Решение
выездного заседания комитета по аграрной политике и потребительскому рынку
Законодательного Собрания Забайкальского края
в муниципальном районе "Агинский район"
по вопросу "О реализации государственной политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Забайкальского края"
28 ноября 2013 года п. Агинское
Заслушав и обсудив информацию консультанта отдела пищевой и перерабатывающей промышленности, кооперации и заготовок Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Миряшевой С.К., первого заместителя руководителя Министерства экономического развития и промышленной политики Забайкальского края Лизуновой И. П., председателя Совета Забайкальского краевого союза потребительских обществ Зайцева В. А. и других выступающих, комитет по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края отмечает следующее.
Структуру пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края составляют предприятия мясной, молочной, хлебопекарной и кондитерской промышленности, группа предприятий по розливу питьевой воды, напитков и минеральной воды, производству консервированной плодоовощной продукции, производству рыбной продукции, переработке дикорастущего сырья, и насчитывает около 600 организаций различных форм собственности, в том числе 397 индивидуальных предпринимателей. Производственные мощности указанных организаций позволяют вырабатывать в смену 76 тонн мяса, 45 тонн колбасных изделий, 15 тонн полуфабрикатов, 98,3 тонны молочной продукции, 140 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 10 тонн кондитерских изделий, 12000 декалитров безалкогольных напитков и минеральной воды, 7 туб производства овощных консервов.
Мясная промышленность представлена 10 предприятиями по первичной переработке скота, 10 мясоперерабатывающими предприятиями, 56 предприятиями по производству полуфабрикатов, которые в 2012 году произвели 1099,9 тонны мяса и субпродуктов, 11547 тонн колбасных изделий, 2 613,2 тонны полуфабрикатов и кулинарных изделий. По итогам 9 месяцев 2013 года произведено мяса и субпродуктов 462,9 тонн, колбасных изделий – 9252,23 тонны, 1779,32 тонны полуфабрикатов и кулинарных изделий.
В целях развития производства пищевой продукции, изготовленной из местного сырья, с 2010 года Правительством Забайкальского края приняты меры по стимулированию сдачи полновесного скота от сельхозтоваропроизводителей и владельцев личных подсобных хозяйств на промышленную переработку. Из бюджета Забайкальского края оказывается государственная поддержка в размере 31 рубля за 1 кг живого веса, на реализацию мясного чистопородного и помесного молодняка в возрасте до 2 лет с живой массой не менее 400 кг.
Молочная промышленность на территории Забайкальского края представлена 14 предприятиями различной мощности и форм собственности. За девять месяцев 2013 года предприятиями произведено 9088 тонн цельномолочной продукции, или 106,6 % к аналогичному периоду прошлого года.
Заготовительной деятельностью по закупу молока занимаются около 40 заготовительных организаций различной формы собственности. В 2012 году указанными организациями заготовлено 9654,9 тонны молока, выплачено субсидий на компенсацию транспортных расходов в сумме 11,551 млн. рублей. На заготовленное молоко выплачена субсидия в размере 20,2 млн. рублей.
В рамках развития молочного производства на ОАО "Читинский молочный комбинат" проведено техническое перевооружение на сумму 7,5 млн. рублей, ПК "Бургенский" произвел закуп и установку оборудования для производства молочной продукции на сумму 12,6 млн. рублей. Для организации производства продукции по замкнутому циклу ООО "Бургень" г. Чита, ИП Грудин (Читинский район), СПК "Искра", СПК "Сибирь" (Красночикойский район), ИП Яковлева (Приаргунский район) имеют собственную сырьевую базу для производства молочной продукции с осуществлением последующей поставки продукции в краевые торговые сети и бюджетным потребителям.
В каждом муниципальном районе ведется производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Общая численность составляет около 370 предприятий различной формы собственности, технической оснащенности. За 9 месяцев 2013 года производство хлеба и хлебобулочных изделий составило 29254 тонны, кондитерских изделий – 2952,8 тонны.
В целях организации заготовок овощной продукции, произведенной местными сельхозтоваропроизводителями, в 2012 году была проведена реконструкция двух овощекартофелехранилищ на ООО "Атамановский пищевой комбинат", установлена система вентиляции и автоматического регулирования температуры. Затраты на проведение мероприятий составили 9,5 млн. рублей. Проведенная работа позволила заготовить и заложить на хранение 2000 тонн картофеля, 442 тонны овощей. В 2013 году по причине отсутствия оборотных средств закуп картофеля не осуществлялся.
Уровень самообеспечения Забайкальского края основными видами сельскохозяйственной продукции составил (%):
| Г о д ы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Мясо и мясопродукты | 54,6 | 55,2 | 55,7 | 56,7 | 56,3 | 59,5 | 63,4 | 61,7 |
Молоко и молочные продукты | 86,3 | 90,4 | 92,2 | 92,9 | 92,8 | 94,0 | 95,8 | 96,0 |
Яйца и яйцепродукты | 52,1 | 53,2 | 51,2 | 43,0 | 40,3 | 38,9 | 36,2 | 36,3 |
Картофель | 87,8 | 83,9 | 85,2 | 84,6 | 88,5 | 89,7 | 91,0 | 83,2 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры | 26,8 | 24,0 | 22,4 | 22,9 | 23,8 | 25,6 | 25,6 | 25,1 |
Наименование | Норма | Произведено в | крае |
всего, тыс. тонн | на душу населения кг | ||
Хлеб и хлебобулочные изделия | 95 – 105 кг/год | 41,9 | 38,2 |
Мясо и мясопродукты | 70-75 кг/год | 48,4 | 44,2 |
Молоко и молочные продукты | 320 – 340 кг/год | 327,7 | 299,0 |
Из данных следует, что продукция, произведенная предприятиями Забайкальского края, не обеспечивает в полном объеме продуктовый рынок края.
Недостаточное использование экстенсивных и интенсивных методов повышения потенциала сырьевой составляющей пищевого производства, отсутствие взаимоувязанной системы "сырьевая экономика – глубокая переработка" приводят к недополучению краем значительного прибавочного продукта и, как следствие, отставанию от соседних регионов по темпам и уровню развития отраслей, связанных с производством продуктов питания. Происходит продуктовая экспансия соседних регионов края. Эти факторы снижают эффективность пищевого комплекса и тормозят его развитие. Недостаточна не только социальная, но и бюджетная эффективность отдельных подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности края.
Несмотря на это, ресурсная обеспеченность, устойчивый и стабильный спрос, а также благоприятная конъюнктура рынка создают все необходимые предпосылки для превращения отрасли в ведущую отрасль экономики края.
Потребительская кооперация, являясь в России одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.
В Забайкальском крае в силу сложностей переходного периода потребительская кооперация утратила многие экономические позиции. Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.
Недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы, с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачены экономические, транспортные, финансовые, информационные связи.
Дезинтеграционные процессы приводят к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально – экономического механизма Забайкальского края, и как основного партнера в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.
Основными системными проблемами для развития пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края являются:
- недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки для мясной и молочной промышленности;
- моральный и физический износ технологического оборудования для молочной и хлебопекарной промышленности;
- неразвитая инфраструктура хранения, транспортировки и логистики товародвижения пищевой продукции;
- отсутствие льготных кредитных ресурсов на проведение закупа сырья в сезон массовой переработки сельскохозяйственного сырья.
Комитет по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края РЕШИЛ:
1. Информацию о реализации государственной политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Забайкальского края принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Забайкальского края:
1) в проекте государственной программы Забайкальского края "О развитии сельского хозяйства и региональных рынков сельскохозяйственной продукции на 2014-2020 годы" предусмотреть мероприятия по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности Забайкальского края;
2) в целях развития регионального продовольственного рынка и обеспечения населения Забайкальского края качественной продукцией местного производства при разработке мероприятий:
а) определить, учитывая дефицитный бюджет края, перечень приоритетных направлений развития пищевой и перерабатывающей промышленности с возможным его расширением в период действия госпрограммы;
б) уделить особое внимание проведению модернизации и техническому перевооружению предприятий перерабатывающей промышленности;
в) рассмотреть возможность включения мероприятий по поэтапному развитию системы внутренней продовольственной помощи, базирующейся на продукции агропромышленного комплекса Забайкальского края, через государственную поддержку развития целевого производства и товаропроводящей инфраструктуры пищевых продуктов для обеспечения питанием отдельных категорий населения в бюджетных учреждениях, т.е. социального (в том числе школьного) питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения, как одной из перспективных мер государственной поддержки АПК, предусмотренных "зеленой корзиной" ВТО (в соответствии со Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717);
г) рассмотреть возможность включения внесубсидиарных мер поддержки регионального товаропроизводителя через:
- разработку, регистрацию и применение на территории Забайкальского края региональной марки качества (бренда) продукции собственного производства;
- принятие мер к обеспечению широкого доступа товаров местных сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях на прилавки существующих торговых сетей, фирменных сетей предприятий или создание новых сетей магазинов шаговой доступности, специализирующихся на продаже товаров местного производства;
д) в целях стимулирования производства и сдачи на промышленную переработку качественного мяса местного сельхозтоваропроизводителя рассмотреть возможность применения мер государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса Забайкальского края через дифференцированное субсидирование сданного мяса, с учетом его категорийности.
3. Обеспечить своевременное предоставление из бюджета края субсидий в сфере сельского хозяйства.
4. Разработать систему внутренних нормативных актов, определяющих порядок закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах и её реализации, согласовав их с требованиями законодательства и иными нормативными актами, регулирующих указанную деятельность, а также требованиями органов государственного контроля в сфере сельского хозяйства и потребительского рынка.
5. Рекомендовать Забайкальскому краевому союзу потребительских обществ в целях развития потребительской кооперации, как основного проводника (оператора) в реализации государственных задач по:
замещению ввозимой продукции сельского хозяйства продукцией местных сельскохозяйственных товаропроизводителей,
восстановлению заготовительной деятельности,
значительному увеличению объёмов производства продукции собственного производства (в частности по социально значимым продуктам питания),
созданию единой операционной цепочки: производство сельскохозяйственной продукции и заготовки – переработка – торговля,
разработать концепцию развития потребительских обществ Забайкальского края с учетом региональных традиций производства качественных натуральных продуктов, восстановления и развития культуры их потребления.
6. Комитету по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края разработать проект закона Забайкальского края "О государственной поддержке организаций потребительской кооперации в Забайкальском крае".