Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Материалы СМИ 01 августа
Чтоб хлеб растили со знанием и по любви
Для комплексного обсуждения проблем аграрного образования в регионе необходим заинтересованный диалог представителей всех уровней образования, науки, практики и экспертов – уверена председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного собрания края Элина АКУЛОВА. Почему система аграрного образования остро нуждается в перенастройке - депутат рассказала журналистам газеты «Земля».
Количество и качество
– Элина Валерьевна, с чем связан интерес вашего комитета к этой тематике?
– Проблема аграрного образования и вообще проблема дефицита кадров на селе поднимается практически на всех площадках Законодательного собрания, не только на площадке нашего комитета, но и на выездных заседаниях других парламентских комитетов, потому что проблема существует, и она достаточно серьёзная.
Сегодня средний возраст работающих в сельхозорганизациях составляет 47 лет. Причём половина работников имеет среднее специальное образование, четвёртая часть – высшее образование, остальные – чистые практики, которые пришли на село и работают, учитывая лишь свой жизненный опыт.
В России сегодня 54 сельскохозяйственных вуза и порядка пятисот образовательных учреждений среднего профессионального образования. Учебные заведения аграрного профиля сегодня существуют в 58 регионах РФ; если говорить о Забайкальском крае, то это Забайкальский аграрный институт (филиал Иркутского университета), учебные заведения среднего профессионального образования в Приаргунске, Нерчинске и в Агинском Бурятском округе.
– Достаточно же?
– Безусловно, самих учебных заведений достаточно. Но мы должны сегодня понимать, что учебное заведение аграрного профиля, в отличие от любого другого, имеет свою специфику. Во-первых, оно должно иметь землю, потому что аграрное образование в принципе невозможно без тех компетенций, которые даёт работа на земле; должно иметь ветеринарные клиники, немыслимо без лабораторий, и так далее. Проблема материально-технической базы наших учреждений аграрного профиля существует, и ситуация оставляет желать лучшего. Это я сейчас говорю очень мягко.
– «Наших» – это Забайкальского края или России?
– В конце 2017 года на площадке Совета Федерации состоялись парламентские слушания «Ключевые аспекты аграрного образования». С учётом того, какие вопросы там были рассмотрены, можно говорить, что проблема эта практически одинакова как минимум для субъектов СибФО, но я более чем уверена, что и для территории всей Российской Федерации.
Деньги вернут
– Какие предложения или решения слушаний кажутся вам самыми полезными?
– Предложений было высказано много.
Одно из основных заключается в возможности получать учреждениями образования государственную поддержку при производстве сельскохозяйственной продукции. Как мы знаем, в определённый период времени им было в этом отказано. В рамках, которые ставит сегодня Бюджетный кодекс, образовательное учреждение не является сельхозтоваропроизводителем, поэтому такое право они утратили. Но объёмы продукции, которая производится в учебно-производственных хозяйствах при аграрных вузах и ссузах, достаточно большие. Такая поддержка кажется необходимой и важной.
Эта проблема была обозначена, участники слушаний рекомендовали Госдуме ускорить рассмотрение и принятие ФЗ, предусматривающего включение научных и образовательных организаций, которые осуществляют производство, первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции в систему мер господдержки в сфере развития сельского хозяйства.
Такой закон принят. Он требует ряда подзаконных актов, но теперь есть возможность действовать. Это радует.
– Что, напротив, не было услышано, но необходимо?
– К сожалению, не вошли в рекомендации предложения ряда регионов о необходимости совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся средних образовательных школ по специальностям сельскохозяйственного профиля. Имеется в виду система агроклассов, агрошкол, которая в своё время, кстати, в Читинской области была одной из лучших в России.
В рекомендации Совета Федерации не вошли предложения Новосибирского государственного аграрного университета – его представитель говорил о разобщённости высшего и среднего профессионального аграрного образования. Сегодня не сформирована та цепочка, которая раньше была и должна быть: школа – техникум – институт/университет. К этому надо возвращаться.
Агроклассы
– Что делать?
– Я убеждена, что необходимо вернуться к созданию агротехнологических классов с дополнительным изучением предметов, которые помогут поступить в профильные учебные заведения – математика, физика, химия и биология. Ну и, безусловно, необходима профориентационная работа.
Мне как депутату приходится часто выезжать в районы, бывать в школах. И, к сожалению, зачастую ребята, учась на селе, не рассматривают себя в дальнейшем в сфере сельского хозяйства. А вот в аграрных классах, в аграрных школах ситуация совершенно другая.
Мне очень понравилось, как выстроена эта профильная работа в Беклемишевской школе. Те навыки, которые даются детям, приятно удивляют. Например, урок животноводства построен на практическом изучении продукции, производимой в сельхозпредприятии, действующем в селе. В класс приносят только что надоенное молоко и изучают его плотность, кислотность и т.д. То есть ребята не только получают знания по химии, физике, а в будущем, придя в магазин, как, например, папа или мама, они просто не будут брать молоко, которое таковым не является. Они понимают состав и никогда не напоят своих близких ненастоящим молоком. Это здорово.
Очень интересным мне показалось, что ребята совершенно свободно владеют знаниями как настроить плуг, как провести вспашку. Я спросила одного из учеников: «Для чего тебе это нужно, ведь в наше время всегда можно какого-то нанять?» Он ответил: «Даже если я не буду пахать сам, я в любой момент смогу поправить того, кто это будет делать!»
Хотелось бы, чтобы система агрошкол или хотя бы агроклассов возродилась.
– А насколько это реально?
– Эти болевые точки аграрного образования для нас впервые обозначил директор ЗабАИ Игорь Анатольевич Борискин – по его инициативе в комитете состоялась рабочая встреча.
Затем мы изучили опыт школ, встречались с разными людьми, с теми, кто раньше работал в аграрном образовании. На совещании с членами региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество» эта тема также поднималась. Как было замечено, сегодня на территории края осталось только шесть аграрных школ. В проблему очень погружена Татьяна Константиновна Клименко и другие представители общества.
На первый взгляд, всё есть для того, чтобы вернуться к стройной системе, мы получили от них ряд документов и внимательно изучаем, но, к сожалению, видим, что документы эти как-то «оторваны» друг от друга и на практике вступают в диссонанс с другими. Например, тот же мастер производственного обучения, который был когда-то, – сегодня его вернуть в агрошколу, например, нет возможности, а без него систему выстроить достаточно сложно.
У соседей
– Я знаю, что вы изучали опыт территорий, что показалось достойным обсуждения?
– Мне показался очень интересным опыт Амурской области – в АПК региона создаётся схема многоуровнего образовательного партнёрства. Проект реализуется на базе Дальневосточного государственного аграрного университета и предполагает создание образовательного центра аграрного профиля. Это не обязательно очное обучение. Несколько базовых хозяйств, в данном случае две крупные агрофирмы, предоставляют площадку собственных предприятий для подготовки кадров. Выбрано две отдалённые от областного центра школы. Предусмотрено несколько уровней: организация практических занятий, подготовка в базовых центрах специалистов АПК, переподготовка, стажировка.
В режиме дистанционного обучения преподаватели университета проводят занятия с учениками агроклассов школ. Ребята проходят различные тесты, готовятся к зачёту, имеют возможность выезжать в базовое учебное хозяйство. И очень важно, что они получают информацию не только чисто технологическую, но и узнают о возможностях создания собственных КФХ, о существующих мерах господдержки – они могут понять и рассчитать, насколько они готовы создать своё сельхозпредприятие.
Конечно, вопросов много и у Амурской области, но это практика только одного отдельно взятого региона… В целом же я уверена, что система агротехнологических классов, агрошкол позволяла ребёнку ещё на стадии средней школы понимать для себя и делать выбор – его ли сельское хозяйство? А если это действительно его, и он готов этим заниматься, то не обязательно руками в буквальном смысле, а выступая, например, экономистом, руководителем агробизнеса.
– В период рыночных отношений – о финансовых затратах. Это затраты государства или государственно-частное партнёрство? Или это тот подход, когда педколлектив воспринимает статус агрошколы или появление агрокласса лишь как возможность улучшить материально-техническую базу школы или повысить личный рейтинг при получении стимулирующих? Заинтересованы ли сами школы, чтобы открыть ребёнку профессию сельского труженика? Или это очередной проект – провели столько-то занятий, столько-то мастер-классов; сел он ровно пять раз на трактор, пошёл дальше в техникум или в вуз – это уже от него зависит. А уж вернулся ли в деревню пахать – это вообще дело десятое…
– Что касается материально-технической базы вуза или ссуза, конечно, здесь должно присутствовать государственно-частное партнёрство, потому что работодатель – это крайне заинтересованное в квалифицированном специалисте звено. Именно он и озвучивает проблему кадрового голода, мы же не выпускаем кадры в никуда!
Как выяснилось, у нас нет прогноза специальностей агротехнического направления. Мы были крайне удивлены. Я уже не говорю о долгосрочном прогнозе 10–15-летнего периода, а ведь это очень важно, ведь высшее профессиональное образование должно строиться на прогнозе, какое количество кадров необходимо отрасли на перспективу?
Что касается заинтересованности, то финансовая составляющая при организации агроклассов не так и велика. Моё глубокое убеждение, что агроклассы должны быть во всех школах, расположенных в сельской местности. В своё время агрошколы были выделены из общей цепочки школ, и сам статус, даже вот это моральное удовлетворение, как минимум, давали стимул дальнейшей работы. Так говорят педагоги и директора.
В любом случае всё это требует широкого обсуждения. Итогом работы в этом направлении, на взгляд нашего комитета, должен стать круглый стол с привлечением всех заинтересованных ведомств – и министерства образования, и экспертов, и директоров школ, и педагогической общественности, и практиков, и руководителей сельхозпредприятий, и всех заинтересованных, кто бы помог нам, не распыляясь на много направлений, выделить эти болевые точки и самое главное – понять пути решения проблем. Я очень надеюсь, что это обсуждение состоится. Более трети населения живёт на селе, и акценты, в том числе и в образовательной политике, мы расставлять обязаны.
Беседовала Мария ВЫРУПАЕВА
«Земля», № 31 от 31 июля 2018 г.
https://www.zemlya-chita.com/?num=406&it=8257
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `15
- `16
- `17
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"