Новое в документах

Материалы СМИ 28 февраля

Д.Тюрюханов: Если есть кнут, должен быть и пряник

Д.Тюрюханов: Если есть кнут, должен быть и пряник

Особенностью уходящей парламентской зимы стали как минимум два важных законодательных решения. С одной стороны, это принятые депутатами поправки в Устав Забайкалья, которые узаконили новый правовой статус муниципалитетов, а с другой - отклоненный законопроект краевой прокуратуры, обязывающий предпринимателей предоставлять рабочие места осужденным. Об этом и не только - в интервью ИА Заб.ру с первым вице-спикером Законодательного Собрания края Дмитрием Тюрюхановым.

- Дмитрий Николаевич, поправки в Устав края, как и изменение Конституции России, не частое в законодательной практике явление. Но если поправки в Конституцию нацелены на то, чтобы Россия была правовым социальным государством, то какие веские причины были на то, чтобы менять основной закон края?

- Эти веские причины, прежде всего, были продиктованы изменившимся федеральным законодательством.  Главной новеллой Устава стало понятие "муниципальный округ".  Хочу обратить ваше внимание на то, что  это нововведение вовсе не обязывает во что бы то ни стало создавать на территории Забайкалья муниципальные округа. Речь идет о возможности их создания, и она теперь предусмотрена, как того требовало федеральное законодательство. Дальше районы самостоятельно должны определиться, объединяться им в округа или нет. В некоторых районах, как Читинский, например, этого, конечно же, не стоит делать, потому что он - самостоятельная единица,  и в сегодняшнем виде власть там работает стабильно и достаточно надежно. А в некоторых, особенно отдаленных районах, - Каларском, Тугокоченском, Тунгиро-Олекминском - главы сами обращаются с просьбами о переходе на новый формат, им есть резон начать работать в составе округа. Выиграют они в упрощении  системы управления, в первую очередь…

- А если старшие товарищи в лице краевой администрации будут "настоятельно рекомендовать" такой переход? Тем более примеры навязывания тех или иных подходов у нас в крае уже случались…

- Есть такая  опасность, вы правы. Если исполнительная власть начнет перегибать палку и продавливать вопросы создания муниципальных округов, руководствуясь какими-то своими мотивами... По меньшей мере, это будут неправомерные действия. Но давайте не будем ставить телегу впереди лошади: всему свой черед. Хотя, конечно, исключать возможность такого давления нельзя, в том числе при помощи финансового регулирования: одним денег меньше дать, другим отказать в поддержке и т.д. Было бы желание...

Законопроект о поправках в Устав – один из тех документов, по которому от депутатского корпуса требуется квалифицированное большинство – две трети от числа избранных депутатов, то есть 34 голоса. Поскольку это был межфракционный "продукт",  неудивительно, что все 45 присутствовавших на заседании депутатов проголосовали "за".

- А как Вы прокомментируете другие изменения в Уставе?

- Вторая поправка касается уточнения статуса Законодательного Собрания края: мы закрепили в Уставе норму о высшем законодательном (представительном) органе власти, как того требовало, опять же,  федеральное законодательство. В одном источнике я прочитал формулировку "верховный", но это, конечно же, неправильно: Законодательное Собрание - высший законодательный (представительный) орган власти, а верховный – это про суд, например.

Ну, и третьим изменением мы ввели в Устав норму об обязательных публичных отчетах губернатора края, который должен готовиться на основе независимого экспертного заключения о качестве работы профильных ведомств в образовании, здравоохранении, культуре и социальной сфере. На протяжении многих лет глава региона ежегодно отчитывается об итогах работы Правительства, и эти отчеты никто не отменяет. Но к ним добавляется новый формат - обязанность губернатора держать ответ, по сути, за качество жизни в крае. В конце 2019 года Законодательное Собрание впервые такой доклад заслушало, было много не только вопросов, но и конструктивных замечаний. Депутаты ведь тоже эксперты, и смысл нашей работы - отражать мнения и оценки избирателей. Я думаю, это станет ценной, взаимополезной практикой.

- Но все-таки самым резонансным документом февраля стал законопроект, обязывающий предпринимателей предоставлять рабочие места осужденным к исправительным работам. Депутаты здесь не согласились с позицией прокуратуры края. Идея умерла, едва родившись?

- Ну, не совсем "едва родившись"… Законопроект о квотировании рабочих мест для осужденных к исправительным работам находился на площадке Заксобрания аж с июля 2017 года, а это был еще второй парламентский созыв. Поэтому, наоборот, документ "созрел", пройдя через два депутатских созыва - это редкость. Но, несмотря на это, он все равно вызвал множество споров.  Как и прежде, мнения депутатов полярно разделились. Судьба законопроекта решалась, как вы знаете, большинством голосов. Подавляющая часть депутатского корпуса посчитала, что последствия принятия такого закона могут быть неоднозначными, бизнес не должен на себя брать обязанность по трудоустройству и выплате зарплаты этой категории граждан.

- Почему "козлами отпущения" стали именно предприниматели?

- Это вопрос, скорее, к прокуратуре как к разработчикам. Я могу ответить, что федеральное законодательство напрямую запрещает  осужденным гражданам работать в бюджетных организациях и тем более – в органах госвласти. Поэтому, видимо, "удар" и пришелся на бизнес. Такой подход нельзя считать правильным еще и потому, что у нас в крае уже приняты два закона, где для работодателей установлена обязанность по квотированию рабочих мест - для подростков и для инвалидов. Но в них, в отличие от последнего законопроекта, предусмотрено снижение налогового бремени, есть "пряник". А тут мы только понуждаем, кнутом заставляем работодателя устраивать осужденных на работу.  Вообще, это очень странная позиция: с одной стороны, государство декларирует всемерную поддержку бизнеса, а с другой – нет, у нас же много алиментщиков, они задолжали своим детям огромные средства, пусть  бизнес и тут подставит плечо...  Наши коллеги по Госдуме (фракция ЛДПР) убеждены, что сложившаяся задолженность по алиментам должна быть первоначально компенсирована за счет государства, и уже потом, в порядке регресса, взыскана с неплательщиков. Лично я полностью разделяю именно такой подход.

- Вы видите какие-то перспективы возвращения этого законопроекта на площадку Законодательного Собрания, ведь прокуратура как автор может дополнить  документ "пряником", как вы выразились?

- Если будет механизм компенсации, чтобы заинтересовать предпринимателя, то да, конечно, есть смысл обсуждать идею квотирования дальше. Предприниматели, они ведь акулы капитализма, жизнь их устроена по Марксу – "деньги-товар- деньги", и  они умеют их считать.  Как вводить в штатное расписание новую должность? – это будет явно низкоквалифицированный рабочий труд. Бывая в районах, депутатам иногда приходится слышать любопытные, реальные умозаключения. Простые деревенские мужики – это мы слышали в Кыринском районе, говорят, мол, мы на работу никак устроиться не можем, никто не берет, а те, кто будет осужден к исправительным работам, их будут обязаны принимать. Может, нам статью какую подобрать да преступление совершить, и тогда нас возьмут на работу? Мы и на свободе останемся, и работать будем, деньги получать, семью кормить. Даже такие разговоры ведутся. И это – еще один аргумент не пользу такого закона.

Опять же, за счет какого бюджета будет эта компенсация? Краевого? – а он и без того, мягко сказать, не богат. Если будет предложен реальный механизм, адекватные преференции для предпринимателей будут разработаны, тогда возможно и новое обсуждение, но опять же с участием предпринимательского сообщества.

- Предлагались ли варианты обсуждения подобной законодательной  инициативы на федеральном уровне? Ведь, насколько мне известно, силовые ведомства, включая прокуратуру России, поддержали своих региональных коллег…

- Поскольку сама по себе идея такого квотирования очень спорная, то и предложений  о ее продвижении на федеральный уровень не было. 

- Дмитрий Николаевич, еще одна народная тема – валежник. Накануне праздничных выходных дней было обнародовано разъяснение от Совета Федерации – что считать валежником и как его правильно собирать. Вам не кажется, что законодатели слегка припозднились с разъяснениями?

- И да, и нет.  Разъяснение поступило от профильного комитета Совета Федерации – по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Если бы забайкальцы, как и жители многих других регионов страны, имели эту информацию как минимум год назад, сразу после принятия изменений в Лесной кодекс, то и дров, в прямом смысле слова, столько не наломали бы, и недовольства со стороны людей тоже было бы значительно меньше. С другой стороны, это разъяснение в конце зимы как раз очень своевременно для Забайкалья, потому что впереди у нас пожароопасный сезон, снега в этом году было очень мало, трава и деревья сухие... Все это создает угрозу повторения трагических ситуаций прошлых лет. А сбор валежника – это одна из мер санитарной очистки леса, причем круглогодичной.

Как вы знаете, в отличие от целого ряда регионов, мы в своем краевом законе не стали делать никаких дополнительных ограничений по сбору валежника. Наш закон – один-в-один с федеральным. При его принятии, а это было ровно год назад, на площадке профильного комитета была достигнута договоренность, что Министерство природных ресурсов края подготовит для населения рекомендации, инструкцию о том, где и как можно собирать валежник, не нарушая закон. Однако, ввиду, видимо, постоянной смены руководства, такой документ в регионе так и не появился. Поэтому спасибо палате регионов – туда, видимо, стекались волнения и тревоги со всей страны, - за долгожданную и очень полезную памятку для населения. Я бы посоветовал всем, кого интересует тема валежника, ее изучить и распечатать в качестве "руководства к действию". Если правила заготовки будут выполняться, как написано, уверен,  ни один сотрудник полиции, в случае проверки,  к вам не придерется  (памятка для граждан, осуществляющих заготовку и сбор валежника для собственных нужд, размещена на официальном сайте Законодательного Собрания края в разделе "Новое в документах").

- Пользуясь случаем, еще такой вопрос. В разных источниках то и дело появляется информация о том, что Законодательное Собрание тормозит процесс формирования Правительства края.  Можете пояснить ситуацию?

- Попробую. У процесса формирования высшего органа государственной исполнительной власти края, то есть Правительства, есть свой строгий порядок, регламент, и появился он не вчера. Устанавливается этот порядок Уставом и краевыми законами в том числе.  Правительство считается сформированным в случае назначения на должности более половины его членов. Это первый пункт, откройте ради любопытства закон о Правительстве Забайкальского края. Кандидатуры членов Правительства – они назначаются губернатором после согласования с Законодательным Собранием края. За каждую из представленных кандидатур должны проголосовать большинство депутатов, т.е. не менее 26 человек от избранного состава. Весь процесс согласования идет через процедуру тайного голосования. На сегодняшний день в крае действует порядок и структура Правительства, установленные в 2016 году Заксобранием  еще второго созыва, когда его возглавляла Наталья Николаевна Жданова. По этому порядку, Александр Михайлович Осипов может вносить как свою, новую  структуру, так и воспользоваться действующей. Но пока никаких кандидатур на согласование с законодательным корпусом никто не представлял, такие документы, несмотря на то, что губернатора мы избрали уже почти полгода назад, в парламент не вносились.

- ???

- По каким причинам такая ситуация сложилась – непонятно. Законодательно этот срок никак и нигде не ограничен, будут кандидатуры – Законодательное Собрание их рассмотрит. Да, это нестандартная ситуация: обычно момент формирования Правительства считается знаковым, и уже по прошествии месяца-полутора все действующие заместители председателя Правительства, как и министры, отбрасывают приставки "и.о." По каким причинам губернатор не вносит на согласование кандидатуры членов Правительства, мне непонятно. Это исключительно его прерогатива, обязать мы Александра Михайловича не можем, таких инструментов не существует. Сроки внесения кандидатур тоже не предусмотрены ни федеральным, ни краевым законодательством. Нам остается только ждать. Если документы будут поданы в ближайшие дни, то на мартовской сессии мы готовы будем их рассмотреть и принять решение по согласованию. Эта тема волнует не только вас, лично ко мне в последнее время часто обращаются депутаты с вопросом – почему так долго не происходит формирования Правительства, но ответ на этот вопрос сегодня знает только сам губернатор и, возможно, его ближайшее окружение.

- А есть какие-то предположения?

- Есть предположение, что кандидатуры членов Правительства появятся после проведения итоговых совещаний профильных министерств и структурных подразделений администрации губернатора, что логично. Если результаты работы того или иного чиновника по итогам 2019 года устраивают главу региона – добро пожаловать в Правительство, по принципу достоин - не достоин. Иного объяснения пока нет.

- И финальный вопрос: будут ли резонансные законодательные инициативы наступающей весной?

- Конечно, будут. Одна из них - о полном запрете продажи алкоголя в селе Ульяновка Шилкинского района -  уже находится на рассмотрении профильного комитета. В ближайшие дни ждем обсуждения. Идея проста и понятна, принадлежит она самим жителям, которые на сходе решили объявить свое село территорией трезвости. Мне сложно пока говорить о развитии событий вокруг этого проекта, интересно другое - забайкальское село Ульяновка может стать четвертым, по моим сведениям, населенным пунктом России, где местные жители сами, абсолютно добровольно отказались и от употребления, и от всякой продажи алкоголя.

- Где живут эти добровольцы?

- Точных названий сел не скажу, знаю регионы. Это Алтай, Оренбургская область и Якутия. Думаю, законодательная инициатива сельского совета села Ульяновка выведет нас на новый виток антиалкогольной тематики, я имею ввиду дальнейшее обсуждение законопроекта о времени продажи алкоголя. Его, если помните, тоже вносила прокуратура. Мы договаривались, что действующий закон края должен поработать как минимум год-полтора, чтобы накопилась необходимая практика и стали очевидны какие-то особенности его применения. Время прошло, и лично я считаю, сейчас самое время вернуться к этому закону и понять, нужно ли Забайкалью корректировать время продажи алкогольной продукции.

- Будем следить за развитием событий. Спасибо за беседу.

Источник - ИА Заб.ру

 

 


 

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `17
  • `18
  • `19
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627
28
29 
ответы на обращения
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА