Деятельность комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва
В состав комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края входят 10 депутатов: Ваулин А.А. – председатель комитета, Михайлов С.П. – заместитель председателя комитета, Доржиев Г.Д. – заместитель председателя комитета, члены комитета: Богданов К.А., Вершинин А.С., Савин В.И., Наместников К.В., Нимаев Б.Б., Лоницкая Е.Ю., Цыдыпов Н.Ж. На профессиональной постоянной работают председатель комитета Ваулин А.А. и заместитель председателя Михайлов С.П.
За отчетный период комитетом проведено 101 заседание (из них 12 выездных); рассмотрено 396 вопросов; принято 15 базовых законов края; проведено 3 заседания "круглых столов" и одни депутатские слушания.
Комитет по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку осуществляет подготовку вопросов по следующим основным направлениям:
государственная политика в агропромышленном комплексе края;
государственная поддержка в сфере агропромышленного комплекса и социальной сфере села;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции; заготовительная деятельность;
оборот земель сельскохозяйственного назначения;
охрана и использование объектов животного мира и среды их обитания;
сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы; крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство;
профессиональное образование в сфере подготовки специалистов для сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
пользование и распоряжение лесными и водными ресурсами;
экологическая безопасность и охрана окружающей среды;
правоотношения в сфере потребительского рынка.
Комитет по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку в первую очередь работал над созданием нормативной правовой базы нового субъекта Российской Федерации – Забайкальского края.
Правовое обеспечение в сфере агропромышленного комплекса является одним из основных направлений работы комитета. За отчетный период при активной деятельности депутатов увеличились расходы бюджета края по показателю "сельское хозяйство и рыболовство". Так, в 2009 году эта сфера была профинансирована на 1 270, 5 млн. рублей, в 2011 году – 1 529, 4 млн. рублей, по ожидающим показателям в 2012 году – 1 482,8 млн. рублей.
Был принят Закон края "О племенном животноводстве", который регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала). Забайкальский край является крупным сельскохозяйственным регионом, а животноводство – одно из основных направлений, которому уделяется большое внимание. Для дальнейшего грамотного развития животноводства в крае проводится большая работа по совершенствованию существующих и созданию новых пород, типов и гибридов сельскохозяйственных животных, сохранению их генофонда и улучшению воспроизводства племенных животных.
Для создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличения объемов производства и реализации высококачественного мяса говядины в 2009 году утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2009–2012 годы)". Ход реализации программы постоянно находится в центре внимания комитета. Так, указанный вопрос был рассмотрен на выездном заседания комитета в муниципальном районе "Карымский район" в 2012 году. Задачи программы реализуются посредством предоставления субсидий сельскохозяйственным организациям в рамках государственной поддержки. В настоящее время программой охвачены 159 хозяйств из 24 муниципальных районов края. По состоянию на 1 января 2012 года численность племенного поголовья составляет 12,9 тыс. голов, в том числе коров – 5,6 тыс. голов, или 19,6 % от общего поголовья в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей. Племенная база мясного скотоводства представлена тремя племенными заводами и девятью племенными репродукторами по разведению крупного рогатого скота герефордской, казахской белоголовой, калмыцкой и галловейской пород. Размер субсидий на развитие племенного мясного скотоводства, полученных за 2009–2010 годы из федерального и краевого бюджетов, составил 413,8 млн. рублей.
В рамках реализации программных мероприятий всего из-за пределов края завезено 3 174 головы племенного мясного скота, в том числе на условиях лизинга 1 996 голов молодняка крупного рогатого скота (телок и быков), из них 1 395 голов – из Канады. В 2010 году в ОАО "Гунэй" Агинского района на условиях лизинга из Челябинской области завезен племенной скот симментальской породы брединского типа в количестве 40 голов.
В целях дальнейшего повышения уровня продовольственной безопасности Забайкальского края и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства Правительством Забайкальского края утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Забайкальском крае (2013–2020 годы)".
Необходимость восстановления и развития молочного производства в крае в целях решения задачи продовольственной безопасности и независимости региона были отмечены депутатами в ходе заседания "круглого стола", состоявшегося в декабре 2012 года в муниципальном районе "Улетовский район".
Благодаря Закону края "О региональном страховом фонде семян сельскохозяйственных растений", способствовавшему формировавшему в Забайкальском крае регионального страхового фонда семян сельскохозяйственных растений, появилась возможность на полное удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей Забайкальского края в недостающих семенах сельскохозяйственных растений, в том числе в случаях неурожая, а также для обеспечения сортосмены, сортообновления.
Закон края "О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края" предусматривает обеспечение продовольственной безопасности Забайкальского края и удовлетворение потребностей населения Забайкальского края в основных видах продовольствия в соответствии с утвержденными рациональными нормами потребления.
Для решения вопроса продовольственной безопасности отдаленных сел края в 2012 году был рассмотрен вопрос "О развитии потребительской кооперации в Забайкальском крае" на выездном заседании комитета в муниципальном районе "Сретенский район". Для перевода системы потребительской кооперации в режим устойчивого конкурентоспособного развития комитет направил в адрес Правительства Забайкальского края, Забайкальского краевого союза потребительских обществ и органов местного самоуправления муниципальных районов Забайкальского края рекомендации о необходимости активизировать деятельность потребительских обществ по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и сырья, увеличению объёмов продаж товаров и оказанию бытовых услуг сельскому населению, по созданию условий для привлечения новых пайщиков, а также оказанию государственной поддержки организациям потребительской кооперации.
Немаловажную роль в обеспечении продовольственной безопасности края имеют личные подсобные хозяйства. В условиях реформирования экономики и резкого спада производства в сельскохозяйственных предприятиях становится все более очевидной функциональная роль домашних хозяйств. Личное подсобное хозяйство наряду с другими формами хозяйствования рассматривается как самостоятельное звено в системе многоукладной аграрной экономики, как составная часть агропромышленного комплекса. Понимая необходимость дальнейшего развития ЛПХ, по инициативе депутатов – членов комитета Законодательным Собранием края принят Закон края "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края", который регулирует отношения, связанные с оказанием мер государственной поддержки личных подсобных хозяйств на территории края.
В 2012 году был рассмотрен вопрос реализации указанного Закона края на выездном заседании комитета в муниципальном районе "Шелопугинский район". В соответствии с Законом края "О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Забайкальского края" личным подсобным хозяйствам оказывается государственная поддержка на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по определенным кредитам. В 2011 году выделено субсидий в размере 1 045 тыс. рублей, в 2012 году – 1 078 тыс. рублей. В 2011 году объем полученных владельцами ЛПХ кредитов составил 15 200 тыс. рублей, в 2012 году – 9 800,0 тыс. рублей. Участники выездного заседания также отметили, что в настоящий период основными проблемами, затрудняющими развитие сельского хозяйства края, в том числе и ЛПХ, являются:
отсутствие заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в условиях ЛПХ и других форм хозяйствования;
низкие темпы модернизации, обновления основных производственных фондов в большинстве малых форм хозяйствования;
финансовая неустойчивость сельского хозяйства, обусловленная не-стабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточный приток инвестиций на развитие отрасли;
отсутствие рыночной инфраструктуры, затрудняющее доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Производство сельхозпродукции в хозяйствах края теряет свой смысл без стабильного рынка сбыта, предприятия заготовительной деятельности играют огромную роль в решении этой проблемы. В 2010 году комитет провел выездное заседание в г. Шилке по вопросам "О ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", "Об исполнении Закона Читинской области "О государственной поддержке заготовительной деятельности в Читинской области" в муниципальном районе "Шилкинский район", по результатам которого был подготовлен и принят Закон края "О государственной поддержке заготовительной деятельности в Забайкальском крае". Закон края предусматривает государственную поддержку, а также возможность субсидирования части затрат на строительство и капитальный ремонт объектов заготовки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В связи с возрастающей ролью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в насыщении своей продукцией регионального продовольственного рынка, с учетом их большой социальной значимости в создании благоприятных условий для здорового образа жизни был разработан и принят Закон края "О государственной поддержке садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в Забайкальском крае", которым предусматривается оказание государственной поддержки садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, в частности, возмещение части затрат членам указанных объединений на оплату потребленной ими электрической энергии. Вступление в силу указанного Закона края стало толчком для активизации работ по государственному учету садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан края для оказания им мер государственной поддержки. В настоящее время рассматривается вопрос и о других формах поддержки, таких как предоставление субсидии в целях возмещения части затрат указанных объединений на ремонт (восстановление) объектов электро-, водоснабжения, организацию и проведение выставок – ярмарок, публикацию информационных и консультативных материалов, оплату услуг банков по открытию счетов и проведение анализа состояния земель, используемых для ведения садоводов и огородничества.
В целях сохранения и развития пчеловодства края, ввиду отсутствия федерального законодательства в сфере пчеловодства был принят Закон края "О пчеловодстве". Закон регулирует отношения по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений, получению продуктов пчеловодства и поддержки развития пчеловодства Забайкальского края и охрану здоровья потребителей продуктов пчеловодства.
Учитывая, что эпизоотическое благополучие территории – это важнейший фактор, определяющий здоровье населения, эпидемическое благополучие, продовольственную и экологическую безопасность, в 2011 году комитет провел "круглый стол" в муниципальном районе "Дульдургинский район" на тему "Проблемы в области ветеринарии в Забайкальском крае и пути их решения". Участниками "круглого стола" обозначены существующие проблемы в области ветеринарии: ненадлежащее ведение похозяйственных книг, отсутствие в поселениях расколов, забойных площадок, скотомогильников, отсутствие условий для недопущения перепаса животных в зоне границы, отсутствие необходимого оборудования для хранения лекарственных средств на ветеринарных участках. По результатам проведения заседания "круглого стола" принята краевая долгосрочная целевая программа "Строительство и ремонт объектов для захоронения и утилизации биологических отходов на территории Забайкальского края на 2012 – 2016 годы"; приобретены бытовые холодильники для хранения лекарственных средств для ветеринарных участков края; увеличено финансирование на приобретение лекарственных препаратов и выполнены другие рекомендации. В то же время депутаты отмечают, что ветеринарная безопасность края требует системной, плановой работы, а не проведения разовых мероприятий. В связи с этим комитетом было подготовлено обращение к Правительству Забайкальского края о разработке и принятии концепции по развитию ветеринарии в Забайкальском крае, которое направлено в адрес Губернатора Забайкальского края.
Большое значение для развития сельского хозяйства имеет вопрос рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Для этих целей был принят Закон края "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Забайкальского края". В течение всего созыва на особом контроле находилось исполнение этого Закона. Были проведены выездные заседания комитета по вопросу "Об исполнении Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 года № 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" и Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 303-ЗЗК "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Забайкальского края" в муниципальных районах "Улетовский район", "Оловяннинский район". В 2009 году проведены депутатские слушания на тему "Об упорядочении оборота земель сельскохозяйственного назначения". По итогам депутатских слушаний разработана законодательная инициатива Законодательного Собрания Забайкальского края о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота земель сельскохозяйственного назначения. С учетом изменений, предложенных Законодательным Собранием Забайкальского края, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения".
В сфере природопользования комитет особое внимание уделял вопросам лесопользования. Принят Закон Забайкальского края "О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации", определяющий порядок реализации переданных Российской Федерацией субъектам полномочий. В 2012 году в муниципальном районе "Хилокский район" комитетом проведено заседание "круглого стола" на тему "Проблемы сохранения и использования лесов в Забайкальском крае". Вопрос о выполнении рекомендаций заседания "круглого стола" рассмотрен в январе 2013 года на выездном заседании комитета в муниципальном районе "Хилокский район". В рамках исполнения рекомендаций заседания "круглого стола", в целях профилактики лесных и степных пожаров и их своевременного тушения, качественного выполнения иных задач по ведению лесного хозяйства распоряжением Правительства Забайкальского края от 10 сентября 2012 года № 447-Р создано краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Гослесслужба края в рамках исполнения рекомендаций заседания "круглого стола" в части сохранения кедра в лесных насаждениях, примыкающих к орехопромысловым зонам, направила в адрес Федерального агентства лесного хозяйства и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обращения о необходимости дополнения Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, нормой о возможности проведения выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений в насаждениях с участием кедра 1-2 единиц в составе древостоя лесных насаждений, также выполнены и другие рекомендации.
В последние годы во всем мире наблюдается стремительный рост рынка экологически безопасной продукции, в том числе продукции из недревесных ресурсов леса: грибов, ягод, трав, а также кедрового ореха. Продукция природного происхождения как биологически более чистого продукта наиболее востребована. Для рассмотрения проблем заготовки и переработки дикоросов в Забайкальском крае и путей их решения комитетом проведено выездное заседание в муниципальном районе "Красночикойский район". В рамках исполнения решения выездного заседания был разработан и принят Закон края "О внесении изменений в Закон Забайкальского края "О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающий установление нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд в целях строительства зимовий, сушилок, сайб, других временных построек, изготовления колота, а также отопления и приготовления пищи гражданами во время заготовки кедровых орехов для собственных нужд в пределах до 3 куб. метров ежегодно на одну бригаду, а также другие нормы.
Для регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Забайкальского края принят Закон края "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов".
В 2011 году комитет провел выездное заседание в муниципальном районе "Тунгиро-Олекминский район". По результатам выездного заседания подготовлено обращение к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову с просьбой рассмотреть вопрос о снижении ставки платы за единицу площади охотничьих угодий при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений с 5 рублей до 1 рубля за 1 га площади охотничьих угодий в Забайкальском крае.
Также по результатам выездного заседания депутатами внесен на рассмотрение Законодательного Собрания края проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 27.9 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Указанным законопроектом предлагается установить в исключительных случаях при нахождении в труднодоступных и малонаселенных территориях возможность досмотра транспортного средства и изъятия вещей и документов должностными лицами органов, на которые возложен надзор за соблюдением законодательства о животном мире, и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, без присутствия понятых.
Закон края "Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае" регулирует отношения в области образования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае. В рамках полномочий, определенных указанным Законом края, комитетом курируется вопрос о переводе оз. Арей и прилегающей к нему территории из категории особо охраняемых природных территорий "памятники природы" в категорию "природные парки". На сегодняшний день подготовлена аналитическая основа эколого-экономического обоснования организации природного парка "Арей", совместно с ИПРЭК СО РАН разработан план перевода оз. Арей и прилегающей к нему территории в категорию "природные парки".
С целью внедрения современных технологий, основанных на ресурсосбережении, что особенно важно в условиях, когда неуклонно растут цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, минеральные удоб-рения, средства защиты растений и услуги, оказываемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, в 2010 году комитетом совместно с Правительством Забайкальского края проведена научно-практическая конференция на тему "Современное управление агробизнесом путем внедрения ресурсосберегающих технологий в агропромышленном комплексе Забайкальского края".
Основным ресурсом в сфере сельского хозяйства является сельский житель. Медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости, низкий уровень и качество жизни в сельской местности способствует миграции сельского населения. В целях снижения оттока населения из сельской местности, сохранения и привлечения специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий для сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики комитетом рассмотрен вопрос о ходе реализации краевой долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на 2010-2013 годы" в части реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. В ходе обсуждения вопроса депутаты отметили, что из-за недостатка финансовых средств в последние три года потребность работников социальной сферы в получении социальной выплаты практически не удовлетворяется. Вопрос об увеличении финансирования из федерального бюджета решится положительно при условии софинансирования из регионального бюджета. Комитет не раз обращался с ходатайством об увеличении финансирования из регионального бюджета краевой долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на 2010-2013 годы" в части реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, но пока проблема не решена.
В рамках решения проблемы подготовки специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий для сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики депутатами – членами комитета в апреле 2010 года проводилось заседание "круглого стола" по теме аграрного профессионального образования в Забайкальском крае. Вопрос о выполнении рекомендаций "круглого стола" был рассмотрен в июне 2011 года, и был отметил ряд положительных моментов:
в 2010 году произведена реорганизация ФГОУ ВПО "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" и ФГОУ СПО "Читинский сельскохозяйственный техникум" в форме присоединения техникума к академии с образованием на его основе структурного подразделения Забайкальского аграрного института;
в целях оказания содействия муниципальным районам края в создании экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий края Правительством Забайкальского края начата разработка пилотного проекта "Социально-экономическое развитие сельских поселений Шилкинского района Забайкальского края";
в апреле 2011 года в Приаргунском районе на базе государственного образовательного учреждения начального профессионального училища № 31 состоялось открытие регионального ресурсного центра сельскохозяйственного профиля. Сегодня это учебное заведение является современным высокотехнологическим центром по подготовке и повышению квалификации конкурентоспособных рабочих кадров для предприятий агропромышленного комплекса Забайкальского края.