательства, которым была оказана прямая финансовая поддержка, составили в сумме 42 035,8 тыс. рублей за проверяемый период. Таким образом, на рубль бюджетных средств, выделенных субъектам малого и среднего предпринимательства (прямая финансовая поддержка), было получено налогов в размере 0,34 рубля.

Материалы проведенного мероприятия направлены в Правительство Забайкальского края для рассмотрения, информационное письмо – в Министерство экономического развития Забайкальского края для принятия мер.

Подробная информация о выявленных финансовых нарушениях по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2014 году, приведена в приложении №8, об исполнении представлений, направленных Контрольно-счетной палатой Забайкальского края в 2014 году – в приложении №9, информация о реализации полномочий Контрольно-счетной палаты Забайкальского края по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2014 году – в приложении №10 к настоящему отчету.

 

4. Взаимодействие с правоохранительными органами, федеральными органами исполнительной власти и иными организациями

В целях эффективного взаимодействия с правоохранительными органами, территориальными органами федеральной исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и другими структурами по состоянию на 31 декабря 2014 года Контрольно-счетной палатой заключено 15 соглашений о взаимодействии и сотрудничестве.

В течение 2014 года в правоохранительные органы Забайкальского края по решениям Коллегии Контрольно-счетной палаты направлено 45 материалов по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе в Прокуратуру Забайкальского края и ее структурные подразделения – 25, в органы УМВД России по Забайкальскому краю – 17, в УФСБ РФ по Забайкальскому краю – 3. Кроме того, в рамках заключенного соглашения о взаимодействии в течение 2014 года в адрес Прокуратуры края направлено 22 материала контрольных мероприятий, в ходе которых были выявлены нарушения.

По результатам направленных материалов Прокуратурой Забайкальского края и прокурорами районов подготовлено 6 исковых заявлений предостережения о недопустимости нарушения законов, вынесено 3 представления об устранении нарушений. По остальным материалам с учетом уже принятых Контрольно-счетной палатой мер по устранению нарушений дополнительных мер прокурорского реагирования не принималось.

УМВД по Забайкальскому краю по 2 материалам в рамках законодательства Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» проводятся проверки.

В рамках заключенных соглашений Управлению Федеральной антимонопольной службы и Государственной финансовой инспекции Забайкальского края переданы материалы 10 контрольных мероприятий, в ходе которых были установлены факты нарушений законодательства Российской Федерации. По итогам рассмотрения материалов принято 1 решение об административном правонарушении; по 1 факту продлены сроки рассмотрения материалов в связи с необходимостью получения дополнительной информации. По результатам рассмотрения 4 материалов (Государственной лесной службы Забайкальского края, Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае, Управления образованием администрации Сретенского района, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края) Финансовой инспекцией Забайкальского края вынесены постановления о назначении административного наказания в отношении должностных лиц в виде административного штрафа.

 

5. Взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами других субъектов РФ и муниципальных образований Забайкальского края

В отчетном году по обращению Счетной палаты Российской Федерации в рамках заключенного Соглашения проведено 2 контрольных мероприятия:

- «Проверка отдельных вопросов предоставления государственной гарантии Забайкальского края в 2012 году» в Министерстве финансов Забайкальского края;

- «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в 2013 году» в Министерстве территориального развития Забайкальского края.

Материалы проведенных контрольных мероприятий направлены в адрес аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.

В 2014 году Контрольно-счетная палата Забайкальского края активно осуществляла взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов Российской Федерации и Сибирским отделением Совета КСО РФ, осуществлялась активная работа в рамках созданного в октябре 2013 года Совета контрольно-счетных органов Забайкальского края, в состав которого вошли все действующие муниципальные контрольно-счетные органы.

В настоящий момент во всех 35 муниципальных образованиях края созданы контрольно-счетные органы (далее – КСО), из них 30 – со статусом юридического лица, 5 – в составе представительного органа. В штате муниципальных КСО состоит 57 единиц (в 2013 году – 51).

Несмотря на проблему наличия профессионально подготовленных специалистов с соответствующим опытом работы и слабую материально-техническую базу, КСО муниципальных образований проведен значительный объем контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с утвержденными годовыми планами.

Итоги деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований края позволяют с уверенностью констатировать, что наблюдается положительная динамика в части повышения качества и результативности их контрольной и экспертно-аналитической работы. Подтверждением сказанному является то, что по сравнению с 2013 годом при увеличении количества проведенных контрольных мероприятий лишь на 3,3% объем выявленных нарушений и недостатков увеличился на 40,8%, в том числе сумма нецелевого использования средств возросла в 4,9 раза, неэффективного использования – на 6,8%.

Основные показатели деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Забайкальского края за 2013-2014 годы приведены в приложении №11 к настоящему отчету.

В 2014 году Контрольно-счетной палатой Забайкальского края с муниципальными контрольно-счетными органами проведено 4 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, что способствовало укреплению взаимодействия и обмену опытом работы, повышению качества внешнего государственного и муниципального контроля.

Согласно утвержденному Плану работы в отчетном году состоялось 2 заседания Совета контрольно-счетных органов Забайкальского края с одновременным проведением семинаров-совещаний по вопросам организации проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На обучающих семинарах наряду с сотрудниками КСП Забайкальского края с докладами выступили специалисты Министерства финансов и Департамента государственных закупок Забайкальского края, представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальского краю, Государственной финансовой инспекции края и Прокуратуры Забайкальского края, своим опытом поделились и сотрудники муниципальных контрольно-счетных органов.

 

6. Организационно-методическая и информационная деятельность

В отчетном году в установленные сроки был утвержден План контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП на 2015 год, своевременно корректировался План деятельности на 2014 год.

В целях реализации Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», статьи 11 Регламента Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в течение 2014 года в пределах своей компетенции КСП было рассмотрено 2 поступивших обращения, результаты рассмотрения которых были направлены в адрес обратившихся в установленном порядке.

 Контрольно-счетная палата входит в состав Межведомственного координационного совета по противодействию коррупции Забайкальского края и Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлений в сфере экономики при Прокуратуре Забайкальского края, в рамках работы которых председатель КСП регулярно принимала участие во всех заседаниях с предоставлением необходимой информации.

В течение 2014 года в Закон Забайкальского края от 02.11.2009 №579-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края» трижды вносились изменения (законами от 09.04.2014 №963-ЗЗК, от 16.06.2014 №1000-ЗЗК, от 29.072.2014 №1033-ЗЗК) для поддержания его в актуальном состоянии с учетом вносимых в федеральное законодательство изменений.

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ Контрольно-счетной палатой в отчетном году была продолжена работа по разработке и утверждению стандартов внешнего государственного финансового контроля, введены в действие 6 новых стандартов.

В целях реализации принципа гласности на официальном сайте Контрольно-счетной палаты в сети Интернет размещались сведения о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, отчёт о работе КСП за 2013 год, информация о работе Коллегии КСП, работе с обращениями граждан, плане деятельности на 2014 год, стандарты организации деятельности и внешнего государственного финансового контроля и т.д. Таким образом, на постоянной основе был обеспечен доступ общественности к информации о деятельности КСП, а также ко всем справочным и методическим материалам Контрольно-счетной палаты.

Кроме того, деятельность КСП находила свое отражение и на официальных сайтах www.chita.ru и http://zabmedia.ru/ в части размещения информации о следующих проведенных специалистами КСП проверках:

- закупка услуги по разработке информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края»;

- законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету муниципального района «Газимуро-Заводский район» из краевого бюджета;

- использования бюджетных средств, выделенных в виде бюджетных инвестиций на строительство объекта «Ожоговый и кардиологический центр в г. Чите»;

- использования средств бюджета края, выделенных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

 

7. Кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности

Структура Контрольно-счетной палаты в 2014 году представлена 4 аудиторскими направлениями, в основу распределения которых положен отраслевой принцип; информационно-аналитическим отделом; отделом правового обеспечения; отделом финансового обеспечения и кадров. Все сотрудники КСП имеют высшее специальное образование, 8 сотрудников имеют два высших образования.  В целях укомплектования штата Контрольно-счетной палаты квалифицированными специалистами в 2014 году проведено 2 конкурса на замещение вакантных должностей и 1 конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы.

В отчетном году повышение квалификации в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» в г. Новосибирске по теме «Государственный и муниципальный финансовый контроль» в июне 2014 года прошли 2 специалиста,  на курсах в  филиале НИИ Системного анализа Счетной палаты Российской Федерации в г. Новосибирске по теме «Ценообразование и сметное дело в строительстве (государственный (муниципальный) аудит)» в феврале 2014 года – 1 специалист, в НИИ Системного анализа Счетной палаты Российской Федерации в г. Москве по теме «Государственный финансовый контроль: управление бюджетными ресурсами субъектов РФ» в октябре 2014 года – 1 специалист.

С целью повышения профессионального уровня сотрудников в плановом режиме в Контрольно-счетной палате в рамках техучебы поводились занятия по изучению вновь принятых нормативных актов, изменений федерального и регионального законодательства.

 

8. Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты на 2015 год

Система органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля является частью системы государственного и муниципального управления, одним из ключевых институтов гражданского общества, и контрольно-счетные органы должны стать высокоэффективным звеном в этой системе.

Поэтому задачи по реализации полномочий контрольно-счетных органов в 2015 году должны быть синхронизированы с приоритетными направлениями социально-экономической политики государства с учетом того фактора, что в результате внешнего воздействия велика вероятность существенного изменения в негативную сторону ряда важнейших экономических показателей как в целом в Российской Федерации, так и в отдельно взятых ее субъектах.

В условиях ограниченности доходных источников для обеспечения принятых расходных обязательств Забайкальского края и необходимости сохранения при этом достигнутой ранее в крае социальной стабильности особую актуальность в настоящее время приобретает задача усиления контроля за максимально эффективным использованием бюджетных ресурсов и выявлением проблем и недостатков, препятствующих результативному и экономному их использованию.

План контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Забайкальского края на 2015 год (далее - План) был утвержден в декабре 2014 года. Однако учитывая распоряжение Губернатора от 11 февраля 2015 года  № 46-р «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы в Забайкальском крае» при реализации запланированных мероприятий специалистами Контрольно-счетной палаты края в текущем году планируется осуществлять анализ эффективности принимаемых Правительством края антикризисных мер по поддержке инвестиционной деятельности, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, исполнения в полном объеме бюджетных обязательств социального характера, а также мер по мобилизации к поступлению в бюджет края всех возможных доходных источников.

В 2015 году в План включены контрольные мероприятия, позволяющие оценить деятельность органов исполнительной власти по поддержке экономики края, а именно: проверки законности, эффективности, обоснованности и целесообразности использования средств бюджета, выделенных на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей на приобретение комбикормов, поддержку начинающих фермеров, развитие пилотных семейных животноводческих ферм; на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на компенсацию выпадающих доходов, вызванную государственным регулированием тарифов, а также средств, выделенных из резервного фонда Правительства края по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»; бюджетных инвестиций в объекты строительства по разделу «Здравоохранение», эффективность использования средств Дорожного фонда Забайкальского края.

Учитывая, что в расходной части бюджета Забайкальского края на социальную сферу приходится более 60% от всех расходов, в План включены проверки, позволяющие оценить эффективность использования главными распорядителями бюджетных средств, направленных на создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям; на повышение качества и доступности дошкольного образования, эффективность мер государственной поддержки молодежных и детских объединений, соблюдения отраслевыми министерствами Порядка формирования государственных заданий подведомственным бюджетным и автономным учреждениям.

В планируемой на 2015 год контрольной деятельности, учитывая особую актуальность темы, внимание будет уделено вопросам законности и эффективности    управления и распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности; эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.

Складывающаяся социально-экономическая ситуация в стране ставит во главу угла задачу получения максимально возможного эффекта от каждого рубля потраченных бюджетных средств. Поэтому в Плане мероприятий Контрольно-счетной палатой предусмотрены вопросы проверки результативности и экономности использования государственных ресурсов, направленных на закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

При проведении перечисленных выше контрольных мероприятий будет продолжена практика использования утвержденных законодательно новых полномочий контрольно-счетных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях, при этом важно к данной работе подходить очень аккуратно, но в то же время чрезвычайно требовательно.

План деятельности Контрольно-счетной палаты на 2015 год сформирован таким образом, чтобы приоритет отдать не «точечным» проверкам, а выявлению системных проблем социально-экономического развития Забайкальского края, делая акцент не только на выявлении недостатков и свершившихся нарушений, но и на их предупреждении.

 В связи с этим особое значение в текущем периоде будет  уделено экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, которая должна способствовать решению задачи анализа эффективности мер, принимаемых Правительством края по реализации «майских» указов Президента Российской Федерации, эффективности предоставления налоговых льгот, а также проводимой в крае долговой политики Забайкальского края и ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона в целом.

Способствовать укреплению бюджетной дисциплины и рациональному использованию бюджетных средств будут мероприятия, проводимые Контрольно-счетной палатой в части внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, по экспертизе годовых отчетов по исполнению бюджета края и бюджета ТФОМС за 2014 год, законопроектов об уточнении краевого бюджета и бюджета ТФОМС в текущем году, финансово-экономической экспертизе иных законопроектов, вносимых в Законодательное Собрание Забайкальского края,  касающихся расходных обязательств края.

Особое значение в текущем периоде также будет иметь организация деятельности Контрольно-счетной палаты в рамках исполнения полномочий по экспертизе государственных программ, с учетом того, что Президентом РФ поставлена задача проанализировать насколько показатели государственных программ соответствуют стратегическим целям развития государства, как продуманно и точно расставляются приоритеты в программах, а также анализа сфер, где имеются резервы, которые возможно направить на развитие экономики, с учетом принятых планов антикризисных мер.

Все перечисленные выше мероприятия должны способствовать реализации полномочий по внешнему государственному контролю в крае таким образом, чтобы сконцентрировать усилия специалистов Контрольно-счетной палаты на тех направлениях использования бюджетных средств, где возможно минимизировать риски и с помощью превентивных мер максимально предупредить финансовые нарушения.

Для более качественного исполнения своих полномочий Контрольно-счетная палата предусматривает в текущем году продолжить реализацию мероприятий по дальнейшему совершенствованию методологических основ внешнего государственного контроля, а именно: актуализации принятых и разработку при необходимости новых стандартов контроля, апробацию нового классификатора нарушений, изучение с целью возможного применения в дальнейшем на практике разработанного Счетной палатой РФ совместно с Министерством финансов РФ проекта методического документа «Критерии и методика оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов».

В 2015 году Контрольно-счетная палата Забайкальского края продолжит работу по укреплению информационного взаимодействия и сотрудничества, в том числе, в рамках заключенных соглашений, с правоохранительными органами, контрольно-надзорными органами, со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований Забайкальского края.

В целях удовлетворения общественного запроса на контроль за использованием национальных ресурсов в плановом режиме продолжится взаимодействие с Общественной палатой Забайкальского края.

Контрольно-счетная палата Забайкальского края продолжает расширять уже наработанную практику в части информационной открытости своей деятельности, в том числе через постоянное пополнение и обновление материалов на официальном сайте, внедрение и полномасштабное использование функционала Портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ в сети Интернет, других средств массовых коммуникаций. Современные технологии позволяют обеспечивать публичность и максимальную прозрачность контрольной и экспертно-аналитической деятельности, и эти возможности необходимо всесторонне использовать. 

 Учитывая, что без дальнейшего развития и совершенствования кадрового потенциала, решить стоящие перед контрольно-счетными органами задачи в области государственного внешнего контроля невозможно, в текущем году будет обращено внимание повышению квалификации работников контрольно-счетных органов Забайкальского края.

Таким образом, Контрольно-счетная палата Забайкальского края, являясь органом государственного финансового контроля, продолжит целенаправленную работу по реализации возложенных на нее полномочий в рамках принятого законодательства, регулирующего данную сферу деятельности, с максимальной возможной результативностью.

Приложения к отчету на 88 листах.

Настоящий отчет согласован на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Забайкальского края 31 марта 2015 года (решение Коллегии Контрольно-счетной палаты Забайкальского края от 31.03.2015 №5), рассмотрен на пленарном заседании Законодательного Собрания Забайкальского края 22 апреля 2015 года (постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 22.04.2015 №98).

Председатель КСП                                                         С.А. Доробалюк

*Информация с сайта http://kspzab.ru

 

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `21
  • `22
  • `23
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
29
3031
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА