Новое в документах
21 ноября 2024 4666.14 Кб
20 ноября 2024 368.35 Кб
20 ноября 2024 2151.5 Кб
20 ноября 2024 2017.1 Кб
19 ноября 2024 282.73 Кб
Агропромышленный комплекс 05 августа
Михаил Якимов о грантовой поддержке фермеров: Надо менять подходы
5 августа председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Михаил Якимов принял участие в работе коллегии Контрольной-счетной палаты Забайкалья. Темой обсуждения стали итоги проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2019-2021 годах на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации.
По результатам контрольного мероприятия КСП края констатировала, что на господдержку фермеров и сельскохозяйственной кооперации в 2019 году было предусмотрено 52,1 млн. рублей, в 2020 году – 47,7 млн., в 2021-м – 86,7 млн. рублей. В период 2019-2020 годов исполнение бюджетных назначений составило 100 %, по состоянию же на 1 июня 2021 г. региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" выполнен всего на 6,6%, а сумма предоставленных грантов едва превысила 5, 7 млн. рублей.
Как прозвучало на коллегии, несмотря на увеличение государственной поддержки, краевой Минсельхоз дает данные об уменьшении крестьянско-фермерских хозяйств в крае. Так, за период с 2017 по 2020 годы количество КФХ сократилось на 9,3 %, с 655 до 594. Снижение наблюдается и по численности работников хозяйств - с 751 до 685 человек.
Анализ направлений господдержки, по данным КСП, дал следующие выводы: из 141 заявки, поступившей в 2020 году на получение гранта "Агростартап", к конкурсу были допущены 59 (41,8%). Победителями были признаны 11 участников, или 18,6 % из допущенных. 10 человек из числа победителей получили максимальную сумму гранта в размере 4 млн. рублей на формирование неделимого фонда сельхозпотребкооператива, 1 участник – 3 млн. рублей на создание и развитие КФХ.
Контрольно-счетная палата в этой связи констатировала: потребность в получении грантов «Агростарстап» высокая, заинтересованность КФХ в господдержке растет, однако выделяемых средств явно недостаточно: только 13,3 % желающих смогли воспользоваться помощью государства.
Глава парламентского комитета по аграрной политике и природопользованию Михаил Якимов, принявший участие в работе коллегии КСП, по итогам мероприятия дал свой комментарий услышанному.
- Контрольно-счетной палатой проделана огромная аналитическая работа. На мой взгляд, работа такого рода должна проводиться самим Министерством сельского хозяйства края. Оно должно четко видеть и понимать, каков вектор движения, кто имеет наибольшую поддержку, а где средств на развитие явно недостаточно и кто их должен получать.
На сегодняшний день Минсельхоз говорит, что поддержка КФХ в крае выросла. В 2019 году она составляла 52,1 млн. рублей, в 2020 году произошло снижение, а в 2021-м – увеличение до 86 млн. рублей. Но при этом один из ранее действовавших видов поддержки начинающих фермеров на территории Забайкалья совсем сократили. Поэтому, на мой взгляд, говорить о каком-то увеличении данной господдержки даже не стоит. Я считаю, мы стоим на месте, нет развития. Если оценивать уровень помощи с учетом, например, роста цен, то господдержка и вовсе оказывается минимальной. Для примера: в 2019 году трактор МТЗ стоил в пределах 600 тыс. рублей, а сейчас его цена составляет около 1,5 млн. рублей. То есть рост цены – в 2,5 раза, а господдержка фермеров в крае осталась в пределах тех сумм, которые были раньше.
Основным показателем недостаточности господдержки я считаю сокращение КФХ: по отчетности на 9,3 % фермерских хозяйств в крае стало меньше! Сократилось не только их количество, но и численный состав, здесь снижение тоже почти на 9 %.
Те проблемы, на которые указала КСП, Законодательное Собрание края, наш аграрный комитет подчеркивают на протяжении последних 3 лет. Мы неоднократно говорили, что порядок предоставления господдержки всегда затягивается, а сроки для представления документов на господдержку – минимальные, они очень сжаты. Руководители КФХ разных форм собственности не имеют специалистов данного направления, чтобы подготовить оперативно и качественно необходимый пакет документов. Как отмечалось на коллегии, более 60% представленных заявок не проходит. И если сделать мониторинг, то у нас выйдет, что господдержку год из года получают одни и те же районы. Для примера могу сказать: всегда приятно видеть документы Агинского Бурятского округа, там ими занимаются профессионалы. А многие другие районы не могут преодолеть все необходимые требования, потому что управления сельского хозяйства или профильные отделы в муниципальных образованиях либо вовсе сокращены, либо оставлены в минимальном составе. Они на сегодняшний день в своих районах не работают с КФХ, поэтому те вынуждены самостоятельно готовить грантовую документацию и срезаются из-за самых незначительных ошибок.
Да, Минсельхоз действует в соответствии с требованиями федерального министерства, соблюдает в полной мере антикоррупционные составляющие, вся процедура проходит правильно. Проблема в том, что те 60 %, которые остаются за бортом, они как никто другой нуждаются в господдержке, они по-колхозному сильные хозяйства, и их нужно обязательно поддерживать организационно. От таких хозяйств, на мой взгляд, был бы более ощутимый эффект в плане производства и реализации продукции, потому что у них и поголовье выше, и оснащение, и т.д.. Своевременная господдержка позволила бы их переоснастить, сделать те же убойные площадки для реализации мяса. Возьмите приграничные территории, мясо там выращивается, но нет ни одной убойной площадки. Гранты им не достаются, потому что самостоятельно район не дотягивается до того уровня подготовки документов, как у агинчан.
Я считаю, Минсельхоз обязательно должен провести мониторинг – экономический, географический – и понять, какие районы за последние годы не получали грантов совсем. Может, стоит каким-то образом предусмотреть этот фактор в порядке предоставления грантов, изменить подходы? Мое глубокое убеждение: суммы субсидий грантовой поддержки ежегодно должны увеличиваться, причем значительно. Иначе развития сельского хозяйства в крае мы не увидим еще долгие годы.
Наша справка. По данным Забайкалкрайстата, Забайкальский край занимает 62 место в Российской Федерации по производству продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (0,4 %). В структуре ВРП Забайкальского края сельское хозяйство занимает долю 5,2 % (основные сферы: добыча полезных ископаемых – 15,0 %, оптовая и розничная торговля – 10,4 %, государственное управление – 9,6 %). Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей Забайкальского края в среднем составляет 22,5 млрд. рублей в год, из них на КФХ приходится 2,5 млрд. рублей (11,1 %). В структуре сельскохозяйственного производства Забайкальского края основная доля приходится на хозяйства населения – 77,9%.
В структуре оборота малых предприятий (включая микропредприятия) сельское хозяйство занимает на территории региона менее 2 %. Основными видами деятельности МП являются оптовая и розничная торговля – 52,8 %, строительство – 12,2 % и обрабатывающие производства – 4,2 %.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `18
- `19
- `20
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"