Решение выездного заседания комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края в муниципальном районе "Хилокский район" по проблемным вопросам в сфере лесных отношений 

28 марта 2018 года                                                                                                            г. Хилок

Заслушав и обсудив информацию министра природных ресурсов Забайкальского края А.И. Волкова, директора КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" А.О. Ремезова, главы муниципального района "Хилокский район" Ю.Р. Шишмарева, председателя Совета муниципального района "Хилокский район" Г.В. Таскаевой, предпринимателей лесопромышленного комплекса Хилокского района, других выступающих, комитет по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края отмечает следующее.

         - о сложившейся ситуации в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности Хилокского района.

Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность является одной из основных отраслей экономики Хилокского района. Объем лесозаготовок в 2017 году составил 150,9 тыс. куб. м, что на 22 % ниже 2016 года.  Доля деревообрабатывающих производств в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности составляет 28 %, а в общем объеме промышленного производства района – 16,8 %.

В настоящее время лесопромышленный комплекс Хилокского района представлен рядом мелких разрозненных лесозаготовительных организаций с небольшими объемами производства. Деятельность по заготовке, переработке и реализации древесины на территории района осуществляют 42 предприятия (21 юридическое лицо и 21 индивидуальный предприниматель). Из них 26 хозяйствующих субъектов поставлены на учет в едином государственном реестре налогоплательщиков на территории Хилокского района, еще 16 хозяйствующих субъектов зарегистрированы в других районах Забайкальского края и в Республике Бурятия. Все предприятия ЛПК относятся к малому бизнесу. Исключение составляют ООО "ТрансЛес" и ООО "Транс-Сибирская лесная компания-Чита" (Красночикойский район Забайкальского края), а также ЗАО "Байкальская лесная компания" (Республика Бурятия). Численность занятых в отрасли составляет более 1000 человек.

Большинство предприятий имеют технологическое оборудование, направленное только на простейшую распиловку древесины и отгрузку на экспорт в Китай без ее дальнейшей переработки. При малочисленном персонале, истощении лесосырьевой базы в зоне экономической доступности, трудностями поиска рынков сбыта и отсутствии средств для инвестирования в расширение производства предприятия не могут резко увеличить объемы производства или изменить номенклатуру выпускаемых изделий.

В то же время в районе осуществляют свою деятельность предприятия, ориентированные на более углубленную переработку древесины.

На производственной базе ООО "Тагви" в с. Бада расположен цех по производству высококачественных пиломатериалов в ассортименте, погонажных изделий, террасной доски, косого планкена, имитации бруса, блок-хауса, вагонки и т.д. Однако в настоящее время указанные мощности законсервированы. Руководством предприятия принимаются меры по запуску цеха в ближайшее время. Также предприятием разрабатывается концепция и проектная документация, ведется подготовительная работа для реализации инвестиционного проекта по глубокой переработке древесины, в рамках которого планируется производство клееного бруса, трехслойной паркетной доски, фанеры, шпона, изделий для стенового деревянного домостроения и т.д. При содействии Министерства экономического развития Забайкальского края проект готовится для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.   

Оборудование для производства фанерного шпона установил ИП Досаев В.З. в урочище "Гонгота" сельского поселения "Бадинское". В планах предприятия – приобретение оборудования для сушки шпона, а в дальнейшем – организация производства фанеры.

Производством топливных пилетов из отходов деревообработки занимается ООО "ЭкоКомфорт" в урочище "Ткачева падь" сельского поселения "Линёво-Озёрское".

Дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса руководство района видит, в первую очередь, в развитии глубокой переработки леса, вовлечении в хозяйственный оборот отходов деревообрабатывающей промышленности.       

Среди основных проблем в лесной отрасли Хилокского района предприниматели района отмечают следующие.

Трудности при получении доступа к лесосырьевой базе и ее эксплуатации. Так, аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины в крае проводятся очень редко. По этой причине лесопользователи практически лишены сырьевой базы для ведения хозяйственной деятельности. Цена древесины на выставляемых на аукционы лесных участках значительно выше, чем в соседнем регионе (в Республике Бурятия – от 20 до 50 рублей за 1 куб. м, в Забайкальском крае – от 170 до 1000 рублей за 1 куб. м). В заключаемых договорах аренды планируемые объемы заготовки древесины отличаются от тех, которые можно заготовить фактически. Объемы лесовосстановительных работ по договорам превышают объемы и площади фактической заготовки. Выделяемые гари отражаются в договорах как пригодная к заготовке деловая древесина. Кроме того, договоры аренды не предусматривают возможность переноса выполнения лесохозяйственных работ на более поздние сроки, учитывая климатические условия, пожароопасные периоды и связанными с ними запреты посещения лесов. Практически не проводятся аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Также актуальной проблемой является отсутствие квалифицированной рабочей силы и образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы на китайском оборудовании. Остается злободневной и проблема с незаконной вырубкой леса (воровством).

         - о проблемах и перспективах обеспечения населения и учреждений Забайкальского края дровами и деловым лесом.

Обеспечение древесиной граждан для собственных нужд (строительство, ремонт, отопление) осуществляется в порядке и по нормативам установленным положением главы 1 Закона Забайкальского края от 16 октября 2008 года № 59-ЗЗК "О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации". Заготовка древесины осуществляется на основании заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений. Граждане, желающие осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, подают в письменной форме заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в лесничества ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края", в границах которого предполагается заготовка древесины.

В среднем ежегодно в крае с гражданами для собственных нужд заключается около 30 тысяч договоров купли-продажи лесных насаждений с объёмом заготовки древесины около 800 тыс. м. В Хилокском районе с гражданами заключается ежегодно около 500 договоров с объёмом заготовки 11 тыс. м древесины.

В соответствии с положениями Закона Забайкальского края от 26 сентября 2008 года № 59-ЗЗК "О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации" обеспечение древесиной государственных и муниципальных учреждений возможно при их участии в государственных программах Российской Федерации, государственных программах Забайкальского края, муниципальных программах, посредством проведения аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с отсутствием утвержденных вышеуказанных программ, предоставить древесину по результатам аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для обеспечения муниципальных нужд, в рамках подпункта 2 пункта 2 статьи 9 указанного Закона края № 59-ЗЗК, не представляется возможным.

Министерством природных ресурсов Забайкальского края в адрес руководителей муниципальных образований неоднократно направлялись письма с разъяснением положений действующего законодательства по предоставлению древесины для обеспечения муниципальных нужд и рекомендацией разработать соответствующие программы на уровне муниципальных районов.

Однако муниципальные программы по обеспечению твердым котельно-печным топливом муниципальных учреждений и предприятий муниципальных районов утверждены только по Дульдургинскому, Газимуро-Заводскому, Кыринскому, Тунгиро-Олекминскому муниципальным районам. По Хилокскому району поступила информация об отсутствии необходимости в разработке программы в связи с небольшим объемом требуемой древесины. Главе муниципального района "Ононский район" в связи с оставшимися незначительными запасами древесины (горельники 2012 года) для обеспечения нужды бюджетных учреждений рекомендовано осуществить перевод котлов на другой вид топлива.

Для обеспечения государственных и муниципальных нужд районов края возможна поставка древесины в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 244-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов, договоров. Поставщики древесины (индивидуальные предприниматели, юридические лица) могут приобретать древесину в подведомственном учреждении КГСАУ "Забайкаллесхоз", которое осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия (рубку лесных насаждений, поврежденных пожарами) в рамках исполнения государственного задания, у арендаторов лесных участков, а также по результатам аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства.

         - о подготовке к пожароопасному сезону 2018 года.

Основной причиной возникновения лесных пожаров на территории Забайкальского края является неосторожное обращение с огнем граждан (60- 70% от общего количества пожаров). В последние 3 года в летний период наблюдается высокая грозовая активность, по причине сухих гроз количество пожаров соответственно составляет 5% в 2015 году, 22% в 2016 году, 30% в 2017 году.

В рамках организации охраны лесов от пожаров в 2018 году проведены все необходимые подготовительные мероприятия.

Утвержден Сводный план тушения лесных пожаров по Забайкальскому краю и "Планы тушения лесных пожаров по каждому лесничеству". Приняты все регулирующие нормативно-правовые акты субъекта. Общая численность сил пожаротушения края составляет 2411 человек и 1011 единиц техники.

По состоянию на 12 марта текущего года специализированными учреждениями, осуществляющими тушение лесных пожаров на территории края заключено более 200 договоров с юридическими лицами на оказание услуг по тушению лесных пожаров на 2018 год.

6 марта 2018 года проведено комплексное учение по действиям органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Забайкальского края по ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами. В ходе учений была проверена готовность экстренных служб к борьбе с переходом степного пала на населенный пункт с. Застепь Читинского района.

Создан межведомственный оперативный штаб Забайкальского края по охране лесов от пожаров, который работает в круглосуточном режиме. В случае введения режима ЧС оперативные штабы лесничеств и оперативный штаб Забайкальского края интегрируются в работу соответствующих Комиссий по ЧСиПБ.

В рамках межведомственного взаимодействия по вопросам охраны лесов от пожаров пролонгированы соглашения с органами, входящими в территориальную подсистему РСЧС Забайкальского края, а также с соседними субъектами.

Своевременное введение режима ЧС в Забайкальском крае в последние годы позволяет ввести запрет на посещение лесов, заключить дополнительно контракты на привлечение воздушных судов, использовать резервы материальных ресурсов субъекта, при необходимости привлекать АПС федерального резерва. Соответствующие проекты контрактов согласованы.

При введении режима ЧС осуществляется наземное патрулирование лесов и проводится в течении всего светового времени, а в наиболее опасных местах круглосуточно. В помощь лесной охране и лесопожарным формированиям привлекаются лесопользователи, работники полиции, аварийно-спасательные подразделения, волонтеры. Авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту.

Численность наземных команд увеличивается, в соответствии с планами тушения пожаров, за счет привлечения постоянных рабочих и специалистов лесничеств, лесопользователей и других лесопожарных формирований.

Командам предоставляется дополнительная техника: бульдозеры, тракторы с плугами и отвалами, автотранспорт. Команды, не занятые на тушении пожаров, находятся в местах сосредоточения круглосуточно, в состоянии полной готовности к выезду на пожар.

Особенностью работы лесопожарных формирований в Забайкальском крае при режиме ЧС является применение межрайонного маневрирования, мобильные команды с таборным имуществом и средствами пожаротушения с закрепленной техникой, свободные от работ по тушению в негоримых районах, по решению оперативного штаба немедленно направляются в любой горимый район края.

Забайкальский край за последние 3 года ввел практику финансирования мероприятий по тушению пожаров на землях иных категорий. В бюджете Забайкальского края на 2018 год на охрану лесов от пожаров предусмотрено 142,5 млн. рублей, в том числе на повышение эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушение – 41,3 млн. рублей, предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса природных пожаров (степных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков – 82 млн. рублей, обеспечение исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации – 3,6 млн. рублей, организация осуществления мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на землях ООПТ регионального значения 15,5 млн. рублей.

Вместе с тем остается актуальной проблема по кредиторской задолженности за тушение лесных пожаров 2016 года, которая составляет 28 млн. рублей, 2017 года – 186,8 млн. рублей.

В рамках авиационной охраны лесов от пожаров в 2018 году проведены все необходимые мероприятия:

1) заключены госконтракты с авиакомпаниями на привлечение ВС для авиапатрулирования лесного фонда на 7-едениц типа Цессна и 3-единицы типа АН-2 с общим объемом 2630 лётных часов;

2) заключены госконтракты с авиакомпаниями на привлечение ВС для тушения лесных пожаров на 2 единицы типа МИ-8 с объемом 105 часов;

3) заключен госконтракт с Сибирским региональным центром МЧС на привлечение 3-х вертолётов МИ-8 в объеме 400 лётных часов.

Еще одним положительным моментом организации охраны лесов от пожаров в 2018 году является увеличение штатной численности АПС "Читинская авиабаза" до 250 человек (в 2017 году было 150 человек) – на 12 марта 2018 года численность работников авиационной пожарной службы КГУ "Читинская авиабаза" составляет 236 человек (94%), приём граждан продолжается.

В настоящее время проведены аукционы и подписаны госконтракты на приобретение спецодежды, пожарного и полевого снаряжения, авто ГСМ. Часть имущества уже доставлены на склады авиабазы, остатки будут на складе до 20 марта 2018 года.

В своевременном и эффективном тушении лесных пожаров на арендуемых участках в границах лесного фонда Забайкальского края заинтересованы, прежде всего, сами пользователи лесных участков. При этом арендаторы лесных участков имеют возможность (заинтересованы) в осуществлении качественного контроля за пожарной безопасностью в лесах на используемых участках, а также располагают достаточными объемами материальных и людских ресурсов, необходимыми для своевременного и эффективного тушения лесных пожаров.

В 2017 году отлично себя зарекомендовали мероприятия, проведенные ФБУ "Авиалесоохрана" в Забайкальском крае по вызыванию осадков, а также взрывные работы. Взрывные работы очень эффективны в труднодоступной местности, где при отсутствии путей транспорта невозможно привлечь тяжелую технику.

         Комитет по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края РЕШИЛ:

1. Информацию министра природных ресурсов Забайкальского края А.И. Волкова, директора КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" А.О. Ремезова, главы муниципального района "Хилокский район" Ю.Р. Шишмарева, председателя Совета муниципального района "Хилокский район" Г.В. Таскаевой, предпринимателей лесопромышленного комплекса Хилокского района, других выступающих принять к сведению.

2. Рекомендовать Правительству Забайкальского края:

1) оказывать государственную поддержку инвесторам, реализующим инвестиционные проекты по укреплению и модернизации предприятий лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности;

2) рассмотреть вопрос об улучшении состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и устойчивой связи для формирования условий своевременного и эффективного тушения лесных пожаров на арендуемых участках в границах лесного фонда Забайкальского края.

3. Рекомендовать Министерству экономического развития Забайкальского края:

1) считать приоритетным направлением оказание государственной поддержки индивидуальным предпринимателям лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности в муниципальных районах Забайкальского края, где указанный вид деятельности является одним из основных отраслей экономики;

2) содействовать реализации на территории Хилокского района инвестиционных проектов в области освоения лесов.

4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов Забайкальского края:

1) лесные аукционы по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений проводить на регулярной основе (ежемесячно);

2) укомплектовать в соответствии с нормативами штаты лесничеств профессиональными кадрами и разработать систему оплаты труда в зависимости от эффективности отвода и качества лесосечного фонда;

3) провести работу по лесоустройству арендованных лесов по схеме частно-государственного финансирования (50/50) с использованием новых материалов аэрофотосъёмки или полевым методом;

4) рассмотреть возможность снижения стоимости древесины, выставляемой на аукционы, обратив особое внимание на горельники, не потерявшие товарную ценность;

5) проработать вопрос организации погрузочных площадок за пределами лесосек по договорам купли-продажи лесных насаждений;

6) площади лесовосстановительных работ привести в соответствие с фактическими площадями, вырубленными в процессе заготовки древесины;

7) учитывая климатические условия Забайкальского края, пожароопасные периоды и связанные с ними запреты посещения лесов, предусмотреть возможность переноса выполнения лесохозяйственных работ на более поздние сроки в пределах сроков действия проектов освоения лесов по заявлению арендатора;

8) рассмотреть возможность внесения изменений в договора аренды лесных участков в части объёмов лесохозяйственных мероприятий;

9) рассмотреть возможность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории арендуемого лесного участка силами арендатора;

10) организовать совместную работу с органами местного самоуправления по выявлению и пресечению на территориях муниципальных образований противозаконной деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины;

11) в целях поддержки и развития лесопромышленных предприятий, своевременного и качественного решения возникающих проблем в сфере лесных отношений активизировать работу с реальными лесопользователями на условиях взаимопонимания и партнёрских отношений;

5. Рекомендовать муниципальному району "Хилокский район":

1) с целью предоставления древесины для обеспечения муниципальных нужд посредством проведения аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений разработать соответствующую муниципальную программу;

2) активизировать работу по выявлению пунктов приёма и отгрузки древесины, не состоящих на учете.

 

Председатель комитета                                                                                                         А.П. Романов

Скачать "Решение выездного заседания комитета по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края в муниципальном районе "Хилокский район" по проблемным вопросам в сфере лесных отношений"