Новое в документах

Выборы 27 мая

Больше полномочий наблюдателям и СМИ

Парламентарии края внесли в выборное законодательство региона ряд поправок, призванных расширить полномочия наблюдателей и СМИ, а также предотвратить появление недобросовестных агитационных материалов.  

Соответствующий законопроект, внесенный Избирательной комиссией Забайкальского края, принят на майской сессии парламента в двух чтениях.

По словам зампреда Избирательной комиссии края Ирины Пешковой, необходимость внесения поправок вызвана изменениями федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. В связи с этим были разработаны соответствующие поправки в законы края о выборах Губернатора, депутатов Законодательного Собрания и муниципальных выборах. Таким образом, в летне-осенний избирательный цикл регион войдет с полноценной, усовершенствованной правовой базой. Напомним, что кроме губернаторских выборов и выборов в федеральный парламент, в сентябре также состоятся дополнительные выборы депутатов краевого парламента по двум округам и местные выборы во многих муниципальных образованиях Забайкалья.

Изменения, в первую очередь, направлены на гарантированное обеспечение прав наблюдателей и представителей СМИ, уточнение порядка их участия в наблюдении за выборами и их освещении.

В частности, появились специальные нормы, гарантирующие наблюдателю доступ на избирательный участок и ведение там фото- и видеосъемки. Удалить же наблюдателя с участка впредь можно будет только по решению суда – прежде неурегулированность этого вопроса не раз вызывала недовольство участников выборов и провоцировала конфликтные ситуации в избиркомах.

Расширяются возможности СМИ при освещении выборов. Теперь журналисты, своевременно прошедшие аккредитацию, имеют право присутствовать при установлении итогов голосования, а также при подсчете голосов избирателей, производить фото- и видеосъемку дня голосования. Наряду с организациями телерадиовещания и редакциями газет, законом регулируется правовой статус сетевых изданий. Интернет-СМИ ставятся в равные условия с традиционными: для всех предусматривается единый агитационный период, который начинается за 28 дней до дня голосования.

Другой важной задачей вносимых изменений является недопущение появления недобросовестных агитационных материалов с использованием в них изображений лиц, не являющихся кандидатами, в том числе политических деятелей, государственных и муниципальных служащих. Именно о таких фактах чаще всего упоминали недовольные кандидаты в жалобах на использование оппонентами пресловутого «административного ресурса».

Также обновленный закон обязует кандидатов и избирательные объединения участвовать в дебатах на местных телеканалах. Предусматривается исключительно личное участие в дебатах зарегистрированных кандидатов, тогда как ранее их могли представлять сторонники и доверенные лица. Теперь же спрятаться за спиной более публичного или харизматичного соратника у кандидата не получится. Цель этой поправки – повысить информированность избирателя о кандидатах.

Предприняты и меры противодействия технологии «двойников», применяемой порой недобросовестными участниками выборов с целью запутать избирателя – когда на одном и том же округе появляются кандидаты - полные тезки уже ранее заявившихся там. Отныне кандидат, который менял фамилию, имя или отчество за год до назначения избирательной компании или в ее период,  должен быть готов к тому, что в бюллетене будут указаны и прежние фамилия, имя, отчество – это поможет избирателю разобраться, кто из кандидатов «настоящий».

Ни одно из вносимых изменений не вызвало противоречий у парламентариев. Обсуждение вызвало лишь предложение депутата Цырендоржи Дамдинова снизить для кандидатов в Губернаторы так называемый «муниципальный фильтр» с действующих сегодня восьми до пяти процентов – такое количество подписей от общего числа глав и депутатов в муниципалитетах края необходимо получить каждому кандидату  на этот пост. Федеральным законом субъектам дано право устанавливать величину этого фильтра в размере от пяти до десяти процентов.  По мнению Дамдинова, печальный опыт некоторых регионов убедил его в том, что это и вовсе «абсолютно ненужная вещь». Но поскольку совсем исключить эту процедуру нельзя, то можно хотя бы снизить процент до минимума.

Однако, по мнению Ирины Пешковой, у Избиркома края нет оснований для подобных изменений. «Правоприменительная практика проведения выборов Губернатора края в 2013 году показала,  что  подписей муниципальных депутатов хватило на всех кандидатов. Более того, с учетом наших расчетов, их хватит на 12 кандидатов. То есть говорить о том, что 8-ми процентный фильтр препятствует выдвижению кандидатов на должность Губернатора, оснований нет», - отметила она.

С ней согласилась и депутат профильного комитета по государственной политике Карина Канунникова. «Всего у нас в крае 4338 законно избранных глав и депутатов  муниципальных образований, которые участвуют в так называемом муниципальном фильтре. Кандидатам на высшую должность Забайкальского края необходимо собрать лишь 348 подписей в свою поддержку. Эта цифра, по нашему мнению, достаточно скромная для высшего полномочного лица Забайкальского края. Поэтому мы остались на своих 8-ми процентах и считаем, что это вполне объективно».

В итоге комитет по государственной политике отклонил поправки Цырендоржи Дамдинова и рекомендовал коллегам принять законопроект во втором чтении. Что и было сделано большинством голосов. 

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `13
  • `14
  • `15
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526
27
2829
3031     
ответы на обращения
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА