Решение выездного заседания комитета по социальной политике Законодательного Собрания Забайкальского края в муниципальном районе "Агинский район" по вопросу "О проблемах малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах Забайкальского края"

5 марта 2014 года                                                                                      п. Агинское

Заслушав и обсудив доклады и выступления депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края, представителей исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления по вопросу "О проблемах малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах Забайкальского края", участники выездного заседания отмечают следующее.

Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования" определено понятие малокомплектной образовательной организации, которой является "муниципальная общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и реализующая основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, удаленная от других образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы соответствующего уровня, сверх пешеходной и транспортной доступности, предусмотренных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, имеющая следующую численность обучающихся:

для образовательных организаций, реализующих только основные общеобразовательные программы начального общего образования, - менее 45 обучающихся;

для образовательных организаций, реализующих только основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, – менее 120 обучающихся;

для образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, – менее 150 обучающихся.".

Кроме того, в Забайкальском крае к малокомплектным образовательным организациям также относятся образовательные организации, расположенные в труднодоступных (отдаленных, приграничных) местностях.

На 1 сентября 2013 года в Забайкальском крае функционировали 572 дневные общеобразовательные школы, в том числе 169 – городских, 403 – сельских. В указанных школах обучается 133285 школьников, из них в городской местности – 88320, в сельской – 44965. В условиях сокращения численности школьников, проживающих на селе, сеть сельских школ претерпела ощутимые изменения: в 2005-2006 учебном году функционировали 425 сельских школ (в том числе 58 начальных, 95 основных, 272 средних); в 2013-2014 учебном году функционировали 403 сельских школ (в том числе 63 начальных, 144 основных, 196 средних), из них 318 (78,9%) школ являются малокомплектными.

Главными проблемами малокомплектных сельских школ в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов остаются следующие:

1. Несоответствие требованиям к условиям организации образовательного процесса (материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и другим условиям).

Доля зданий школ, имеющих все виды благоустройства, составляет 38,1%, в сельских территориях – 12,2%. В результате реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в течение 2011-2013 годов оснащенность образовательных организаций в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений составила в среднем 63%.

На начало 2013 учебного года функционирует 85 пришкольных интернатов, из них при сельских школах –79 интернатов, в которых проживает 1376 воспитанников. Проблемы интернатов общеизвестны: отсутствие благоустройств, недостаток инвентаря, недостаточное финансирование деятельности, низкий уровень подготовленности кадров.

В настоящее время в образовательных учреждениях края трудится 10584 учителя, что на 269 учителей больше, чем в 2012 году. В сельских школах трудится 49% от общего числа педагогов. Доля учителей с высшим образованием составила 79%, в городской местности – 86,9%, в сельской – 72,4%. По-прежнему сохраняется тенденция старения педагогических коллективов и руководящего состава образовательных организаций. В Забайкальском крае доля учителей пенсионного возраста – 20,1%, учителей со стажем до 5 лет – 16,0 %. На 1 сентября 2013 года было 648 вакансий педагогических кадров. Особенно остро стоит вопрос дефицита учителей русского языка и литературы (88 ставок), математики (108 ставок), физики (46 ставок), иностранных языков (99 ставок), учителей начальных классов (113 ставок).

2. Проблемы организации учебно-воспитательного процесса.

В малокомплектных сельских школах ограничены возможности предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников ввиду малочисленности контингента детей, недостаточной комплектации профильных групп, низкой финансовой обеспеченности. В условиях перехода в штатный режим новых федеральных государственных образовательных стандартов возникают проблемы в организации внеурочной деятельности школьников при отсутствии в селе учреждений дополнительного образования детей, недостатка педагогов дополнительного образования, низкой скорости подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", слабой инфраструктуры образовательных организаций (актовые залы, спортзалы, студии, кружки, секции), недостаток общения со сверстниками, особенно в начальных малокомплектных школах, где зачастую численность школьников не достигает 10 человек, работает один-два педагога.

3. Невысокие образовательные результаты выпускников.

В 2013 году закончили обучение 6149 выпускников средних дневных школ, в том числе 4088 человека в городской местности и 2061 – в сельской. Не получили аттестаты о завершении среднего общего образования 342 выпускника, из них 225 человека в городской местности, 117 – в сельской местности. По результатам единого государственного экзамена из 34 школ, имеющих лучший тестовый балл, по русскому языку 13 – сельские школы, по математике – 15 сельских школ. В список 10% школ, имеющих худший тестовый балл, по русскому языку и по математике вошли 28 сельских школ. Данные результаты подтверждают дефицит кадров в сельских школах, недостаточный образовательный уровень педагогических кадров сельских школ, несвоевременное прохождение педагогами курсовой подготовки, слабый уровень овладения современными педагогическими технологиями.

Государственная политика по вопросам обеспечения доступности качественного общего образования гражданам, проживающим в сельской местности (п.10 Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 22 мая 2013 года № 34 "О социальном развитии села") определяет приоритетным курс на сохранение и развитие школы в каждом поселении, в котором проживают семьи с детьми школьного возраста.

С учетом изложенного участники депутатских слушаний решили:

1. Принять информацию к сведению.

2. Рекомендовать:

1) Законодательному Собранию Забайкальского края:

а) содействовать обеспечению финансирования в полном объеме государственной программы Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий (2014 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.10.2013 № 480;

б) содействовать обеспечению финансирования в полном объеме законов края направленных на сохранение и развитие сети малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах Забайкальского края;

2) Правительству Забайкальского края:

а) обеспечить финансирование в полном объеме государственной программы Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий (2014 - 2020 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.10.2013 № 480;

б) ускорить разработку и принятие государственной программы Забайкальского края "Развитие образования (2014-2018 годы)";

в) учитывать необходимость содержания муниципальных интернатных учреждений при расчете межбюджетных трансфертов для муниципальных районов и городских округов;

г) проработать вопрос обеспечения образовательных организаций края информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет", отвечающей современным требованиям;

3) Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, исходя из возможностей местных бюджетов, разработать меры по:

а) обеспечению финансовой поддержки молодых педагогов (увеличение должностных окладов от 20% до 40% на срок до 5 лет, выделение единовременных "подъемных" выплат);

б) обеспечению педагогических работников жильем (строительство нового жилья, обеспечение жилым помещением "вторичного" рынка, компенсация оплаты за аренду жилых помещений, софинансирование за счет средств муниципальных бюджетов покупки, строительства жилья), организация отдыха и оздоровления педагогов;

в) содействию и стимулированию повышения профессионального мастерства педагогов.

Скачать "Решение..."