Новое в документах
21 ноября 2024 4666.14 Кб
20 ноября 2024 368.35 Кб
20 ноября 2024 2151.5 Кб
20 ноября 2024 2017.1 Кб
19 ноября 2024 282.73 Кб
Материалы СМИ 09 сентября
«Я оправдал доверие моей бабушки Лукерьи»
Анатолий Сергеевич Вершинин убежден, что учителя и наставники не только формируют характер каждого человека, но и, отдавая частичку своей души и опыта, во-многом определяют его дальнейший взрослый путь. Накануне своего 70-летнего юбилея депутат Анатолий Вершинин поделился с газетой «Земля» воспоминаниями о людях, сыгравших большую роль в его жизни.
Трудовая закалка
Родился я в с. Верхний Ульхун Кыринского района 9 сентября 1951 года. Мама воспитывала меня одна, потому что с отцом они разошлись ещё до моего рождения. Материально было очень сложно и трудно: недалеко от войны, да ещё она была простой колхозницей, крестьянкой, а на руках двое детей, сестра старше меня на 11 лет.
А вообще, я вырос в атмосфере любви и ласки, когда не знали, в какой угол меня посадить и куда поцеловать. Это относится не к маме, мама была строгая, могла за дело и наказать, это относится больше к моей бабушке Лукерье. Она понимала, наверное, исходя из древнейших традиций, что мальчик – это будущий кормилец, поэтому всё внимание и заботу отдавала мне. Сейчас, спустя много лет, я думаю, что это её доверие я оправдал, и в своей семье никогда не прикрывался, как некоторые делают, что вот, дескать, за меня всё жена решает. Главой семьи должен быть мужик, он за всё и должен отвечать. Всё это – воспитание моей доброй бабушки.
В то время подавляющее большинство нас с детства приобретали хорошую трудовую закалку. С 4–5 класса я начал помогать маме на колхозном огороде, потом постоянно был на сенокосе, на пастьбе скота, а после 9-го класса прочабанил полное лето уже полноценным чабаном, с нормальной зарплатой. Навсегда запомнил свою первую смену. У меня было два напарника, взрослые мужчины, один прибежит, чтоб сменить, просит: «Мне надо по хозяйству!», убежит. Второй придёт, говорит: «Мне надо срочно!», уйдёт. Вот я запомнил, что 18 дней отстоял.
А смену отстоишь, овец отпасёшь, не отдыхаешь, а едешь на сенокос вместе с мужиками – и такая трудовая закалка, считаю, добрую основу дала и хорошую службу в дальнейшем мне в жизни сослужила.
Школьные годы
Наверное, любой благодарный человек должен вспомнить свою первую учительницу. Я с огромной благодарностью вспоминаю Екатерину Фёдоровну Лазареву, которая как мама, по-отечески могла иногда меня воспитывать, говорила, что я могу учиться намного лучше. Я не скажу, что у меня было великое стремление к учёбе или, наоборот, большая лень, но, может быть, я в то время многое не понимал. Со мной учились ребята-переростки. Помню, в нашем 4-м классе учились те, которые должны были уже быть в 9-м, в 8-м, и они создавали такую атмосферу, что если начинаешь особо выделяться, тебя приводили к «общему знаменателю». Мама, конечно, направляла, но иногда ей не хватало времени и сил.
Запомнились уроки истории – у нас был историк Юрий Петрович Тимофеев, основатель музея в Верхнем Ульхуне. Это пример по жизни, что человек – созидатель, он заложилосновы, его давно уже нет в живых, а музей существует, и доброе дело продолжается. Потом к нам приехал его отец Пётр Харитонович Тимофеев и тоже преподавал год или два, интереснейший человек.
Повезло нам с учителями литературы. В 9-м классе её преподавал Николай Михайлович Коршок, выпускник Волгоградского пединститута, а в 10-м классе – Любовь Николаевна Ткаченко, которая меня чуть на литфак не отправила. Когда написали выпускное сочинение, я немного припоздал. Дверь открываю, захожу в класс, она говорит: «Ну, Вершинин, всех удивил!» Я уже думаю: «2/2, что ли?» Оказалось, 4/5: по русскому 4, по литературе 5. Мы с моим другом Григорием Георгиевичем Ячменёвым (он ветеринарный врач сейчас) особым рвением к учёбе не отличались. Сядем на последнюю парту за девчонками, а их в нашем классе было 13, и мы двое, – книжку на колени положим и так пишем сочинения-изложения. А на выпускном экзамене деваться было некуда, да ещё 6 часов писали, вот я всё, что думал, то и изложил.
Вспоминанию тех учителей, которые давали трудовую и спортивную закалку, это Семён Николаевич Титов и Яков Яковлевич Соловьёв, два фронтовика, с большим жизненным опытом, своими методами они прививали нам любовь к труду и физкультуре.
Я любил химию, её преподавала Валентина Николаевна Трухина. А итог по школе таков, что хоть учился я не очень, но все экзамены сдал на 4 и 5, тройку получил единственную по английскому языку. А тогда было правило: если годовая тройка выходит, а экзамен сдаёшь на пятёрку, то в аттестат тебе ставят 4. Так что школьный аттестат я более-менее подправил.
Кураторы
О своём Бурятском сельскохозяйственном институте, ныне БГСХА им. Филиппова, я всегда отзываюсь с большой благодарностью. Он дал знания и путёвку в жизнь. Все годы я учился в основном на отлично и окончил его с красным дипломом.
В памяти остались очень многие преподаватели. Это Мункоев Константин Тармаевич, декан зоофака, мудрейший человек, доктор сельскохозяйственных наук, а в те годы буквально единицы имели докторскую степень, он проводил с нами хорошую воспитательную работу.
Кураторство и сейчас существует, но я, допустим, когда сам вузом руководил, честно говоря, не смог поставить систему кураторства на тот уровень, который был у нас в институте. Нашим куратором была Елизавета Николаевна Игнатьева. Может быть, время было такое, такая система, но она действительно к нам по-матерински относилась. И все преподаватели, где надо – поправляли, где надо – подсказывали, помогали всячески.
Балдаев Сергей Николаевич преподавал у нас биохимию. Это изумительный человек, мы с ним в течение многих лет общались, уже перейдя на дружескую ноту.
Не могу не назвать Кима Дмитриевича Миронова, ректора института. Это был очень-очень строгий человек, очень серьёзный, и как учёный, и как управленец. Он меня дважды приглашал и убеждал, чтобы я пошёл в аспирантуру. Но у меня были свои обстоятельства: во-первых, я был колхозным стипендиатом, на что он говорил: «Мы вместо тебя другого специалиста отправим». А второе – не очень простая жизнь у меня и у мамы продолжалась, а аспирант получает чуть побольше студенческой стипендии. Поэтому надо было возвращаться, и не знаю, правильно ли, неправильно ли, но с наукой я связался уже намного позже.
Практику в зоотехнической лаборатории я проходил под руководством Галины Максимовны Жиляковой, она меня не учила, но мы с ней пересекались, когда я занимался в научном студенческом обществе, и так получилось, что докторскую диссертацию я защитил под её руководством.
Я благодарен за то, что в моей жизни были такие замечательные люди, и до настоящего времени у таких людей учишься, с них берёшь пример.
Команда
В студенческое время у нас образовалась такая крепкая команда, что мы дружим до сих пор. Геннадий Михайлович Логинов, мой друг, сейчас заведует читинским сортоучастком. Татьяна Васильевна Мурзина, которую в Забайкалье знают все аграрии, в овцеводстве как профессионал она на первом месте. Цыбиков Бадмажап Базарович – заслуженный зоотехник РФ, кандидат наук, сын известного Базара Цыбикова, который был одним из авторов забайкальской тонкорунной породы овец, то есть потомственный животновод.
К сожалению, ушли из жизни два моих больших друга: Юрий Николаевич Кузнецов, который как после института приехал в совхоз «Красный Великан», так там и отработал зоотехником-селекционером, главным зоотехником всю жизнь, и Олег Дмитриевич Мурзин, тоже в зоотехнических кругах нашего края известный человек.
Из нашего студенческого костяка осталось сейчас человек 6–7, но мы до сих пор общаемся, встречаемся, дружим, и я считаю, что это очень важно, когда есть друзья, которым можно и ночью позвонить, и с радостной новостью обратиться, и горечью своей поделиться. По крайней мере, наша команда такого принципа придерживается до настоящего времени.
Попросить прощения
Моя производственная профессиональная деятельность началась в колхозе «Путь Ильича» родного села Верхний Ульхун. Тогда колхозом руководил известнейший председатель, удивительный человек Алексей Афанасьевич Трухин. Великого образования у него не было, закончил в своё время совпартшколу и говорил: «Я, Толькя (он меня так называл – Толькя), более десятка ошибок в диктанте на одной странице сделал». Однако был большим организатором, имел природный ум и талант и для родной земли, я считаю, очень много сделал.
Наш колхоз был одним из самых передовых в Читинской области. Беспрерывно проводились областные семинары по развитию овцеводства, по откорму КРС. Это отложилось в памяти, потому что суетились, готовили, встречали гостей мы, молодые.
Так получилось, что я породнился с Алексеем Афанасьевичем – моей женой стала его племянница. По молодости соберёмся у тестя Филиппа Афанасьевича, он, кстати, очень уравновешенный, спокойный человек, а мы с Алексеем Афанасьевичем оба – холерики, и такие дискуссии начнём, что он нас разводил и грозил: «Всё, я вас больше собирать не буду!»
А я сейчас, с позиции уже прожитых лет, перед ними бы извинился и попросил прощения за некоторые вещи. Тогда казалось: вот это не так в колхозе, вот это не сделано, надо так, а не так… Ну, может, я в теоретическом плане прав был, а сейчас прикину: какой высочайший уровень организации производства был тогда! Например, у нас в крае нет сегодня откормочного комплекса, где круглогодично бы содержалось 800–900 голов скота и до килограмма среднесуточного привеса мы стабильно получали в течение года.
Действительно, было чему поучиться, и во-многом колхоз достигал таких показателей благодаря энтузиазму и подходу Алексея Афанасьевича. Но, естественно, не его одного. Велика заслуга – я его тоже считаю своим наставником – главного зоотехника Ильи Андреевича Логинова, зоотехника Георгия Ивановича Логинова, главного ветеринарного врача Николая Васильевича Путинцева, моих коллег – зоотехников Виктора Комогорцева и Петра Жданова, с которыми мы осваивали азы, учились около этой когорты. Я веду к тому, что наставничество у нас было хорошее, и в настоящее время именно такое должно быть у начинающих специалистов.
Не поверю я ни одному, что вышел человек из вуза и с первого дня стал самостоятельно полноценно нормально работать. Так не бывает, и не только в нашей аграрной специальности, а везде – хоть в медицине, хоть в образовании. Поэтому должны быть такие люди, которые помогут и направят, система наставничества должна существовать. Только при таком подходе получится нормальный специалист. И считаю, что лично мне с наставниками очень повезло.
Окончание в следующем номере
Газета «Земля», №36 от 7 сентября 2021 года
Записала Мария ВЫРУПАЕВА
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `18
- `19
- `20
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"