Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Парламент 29 апреля
С пользой для России, на благо земляков…
Председатель Законодательного Собрания края Степан Жиряков считает, что именно эти слова передают смысл деятельности регионального парламента. В преддверии первого в России профессионального праздника депутатов, который отмечался 27 апреля, глава парламента рассказал о народовластии в современном Забайкалье, о том, как депутаты поддерживают связь с избирателями, и как законы, которые принимает Законодательное Собрание, работают для забайкальцев.
- Степан Михайлович, накануне Дня парламентаризма скажите, пожалуйста, зачем вообще нужны депутаты Законодательного Собрания?
- А Вы представьте себе, что никаких выборов нет. Соответственно, выборные органы власти не создаются, а все решения принимаются гражданами на общем собрании. То есть действует прямая демократия, как это было в городах древней Греции. Допустим, мы даже найдём такое место, где можно собрать вместе более восьмисот тысяч забайкальских избирателей. Очевидно, это действо было бы похоже на восточный базар со свойственным ему шумом и гамом. В таких условиях, как Вы понимаете, ни одного полезного решения принять невозможно.
Поэтому народовластие со временем стало осуществляться двумя способами. Первый – участие в референдуме по наиболее важным вопросам жизни страны. Например, это всенародное голосование 12 декабря 1993 года по проекту новой Конституции Российской Федерации. Второй способ – через формирование выборных органов как институтов народовластия, а также избрание должностных лиц.
Голосуя за кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, забайкальцы на определенное время передают принадлежащую им по Конституции власть конкретным людям, от которых ждут защиты и осуществления своих интересов. В свою очередь, руководствуясь интересами избравшего их населения, депутаты принимают законы, направленные на социальное, экономическое и культурное развитие края. Это – законодательная функция.
Кроме того, у Заксобрания есть и не менее важная представительная функция, когда мы, депутаты, обязаны знать проблемы каждого конкретного поселения, нужды и пожелания конкретных людей в своих избирательных округах, и реально участвовать в их разрешении, не стесняясь беспокоить исполнительную власть на местах, в Чите, а, если надо, и в столице. В общем, если коротко, депутат нужен, чтобы человек не остался один на один со своими проблемами.
- Степан Михайлович, если завтра депутаты перестанут принимать законы, разве жизнь остановится?
- Конечно, не будем преувеличивать, солнце в этом случае светить не перестанет. Но сегодня мы живем в сложном обществе, социальные функции государства должны быть чётко и справедливо регламентированы. Мы можем не знать законов, но, обращаясь в поликлинику, устраивая ребёнка в детсад или школу, да хоть копая грядки на любимой даче, мы живем по этим самым законам, которые как раз и регулируют вопросы здравоохранения, образования, земельных отношений и всего на свете. Не будет законов, мы вернемся в первобытное состояние к праву сильного. А мы этого не хотим. И пенсионер, и школьник, и инвалид, и молодая мать должны пользоваться защитой государства, закона и общества.
- Кстати, Степан Михайлович, как простой житель края - человек, что называется, с улицы может поговорить с депутатом, высказать ему все, что думает или попросить помощи?
- Для такого общения у нас существует несколько каналов. Во-первых, это депутатский центр, где население в соответствии с графиком принимают депутаты. Кроме того, мы напрямую по всем вопросам обращения граждан взаимодействуем с приемной главы Правительства РФ, председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева. Ну и, само собой, депутаты регулярно выезжают в свои избирательные округа, где работают и с органами местного самоуправления, и с населением.
Довольно популярной становится форма общения посредством сайта Законодательного Собрания Забайкальского края, где посетитель может задать вопрос любому депутату. Примеров много, приведу один. Одна из жительниц деревни Верх-Теленгуй Шилкинского района пожаловалась на то, что жители села вынуждены добывать себе воду, поскольку водокачка после удара молнией не работала целых полгода. Глубокой осенью местная речка промерзла до дна, и жители были вынуждены добывать лед и возить его домой. Ну, где это видано? После нашего вмешательства в муниципалитете сразу нашлись деньги на ремонт водонапорной башни. Для многих этот вопрос покажется незначительным, но, поверьте, для жителей этого небольшого села он жизненно важный.
Помимо таких частных вопросов мы, конечно же, пытаемся решать и наболевшие для всех забайкальцев проблемы. К примеру, цены на горюче-смазочные материалы. Мы на протяжении пяти лет ведем «войну» за уменьшение в регионе розничных цен на ГСМ. За последние годы мы неоднократно обращались к Прокурору Забайкальского края и в региональное Управление ФАС с предложением рассмотреть обоснованность повышения стоимости бензина и дизельного топлива, а также дать этому процессу правовую оценку. Также Заксобрание в рамках своих полномочий принимает все возможные меры, чтобы донести до Правительства и Госдумы РФ проблемы, с которыми из-за подорожания ГСМ сталкивается население нашего региона.
Несмотря на то, что цены на горюче-смазочные материалы в Забайкальском крае остаются самыми высокими среди субъектов Сибирского федерального округа, темпы их роста в прошлом 2012 году были значительно медленнее, чем в 2011-ом. Мало кто обращает внимание, но, тем не менее, это так: в 2011 году АИ-95 подорожал на 18,6%, а в прошлом 2012 году только на 2,4%. Темпы роста цены стали медленнее почти в 8 раз, это же не с неба упало! Более того, стоимость отдельных видов автомобильного топлива в прошлом году незначительно, но снизилась. Так, на начало текущего года, согласно данным УФАС по Забайкальскому краю, розничная стоимость бензина марки АИ-92 снизилась на 1,1%, АИ-95 - на 1,2%, а дизельного топлива - на 2%.
- Вы руководите Законодательным Собранием Забайкальского края уже почти три года. Что Вы ставили в своей работе на первое место? Что Вам удалось сделать?
- Я всегда считал, что только тот закон правильный, который позволяет людям жить лучше. И в законотворческой деятельности «социалка» была, есть и будет безусловным приоритетом. Сами судите, 168 законов социальной тематики, принятых нами, составляют четвертую часть от всех принятых законов. За это время ожидаемая продолжительность жизни в Забайкальском крае выросла с 63,8 года в 2008 году до 66,4 в прошлом 2012 году. Мы вроде не слишком довольны жизнью, но, тем не менее, стали жить дольше. Конечно, прямой связи между законами края и, например, демографией нет. Но мы увеличили поддержку многодетных семей, молодых врачей, приняли решение о выплате регионального материнского капитала. Снижена напряженность с обеспечением местами в детских садиках, развиваются альтернативные формы дошкольного образования. Ведь, вы и сами понимаете, что последние годы кардинально отличаются от 90-х. Если в те годы детские сады закрывались, то сегодня мы находим средства, чтобы строить новые, либо возвращать детям здания, ранее переданные различным коммерческим структурам и учреждениям. За четыре года с 2009 по 2012 дополнительно было создано более 10 тысяч мест в детсадах. Знаете, число детей, нуждающихся в устройстве в садики сократилось с 30 с лишним тысяч в 2010 году до 26 с половиной тысяч в прошлом году. Хотя и это тоже большая цифра, но я не сомневаюсь, что такими темпами мы обязательно выполним задачу Президента, и к 2016 году избавимся от очередей в детские сады. Мы также удовлетворены тем, что впервые за многие годы смогли довести среднюю заработную плату учителей до средней по экономике региона.
- А для экономического развития что удалось сделать?
- В этом случае надо говорить о главном, то есть о деньгах. На все нужны средства, а они будут у нас в бюджете лишь при условии стабильного экономического развития, которое означает стабильное поступление налогов в краевой и местные бюджеты. Мы целенаправленно формировали законодательную базу края, чтобы сохранить и увеличить промышленный и энергетический потенциал, создать благоприятные условия для инвестиций. Естественно, путем принятия законов, позволяющих поддержать экономически значимые предприятия: «О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности», «О региональной промышленной политике в Забайкальском крае», «О промышленных парках» и другие.
Вообще, в целом, я не буду напоминать очевидные вещи, но, как вы помните, в последние годы нам всем совместными усилиями удалось открыть ряд крупных объектов: третий энергоблок Харанорской ГРЭС, новый рудник на ПГГХО, продолжение электрификации ОАО «Забайкальские железные дороги», доведение железнодорожной ветки от Борзи до с. Газимуровский-Завод, на юго – востоке края заканчивается проектирование и начато строительство двух ГОКов. Несмотря на кризис, за этот период не было закрыто ни одного промышленного предприятия среди действующих. Число безработных граждан у нас сократилось с 65 тысяч в 2009 году до 28,6 тыс. в прошлом 2012 году, в два с лишним раза. Думаю, мы были на правильном пути.
Рост краевой экономики сопровождался увеличением доходов у людей. Среднедушевые денежные доходы, соответственно, выросли с 11, 0 тыс. до 17,1 тыс. рублей в месяц. В этом тоже есть, на мой взгляд, существенная доля участия краевых законодателей.
- Каждый третий житель Забайкалья – селянин. Все знают, что жить на селе – совсем не то, что в городе. Что за это время депутаты сделали для сельских жителей?
- Для восстановления и развития регионального агропрома принят целый пакет новых для края законов. Например, «О племенном животноводстве», «О региональном страховом фонде семян сельскохозяйственных растений», «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края», о государственной поддержке заготовительной деятельности, развития личных подсобных хозяйств и садоводческих объединений. Радует то обстоятельство, что есть экономическая отдача: объем производства продукции сельского хозяйства, несмотря на суровые климатические условия, имеет положительную динамику.
Так, в 2012 году объем производства валовой продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств составил 16,7 млрд. рублей, или 104,9% в сопоставимой оценке к уровню 2011 года. Практически по всем условиям, необходимым для интенсивного развития мясного скотоводства, Забайкальский край не имеет конкурентов среди регионов Сибири и Дальнего Востока (за исключением Республики Бурятия), а это - гарантия рентабельности и долговременной конкурентоспособности отрасли. Учитывая природно-климатические условия, пока гораздо выгоднее заниматься развитием мясного, а не молочного направления. Чтобы не распылять бюджетные ресурсы и получить максимальную отдачу, аграрная политика в регионе была направлена именно на этот приоритет.
Для устойчивого развития мясного скотоводства, увеличения объемов производства и реализации высококачественного мяса говядины была утверждена краевая долгосрочная целевая программа. Результат очевиден. Только в 2008–2012 годах в край завезено из других регионов и из-за рубежа 3436 голов племенного молодняка крупного рогатого скота. Для нас совершенно ясно, что только повышая продуктивность сельского хозяйства, переводя его на интенсивные рельсы, мы сможем увеличить объем выпускаемой сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, в 2012 году появились новые направления поддержки малых форм хозяйствования: поддержка начинающих фермеров и поддержка пилотных семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств – приняты экономически значимые программы «Поддержка начинающих фермеров в Забайкальском крае - на 2012-2014 годы», «Развитие пилотных семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Забайкальском крае на 2012-2014 годы».
Было бы, думаю, несправедливым игнорировать то обстоятельство, что государственная поддержка последних лет дала существенный задел для дальнейшего развития сельского хозяйства. Но проблем, конечно, в сельскохозяйственной отрасли еще много. Конечно, немало сил и средств потребуется нам, чтобы поднять ее с колен. Но мы должны все сделать для того, чтобы люди из села не уезжали, а крепко стояли на родной забайкальской земле.
- Степан Михайлович, а в целом Вы довольны результатами работы краевого парламента?
- У меня двоякое чувство: с одной стороны, многое сделано, деятельность нашего Законодательного Собрания без всякого преувеличения стала серьёзным фактором социально-экономического развития края. С другой стороны, я представляю, какой объем работы ждет депутатов второго созыва.
Наш край сегодня вступает в новый этап своей истории. Премьер-министр федерального Правительства, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. Мы со своей стороны тоже работали для того, чтобы этот документ был подготовлен и принят. И это ответ всем тем, кто считает наш регион никому ненужным «подбрюшьем» России. Согласно принятой Программе в Забайкалье будет направлено ни много, ни мало 729 млрд. рублей. Безусловно, это придаст мощнейший импульс для развития нашего региона, сравнимый со строительством Транссибирской магистрали. И это наш исторический шанс. Шанс на развитие и процветание. Скажу прямо, мы заложили прочный фундамент для прорыва, для того, чтобы этот шанс не был упущен, ведь вся региональная законодательная база сформирована.
Я уверен, что Забайкалье и забайкальцы обязательно будут жить лучше, они заслужили это. И руководство страны понимает это.
Беседовала Елена ПОЛЕЖАЕВА
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `10
- `11
- `12
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"