Новое в документах

Материалы СМИ 11 апреля

Алексей Саклаков:

Алексей Саклаков: "Мы движемся в правильном направлении"

Взгляды не только профессионала, спасшего многие жизни за операционным столом, но и общественного деятеля, политика, работающего в интересах как врачей, так и пациентов, многочисленные планы депутата краевого парламента Алексея Саклакова – обо всем этом парламентарий подробно рассказал в интервью газете «Азия-Экспресс».

 

 

 

Острая проблема качества медицины часто вызывает у жителей Забайкальского края бурные эмоции. Видящие тяжёлое положение здравоохранения, особенно в нынешние кризисные годы, склонны во многом справедливо возлагать ответственность за это на федеральные и местные органы власти. Несмотря на нехватку врачей, особенно в удалённых от административного центра районах, дороговизну немалой части медицинских услуг и препаратов, неудовлетворительные условия для эффективной работы многих больниц и поликлиник, недоступность некоторых сложных и необходимых тяжело больным операций, нередко встречающуюся низкую мотивацию медиков к своему благородному труду в условиях экономической напряжённости, в нашем публичном поле можно встретить не только профессионала, спасшего многие жизни за операционным столом, но и общественного деятеля, политика, работающего в интересах как врачей, так и пациентов, словом, всех граждан нашего региона. Таковым является Алексей Саклаков.

Бывший главный хирург Министерства здравоохранения Забайкальского края, бывший сердечно­сосудистый хирург Областной клинической больницы, обладатель с 2003 года почётного знака «Заслуженный врач Читинской области», кандидат медицинских наук, с 2004 года – консультант по хирургии Министерства здравоохранения Забайкальского края, с 2013 года – депутат Законодательного Собрания, автор десятков научных работ и статей, член партии «Единая Россия», постоянный участник и организатор различных семинаров и конференций хирургов и травматологов – всех званий и сфер деятельности этого удивительного человека не перечесть. Нас же интересуют те планы, которые Алексей Саклаков считает реализованными за последнее время, и те, которые Забайкалью предстоит осуществить за этот непростой год – как в медицине, так и в других сферах жизни нашего края. 

– Алексей Викторович, как известно, сотрудничеству китайских и забайкальских хирургов насчитывается около 10 лет. Есть ли, на ваш взгляд специалиста и профессионала, отличия в подходе к тем или иным хирургическим практикам у китайских коллег? Каков их уровень подготовки по сравнению с забайкальскими медиками или этот уровень просто разный?

– Мы общаемся с хирургами ещё с 2007 года, когда впервые к нам в Читу по приглашению на большой съезд, который я назвал «Хирурги Забайкалья в России», мы приглашали гостей. Приехали более 30 человек из разных городов страны, были и наши ближайшие соседи – главный врач больницы скорой помощи «Пинь Ань» города Маньчжурии Лю Чжаньшань, который сделал несколько очень интересных докладов. С тех пор наше сотрудничество только развивается. Уже прошли три больших международных конгресса по травматологии, уже были совместные операции, совместные обходы. У нас много общего.

В плане хирургии, могу сказать, мы их ничем не удивили, когда были в Харбинской клинике. Мы примерно на одном уровне. В Китае, кстати, все клиники при медицинских университетах огромные: операционный блок, трудно себе представить, включает 60 операционных!

Единственное, в чём китайские коллеги нас на несколько голов выше, – это нетрадиционная, как мы её называем, восточная медицина. В Китае она поставлена на высоком уровне и, кстати, показывает внушительные результаты. У нас это направление единичное, оно не развито. Мы привыкли больше к традиционной, классической медицине.

В этом году в конце мая состоится 4­й конгресс по травматологии­ортопедии в Маньчжурии, где будут участники уже из 15 стран. То есть наш уровень растёт. Главный организатор мероприятия Сергей Олегович Давыдов, травматолог высшей категории, с которым мы работаем плечом к плечу, как и наши отцы (семье Давыдовых в книге «Хирургические династии Забайкалья» под авторством Алексея Саклакова и Анатолия Пажитнова посвящена целая глава. – Авт.). Это одно из направлений, которое в последнее время приносит результаты.

В целом 30­летний стаж хирурга (я окончил Читинский медицинский институт в 1985 году) постоянно мне помогает, где бы я ни работал – простым хирургом, повышая свою квалификацию, 10 лет в Министерстве здравоохранения главным хирургом и уже третий год в Законодательном Собрании Забайкальского края.

– В связи с этим хотелось бы узнать, как вы оцениваете потенциал тех планов, которые в этом году ставит перед собой забайкальская хирургия в условиях сложной экономической ситуации, тенденцию к сокращению расходов на здравоохранение в целом?

– Наша главная задача – не снижать обороты. Мы показали очень хороший уровень. В качестве примера приведу несколько цифр: ежегодно в Краевой клинической больнице выполняется около 2 тысяч коронарографических исследований; в четырех клиниках нашего города Читы выполняется более 500 эндопротезирований (замен) крупных суставов; осуществляется 2­3 тысячи операций на глазах ежегодно; проводятся операции на открытом сердце в Краевой клинической больнице.

Важно не снижать уровень. Поскольку понижение уровня для хирурга создает большие проблемы. Хирург должен оперировать, оттачивать своё мастерство. Нами проводятся филигранные операции. На сегодняшний день многим жителям Забайкальского края не надо ехать в другие федеральные клиники Сибири, Москвы, Санкт­Петербурга, потому что всё делается в Чите. Есть, конечно, некоторое снижение федеральных квот, но это связано с общими экономическими процессами в стране и в мире. Однако в целом мы будем стараться не снижать темпы.

Хирурги – это энтузиасты своего дела. Научившись делать одну операцию хорошо, они хотят провести не хуже другую. После того как прекрасно освоили замену тазобедренного, коленного суставов, в Чите освоили замену голеностопного сустава. Это делается не везде. Это штучная операция, которая проводится, если взять расстояние от Новосибирска до Владивостока, только в Чите. Вот такой пример.

– То есть появились новейшие методики?

– Да. Раньше, когда мы начинали свою практику, их не было вообще. Сейчас можно уверить наших уважаемых читателей, что любые заболевания (тяжёлое сердечно­сосудистое или онкологическое), которых многие боятся, полностью излечимы, но только при одном условии – если они диагностированы на ранней стадии. С этой целью мы выезжаем и в районы.

– Повышена ли в связи с этим доступность этих услуг для населения?

– Могу сказать, что очередь по замене тазобедренного сустава практически ликвидирована. Операции на сердце проводятся по мере необходимости. Коронарное стентирование проводится экстренным больным без очереди и совершенно бесплатно, например, при условии возникновения инфаркта миокарда, при оказании неотложной помощи. Это основной принцип медицины нынешней Российской Федерации.

– Какие задачи вы ставите перед собой на этот год в качестве депутата Законодательного Собрания, включая не только сферу хирургии и травматологии?

– Конечно, не только хирургия, поскольку уровень работы уже другой. Один из проектов – это партийный проект «Единой России» под названием «Ярмарка здоровья». Уже 14­й раз мы выезжали в районы края, четвёртый год проект работает. В конечном итоге мы ставим задачу –  объехать все районы, а их 30. На этот год намечено пять районов, следующими у нас на очереди – Ононский, Могочинский, Забайкальский.

Задачи в комитете по демографической политике, в котором я работаю, шире, чем медицинские и хирургические. Здесь идёт работа по тем направлениям, которые определяют демографические процессы в обществе: убыль населения, смертность, миграционные потоки, трудовые отношения. Наш комитет занимается этим буквально ежедневно. Часто выезжаем в районы, два раза в месяц проводим заседания, один раз в месяц – сессия. Создаются законопроекты, которые направлены на улучшение качества, доступности не только медицинской помощи, но и социальной, например, решение проблем занятости населения, так как ситуация на этом рынке очень напряжённая – растёт безработица, предприятия закрываются. Если коротко, то с такими проблемами работает наш комитет. Мы ежедневно поглощены этой работой с моим председателем Василиной Васильевной Кулиевой, которая является очень активным человеком, настроенным помогать людям, как и все депутаты Законодательного Собрания.

– По статистике ГИБДД, количество ДТП и погибших в них в 2015 году составило 184 000 и 23 114 человек соответственно. В этом отношении Россия – безусловный лидер в Европе, где указанные данные значительно ниже. Забайкальский край по этим печальным показателям занимает достаточно высокую позицию: только на 19 марта этого года в нашем регионе произошло 22 ДТП, в которых 2 человека получили травмы. Как вы оцениваете состояние и эффективность травматологической помощи в Борзинском районе, где недавно был открыт травмацентр на базе Борзинской ЦРБ, и в Забайкалье в целом?

– Могу пояснить, что с периода моей работы главным хирургом в Минздраве, когда я вплотную занимался этой проблемой, с 2011 года, у нас работает федеральная программа оказания помощи пострадавшим в ДТП. Это очень хорошая программа, учитывая, что при её незначительном финансировании со стороны края на её реализацию выделяются очень большие средства федерального бюджета. На сегодняшний день программа закончилась именно в Борзинском районе, от которого я в своё время избирался в Заксобрание. И первый выезд врио Губернатора края Натальи Ждановой был именно в Борзю, где состоялось посещение травмацентра.

Открыты два травмацентра первого уровня: для взрослых – в Краевой клинической больнице, для детей – в Краевой детской клинической больнице. За два года инвестиции составили по 200 млн рублей на каждую больницу.

Травмацентры второго уровня уже успешно работают в Шилке, Петровске­Забайкальском, Агинске и Борзе. Федеральные расходы на качественное оборудование в данных учреждениях составляют 100 млн рублей. Региональные деньги в размере 13­14 млн рублей идут на ремонт. Эта успешная программа действует по всей стране. Если раньше в год погибало около 30 тыс. человек, то теперь наблюдается отчётливое снижение этого показателя, в том числе в Забайкальском крае. Существуют реальные возможности в течение «золотого часа» в вышеназванных ключевых больницах оказать пациенту необходимую помощь на месте, транспортировать его в районную больницу, далее оказывать уже специализированную помощь. В крайнем случае, после стабилизации, вывозить в Читу.

Программа создания травмацентров работает и является для меня примером эффективного взаимодействия с федеральным центром. Если бы власти края не осуществляли софинансирование, то мы бы потеряли федеральные деньги. Однако речь идёт не о деньгах, а о людях.

В качестве примера можно привести трассу Чита­Забайкальск, являющуюся достаточно оживлённой, где происходит множество ДТП. Всего за полгода моей работы с травмацентром в Борзе 37 тяжело пострадавших в автомобильных авариях, которым была оказана помощь, были выписаны живыми. Таким образом, никого не потеряли. Травмацентр, расположенный в Борзе, оснащен хорошим оборудованием: 32­срезовый компьютерный томограф, ультразвуковое оборудование, наркозно­дыхательная аппаратура, рентгеновские установки. Кроме того, там работают семь врачей, обученных на центральных базах в Москве, есть собственный реанимобиль. Это пример, которому я бы рекомендовал следовать всем министерствам и ведомствам в плане большего взаимодействия с федеральным центром. Это даёт возможности помогать своему краю.

– Если бы у вас появилась возможность на уровне парламента доводить до руководства страны те или иные проблемы Забайкалья, то какие вы бы выделили в качестве приоритетных?

– Поскольку у меня в крови медицина, хирургия, то на первом месте для меня проблемы социальные – прежде всего здравоохранение. Как сердечно­сосудистый хирург могу сказать, что не ДТП уносит жизни наших земляков: дорожно­транспортные происшествия, а также убийства, самоубийства занимают всего 12 % в структуре смертности, а 56 %  – это острые сердечно­сосудистые заболевания, которых всего два – это инфаркт и инсульт. Когда государство повернулось лицом к этой проблеме, а наш министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова запустила по всей стране федеральную программу открытия сосудистых центров, это начало давать эффект по всей стране. Отчётливые результаты – народосберегающие технологии в действии. Естественно, эту практику нужно продолжать.

Если мы, например, в Москве или в Чите уже имеем положительный результаты, то, конечно, нужно обратить внимание на первичное звено – снабжение бригад скорой помощи препаратами, которые защищают от инсульта, хорошими машинами, способными доставить больного после инфаркта и инсульта в течение очень короткого времени в специализированное медицинское учреждение.

В первую очередь, я бы обратил внимание руководства на медицинские, затем – на социальные проблемы, так как я уже столкнулся с ними. В том же Борзинском районе и в крае в целом обеспечение детскими садами находится не на должном уровне. Строительство детских садов нужно доводить до логического конца.

Ещё одна проблема, которая меня очень беспокоит, – это передача военных земель и военного имущества от Министерства обороны в региональную собственность: огромные территории пустуют, огромные помещения простаивают без эффективного использования. Образование и спорт… В каждой отрасли есть ряд проблем, о которых можно говорить конспективно. В этом смысле правильно брать пример с регионов лучшего развития – Москвы и Московской области, Казани и Татарстана. Указанные богатые субъекты должны стать для нас ориентиром. Это, естественно, повлечёт за собой вопросы финансирования, отстаивания финансовых и других интересов Забайкальского края. Только так, на мой взгляд, можно плодотворнее работать на благо региона.

На современном этапе лучше руководствоваться мыслью – важно, чтобы в парламенте был наш земляк. На сегодняшний день ситуация не такая, какую бы хотелось видеть читинцам и всем забайкальцам. Ряд депутатов представляет другие территории и живёт в других регионах, на мой взгляд, мало внимания уделяя интересам и преодолению проблем края, которые можно было бы решать намного эффективнее в случае избрания в парламент нашего земляка.

– Пессимистично или оптимистично вы настроены в плане изменений, которые могут произойти после начала работы нового руководства Забайкальского края и после предстоящих выборов в Госдуму?

– Год очень ответственный. В этом году выборы будут в сентябре – и Губернатора Забайкальского края, и депутатов Государственной Думы. В последующий ряд лет этим людям нужно будет оправдать надежды забайкальцев – они должны реально работать, а не только говорить, не только обещать, как часто бывает в период предвыборной кампании.

Я настроен точно позитивно, поскольку это предполагает образ работы врача, организатора здравоохранения, депутата Заксобрания. Я думаю, мы движемся в правильном направлении, но кое­где надо верно расставить акценты, исправить ошибки.

Забайкальский край нужно поднимать на более высокий уровень – все возможности для этого у нас есть, потенциал у региона очень высокий.

Дмитрий БАЛАХОНОВ,

газета «Азия-Экпресс», № 14 от 7 апреля 2016  года

 

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `13
  • `14
  • `15
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11
121314151617
18192021222324
252627282930 
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА