Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Материалы СМИ 02 сентября
Сто дней Юрия Кона: опыт парламентской работы придавал уверенность в себе
Корреспондент «Забайкальского рабочего» в личной беседе узнала, как прошла первая «стодневка» председателя Законодательного Собрания Забайкальского края Юрия Кона, заступившего на должность спикера в мае этого года.
Первая сессия под председательством Юрия Михайловича испытала его на прочность — главе парламента пришлось взять на себя ответственность прервать пленарное заседание. Но все важные для края законопроекты были приняты ровно через неделю. В первые же дни в роли спикера Юрий Кон встретился с журналистами краевых СМИ, чем задал посыл к открытости своей работы. И вот уже начинается новый парламентский год, на который у главы регионального Заксобрания масса планов.
Присутствие дороже написанного слова
— Юрий Михайлович, минуло сто дней с момента начала работы в должности председателя Законодательного Собрания Забайкальского края. Чем они запомнились? Что оказалось сложным для Вас?
— С одной стороны, сто дней — это больше трех месяцев, но с другой — это довольно короткий период для того, чтобы можно было подводить какие-то итоги. Мне кажется, что за сто дней любой человек на любой должности либо обретает уверенность, либо осознает, что эта работа ему не подходит. Срок моих депутатских полномочий составляет более 20 лет, с 2018 года я работал в парламенте на постоянной основе в качестве председателя профильного комитета. Огромный опыт законотворческой деятельности и общения с жителями края изначально придавал мне уверенность в собственных силах. Конечно же, в работе спикера есть своя специфика: одно дело — проводить заседание комитета, и совсем другое — вести пленарное заседание. Первое заседание под моим председательством 30 июня стало для меня боевым крещением — пришлось прервать сессию из-за отсутствия кворума.
— Понимаем, что о ситуации с уходом из зала депутатов фракции «Единой России» после того, как коммунисты проголосовали против ряда значимых законопроектов, сказано уже немало. Тем не менее какие уроки Вы извлекли из этого происшествия? Возможно, планируете иначе выстраивать межфракционное взаимодействие?
— Считаю, что ничего сверхъестественного не случилось — это рабочие моменты. В то же время я осознал, насколько важно обеспечивать явку депутатов на пленарное заседание. Для принятия решения необходимо 26 голосов. Если присутствуют не все парламентарии, то получить такое количество голосов становится сложнее. В период пандемии нам пришлось прибегнуть к таким формам, как участие депутатов в заседаниях в режиме онлайн, выражение ими письменного волеизъявления. Но все же важно, когда депутаты присутствуют лично, участвуют в обсуждении и голосовании. Поэтому я считаю важным достигнуть договоренности с работодателями депутатов, чтобы парламентариев отпускали на пленарные заседания, не планировали им командировок на время сессии.
Что касается межфракционной работы, то ее необходимо поднять на новый уровень. Я намерен накануне пленарных заседаний собирать руководителей парламентских фракций и совместно обсуждать спорные вопросы.
— Лето 2021 года выдалось для Забайкалья непростым, из-за наводнения многие остались без самого необходимого. Какой Вы видите в данной чрезвычайной ситуации роль краевого парламента? Требуются ли законодательные решения для ликвидации последствий ЧС и оказания помощи землякам?
— На сегодняшний день ущерб, причиненный паводками, составляет более 7,5 миллиарда рублей. Пока средств на покрытие убытков не поступало из федерального бюджета, краевой власти приходится искать возможности для выплаты компенсации пострадавшим из региональной казны. Более 450 миллионов рублей уже направлено на оказание помощи забайкальцам. Кроме того, повреждена инфраструктура — необходимо восстанавливать порядка 550 километров дорог, свыше 70 мостов. Пострадали и объекты социальной сферы — школы, дома культуры, библиотеки, спортивные сооружения. Поэтому наша задача доказать федеральному центру, что краю необходима значительная финансовая помощь. Что касается принятия изменений в бюджет в связи с поступлением этих средств, то мы готовы работать над поправками.
Также нам важно, чтобы ученики в пострадавших от наводнения школах сели за парты. Депутаты будут принимать участие в праздничных мероприятиях в День знаний на своих избирательных округах. Мы ждем от них информацию о ситуации в пострадавших школах, обобщив которую, будем оказывать учебным заведениям посильную помощь.
Также хочу отметить, что парламент откликнулся на призыв о помощи в самые первые дни ЧС — перечислили однодневную зарплату депутатов, работающих на постоянной основе, помогали жителям края на своих избирательных округах депутаты-одномандатники.
«Важно работать над качеством законов»
— В числе законов, которые депутаты приняли перед уходом на каникулы, были и поправки в части изменения сроков рассмотрения проекта бюджета края. Насколько этот закон повысит эффективность принятия главного финансового документа Забайкалья?
— Принятым законом о бюджетном процессе мы перенесли срок рассмотрения главного финансового документа края с 1 ноября на 25 октября. Однако я всегда говорил, что работу над бюджетом следующего года нужно начинать не в сентябре, а в январе текущего года. Ведь в ходе исполнения действующего бюджета мы можем определить социальные объекты, требующие особого внимания, и найти вместе с краевым Минфином возможности выделить средства на реконструкцию или строительство данных объектов. Если бы мы проводили эту работу заранее, то осенью обсуждение бюджета грядущего года проходило бы легко. Однако на позднее внесение закона о бюджете на площадку парламента влияют и объективные причины, и главная из них — дотационность региона. В условиях финансовой зависимости от федеральных поступлений мы вынуждены ждать согласования основных параметров бюджета с Минфином России.
— Вы неоднократно отмечали, что 70% законодательных инициатив вносят губернатор и правительство региона. Как Вы намерены повысить законотворческую инициативность коллег-парламентариев?
— Став председателем Заксобрания, я сразу же запросил данные о законопроектах, внесенных депутатами, и отметил, что их количество в процентном соотношении выросло. Если раньше число законодательных инициатив депутатов составляло 15-20 процентов, то на сегодняшний день мы вышли на показатель в 25 процентов. А это уровень Государственной Думы РФ. Поэтому в количественном отношении мы достигли заданной планки, теперь важно работать над качеством законов, чтобы они были полезны для забайкальцев.
— Наверняка у муниципальных коллег тоже имеются законодательные инициативы. Как планируете работать с ними?
— Депутаты муниципального уровня обладают правом законотворческой инициативы, но их активность в этом направлении пока оставляет желать лучшего. К примеру, депутаты Совета Забайкальского района обращались по вопросу неразграниченных земель, и мы пошли им навстречу. Охотно муниципальные коллеги выдвигают инициативы по борьбе с алкоголизацией населения. И все же готовых законопроектов, связанных с деятельностью муниципальных образований, мы не видим. Именно поэтому сотрудники аппарата вместе с заместителем председателя Заксобрания Дмитрием Тюрюхановым проводят в районах края обучающие семинары. Думаю, что необходимо проводить такие семинары чаще, важно всколыхнуть муниципальные образования, повысить уровень компетентности депутатов в районах.
Чтобы и налоги поступали, и бизнес развивался
— Будучи председателем профильного комитета, Вы много внимания уделяли мусорной реформе. Несмотря на проделанную работу, воз, в прямом смысле, и ныне там. Как парламент намерен дальше действовать в решении этого вопроса?
— Если обратиться к цифрам, то мы видим положительную динамику: 93 процента составляет охват населения; порядка 90 процентов — заключенные контракты на вывоз отходов с бюджетными организациями; около 70 процентов — контракты с бизнес-предприятиями. Но реальная картина открывает массу проблем, особенно в муниципалитетах. Этим летом мы группой депутатов вместе с представителями регионального оператора ООО «Олерон+» выезжали в Приаргунский район, также заехали в Краснокаменск, где осмотрели полигон для сбора отходов. Жители Краснокаменска рассказали, что город обслуживают всего две машины, и на тот период одна из них находилась в ремонте. Этот факт указывает на низкое качество обслуживания населения.
Проблемным моментом остается и строительство полигонов. Согласно территориальной карте, в регионе их должно быть семь. Если с расположением шести удалось определиться, то по Чите место для размещения отходов так и не выбрали. Все обсуждения пока склоняются в сторону поселка Атамановка. На мой взгляд, полигон, который представлял бы собой склад отходов, в Атамановке делать нельзя. Но, полагаю, если создать там экоцентр, в котором производили бы сортировку и переработку мусора, то население поселка согласилось бы с этим.
Также, на мой взгляд, было ошибочным решение о том, что отходы на полигоны имеет право вывозить только региональный оператор. Разумнее было заключить договоры с предприятиями, которые занимались этим раньше, и уже постепенно распространять свою деятельность на весь край. Вышло же, что другим организациям в один момент запретили вывозить отходы, а у «Олерона» для этого не хватало техники.
Есть вопросы и к тарифу. Одна организация, к примеру, может заполнить бак за неделю, а другая — за день. В таком случае несправедливо требовать с них одинаковую плату — здесь необходим дифференцированный подход.
Следует применять более жесткие меры в борьбе с несанкционированными свалками. Бытового мусора на них стало меньше, зато увеличилось количество отходов строительной деятельности. Одними штрафами эту проблему не решить, поскольку некоторым строительным компаниям проще заплатить штраф и продолжать вывозить мусор в лес. Поэтому нужны иные меры воздействия.
Необходимо внедрять раздельный сбор мусора. В идеале хотелось бы, чтобы появились фирмы, пользующиеся государственной поддержкой, которые собирали бы и перерабатывали пластик, картон, стекло. При этом важно с малых лет обучать земляков правилам сбора отходов — проводить занятия в школах, распространять брошюры среди детей и подростков. Я вместе с депутатами продолжу работу над реализацией мусорной реформы, потому что экологическая обстановка в крае вызывает тревогу.
— Как человек, много лет работавший в сфере бизнеса, как Вы считаете, какие законы необходимы, чтобы предпринимательство в Забайкалье развивалось?
— С одной стороны, перед законодателями стоит задача по повышению налоговых поступлений в краевую казну. С другой стороны — бизнес нуждается в нашей поддержке в части введения налоговых послаблений. Поэтому важно соблюдать баланс — чтобы бюджет региона пополнялся и при этом предпринимателям было комфортно работать. Важно, что в период пандемии краевой Минэконом пошел навстречу бизнесу и внес ряд законопроектов, направленных на поддержку предпринимателей. В результате Забайкалье вошло в десятку регионов России по уровню оказания помощи представителям МСП во время пандемии. Благодаря этому на Забайкалье стали обращать внимание предприниматели из соседних регионов — Иркутской области, Республики Бурятии, и даже начали регистрировать здесь свой бизнес.
Лично я каждый четверг провожу бизнес-ланчи, на которые могут приходить предприниматели, говорить о проблемах, делиться идеями.
— Немало внимания Вы уделяли и кадровым вопросам, а именно нехватке в крае представителей рабочих профессий. Могут ли законодатели переломить эту ситуацию к лучшему?
— К сожалению, в Забайкалье кадровый голод наблюдается практически во всех сферах. И причина тому не столько в оттоке населения, сколько в отсутствии грамотно выстроенной кадровой политики. На мой взгляд, она заключается в умении прогнозировать ситуацию на трудовом рынке на несколько лет вперед. Возьмем для примера строительную отрасль. В крае строительный рынок представлен преимущественно частными компаниями, главная цель которых — получение прибыли. В течение многих лет эти предприятия нанимали рабочую силу в Китае, Северной Корее, Средней Азии. В результате в крае оказалось заброшенным профтехобразование. Когда началась пандемия и границы с зарубежными странами закрыли, наши застройщики остались ни с чем. Они стали обращаться в службу занятости с просьбой перепрофилировать людей, которые тысячами ждут вакансий. Но на это пошло мало безработных, потому что строительство — тяжелый труд. Когда вспомнили о профтехучилищах, оказалось, что средние профессиональные учебные заведения готовят юристов, парикмахеров, поваров, бухгалтеров и почти нигде не учат сварщиков, бетонщиков, каменщиков. Я считаю, что можно попробовать создать профессиональные училища непосредственно при строительных организациях. Тогда компании могли бы готовить кадры для обеспечения собственной потребности. Эта система напоминает непрерывное обучение, распространенное в Советском Союзе, когда молодой человек утром сидит за партой, а после обеда выходит на работу на предприятие, применяя полученные знания на практике. Беседуя с представителями некоторых строительных компаний и заводов, я выяснил, что они готовы к такой работе. И тут важна методическая помощь Министерства образования и науки края.
Проблемы мы видим не только в сфере среднего профессионального образования, но и высшего технического образования. Региону выделили дополнительные бюджетные места в вузах на технические специальности, но мы не дождались потока желающих получить эти профессии. Дело в том, что для поступления на технические специальности необходимы результаты ЕГЭ по физике. Однако, как мне рассказывали родители выпускников, в школах ребят отговаривают сдавать экзамен по физике. В результате учителя физики покидают регион. У меня в планах собрать всех физиков хотя бы на базе одной из школ города, чтобы там этот предмет дети могли изучать углубленно.
Когда спикер сам звонит забайкальцам?
— В одном из интервью Вы отмечали, что спикер — это, в первую очередь, депутат. В качестве депутата Вы часто выезжали в районы края, на предприятия, непосредственно общались с земляками. Останетесь ли столь же досягаемым для забайкальцев, как и раньше?
— В мой избирательный округ входят два административных района Читы — Ингодинский и Железнодорожный. В администрации Ингодинского района я веду прием по вторникам, а в Железнодорожном районе — по пятницам. Из-за пандемии посетителей стало меньше, но при необходимости я встречаюсь с людьми на улице или обсуждаем вопросы по телефону.
Убежден, что работать нужно открыто. Поэтому я всегда готов к взаимодействию с коллегами, журналистами, жителями края. Рад прислушиваться к мнению людей. Считаю, что даже в негативных комментариях к новостям или в социальных сетях есть положительные зёрна. Если человек высказывает критику, значит, я где-то недоработал либо в обществе что-то не так. Я не вступаю с такими людьми в полемику, не переписываюсь, а, если ставится серьезный вопрос, изучаю их профили, нахожу номера телефонов и звоню с предложением встретиться и обсудить проблемы. Обычно комментаторы отказываются от беседы со мной — писать-то они мастера, но отстаивать свою точку зрения, глядя мне в глаза, не хотят. Значит, такие люди — трусы.
— Какие ожидания связываете с предстоящей избирательной кампанией?
— В сентябре пройдут две значимые для региона масштабные избирательные кампании. Одна из них — дополнительные выборы депутата Заксобрания по Октябрьскому одномандатному округу № 1. На эти выборы выдвинуты шесть кандидатов — все они достойные люди, и среди них я вижу тех, кто будет полезен в парламенте.
Вторая кампания — по выборам депутатов Государственной Думы. Тут я с сожалением вынужден отметить, что большая часть кандидатов от Забайкалья неместная. Это означает, что они не знают проблемы края изнутри, потому и в их предвыборных программах примерно одни и те же мысли. Некоторые кандидаты ставят цель быть оппозиционерами действующей власти, поэтому и свои программы они построили на ее критике. Если такие кандидаты что-то предлагают, то всё это общеизвестные моменты. На мой взгляд, цель данной избирательной кампании — распределить мандаты между теми людьми, которые нужны от Забайкалья на федеральном уровне. Если эти люди станут работать на благо края, то я буду им благодарен. Огорчает, что политические партии в своих центральных комитетах не могут доказать, что от регионов необходимо выдвигать в первую очередь местных кандидатов.
— С чего начнется новый парламентский год? Какие задачи ставите перед собой и коллегами?
— Важно провести ревизию всех законопроектов, которые давно лежат на площадках профильных комитетов, и уменьшить их число. В каких-то случаях придется доказывать авторам, что конкретный закон не будет работать, и убеждать их отозвать документ. Если же законопроект требует принятия, тогда следует доказать исполнительной власти, что необходимо изыскать средства, чтобы этот закон работал.
Также мы будем стремиться к тому, чтобы профильные комитеты Заксобрания наладили работу с отраслевыми министерствами исполнительной власти края. Нужно, чтобы две ветви власти работали в одной упряжке. Кроме того, нам необходимо думать о перспективе — не за горами 2023 год, когда пройдут выборы нового созыва Законодательного Собрания. За два оставшихся года надо пересмотреть структуру парламента, определиться с оптимальным количеством комитетов. Важно создать благоприятную платформу, чтобы новый созыв действовал по проработанной нами схеме.
Юлия Болтаевская.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `18
- `19
- `20
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"