Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Парламент 21 июля
Без огня в глазах за дело не берется
— Знаете, как старшие братья учили меня маленького плавать? — доброжелательно улыбаясь, спросил журналистов «Забраба» председатель комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края Анатолий Романов. — Отплывали на лодке дальше от берега и бросали за борт — греби, как можешь…
«Грести» приходится и в жизни — это Анатолий Павлович усвоил с малых лет, наверное, потому и стал человеком, для которого за словом обязательно должны следовать конкретные действия. Этого принципа он придерживался, трудясь на производстве, возглавляя комсомольскую организацию, работая в исполнительной и законодательной власти.
20 июля Анатолий Романов отмечает юбилей — 60 лет. В преддверии этого события он стал гостем редакции газеты «Забайкальский рабочий» и, как полагается имениннику, за чашечкой чая с тортом рассказал о самостоятельном детстве, любви к Краснокаменску, парламентских товарищах и многом другом.
Охота, завод, балет…
— Анатолий Павлович, Вас можно назвать человеком от сохи, поскольку родились Вы в селе. Как деревенское детство повлияло на Ваше становление?
— Вырос я в селе Беклемишево Читинского района. Мои родители — простые люди: отец всю жизнь проработал трактористом и скотником, мама около 40 лет трудилась заведующей складом запасных частей. Из трех братьев я младший. Большое влияние на мое развитие оказал дедушка, он был лучшим кузнецом в селе. Отношения с дедом у нас были замечательные, к сожалению, он рано ушел из жизни… Так было заведено, что каждый деревенский мальчишка должен был освоить несколько основных навыков — ухаживать за скотом, косить сено, заготавливать, складывать и колоть дрова, управлять мотоциклом, автомобилем, трактором и даже комбайном, готовить ужин родителям. Но, несмотря на такое количество обязанностей, детство было интересным. Село располагается у озера, поэтому в любое время года водоем привлекал нас — зимой мы катались коньках, летом купались и рыбачили. Как-то раз мы с ребятами сами отремонтировали списанный катер. Очень любили охоту — будучи семиклассниками, построили зимовьё в двадцати километрах от деревни. Родители не боялись за нас, доверяли. Неотъемлемую часть нашей жизни составлял спорт — мы играли в футбол, соревновались с командами из соседних сёл. Каждого деревенского парня оценивали по двум критериям — что он умеет делать по хозяйству и как учится. После школы я поехал поступать по направлению в Улан-Удэ в сельскохозяйственный институт, но туда так и не добрался — вместе с одноклассниками, с которыми было тоскливо расставаться, я поступил в Читинский политехнический институт на инженера-механика. Два месяца мои родные не знали, где я учусь. Городская жизнь тогда закрутила до того, что меня оставили на второй год — пришлось поработать в родной деревне. Тогда я и понял, что ученье — свет, а неученье, как сейчас шутят, — чуть свет на работу. После этого я стал старательно учиться, участвовать в научной жизни института и появился на доске почета.
— На Ваши молодые годы пришлась работа в Краснокаменске. Расскажите об этом периоде своей жизни.
— Я считаю, что попасть в Краснокаменск было для меня удачей. Город был закрытым, и кадры для него подбирали строго. За полгода до окончания вуза мне предложили работу на Краснокаменском ремонтно-механическом заводе. Я работал мастером, старшим мастером, начальником цеха по ремонту строительно-дорожных машин и оборудования — занимался ремонтом бульдозеров и экскаваторов. В то время в Краснокаменске начинали свой профессиональный путь мои коллеги по краевому парламенту Александр Филонич и Николай Мерзликин. Краснокаменск был современным динамичным городом, где молодежи в хорошем смысле насаждали тягу ко всему новому. Помню, когда я только начинал работать, главный инженер завода выдал мне тетрадь и поручил каждый день записывать, что нового я усвоил и внедрил. Я подумал, что это несерьезное задание, и ничего не сделал, потом, конечно, пожалел об этом и стал вести записи. В Краснокаменске я проявил себя в общественной работе, будучи членом горкома комсомола, а потом и его первым секретарем. Тогда же у меня родилась первая дочь. Поэтому Краснокаменск для меня всегда был и будет любимым городом. Сейчас ему приходится непросто — раньше мощную поддержку оказывало государство, производимая предприятиями города продукция была востребована, поэтому Краснокаменск развивался так стремительно. Но и сейчас он нужен не только Забайкалью, но и России, поэтому пусть и с трудом, но город пробьет себе дорогу.
— Правда ли, что помимо трудовой и общественной деятельности, спортивных состязаний, Вы участвовали в художественной самодеятельности?
— С этим периодом связан один забавный случай. Был тогда великолепный праздник «Слава труду». Суть его в том, что трудовые коллективы готовили творческие номера, а жюри выбирало лучшие из них. Мы группой молодых специалистов замахнулись на танец маленьких лебедей. Нам пошили балетные пачки. Один из ребят играл на пианино. Зрители сначала удивленно притихли. Затем кто-то разглядел у одного из «лебедей» бороду и сказал об этом на весь зал. Получилось очень весело.
Идеология — не главное
— Чем была привлекательна для Вас комсомольская организация?
— На самом деле, не могу сказать, что я стремился к лидерству в комсомоле. Просто тогда так была выстроена система, что если ты хорошо работаешь, участвуешь в общественной жизни, не имеешь вредных привычек, то тебя могли заметить и продвигать по комсомольской линии. Сейчас многие утверждают, что комсомол был политической организацией. Я же считаю, что это была структура по отбору кадров: комсомол рекомендовал вожатых в пионерские лагеря, завучей школ по воспитательной работе. Знаменитые спортивные соревнования и игры «Граница», «Зарница», «Кожаный мяч», «Золотая шайба» проводились по инициативе и при участии комсомольцев. Меня тогда назначили первым секретарем Краснокаменского горкома. Позже пригласили в Читу в обком ВЛКСМ. Первым секретарем обкома комсомола я стал, победив на альтернативных выборах.
— Как Вы считаете, нужна ли современной России молодежная организация, подобная ВЛКСМ, ведь некоторые политические силы пытаются возродить ее?
— Думаю, правильно делают те же коммунисты, сохранившие пионерское движение. Я считаю, что совершенно глупым был случай в детском центре «Океан» в 1991 году, когда устроили похороны пионерии. Чем же она так плоха? Ведь главной в пионерском движении была вовсе не идеология. Какой ребенок 10-12 лет будет думать о политике и о том, что сказала партия? Повязанный на шею красный галстук вовсе не означал, что мальчишки и девчонки сразу становились коммунистами. Весь смысл заключался в объединении ребят, в их внешкольной занятости. Комсомол же, как я уже сказал, служил для отбора и взращивания кадров, у него были крепкие рычаги влияния. Трудно в наше время представить молодежное движение, которое обладало бы такими же полномочиями. Сейчас при различных политических партиях действуют молодежные организации, но они разобщены, хотя при сложении ресурсов, которыми обладают, могли бы многое сделать. Поэтому говорить о создании единой молодежной силы, равной ВЛКСМ, сейчас едва ли возможно.
— На Ваш взгляд, отличается ли нынешняя молодежь от советской?
— В Советском Союзе жизнь была систематизирована: пионерия, комсомол, совхоз, завод. Попадая в систему, человек волей-неволей должен был принимать и соблюдать установленные нормы, за что система давала ему поддержку и опору. Сейчас молодым людям сложнее — они вне системы и поэтому вынуждены искать себя сами. С одной стороны это хорошо, поскольку у них развязаны руки — гораздо больше свободы и возможностей, но при этом требуется большее напряжение сил.
Делать всё, что пойдёт на пользу
— Почему комсомольское прошлое не сделало Вас сторонником коммунистов?
— После того, как Коммунистическая партия Советского Союза переродилась в КПРФ, я не стал в нее вступать. Меня всегда привлекали конкретные дела, которых я ждал за множеством слов. В этом плане и наступило некое разочарование. Три года я был сам по себе. Затем началось зарождение партии «Единая Россия». Я присмотрелся к тем, кто в нее вступал. Мне показалось, что они и есть люди действия, поэтому я пошел за ними.
— Как Вы отважились на первые выборы в Читинскую областную Думу третьего созыва?
— Я просто занимался предпринимательством и ни о какой политике не мечтал. Наверное, сыграла роль моя активная жизненная позиция, благодаря которой меня знали многие жители поселка КСК города Читы. Они и выдвинули меня на выборы в 2001 году, и я прошел в парламент области по одномандатному избирательному округу. Так началась моя депутатская деятельность.
— Которая на короткий период была прервана…
— После трех лет работы в Думе губернатор Читинской области Равиль Гениатулин предложил мне стать заместителем главы администрации по топливно-энергетическому комплексу и горнорудной промышленности. На этом посту я проработал меньше года, затем пришлось вернуться в Думу в качестве спикера. Но за то недолгое время, что я был заместителем губернатора, я успел объехать почти всю область, познакомиться с высочайшими профессионалами — настоящим кладезем знаний. Я многому научился, работая в исполнительной власти.
— В действующем правительстве нет такой должности, на которой Вам довелось поработать. Как думаете, нужна ли она?
— Все аппаратные структуры выстраиваются для выполнения конкретных задач. Тогда развитие сельского хозяйства, горнорудной промышленности ставились во главу угла. Как раз заговорили о разработке Удоканского и Быстринского месторождений. Поэтому статус руководителя ведомства, отвечающего за данные направления, поднимали до уровня зама губернатора.
— Возвращаясь к парламентской деятельности, хотелось бы спросить: есть ли отличия в том, как приходилось работать в областной Думе и сейчас — в краевом парламенте?
— Я не могу давать такую оценку. Тогда мы тесно взаимодействовали с районами области — выезжали в муниципалитет едва ли не всем составом и охватывали каждый населенный пункт. Мы приподняли статус недооцениваемых представительных органов на местах, поскольку наблюдался некий крен в сторону исполнительной власти. При этом напоминали местным депутатам, что статус должен подкрепляться работой. Насыщенной была наша деятельность и в момент зарождения Забайкальского края, законодательную базу которого приходилось создавать с нуля, объединяя нормативные акты Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа после референдума. Тогда за первый год парламентской работы мы приняли более тысячи законов молодого субъекта. Сессии порою проходили в течение двух дней, и на них рассматривали сотни законопроектов.
— Что значимого сделано возглавляемым Вами комитетом за три прошедших парламентских года Заксобрания второго созыва?
— Наш комитет инициирует множество законопроектов. На каждую сессию мы вносим порядка пяти-шести нормативных актов. Огромное значение мы придаем закону о защите прав обманутых дольщиков. В наших полномочиях множество направлений — лесная отрасль, энергетика, горнорудная промышленность, строительство, дороги, экология.
Я благодарен судьбе за то, что в нашем комитете собрались такие замечательные люди. Александр Филонич — напористый высочайший профессионал. Обсуждать с ним какие-то серьезные решения — одно удовольствие. Уникальным человеком является Александр Большаков, которого я считаю истинным интеллигентом. Мы привыкли называть интеллигенцией учителей, гуманитариев, Александр Николаевич — интеллигент технический. Всегда ответственен в депутатской деятельности и на основной своей работе заместитель главного инженера ППГХО Иван Киселев. Петр Шипицин и Вадим Лось — великолепные практики. Роман Щербаков является представителем того поколения, что оказалось вне системы в 90-е годы: ему пришлось самостоятельно пробиваться в жизни, создавать себя. С этими людьми легко работать — они с полуслова понимают любую проблему. Может, где-то они не сильны в разработке нормативных актов, но зато обладают жизненным опытом.
— Какие перспективные направления Вы видите в развитии забайкальской экономики?
— К сожалению, в реализации масштабных проектов мы зависим от настроения инвесторов, но есть направления, на которые мы сами можем повлиять: жилищно-коммунальное хозяйство, лесное, сельское, дорожное хозяйства — этим регион может распоряжаться самостоятельно. Что при этом может сделать правительство края, где оно возьмет деньги? К примеру, за весь период действия программы по выделению материнского (семейного) капитала было выдано 70 тысяч сертификатов. В настоящее время на руках находится 49 тысяч сертификатов, это порядка 22 миллиардов рублей лежат без движения. Нужно разработать на законодательном уровне способ, чтобы заставить эти деньги работать. Допустим, государство предоставляет семье домик на средства МСК — то есть изымает эти деньги с пользой для себя и обладателей сертификата.
— Как Вы относитесь к идее создания в Забайкалье промышленно-инвестиционного совета?
— Нужно делать все, что пойдет на пользу. Только мне кажется, что данная структура не должна заниматься оценкой инвестиционных проектов. Важно, чтобы совет вырабатывал направления развития промышленности.
«Спорт для всех» — любимое хобби
— Почему, обладая таким колоссальным опытом в производстве, исполнительной деятельности и законотворчестве, Вы не стали пробовать свои силы на выборах депутатов Государственной Думы РФ седьмого созыва?
— Чтобы хорошо сделать дело, нужна мотивация. Если глаза не горят, то и смысла браться за что-то нет. Признаюсь, что предложения пойти в Госдуму мне поступали, но я считаю, что здесь могу принести гораздо больше пользы.
— Вы говорили нашим коллегам из других СМИ, что подумываете о возможном уходе из политики в бизнес. Теперь Вы заместитель генерального директора ООО «Разрезуголь» по работе с органами государственной власти и развитию предприятия. Не собираетесь оставить парламентскую работу?
— До сложения полномочий депутатами Законодательного Собрания второго созыва более двух лет. Если за это время нам удастся построить в Красночикойском районе предприятие «Разрезуголь», то моя задача как депутата будет решена. Однако разработка совершенно нового месторождения не требует спешки — важно просчитать каждый шаг. Пока мы добываем уголь на небольшом участке и обеспечиваем им жителей Красночикойского района, помимо этого ремонтируем дороги и мосты. В прошлом году бюджет Забайкалья получил от нашего предприятия 30 миллионов рублей в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве. Надеемся, что и район, и край ощутят присутствие предприятия «Разрезуголь» в своей жизни. К масштабной разработке месторождения мы рассчитываем приступить в 2018 году. Что касается моего возможного ухода из политики, то порою мне кажется, что я в ней уже наработался, но нужно решить еще немало вопросов, поэтому после окончания парламентских каникул я примусь за работу на своем избирательном округе — в Хилокском и Красночикойском районах.
— Вы по-прежнему продолжаете заниматься попечительской деятельностью и возглавлять краевой попечительский совет?
— Я являюсь его председателем уже десять лет. За эти годы члены совета сделали немало — в благополучные с экономической точки зрения годы удавалось привлекать до 30 миллионов рублей спонсорских средств, которые потом направлялись школам и другим социальным учреждениям. Честно признаться, за десятилетие я охладел к этой работе — всю ее тяжесть сейчас несет на себе координатор попечительского совета Лариса Петровна Уцына. Об этом самоотверженном и работоспособном человеке я могу говорить бесконечно! Мне сейчас ближе губернаторский проект «Спорт для всех», попечительский совет которого я возглавляю. Вообще «Спорт для всех» можно считать продолжением проекта регионального отделения партии «Единая Россия» «Спортивный двор», который стартовал в 2003 году. Но он охватывал только дворовый футбол. В марте 2014 года мы с Олегом Постыкой обратились к главе региона Константину Ильковскому с предложением возродить этот проект. Конечно, было непросто собрать прежнюю команду организаторов, кроме того, приходилось преодолевать недоверие руководителей муниципальных районов. Но мы справились. За два года реализации проекта 130 тысяч юных забайкальцев приняли участие в соревнованиях по футболу, лапте, шахматам и хоккею на валенках. Прошедший недавно турнир по футболу собрал команды со всех районов Забайкалья. В Читу съехались 13 700 ребят из 267 населенных пунктов. В рамках проекта в селах края построены 17 спортивных площадок и одно футбольное поле. И в это не вложено ни одного бюджетного рубля — только спонсорские средства. Забайкальские предприниматели охотно поддерживают «Спорт для всех». Главная ценность проекта в том, что он позволяет деревенским детям проявить себя. В соревнованиях не участвуют те, кто занимается в специализированных спортивных школах, — только дворовые команды. Немного расстраивает равнодушие спортивного сообщества, ведь мы выявляем столько талантливых ребят. Почему тому же футбольному клубу «Чита» не взяться за способных мальчишек? В последнем турнире у нас победила команда из поселка Новопавловка Петровск-Забайкальского района. Вратарь команды не пропустил ни одного мяча — вот кого нужно поддерживать.
— Находите ли Вы в своем плотном графике время на увлечения?
— Сейчас проект «Спорт для всех» — мое любимое хобби. А так стараюсь проводить свободные часы, выходные и праздники с семьей. У меня подрастают два внука и внучка. Мальчишек я вожу на занятия по робототехнике, по единоборствам. Зимой обязательно катаемся вместе на лыжах. Так как у меня были дочери, с девчонками я знаю, как обращаться. Мальчики — совсем другое, с ними мне сложнее, но я стараюсь. Хочу, чтобы они выросли настоящими мужчинами.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `13
- `14
- `15
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"