Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Парламент 30 января
Степан Жиряков: "Пришло наше время"
На этой неделе во Владивостоке проходит Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, в работе которого принимают участие около 350 делегатов из 28 стран и от восьми международных организаций. Ключевые вопросы повестки дня – политика, безопасность, экономика и торговля.
На новом историческом витке освоения восточных рубежей России Забайкальский край стремится занять свое достойное место. Какими видит предстоящие перемены и готова ли к ним региональная власть? — на этот и другие вопросы накануне форума ответил председатель Законодательного Собрания края Степан Жиряков.
— Степан Михайлович, планы развития Забайкалья и Дальнего Востока получили статус общегосударственных задач. На Ваш взгляд, как в этом контексте ощущает себя Забайкальский край?
— Я бы сказал, что мы находимся в ожидании больших и долгожданных перемен. Последовательное проведение в 2012 году таких важных мероприятий, как саммит АТЭС, Президиум Госсовета по развитию Забайкалья и Дальнего Востока, наконец, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, который пройдет во Владивостоке 27-31 января нынешнего года и который призван обеспечить законодательное обеспечение озвученных предложений и инициатив, лично я оцениваю как реальное начало движения «на восток». Пришло наше время - время восточных регионов страны. К сожалению, предыдущие федеральные программы, на которые мы тоже крепко надеялись, были выполнены всего на 20-40 процентов. Теперь же на смену точечным решениям приходит комплексная, по-настоящему государственная стратегия. Это не может не радовать.
— Подготовлена ли законодательная база региона к большим переменам?
— Однозначно, да. Еще в 2010 году мы приняли специальный закон, в котором стратегические направления развития Забайкальского края прописаны основательно и на долгосрочный период, до 2025 года. В числе главных направлений - повышение качества жизни населения за счет экономического роста, которого предполагается достичь путем развития горнорудного, транспортного и агропромышленного комплексов, строительной индустрии, инфраструктурного развития, а также инновационной системы. Еще один действующий в крае документ стратегического планирования, который формирует, увязывает по срокам, определяет финансовые, трудовые и материальные ресурсы, - это Программа социально-экономического развития Забайкальского края, рассчитанная до 2014 года. Документ этот, без преувеличения, новаторский: в нем впервые использован метод экономического зонирования в целях оптимального выбора для муниципальных образований. То есть районы и городские округа условно объединены в укрупненные экономические территории, отражающие главные различия в факторах их экономического роста. Таких территорий три: приграничного периметра, транспортно-инфраструктурного пояса и развития севера Забайкальского края.
— За счет чего Вы видите развитие на этих территориях?
— В документе определены 10 зон опережающего развития, в том числе шесть зон федерального и четыре - регионального уровня значимости. К первым относятся Юго-Восточный и Чарский территориальные горно-металлургические комплексы, торгово-промышленная зона в приграничном пос. Забайкальск, зона развития деревообрабатывающей промышленности и строительной индустрии, а также туристско-рекреационная зона «Алханай». На региональном уровне в отдельную зону выделена агломерация на основе города Читы как столицы края и прилегающих населенных пунктов, промышленная зона в пос. Могойтуй, сельскохозяйственная производственно-перерабатывающая зона в Агинском Бурятском округе и Приаргунская сельскохозяйственная зона по производству зерна, кормов, развитию животноводства. Территории, которые я назвал, относятся к южной, юго-восточной и северной частям Забайкальского края, располагаются они преимущественно вдоль существующих и строящихся транспортных магистралей, а значит, обоснованно обладают полноценными возможностями для развития.
— А чем эти зоны могут быть интересны, например, инвесторам?
— Над созданием этого интереса мы работаем постоянно, и, на мой взгляд, сегодня в крае сформировано не только достаточно привлекательное, динамичное, но где-то и уникальное инвестиционное законодательство, которое обеспечивает инвесторам защиту прав и льготный налоговый режим. В дополнение к действующим базовым законам «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае», «О государственно-частном партнерстве», "О промышленных парках Забайкальского края", «О снижении ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Забайкальского края», принят закон «Об основаниях и условиях предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам», утверждена краевая программа создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Забайкальского края на 2011-2015 годы, сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов, призванных обеспечить на территории края реализацию Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Наконец, буквально с января 2013 года вступил в силу новый краевой закон, который впервые гарантировал господдержку иностранным инвесторам. Я убежден, что созданное правовое поле не только привлечет в регион новые инвестиционные ресурсы, но и поможет уменьшить нашу пресловутую сырьевую зависимость.
— Степан Михайлович, какой экономический эффект дают принятые законы?
— В последние 2 года мы отмечаем динамику роста инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2010 годом объем инвестиций 2011 года за счет всех источников финансирования превысил 51, 5 млрд. рублей – рост составил 3,2%. По итогам 2012 года инвестиционный показатель должен приблизиться к 60 млрд. рублей, что составит уже около 7,5% к уровню предыдущего года. Тенденция роста стабильная, но хотелось бы, конечно, большего. Так же, как и во всем реальном секторе экономики. За период с 2008 по 2011 годы объем валового регионального продукта увеличился на 19,3 %, объем промышленного производства – на 8,7 %. Самый солидный «привес» краю традиционно дала добыча полезных ископаемых, здесь рост на уровне 25 %. Как вы понимаете, эти показатели тоже стали возможными во многом благодаря адекватному законодательному сопровождению. В целях поддержки реального сектора экономики в крае принят ряд законов, позволяющих оказывать государственную поддержку экономически значимым предприятиям: «О государственной поддержке градообразующих организаций промышленности», «О региональной промышленной политике в Забайкальском крае», «О промышленных парках», «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае» и другие. Я очень надеюсь, что перемены, начавшиеся в отношении восточных регионов, позволят нам в ближайшей перспективе на полную мощность «раскрутить» принятые законы и ощутить от их действия более серьезный экономический толчок. И если для этого понадобится расширять, корректировать нормы регионального законодательства, мы готовы впрячься в эту работу, что называется, засучив рукава… Это нужно для того, чтобы на новом историческом витке освоения восточных рубежей России Забайкалье заняло не только свое достойное место в этом процессе, но и стало полноценным участником всех государственных программ, где речь будет идти о развитии нашей территории.
— Вы упомянули краевой закон о частно-государственном партнерстве. Этот формат взаимодействия власти и крупного бизнеса новый для России. Как Вы оцениваете забайкальский опыт такого партнерства?
— Для нашего края частно-государственное партнерство - это реализация инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края». В свое время, на стадии объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, этот проект был наделен ответственным статусом главного вектора развития Забайкалья. Экономический кризис 2009 года, глубокие внутренние проблемы компании-инвестора «Норильский никель», а также ряд других нюансов привели к серьезной корректировке проекта. В результате срок его реализации увеличен до 2016 года, а сметная стоимость уменьшена на 38% - теперь это 105 миллиардов рублей, а не 170, как ожидалось. Протяженность железнодорожной линии составила 226 километров вместо 375. Фактически речь шла не о строительстве новой железной дороги Нарын - Лугокан, а ее участка: станция Нарын 1(Борзя) - Александровский завод - Бугдаин - Газимурский завод. При этом изменились и доли инвесторов в реализацию проекта. Если первоначально Инвестиционный фонд РФ должен был профинансировать 68% стоимости строительства железной дороги, то впоследствии эта цифра подросла до 75%. То есть львиную долю финансовой нагрузки приняло на себя государство.
К началу 2010 года генеральным подрядчиком - корпорацией «Ижтрансстрой» - было построено 130 километров дороги до станции Александровский Завод. В июне 2012 года открыто рабочее движение до Газимурского Завода. Таким образом, заложена инфраструктурная основа для последующего масштабного освоения полиметаллических месторождений. Следующая задача проекта – завершить строительство железнодорожной трассы и возвести на одноименных месторождениях Быстринский и Бугдаинский горно-обогатительные комбинаты. Назад дороги нет! Поэтому наш, забайкальский опыт частно-государственного партнерства он хоть и трудный, но, без сомнения, успешный! Сохраняется за проектом и статус «локомотива» развития края: еще на стадии проведения геолого-разведочных работ для пяти ГОКов, которые планировалось строить изначально, мы получили хорошие результаты еще по нескольким месторождениям. Это Савкинское и Наседкинское, рудные площади Уронайская, Курунзулаевская, Сретенская… Сегодня на Савкинском месторождении в Нерчинско-Заводском районе уже работает золоторудное предприятие «Ильдиканзолото», на Наседкинском месторождении в Могочинском районе ООО «Дальневосточная компания цветных металлов» проектирует строительство горно-перерабатывающего комплекса. Все это - гарантия дополнительных поступлений в казну, новые рабочие места, улучшение жизни в муниципалитетах. Такой вот «побочный» эффект. И это не говоря о Быстринском и Бугдаинском предприятиях, которые максимум через 5 лет, при нормальном течении событий, должны обеспечить краю сбалансированный бюджет.
— Степан Михайлович, альтернативные «локомотивы» у экономики Забайкалья есть?
— Безусловно. Например, агропромышленный комплекс. Как системообразующий сектор экономики края, он всегда был и остается объектом повышенного внимания законодателей. Для восстановления и развития регионального агропрома принят целый пакет новых для края законов. Например, «О племенном животноводстве», «О региональном страховом фонде семян сельскохозяйственных растений», «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края», о государственной поддержке заготовительной деятельности, развития личных подсобных хозяйств и садоводческих объединений. Особенно приятно отметить, что разработчиками большей части аграрных законов выступили мои коллеги-депутаты. Экономическая отдача есть: объем производства продукции сельского хозяйства, несмотря на суровые климатические условия, имеет устойчивую положительную динамику. Но на фоне прогрессивного вроде бы законодательства беспокоит другое: сумеют ли наши аграрии адаптироваться к жестким условиям членства России в ВТО? Надеюсь, что на Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме этим вопросам тоже будет уделено внимание.
— А какие законодательные решения Вы могли бы выделить в социальной сфере?
— Скажу лишь, что с начала работы депутатов нынешнего созыва краевым парламентом принято 168 законов социальной тематики – почти четверть всех документов. Одно из последних решений связано, например, с увеличением зарплат бюджетникам, причем даже не столько учителям и медикам, сколько работникам культуры, воспитателям детских садов. В этой сфере оплата труда у нас самая низкая. При принятии бюджета края на 2013 год расходы на повышение зарплаты предусмотрены нами по абсолютно всем категориям бюджетников. Повышение составит от 30% до 216% по различным категориям. В бюджет заложено также увеличение стипендий и социальных выплат на 5,5%. С 1 июня начнутся единовременные денежные выплаты многодетным семьям – это совершенно новые расходы, раньше у нас таких выплат не было.
При этом должен подчеркнуть, что в целом на заработную плату край потратит 16,5 миллиардов рублей. Это - 43% всех расходов, и как раз это обстоятельство уже не радует, а изрядно тревожит, ведь мы тратим на зарплату почти половину всех доходов! Учитывая, что Президент поставил задачу к 2018 году довести зарплату бюджетников до средней по экономике – а это 42,5 тыс. рублей – нам предстоит постоянно повышать расходы на эти цели. Вынужден констатировать, что без финансовой поддержки федерального центра мы не в состоянии обеспечить в полной мере даже реализацию полномочий, переданных сегодня на региональный уровень. Фактически при юридическом равенстве субъектов Российской Федерации мы наблюдаем очевидное неравенство в уровне жизни населения. Ведь, согласитесь, жизнь человека в Забайкалье и, например, в Подмосковье — это два разных качества жизни. Одни свой путь в школу или больницу измеряют десятками километров даже не дорог, а направлений, а другие всего несколькими минутами ходьбы. Корень проблемы – в кривых межбюджетных отношениях. Законодательное Собрание Забайкальского края неоднократно, на разных уровнях заявляло о том, что стране необходима реконструкция межбюджетной системы, закрепление дополнительных доходных источников за региональными и местными бюджетами. Очень хочется надеяться, что государство и здесь примет правильный, восточный вектор. В противном случае вывести Забайкалье и Дальний Восток в экономические лидеры будет просто нереально.
Наша справка. Идея создания организации межпарламентского сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), возникшая в начале 90-х годов прошлого века, нашла свое практическое воплощение в АТПФ – Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме. Членство в форуме открыто для всех стран АТР, сегодня в его составе 27 участников и одна страна-наблюдатель, в числе которых, помимо учредителей – Россия, Вьетнам, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Лаос, Малайзия, Маршалловы Острова, Монголия, Перу, Фиджи, Чили и Эквадор. Решения Форума принимаются консенсусом.
Российская Федерация принята в состав форума в 1993 г. По словам председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко, «председательство России в АТПФ нацелено на внесение весомого вклада в развитие международного и национальных законодательств, способствующего углублению региональной экономической интеграции, обеспечению стабильности и международной безопасности». В работе авторитетного форума участвуют забайкальские сенаторы Константин Сурков и Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `10
- `11
- `12
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"