РЕКОМЕНДАЦИИ
публичных слушаний по проекту закона Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"
г. Чита 20 ноября 2013 года
Заслушав и обсудив информацию и.о. руководителя Министерства экономического развития и промышленной политики Забайкальского края А.В. Сидорова "О прогнозе социально-экономического развития Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", информацию министра финансов Забайкальского края А.И. Кефера "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", информацию председателя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края С.А. Доробалюк "О результатах экспертизы проекта закона Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", участники публичных слушаний отмечают следующее.
В основу бюджетной и налоговой политики Забайкальского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития, сформулированные в указах Президента Российской Федерации, Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах, основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Феде-рации, одобренных Правительством Российской Федерации, Законе Забайкальского края "О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010–2014 годы".
В 2014–2016 годах решение задач социально-экономического развития планируется осуществлять в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Забайкальского края.
Объем валового регионального продукта (далее – ВРП), по предварительной оценке, в 2013 году составит 257,9 млрд. рублей, или 103,4 % к уровню предыдущего года. Среднегодовые темпы роста ВРП в 2014–2016 годах прогнозируются на уровне 104,1 %.
Развитие экономики края предполагается в условиях реализации мер государственной политики, направленных на стимулирование экономического роста, развитие государственно-частного партнерства, повышение уровня конкурентоспособности промышленности, сельскохозяйственного производства, реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов; государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения будут составлять от 103,9 % в 2014 году до 104,7 % в 2016 году.
Объем бюджета края на 2014 год с учетом безвозмездных поступлений из федерального бюджета по доходам предлагается к утверждению в сумме 40 374,1 млн. рублей, по расходам – 44 241,4 млн. рублей. Дефицит бюджета края планируется в размере 3 867,3 млн. рублей, что составляет 15 % от объема доходов бюджета края без учета объемов безвозмездных поступлений.
По сравнению с текущим годом общий объем доходов уменьшится на 1 184,3 млн. рублей, или на 2,8 %. В структуре доходов бюджета края собственные доходы составят 25 782,1 млн. рублей, или 63,9 % (2013 год – 54,6 %), безвозмездные поступления – 14 592,0 млн. рублей, или 36,1 % (2013 год – 45,4 %).
В структуре собственных доходов, как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц – 46,8 %, налог на прибыль организаций – 17,8 %, налог на имущество организаций – 13,4 % и акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, – 13,3 %.
Прогнозирование доходов бюджета края на 2014 год проводилось с учетом изменений, установленных федеральным законодательством, вступающих в силу с 1 января 2014 года, в части уменьшения налога на доходы физических лиц в связи с повышением размера стандартных налоговых вычетов на детей, уменьшения доходов от аренды и продажи земельных участков, расположенных в границах городских округов, в связи с передачей 20 % доходов из бюджета края в бюджеты городских округов, уменьшения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в связи с передачей 10 % доходов из бюджета края в местные бюджеты на формирование муниципальных дорожных фондов.
В то же время существенное влияние на формирование доходной части бюджета края окажут изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации в части поэтапной отмены налоговых льгот, предоставляемых по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также увеличения ставок транспортного налога на дорогостоящие автотранспортные средства.
Определение объемов и структуры расходов бюджета края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов обусловлено необходимостью:
- поддержания устойчивости бюджетной системы Забайкальского края;
- финансирования расходов, направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- сохранения безопасного уровня государственного долга и расходов на его обслуживание.
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на обра-зование – 31,1 %, социальную политику – 20,4 %, национальную экономику – 14,4 %, здравоохранение – 18,3 %, межбюджетные трансферты общего характера – 4,4 %.
При формировании бюджета края на 2014 год особое внимание было уделено исполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Однако вызывает обеспокоенность обеспеченность бюджетными средствами мероприятий по реализации указов, которая в 2014 году составит 12,7 % от потребности. При этом на 2014 год из федерального бюджета предусмотрена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в целях реализации указов, в том числе на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в объеме 1 311,6 млн. рублей.
В то же время участники публичных слушаний отмечают отсутствие информации в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с утвержденными "дорожными картами" по исполнению ука-зов. Кроме того, бюджетом не предусмотрены ассигнования на поддержку мер по обеспечению повышения заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений в целях реализации указов Президента Российской Федерации.
Особенностью формирования бюджета края явилось то, что с 1 января 2014 года предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств бюджета края государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и финансовое обеспечение дошкольного образования частных дошкольных образовательных учреждений.
Также бюджетом края, как и в 2013 году, предусмотрены бюджетные ассигнования на формирование дорожного фонда Забайкальского края. В 2014 году на его формирование предлагается направить 3701,5 млн. рублей, что на 35 % ниже уровня 2013 года. Уменьшение бюджетных ассигнований объясняется тем, что в соответствии с законодательством с 1 января 2014 года 10 % налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты направляется на создание муниципальных дорожных фондов по дифференцированным нормативам отчислений, рассчитанным исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
В 2014 году бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи предусматриваются в виде межбюджетных трансфертов бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края. С 1 января 2015 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Предусматривается поэтапное кратное увеличение расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (в 2014 году – 5 150,9 млн. рублей, что на 44 % выше уровня 2013 года, в 2015 и 2016 годах – 6 787,3 млн. рублей).
Проектом закона края с 1 января 2014 года на 5 % предусматривается индексация ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям и краевого материнского (семейного) капитала; ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; ежемесячной денежной выплаты лицу, изъявившему желание создать приемную семью; стоимости услуг по погребению.
На предоставление жилых помещений, а также строительство жилых домов (помещений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма жилых помещений планируется направить 568,1 млн. рублей.
На 2014 год предлагается утвердить объем бюджетных инвестиций только в объекты государственной собственности в сумме 323,0 млн. рублей. Бюджетные инвестиции на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности не предусмотрены.
В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2014 года реализация мероприятий краевых целевых программ предусмотрена в качестве непрограммных мероприятий до момента формирования государственных программ Забайкальского края. Переход на формирование бюджета края на основе государственных программ планируется с 2015 года. В то же время на сегодняшний день Правительством Забайкальского края утверждена только одна государственная программа – "Устойчивое развитие сельских территорий (2014–2020 годы)".
Дефицит бюджета края на 2014 год предлагается к утверждению в максимальном размере. Финансирование дефицита бюджета края будет осуществляться преимущественно за счет привлечения кредитов от кредитных организаций с уплатой процентов на коммерческой основе. При этом привлечение бюджетных креди-тов из федерального бюджета в 2014–2016 годах не планируется.
Предельный объем государственного долга по сравнению с 2013 годом увеличится и составит на 2014 год 18 305,3 млн. рублей, в плановом периоде 2015 и 2016 годов – 22 038,3 млн. рублей и 27 068,2 млн. рублей соответственно. Увеличе-ние государственного внутреннего долга к уровню 2013 года в 2014–2016 годах запланировано в 2,7 раза.
Проектом закона края, как и в текущем году, в целях стимулирования муниципальных образований к увеличению собственных доходов предусмотрено предоставление дотации муниципальным районам (городским округам), достигшим наилучших результатов по увеличению налогового потенциала муниципального района (городского округа), в размере 15,0 млн. рублей и дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправле-ния муниципальных районов (городских округов) – 3,0 млн. рублей.
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию Забайкальского края при подготовке проекта закона края "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" ко второму чтению рассмотреть предложения, поступившие во время публичных слушаний (прилагаются).
2. Правительству Забайкальского края:
1) в процессе исполнения бюджета края в 2014 году принять все возможные меры по финансовому обеспечению мероприятий в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года с целью достижения целевых показателей, установленных "дорожными картами";
2) принять все необходимые меры по утверждению государственных программ Забайкальского края с целью своевременного формирования бюджета края на очередной финансовый год;
3) определить стратегию действий, направленную на сохранение долговой устойчивости бюджета Забайкальского края.
Принято на публичных слушаниях
по проекту закона Забайкальского края
"О бюджете Забайкальского края на 2014 год
и плановый период 2015 и 2016 годов"
20 ноября 2013 года
Предложения, поступившие во время публичных слушаний по проекту закона Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"
№ пп | Предложения | Автор |
1. | 1) Принять меры по повышению открытости и прозрачности для общества информации по проекту бюджета края на очередной финансовый год; для ознакомления населения размещать в сети "Интернет" адаптированный вариант проекта бюджета края. 2) Обеспечить выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. 3) Минимизировать практику заимствований финансовых средств в кредитных коммерческих организациях. | Савватеева М.Л. – председатель комиссии по развитию институтов гражданского общества, общественным инициативам и информационной политике Общественной палаты Забайкальского края |
2. | 1) Увеличить размер средств на оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований для разработки градостроительной документации. 2) Принять меры по легализации "теневой" заработной платы с целью получения дополнительных доходов по налогу на доходы физических лиц. 3) Рассмотреть возможность увеличения заработной платы муниципальным служащим в поселениях Забайкальского края. | Савин С.П. – глава муниципального района "Улетовский район"
|
3. | 1) Принять меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности Забайкальского края, созданию стимулов для активизации деятельности промышленных предприятий, развитию государственно-частного партнерства. 2) Активизировать работу с органами государственной власти Российской Федерации по увеличению объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. | Мерзликин Н.В. – председатель комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности Законодательного Собрания Забайкальского края, руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Забайкальского края |
4. | Увеличить средства на поддержку садоводческих, огороднических и дачных объединений в Забайкальском крае, в том числе на возмещение части затрат за электроэнергию. | Кобина Т.Я. – председатель Краевого союза садоводов и огородников |
5. | Оказать финансовую помощь муниципальному району "Чернышевский район" и бюджету городского поселения "Жирекенское" в целях компенсации выпадающих доходов в связи с приостановлением деятельности Жирекенского производственного комплекса. | Лесков И.А. – глава муниципального района "Чернышевский район" |
6. | Увеличить субсидии в целях возмещения части затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению при перевозке пригородным железнодорожным транспортом. | Мишин А.М. – заместитель начальника Забайкальской железной дороги – филиала ОАО "Российские железные дороги" по корпоративному управлению и работе с органами власти |
7. | 1) При распределении средств дорожного фонда Забайкальского края с учетом протяженности дорог и интенсивности их использования увеличить субсидии бюджету городского округа "Город Чита" на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения. 2) Увеличить норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджет городского округа "Город Чита" до 20 процентов. 3) Увеличить субсидии бюджету городского округа "Город Чита" на реализацию Закона Забайкальского края "О статусе административного центра (столицы) Забайкальского края". | Зенков А.П. – председатель Думы городского округа "Город Чита" |
8. | 1) Провести анализ расходования бюджетных средств на администрирование государственных полномочий с целью оптимизации расходования финансовых ресурсов. 2) Осуществлять контроль за предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению (качество предоставляемых услуг, возможность внедрения ресурсосберегающих технологий), что в дальнейшем скажется на снижении расходов бюджета края на указанную сферу. 3) Провести ревизию строящихся социальных объектов исходя из насущных потребностей населения и возможностей бюджета края на их дальнейшее содержание. | Волков Ю.Г. – депутат Законодательного Собрания края, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Забайкальского края |
9. | Предусмотреть средства на строительство школы в п. Баляга Петровск-Забайкальского района. | Бабанин А.В. – глава городского поселения "Балягинское" муниципального района "Петровск-Забайкальский район" |
10. | 1) Обеспечить результативную работу с Правительством Российской Федерации по увеличению размера финансовой помощи из федерального бюджета. 2) Принять меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. 3) Увеличить финансовые средства на инвестиционную программу Забайкальского края. 4) Определить дополнительные меры по наращиванию налогового потенциала в крае. 5) Предусмотреть приоритетное финансирование мероприятий краевых целевых программ, имеющих софинансирование из федерального бюджета. | Сутурин С.В. – депутат Законодательного Собрания Забайкальского края |