РЕКОМЕНДАЦИИ

публичных слушаний по проекту закона  Забайкальского края "Об исполнении  бюджета Забайкальского края за 2014 год"

г. Чита                                                                                       18 июня 2015 года

                Публичные слушания по проекту закона Забайкальского края "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2014 год" проведены в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Забайкальского края   "О бюджетном процессе в Забайкальском крае".

               Заслушав и обсудив информацию первого заместителя министра экономического развития  Забайкальского края И.П. Лизуновой "Об исполнении прогноза социально-экономического развития Забайкальского края за 2014 год", информацию  министра финансов Забайкальского края  А.И. Кефера  "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2014 год",  информацию  председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.А. Доробалюк "О заключении Контрольно-счетной палаты Забайкальского края по результатам экспертизы проекта закона Забайкальского края "Об исполнении бюджета Забайкальского края за 2014 год", участники публичных слушаний  отмечают следующее.

Исполнение бюджета края в 2014 году осуществлялось в сложных финансовых условиях, обусловленных кризисными явлениями в экономике и на финансовых рынках, что отразилось на исполнении как доходной, так и расходной частей бюджета края.

Объем фактически полученных доходов за 2014 год составил  40 989,0 млн. рублей,  расходов – 47 711,9 млн. рублей, превышение расходов над доходами – 6 722,9 млн. рублей. Налоговые и неналоговые доходы составили 22 741,7 млн. рублей. В 2014 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 55,5 % в общей сумме доходов бюджета края, тогда как в 2013 году он составил 50,5 %. В общем объеме фактических поступлений доходов бюджета края в 2014 году по сравнению с отчетными данными 2013 года увеличилась доля налоговых доходов с 49,2 % до 53,7 %.  По сравнению с 2013 годом общий объем доходов бюджета края сократился на 1 888,9 млн. рублей, или на 4,4 %, объем расходов на 41,5 млн. рублей, или на 0,1 %.

Основную долю налоговых поступлений обеспечили 4 вида налогов  (на них приходится 90,4 % от всех налоговых поступлений): налог на доходы физических лиц – 48,9 %, налог на прибыль организаций –  15,8 %, налог на имущество организаций – 14,1 %, акцизы по подакцизным товарам – 11,6 %.

По налоговым доходам наблюдается невыполнение к уточненным бюджетным назначениям на сумму 3 466,2 млн. рублей, или на 13,6 %. По неналоговым доходам невыполнение составляет 47,7 млн. рублей, или на 6,2 %. Основную долю в составе недополученных налоговых доходов занимает налог на прибыль организаций, его выполнение составляет всего 74,2 % от уточненных годовых бюджетных назначений, что обусловлено снижением сумм налога, начисленных и уплаченных Забайкальской железной дорогой – филиалом ОАО "Российские железные дороги".  Наблюдается  также невыполнение по следующим видам налогов: по налогу на доходы физических лиц – на 8,9 %, существенное влияние на объем поступившего налога оказали суммы налога, возвращенного налогоплательщикам в связи с применением социальных и имущественных вычетов, а также снижение численности работающего населения; по акцизам по подакцизным товарам – на 24,3 %, что обусловлено фактическим перечислением доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации; по налогу на имущество организаций –   на 8,4 % в связи со снижением поступления налога по обособленным подразделениям ОАО "Ростелеком", с возвратом переплаты по налогу ОАО  "ИНТЕР РАО ЕЭС".

Безвозмездные поступления в бюджет края составили 18 247,3 млн. рублей, из них дотации – 11 375,3 млн. рублей, субсидии – 3 014,8 млн. рублей, субвенции – 3 330,3 млн. рублей, прочие безвозмездные поступления – 526,9 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом безвозмездные поступления сократились на 2 961,8 млн. рублей, или на 14,0 %.

Бюджет края по расходам в целом исполнен в сумме 47 711,9 млн. рублей, или на 91,4 % к уточненным годовым бюджетным назначениям. Неисполнение принятых бюджетных обязательств составило 4 470,2 млн. рублей.

Основными приоритетами бюджетной политики края являлись обеспечение своевременной выплаты заработной платы, выполнение публичных нормативных обязательств, оплата за коммунальные услуги, выплаты стипендий, перечисление межбюджетных трансфертов, исполнение долговых обязательств.

Структура основных видов расходов сложилась следующим образом: общегосударственные вопросы составили 3,8 % (в 2013 году – 4,0 %), национальная  безопасность и правоохранительная деятельность – 1,4 % (в 2013 году – 1,5 %), национальная экономика – 14,5 % (в 2013 году – 17,3 %), жилищно-коммунальное хозяйство – 3,3 % (в 2013 году – 2,8 %), образование – 33,2 % (в 2013 году – 26,6 %), культура, кинематография – 1,0 % (в 2013 году – 1,1 %),  здравоохранение – 15,4 % (в 2013 году – 16,5 %), социальная политика – 18,8 % (в 2013 году – 19,4 %), физическая культура и спорт –     0,5 % (в 2013 году – 0,7 %), межбюджетные трансферты общего характера 5,5 %  (в 2013 году –  8,3 %).

Бюджет края имеет социальную направленность, так как наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета края, или 69,0 % занимают расходы  на социальную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт). Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств составили 4 528,9 млн. рублей (в 2013 году 4 582,5 млн. рублей). Расходы на заработную плату и начисления на оплату труда в 2014 году составили 8 694,2 млн. рублей, или 18,2 % от общего объема расходов бюджета края. По состоянию на 1 января 2015 года текущая кредиторская задолженность по заработной плате и начислениям на нее составила 428,5 млн. рублей. Кредиторская задолженность по публичным нормативным обязательствам сложилась в сумме 300,0 млн. рублей, в том числе: по ежемесячным денежным выплатам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан – 67,6 млн. рублей;     по ежемесячным денежным выплатам ветеранам труда – 58,9 млн. рублей;  по ежемесячным денежным выплатам многодетным семьям – 35,4 млн. рублей; по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – 32,5 млн. рублей; по выплатам краевого материнского (семейного) капитала – 15,8 млн. рублей; по выплатам ежемесячного пособия на ребенка – 26,8 млн. рублей.

В 2014 году бюджетам муниципальных образований Забайкальского края предоставлено межбюджетных трансфертов общего характера в сумме  2 633,1 млн. рублей, в том числе дотаций – 2 076,3 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом расходы по дотациям уменьшились на 24,3 %, или на 667,3 млн. рублей. Доля межбюджетных трансфертов общего характера от общего объема расходов бюджета края снизилась с 8,3 % в 2013 году до 5,5 % в 2014 году.

Объем государственного внутреннего долга Забайкальского края увеличился в 2014 году на 5 178,0 млн. рублей, или на 35,0 %  и  по состоянию на 1 января 2015 года составил 19 993,3 млн. рублей, в том числе  13 123,3 млн. рублей – кредиты, полученные от кредитных организаций, 6 501,7 млн. рублей – бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, 368,2 млн. рублей – государственные гарантии, предоставленные Забайкальским краем. Расходы на обслуживание государственного долга   Забайкальского края составили 1 092,5 млн. рублей.

 Участники публичных  слушаний рекомендуют:

1. Правительству Забайкальского края:

повысить качество прогнозирования доходов бюджета края и реалистичность определения источников финансирования дефицита бюджета края с целью полного исполнения принятых бюджетных обязательств и недопущения роста кредиторской задолженности;

обеспечить проведение взвешенной долговой политики с целью сохранения сбалансированности бюджета края в среднесрочной перспективе;

усилить работу по обеспечению устойчивого роста налоговых и неналоговых поступлений, повышению эффективности и результативности бюджетных расходов, контролю за использованием бюджетных средств;

проводить систематическую работу с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу уплаты налоговых платежей в бюджет по месту их фактического нахождения на территории края;

 принять меры по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений;

предусматривать ежегодное повышение минимальной заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края;

установить мораторий на расходы, напрямую не связанные с бюджетными обязательствами;

более доступными средствами информировать население Забайкальского края о ходе реализации мероприятий, осуществляемых в процессе исполнения бюджета края.

2. Законодательному Собранию Забайкальского края принять проект закона Забайкальского края "Об исполнении бюджета Забайкальского края  за 2014 год" в первом чтении.