Новое в документах

Сенаторы Забайкалья 03 октября

ТОСЭР определит будущее Забайкалья

ТОСЭР определит будущее Забайкалья

О планах создания на территории Забайкалья бериллиевого производства, перспективах ТОСЭР, пилотном проекте по использованию в крае технологии связи фемтосот и почему чиновники должны чтить Уголовный кодекс - забайкальский сенатор Степан Жиряков рассказал в своем интервью, посвященном 50-летию трудовой деятельности.

В сентябре этого года исполнилось 50 лет с начала трудовой деятельности забайкальского сенатора Степана Михайловича Жирякова. Из них 45 лет он отдал горнорудному делу, пройдя за 25 лет путь от подсобного рабочего цеха КИПиА на Забайкальском горно-обогатительном комбинате Минсредмаша СССР до директора Алтагачанского рудоуправления. В дальнейшем, с 1994 года, работал руководителем предприятий золотодобычи: ОАО «Забайкалзолото» и ООО «Руссдрагмет».

За годы работы в «Руссдрагмете» удалось привлечь в край более трёхсот миллионов долларов инвестиций, запустить в работу рудники Дарасунский и Новоширокинский, последний сейчас является флагманом по добыче руд цветных металлов не только в Забайкалье, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. Получил своё развитие «Забайкалзолотопроект», проведены серьёзные подготовительные работы на Тасеевском и Голготайском месторождениях, готовится к отработке Любавинское рудное поле.

С 2004 года Жиряков — депутат в законодательных органах власти области, края. Сначала — на неосвобождённой основе, а с июня 2010 до октября 2013 года — председатель Законодательного Собрания края. Сегодня Степан Жиряков представляет Забайкалье в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, являясь заместителем председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

— Степан Михайлович, полвека назад Вы перешагнули порог школы и, как говорят педагоги, вступили во взрослую жизнь. Поддерживаете ли отношения со своими школьными товарищами?

— Много событий прошло за эти годы, тем не менее дружбу школьную мы храним и по возможности собираемся с одноклассниками. Вот и в этот раз у нас состоялись две такие встречи. Одна в Москве на Красной площади (собралось 13 человек) и вторая на малой родине в поселке Первомайский Шилкинского района, где нас было уже семеро. И знаете, мы решили считать свой возраст не со дня рождения, а с окончания школы. Поэтому нам сегодня всего по 50, мы полны сил, и «надежда — наш компас земной»!

— Какие времена сегодня переживает ваш родной поселок Первомайский?  Ведь именно здесь Вы состоялись как специалист, работая на разных должностях на ЗабГОКе, в советское время называемом «почтовый ящик № 18» и входящем в состав легендарного Министерства среднего машиностроения СССР.

— Честно скажу, от былого колоссального потенциала ЗабГОКа, сегодня мало что осталось. Изменение конъюнктуры рынка редких металлов, череда собственников и руководителей, а порой и откровенное воровство, непонятные изменения структуры комбината, вплоть до уничтожения горного цеха, свели почти к нулю производственные мощности предприятия. На комбинате сейчас нет ни экскаваторов, ни бульдозеров, ни карьерного автотранспорта, ни одного бурового станка!

И в этой, казалось бы, патовой ситуации находятся дельцы, которые пытаются выжать дивиденды из неработающего с 1997 года комбината. К примеру, сейчас одна малоизвестная канадская компания заявляет о возобновлении работы предприятия и дает людям, на мой взгляд, необоснованные надежды. У канадцев нет технико-экономического обоснования (ТЭО) разработки проекта, не проводились геологоразведочные работы и полупромышленные исследования на обогатимость рудных забалансовых отвалов, просто есть некий меморандум, с которым, по моим сведениям, незнакомы даже власти края.

Непонятно, как эта компания собирается работать, зато на одних заявлениях о возобновлении добычи лития на Забайкальском ГОКе она смогла повысить на бирже цены на свои акции в два раза!

— А какими Вам видятся перспективы Забайкальского горно-обогатительного комбината и поселка Первомайский?

— На мой взгляд, в отношении ЗабГОКа должен начать реализовываться социально-государственно-ответственный проект. Ведь что произошло с комбинатом? Начиная с 1994 года такие страны, как Чили, Боливия, Австралия и другие, уронили мировые цены на продукцию комбината — концентрат лития и других редких металлов. Закупать за границей литий стало в 40-50 раз дешевле, чем производить внутри страны!

Сегодня ситуация кардинально поменялась. Но она изменилась не в плане цен на редкие металлы и их концентраты — за рубежом они по-прежнему дешевле. Пришло понимание того, что Россия должна быть независима от поставок, к примеру, лития и бериллия, из других государств.  Литий сейчас весьма востребованный металл для производства химических источников тока (ХИТов), в том числе аккумуляторов для электроавтомобилей. И если мы эту позицию официально признаем стратегической линией государства по импортозамещению, а первые шаги в этом направлении уже сделаны, то в этом случае становится актуальным ЗабГОК как одно из звеньев в промышленной цепочке добычи и переработки руды.

Убежден, только в том случае, когда государство и бизнес вместе возьмут на себя ответственность по восстановлению работы планово-убыточного предприятия, я имею в виду частно-государственное партнёрство, у ЗабГОКа и поселка Первомайский появится шанс на развитие. А факты пока таковы, что ежегодно на вахту из поселения уезжают полторы тысячи человек, из них 300 — женщины. Люди вынуждены покидать свои семьи в поисках заработка.

— Степан Михайлович, Вы упомянули о технологической цепочке, звеном которой может стать ЗабГОК. Расскажите об этом подробнее.

— Если снова совершить небольшой экскурс в историю комбината, мы увидим, что за время его работы там было добыто порядка 100 тысяч тонн лития в концентрате. В советские годы, по некоторым подсчетам, примерно пять процентов лития ушло на боеголовки для ядерного оружия, остальное сырье использовалось в высокотехнологичных разработках двойного назначения того времени. Например, Новосибирский завод химконцентратов выпускал химические источники тока с применением лития ЗабГОКа, которыми оснащались аварийные рации военных летчиков.

Сопутствующий металл, который шел с литием ЗабГОКа, бериллий также был широко востребован в советское время, в том числе и предприятиями оборонного комплекса.

И сегодня литий и бериллий вновь активно применяются в электронной, нефтехимической, атомной, аэрокосмической и других отраслях российской промышленности. Поэтому в профильных федеральных министерствах прорабатывается проект создания на территории Забайкалья бериллиевого производства. И мы в Совете Федерации с ними на связи, активно сотрудничаем. Проект будет включать в себя Ермаковское месторождение, которое находится на территории Республики Бурятии. Оттуда руда, скорее всего, будет поступать на обогатительную фабрику ЗабГОКа, а затем в виде бериллиевого концентрата направляться на глубокую переработку в Краснокаменск на промышленную площадку создающейся там ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития).

По моей просьбе член экспертного совета Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Владимирович Спасенников выезжал на ППГХО для совместной работы по предварительному выбору промплощадки для размещения бериллиевого производства НПО «Редкие металлы Сибири» (НПО «РМС»). Результатом работы стало решение о пригодности размещения бериллиевого производства на базе ППГХО. Предусмотрена дальнейшая работа с привлечением проектных организаций для оценки и обоснования выбора места размещения бериллиевого производства и необходимой инфраструктуры, а также создания рабочей группы из представителей ППГХО НПО «РМС» и Томского политехнического университета.

Дополнительную привлекательность проекту, придает то, что льготы, предоставляемые в рамках ТОСЭР, существенно снизят налоговую нагрузку на потенциальных инвесторов.

Отмечу, что для успешной реализации «бериллиевого проекта» очень важно то, что он вошел в подпрограмму «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Акцент — на возобновляемые ресурсы

— Вы уже затронули тему ТОСЭР. А что еще, кроме создания бериллиевого кластера, на Ваш взгляд, можно разместить в Краснокаменске?

— Помимо бериллиевого производства я бы выделил еще два направления. Это переработка древесины и развитие мясоперерабатывающей промышленности. Большой плюс этих проектов в том, что в их основе лежит возобновляемый ресурс. Посмотрите, как успешно развивается сегодня мясокомбинат «Даурский». Они вышли на серьезные объемы производства, развивают собственную животноводческую базу, активно работают с населением.

Импонирует мне и как подошли к делу молодые руководители племзавода «Комсомолец» Чернышевского района. Они активно занимаются выращиванием и реализацией рапса, проводят глубокую модернизацию производства, инвестируя в него серьёзные средства.

Что касается второго направления — лесопереработки, то здесь все намного сложней. За годы бесконечного, а порой и откровенно бездумного реформирования лесного хозяйства во многом утрачен потенциал отрасли. У нас в Забайкалье в советское время работали мощнейшие леспромхозы, которые обеспечивали людей работой, строили посёлки, дороги, занимались лесовосстановлением. Сегодня в лесу, на мой взгляд, нет хозяина, а есть в основном только алчные дельцы, которые просто грабительски заготавливают лес и оставляют после себя пни, выжженные деляны и груды мусора. Ситуацию усугубляют и нелегальные лесозаготовители, которые действуют как хищники. По пальцам можно сосчитать регионы, где налажена грамотная работа по глубокой переработке древесины. Именно такие производства необходимо создавать на площадях ТОСЭР. Кстати сказать, в Совете Федерации на эту тему идет много дискуссий, сенатором Владимиром Леонидовичем Лебедевым создана рабочая группа по доработке Лесного кодекса, а где-то и по изменению «лесных» законов.

— Степан Михайлович, а какое будущее ждет и сам город Краснокаменск, и градообразующее предприятие «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»?

— Сегодня на самом высоком уровне есть понимание того, что добыча редкоземельных металлов и урана критически важна для России. Причем речь идет как о сферах высокотехнологичного производства и энергетики, так и об обеспечении обороноспособности страны, запуска производства новейших систем вооружения и военной техники.

Сами горняки связывают свои надежды с пуском рудника № 6, и я уверен, что он будет построен. Ведь у государственной корпорации «Росатом» очень хорошая программа по строительству атомных электростанций за рубежом. Сегодня Ростатом строит либо ведет переговоры о начале строительства АЭС с тридцатью государствами мира. Считаю это хорошим заделом на будущее и гарантом того, что уран Краснокаменска будет востребован еще долгие годы.

Безусловно, новый импульс экономике Краснокаменска придаст и создание ТОСЭР. Благодаря мощным инвестиционным проектам и созданию современного производственного комплекса планируется создать почти 3,5 тысячи рабочих мест, а общий объем инвестиций должен составить около 35 миллиардов рублей.

Считаю положительным и тот факт, что в этом году ППГХО вышло на безубыточное производство, доказав свою жизнеспособность и умение оперативно реагировать на изменение мировой цены на уран.

— По инициативе руководителя региона Натальи Ждановой в Забайкалье создан промышленно-инвестиционный совет. Какие направления должны стать для него приоритетными?

— Я бы выделил два вектора. Это горнорудная промышленность и сельское хозяйство. Безусловно, необходимо помогать восстановлению и лесной отрасли региона.

— К Вам, как к сенатору от Забайкалья, неоднократно обращались депутаты Законодательного Собрания, представляющие интересы приграничных районов, по поводу доступности современных видов связи. Этот вопрос как-то решается?

— Неоднократно поднимал этот вопрос в Совете Федерации, в профильном федеральном министерстве. Однако на все мои запросы действенных мер предпринято не было. Вынужден был обратиться за содействием к полномочному представителю Правительства России в Совете Федерации Андрею Владимировичу Яцкину. Последовала незамедлительная реакция, состоялись с его участием две встречи с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Анатольевичем Никифоровым. Нам удалось убедить министра совершить визит в Краснокаменский район. В ходе визита под руководством федерального министра и врио губернатора Натальи Ждановой в Чите состоялось совещание по вопросам предоставления Забайкальскому краю современных видов связи. Решено включить нашу территорию в перечень пилотных регионов в части предоставления услуг связи с использованием технологии фемтосот и универсальных таксофонов. Также рекомендовано ФГУП «ВГТРК» включить город Краснокаменск в список вещания 10 дополнительных каналов. Держу эти решения совещания на контроле до их полного выполнения.

— Вы ведете большую работу по увековечиванию памяти одного из основателей и создателей атомной энергетики и промышленности СССР и РФ Ефима Павловича Славского. А лично были знакомы с этим человеком?

— Нет, не был знаком, но Ефима Павловича я видел на нескольких совещаниях, принимал участие в коллегиях Министерства среднего машиностроения, которые он проводил. Этот человек просто поражал своим размахом, государственным подходом в решении любых вопросов, будь то строительство молочно-товарной фермы в колхозе, когда к нему обращался первый секретарь райкома партии, и он обязывал близлежащие предприятия его министерства строить эту ферму.  В Забайкалье при его непосредственном участии построены Забайкальский ГОК и посёлок Первомайский, ППГХО и город Краснокаменск. По его поручениям построен ряд административных зданий для райкомов партии, они и сегодня используются администрациями районов. Это, к примеру, Могойтуй, Газимурский Завод, Александровский Завод, Усугли.  Кроме того, в районах строились школы, дороги, линии электропередачи, фермы и многое другое.

Ефим Павлович трижды Герой Социалистического Труда, награжден 10 орденами Ленина,  Ленинской и Государственной премиями. Сейчас его труд рассекречен, и то, что о нём написано, просто поражает, какими делами он занимался и каких результатов достиг. Именно ему наша страна обязана сохранением своего суверенитета, развитием ядерного оружия, энергонезависимости, атомного ледокольного и подводного флота, ядерной физики и науки атомного ядра. Это был воистину великий человек!  У меня всегда в кабинете портрет Ефима Павловича, и его имя обязательно должно остаться в памяти забайкальцев.

— Степан Михайлович, буквально на днях жители Забайкальского края избрали губернатора, депутатов Государственной Думы от региона, глав ряда поселений и городов. Что бы Вы пожелали им в качестве наказа?

— Самое главное, не делать тех шараханий, особенно в бюджетной дисциплине, которые мы наблюдали три последних года. При принятии управленческих, экономических решений надо просчитывать их последствия, чётко понимать, к чему они приведут. При этом в первую очередь думать о человеке, особенно если это касается ветеранов, малоимущих слоев населения, работников бюджетной сферы. Самое главное — надо много и упорно работать, надеяться только на свои силы и способности.

Хочу для всех чиновников озвучить и еще один совет — чтите Уголовный кодекс.

— Спасибо за беседу.

Беседовал Анатолий Квасов.

Источник: «Забайкальский рабочий» от 28 сентября 2016 г.

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `13
  • `14
  • `15
  • `25
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3
456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
ответы на обращения
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА