Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Материалы СМИ 29 января
Воспринимать как данность
Новая «нарезка» избирательных округов Забайкальского края: 25 вместо 20+1. Глава краевого избиркома Валерий Буянов прокомментировал принятый документ.
Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края на декабрьской сессии окончательно утвердили схему одномандатных избирательных округов. В соответствии с нею, 8 сентября этого года - в единый день голосования, пройдут выборы нового состава депутатского корпуса.
Страсти с обсуждением новой нарезки округов улеглись — законодатели утвердили ее сроком на десять лет, а пересмотреть могут только в случае изменения административно-территориального деления либо численности избирателей. Однако не всем избирателям на сегодняшний день ясно, зачем одни административные районы оказались разделенными между двумя избирательными округами, другие же наоборот — объединили в рамках одного. Председатель Избирательной комиссии Забайкальского края Валерий Буянов ответил на этот и многие другие вопросы.
— Валерий Павлович, расскажите, пожалуйста, почему возникла необходимость в переработке схемы избирательных округов?
— Стоит отметить, что новая нарезка избирательных округов возникла не на пустом месте — она заложена предыдущими решениями Законодательного Собрания. Так, Устав Забайкальского края определил, что состав Законодательного Собрания будет состоять из 50 депутатов, которых предстоит выбирать по смешанной системе: 25 — по одномандатным округам и 25 — по партийным спискам. Раньше из пятидесяти депутатов только 20 избиралось по одномандатным округам, пять депутатов были избраны по многомандатному округу на территории Агинского Бурятского округа, 25 — по партийным спискам. Новое законодательство поставило перед нами задачу перенарезать 20 одномандатных округов и один пятимандатный в 25 одномандатных, со средней численностью избирателей 32 808 человек. Естественно, что невозможно было создать новую схему, полностью совпадающую с прежней.
— На что депутаты и Избирком обращали внимание в первую очередь при разработке схемы избирательных округов? Долго ли длилась работа над проектом?
— Безусловно, мы ставили перед собой задачу — сделать схему одномандатных избирательных округов близкую к той, по которой выборы проходили ранее — это было желательным, но почти невозможным. Мы хотели сохранить в целостности в рамках одного или нескольких избирательных округов крупные муниципальные образования: это касалось Читы, Краснокаменска и Краснокаменского района, Читинского, Борзинского, Оловяннинского, Шилкинского и ряда других районов. Продуманно и взвешенно следовало подходить к нарезке избирательных округов на территории Агинского Бурятского округа.
В зависимости от того, что бралось за точку отсчета, мы разработали порядка 6-7 схем. Процесс занял довольно длительное время — с сентября по декабрь 2012 года, — поскольку многократно приходилось оценивать и пересматривать все возникающие предложения. Бывало и так, что тем, кто был принципиально не согласен с предложенными вариантами, мы предлагали провести собственную нарезку округов, однако никому сделать это в более удачном виде не удалось. В итоге из двух оставшихся проектов мы путем долгого обсуждения и голосования приняли тот, к которому было меньше всего замечаний.
— На каких моментах сложнее всего было прийти к согласию?
— Признаю, что неудобно, когда границы избирательных округов рассекают на части муниципальные образования. Поэтому среди местных и краевых депутатов было немало недовольных получившимся разделением и объединением различных территорий в округе. Наиболее болезненно определялись судьбы Карымского района — долго не могли решить, к чему присоединить части крупного муниципалитета. В итоге северную и северо-восточную часть его территории мы объединили в один избирательный округ с Тунгокоченским районом, а территорию, граничащую с Агинским округом, — с Могойтуйским районом. Были представители Могойтуйского района, которые хотели бы объединиться с частью Оловяннинского. Но против разделения района возражали уже оловяннинцы. Поступали замечания от Чернышевского района. Чернышевцы были недовольны тем, что их район планировалось разбить на три части и одну их них присоединить к Сретенскому району, хотя руководство района больше желало объединения с Нерчинским районом. Мы частично учли их просьбы — разделили район не на три, а на две части. Однако оставили часть чернышевцев со сретенцами. Были замечания от красночикойцев — они обижались на то, что центр округа предполагался в городе Хилке. Красночикойцы считали, что избирателей хилокчан больше, поэтому Хилокский район мог бы диктовать условия Красному Чикою по выдвижению кандидатов, использовать преимущества близости к краевому центру. Мы решили пойти навстречу, и центром избирательного округа определили Красный Чикой.
— В связи с новой нарезкой избирательных округов Агинский Бурятский округ получает всего “полтора” мандата вместо имевшихся пяти. Серьезная ли это потеря для административной единицы? Удалось ли погасить в АБО прежнее недовольство данной ситуацией?
— Нарезка округов предусматривала, что один депутат будет избираться от примерно равного числа избирателей. И в данном вопросе не следует придерживаться лобовой позиции, что АБО значительно потерял в количестве мандатов. Изначально пятимандатный округ создавался для того, чтобы при объединении АБАО и Читинской области сгладить разницу в их представительстве в законодательном органе объединенного субъекта, повысить возможности защиты интересов жителей округа при решении различных вопросов. Однако за время существования Забайкальского края мне не известно ни одного случая, когда депутатам от Агинского округа пришлось бы консолидироваться для того, чтобы противостоять проведению остальной частью депутатского корпуса какого-либо решения, противоречащего интересам АБО. Жизнь показала, что всеми ветвями власти края, депутатами Законодательного Собрания АБО рассматривается как неотъемлемая и очень важная часть Забайкальского края, и никаких покушений на законные интересы агинчан в работе Законодательного Собрания не допускалось. Теперь многое будет зависеть, во-первых, от того, каким образом агинчане проведут избирательную кампанию, а они умеют это делать. Во-вторых, насколько они заручатся поддержкой региональных отделений политических партий в продвижении кандидатов от округа. Поэтому численность депутатов от АБО может быть значительной.
— Валерий Павлович, какие достоинства и недостатки видите лично вы в новой схеме одномандатных округов?
— Думаю, что в новой нарезке не стоит искать плюсы и минусы, а следует воспринимать ее как данность, поскольку делить край на 25 избирательных округов пришлось бы при любом раскладе. Возможно, не всегда понятным для избирателей будет то, почему в их селе голосуют за одних кандидатов, а в близлежащем населенном пункте — за других. Когда же выборы пройдут, станет ясно, что если район поделен между двумя избирательными округами, то его интересы представляют уже два депутата. Выявилась другая проблема — по прошествии времени некоторые депутаты почему-то начинают ассоциировать себя с определенной территорией. Из их уст звучит: “мой округ”, “мои избиратели”. Появляются требования разметить схему округов под конкретного человека. Это не серьезно. Если депутат действующий, если он — личность, способная работать ответственно, то всегда можно рассчитывать на поддержку избирателей.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на предстоящих выборах в связи с принятием новой схемы одномандатных округов?
— Надо иметь в виду, что сегодня главными игроками на избирательном поле являются политические партии. На сегодняшний день в крае зарегистрировано 18 региональных отделений, но сформировать краевые списки по силам, пожалуй, только парламентским партиям. У недавно появившихся политических объединений есть возможность продвигать своих кандидатов от одного-двух, редко больше, территориальных округов. Видимо, появятся и самовыдвиженцы. Однако успешнее будут те кандидаты, которые уж если и не являются членами какой-либо партии, то хотя бы пользуются поддержкой одной или нескольких из них.
— Как Избирком готовится к единому дню голосования?
— На сегодняшний день нам удалось полностью сформировать законодательную базу для проведения выборов губернатора и депутатов Законодательного Собрания края. Сейчас полным ходом идет образование избирательных участков, начинается процесс формирования участковых избирательных комиссий. В крае появится 943 избирательных участка, вместо существовавших 955. Следовательно, столько же и комиссий. Помимо основного состава каждой участковой избирательной комиссии должен быть сформирован ее резерв. Поэтому, если раньше в проведении выборов в крае участвовало около 8,5 тысячи человек, то теперь почти 16 тысяч. Основная работа начнется, когда придет время принятия решения о назначении выборов — это будет конец мая или начало июня. Тогда на базе избирательных округов будут образованы окружные избирательные комиссии (ОИК) — именно они будут организовывать выборы депутатов — одномандатников, следить за правильностью их проведения, подводить итоги. Что касается материально-технической базы, то мы заказали у Центральной избирательной комиссии и, надеюсь, получим 100 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которыми будут оснащены крупные населенные пункты края. Для нас очень важно, чтобы в выборах приняли участие все категории избирателей, в том числе и с ограниченными физическими возможностями. Для этого нам потребуется решить ряд технических вопросов — обустроить избирательные участки так, чтобы инвалиды могли сравнительно легко до них добраться — это должны быть первые этажи помещений, оборудованные пандусами. К тому же, для людей с проблемами зрения необходимы специальные бюллетени. Также на нас лежит просветительская работа со всеми участниками избирательного процесса, в том числе — с кандидатами, чтобы последние вели свою деятельность, включая предвыборную агитацию, без нарушений законодательства.
— Нет ли опасений, что явка на выборах будет низкой, ведь 8 сентября — это дата, когда многие граждане еще находятся в отпусках либо заняты дачной работой?
— Близость 8 сентября к лету, конечно, немного пугает. Беспокоит, что основу избирательных комиссий составляют работающие люди и в это время многие из них могут находиться в отпусках. Будем подбирать людей ответственных и просить, чтобы они планировали свой график так, чтобы осталось время для работы в избирательной комиссии. Что касается избирателей, то не думаю, что явка будет низкой. Выборы губернатора и региональных депутатов традиционно вызывают у забайкальцев большой интерес. Хотя, не спорю, что многое будет определяться накалом предвыборных страстей, столкновением разных точек зрения, позиций, программ. Но даже без этого людям не безразлично, кто возглавит край, и кто будет представлять их интересы в Законодательном Собрании.
Беседовала Юлия Болтаевская
"Забайкальский рабочий" за 28.01.2013
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `10
- `11
- `12
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"