РЕШЕНИЕ
выездного заседания комитета по аграрной политике и потребительскому рынку
Законодательного Собрания Забайкальского края
в муниципальном районе "Хилокский район"
по вопросу "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"
27 февраля 2014 года г. Хилок
Заслушав и обсудив информацию заместителя председателя Правительства Забайкальского края – министра сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края В.А. Якимова, заместителя руководителя Министерства экономического развития Забайкальского края И.Г. Синюхина, председателя Совета Забайкальского краевого союза потребительских обществ В. А. Зайцева и других выступающих, комитет по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края отмечает следующее.
Функционирование хозяйств населения законодательно регулируется Федеральным законом от 7 июля 2003 года №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Налоговым кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Законом Забайкальского края от 14 июля 2010 года № 398-ЗЗК "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края" и другими нормативными правовыми актами.
Личные подсобные хозяйства (далее – ЛПХ) являются основной формой хозяйствования населения Забайкальского края. По информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, на территории Забайкальского края по состоянию на 1 января 2013 года учтено 161825 ЛПХ. В них содержится 75,4% от общего поголовья крупного рогатого скота (в том числе 74,2% коров), 78,9% свиней, 39,6% овец и коз, 80,4% птицы. В 2013 году в ЛПХ произведено 96% картофеля, 80% овощей, 86% мяса и молока свыше 90% от общего объема производства продукции сельского хозяйства.
Одной из организационных мер государственной поддержки ЛПХ, предусмотренной законодательством Забайкальского края, является обеспечение предоставления гражданам земельных участков для ведения ЛПХ, в том числе из фонда перераспределения земель. Общая площадь земельных участков, занятых ЛПХ, составляет 217,7 тыс. га. Из них около 112,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий перешли в установленном законом порядке в собственность селян благодаря оказанной государственной поддержке в виде субсидирования части затрат на межевание земельных участков. За период с 2009 по 2013 год этим видом поддержки воспользовались 1637 собственников земельных долей. Сумма выплаченных субсидий – 11 млн. рублей.
Тем не менее ситуация по упорядочению оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе долевых земель остается сложной. В настоящее время в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" органы местного самоуправления проводят работу по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли. Однако дефицит финансовых средств, длительность судебной процедуры по выявлению собственников земельных долей не позволяют завершить процедуру оформления прав на землю, что создает благоприятные условия для скупки и дальнейшей перепродажи земельных участков.
Учет площади земельных участков, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, сельскохозяйственной техники, оборудования и транспортных средств в ЛПХ ведется органами местного самоуправления поселений и городских округов в похозяйственных книгах. Однако сельскими поселениями не всегда в полной мере отражаются данные о площади земельных участков, что создает проблемы при регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества (земля, жилой дом) и о численности сельскохозяйственных животных и птицы. В крае на протяжении последних лет пилотно внедряется система "Электронная похозяйственная книга", в которой похозяйственный учет может осуществляться централизованно, что открывает множество преимуществ по сравнению с ведением бумажных похозяйственных книг или использованием разрозненных баз данных.
Повсеместное внедрение качественного электронного похозяйственного учета позволит консолидировать на уровне края и муниципального образования данные похозяйственного учета поселенческого уровня, сформировать необходимую отчетность финансово -экономического, налогового и статистического характера, спрогнозировать объемы поступления налогов, принимать меры для повышения налогооблагаемой базы и решать множество вопросов социально - экономического развития муниципалитетов.
ЛПХ, безусловно, не являясь базой, основой для сельского хозяйства, в то же время, сегодня, – его неотъемлемая часть. Поэтому необходимо обеспечить условия для вовлечения ЛПХ в более крупные организационно - экономические комплексы. Перспективным представляется расширение за счет ЛПХ пока слабого кооперативного сектора сельского хозяйства. Кооперативные формирования позволят разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для более эффективного использования.
По состоянию на первое января 2014 года, на территории Забайкальского края зарегистрировано 142 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из которых кредитных – 87, перерабатывающих – 10, обслуживающих – 8 и снабженческо-сбытовых – 37. Из общего количества созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов 77 фактически осуществляют хозяйственную деятельность, что составляет 54,2 %, из них: кредитные – 60, перерабатывающие – 2, обслуживающие – 3, снабженческо-сбытовые – 12.
Современная система сельскохозяйственной кооперации, регулируемая Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" №193-ФЗ от 8 декабря 1995 года, включает в себя все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней (производственные и потребительские). Среди главных причин ее недоразвитости – отсутствие видения перспектив развития.
На периферии потребительские общества продолжают играть важную роль, однако это скорее не кооперативы, а работающие в сельской местности специфические торговые организации, выполняющие, в том числе, социальные функции обеспечения товарами первой необходимости жителей отдаленных сел. Кооперативные организации мало связаны между собой в практической деятельности.
Для исправления ситуации принципиально важным представляется разработка и принятие Государственной программы развития кооперации, в которой должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие решить вышеуказанные проблемы и способствующие созданию единой концепции развития кооперации в крае.
На территории Забайкальского края широкий набор услуг для ЛПХ оказывает Читинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк". В настоящее время офисы банка расположены в 20 районах Забайкальского края, кроме того, на территории края работает 14 уполномоченных представителей банка. ОАО "Россельхозбанк" активно занимается кредитованием жителей сельской местности. Для граждан, ведущих ЛПХ, предоставляются субсидируемые целевые кредиты. Процентная ставка является самой низкой среди потребительских кредитов (от 13,5 до 14,0 % годовых). Так, за последние 5 лет выдано более 11970 кредитов на общую сумму 3 274 млн. рублей.
В последние два года наблюдается снижение количества выдаваемых кредитов, направленных на развитие ЛПХ. Причинами снижения является выросшая кредиторская задолженность граждан, ведущих ЛПХ, отсутствие и удаленность от рынков сбыта, низкие закупочные цены на производимую продукцию.
Для проведения мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных на территории края работают 229 пунктов искусственного осеменения ЛПХ и 29 пунктов в общественном секторе. За 2013 год осеменено 14987 голов коров, получено 13290 телят.
В рамках ежегодного бесплатного проведения ветеринарного осмотра скота, организации его ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями животных на территории края работают 338 ветеринарных участков и пунктов. Основная проблема, отмеченная Государственной ветеринарной службой Забайкальского края, – недостоверный учет сельскохозяйственных животных и птицы в ЛПХ, который способствует возникновению неблагоприятной эпизоотической обстановки в крае.
В целях развития ЛПХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в крае, повышения их финансовой устойчивости Законом Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов" предусмотрены и реализуются следующие меры финансовой поддержки:
– субсидии на возмещение части затрат по привлекаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах инвестиционным кредитам (займам);
– социальные выплаты на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, на обеспечение жильем граждан;
– субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), привлекаемым в рамках Государственной программы;
– субсидии на животноводческую продукцию (телят от крупного рогатого скота, в том числе полученных в результате искусственного осеменения);
– субсидии на полновесный скот;
– субсидии на межевание земельных участков;
– выплаты на борьбу с волками.
Несмотря на существующую государственную поддержку ЛПХ, их развитие сдерживается рядом факторов, основными из которых являются:
– трудности при реализации сельскохозяйственной продукции вследствие неотработанной системы сбыта. Члены КФХ, ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным заготовителям и организациям на невыгодных условиях;
– низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
– ограниченный доступ к кредитным ресурсам вследствие отсутствия залогового обеспечения;
– трудности в получении научно-технической и рыночной информации, а также различного рода консультационных услуг;
– отсутствие механизма регулярного взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и КФХ и ЛПХ, с другой.
Выше обозначенные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения малых форм хозяйствования на селе, их решение невозможно без участия государства.
ЛПХ представляет собой форму социальной организации населения в сельской местности, поэтому задачей государства является создание благоприятных экономических и институциональных условий, снятие барьеров, препятствующих их развитию.
Повышение производительности ЛПХ, а также их устойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить занятость и уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития Забайкальского края.
Комитет по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края РЕШИЛ:
1. Информацию "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Забайкальского края:
1) разработать "дорожную карту" по созданию в Забайкальском крае полного замкнутого цикла воспроизводства: производство, переработка, хранение, сбыт сельскохозяйственной продукции;
2) рассмотреть возможность создания в крае логистического центра, предусматривающего расширение возможностей по хранению, переработке, фасовке и сбыту сельскохозяйственной продукции;
3) разработать план мероприятий по внедрению в крае системы адресной продовольственной поддержки населения, которая даст дополнительный импульс для развития сельского хозяйства и пищевой промышленности Забайкальского края, обеспечению гарантированного спроса, интеграции с перерабатывающими отраслями, вовлечения малых форм хозяйствования в обеспечение питанием организованных коллективов;
4) организовать систему сбыта сельскохозяйственной продукции через сеть магазинов шаговой доступности под единым брендом "Сделано в Забайкалье";
5) широко применять меры экономического стимулирования органов местного самоуправления в организации производства и заготовки сельскохозяйственной продукции;
6) подготовить и вынести на обсуждение проект плана мероприятий, необходимых для выполнения обязательных требований, установленных в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013);
8) разработать Государственную программу "Развитие потребительской кооперации Забайкальского края на 2015–2020 годы", определив ответственным исполнителем программы Министерство экономического развития Забайкальского края;
9) рассмотреть возможность выделения социальных выплат на строительство жилья специалистам Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, работающим в сельской местности;
10) в целях введения в экономический оборот невостребованных и вымороченных земельных долей разработать мероприятия по оказанию финансовой помощи органам местного самоуправления сельских поселений на выполнение работ по постановке на кадастровый учет и регистрацию в собственность таких земель.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
1) развивать информационно-консультационное обслуживание населения, рассмотреть возможность создания единого консультативного центра по предоставлению информационных услуг;
2) совместно со специалистами ветеринарных служб районов активизировать работу по реализации части 3 статьи 8 Закона Забайкальского края от 14 июля 2010 года №398-ЗЗК "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края" в части исполнения Приказа Минсельхоза РФ от 11.10.2010 № 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" (система "БАРС.Web - Электронная Похозяйственная Книга");
3) развивать сотрудничество с кооперативами и их союзами по вопросам закупок и поставок продукции, в том числе для муниципальных нужд, осуществления консультативной и других видов поддержки кооперативов. Продвигать идеи кооперативизма на территории районов края с целью объединения малых сельхозтоваропроизводителей для повышения производительности их труда и организации переработки и сбыта их продукции.
4. Рекомендовать комитету по аграрной политике и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края вынести на рассмотрение Совета Законодательного Собрания Забайкальского края вопрос о готовности Забайкальского края к выполнению требований, установленных в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).